На нашей планете сохранилось много следов, указывающих на присутствие в глубокой древности очень высоко развитой в техническом отношении цивилизации, представителей которой наши далекие предки называли богами. Боги обладали удивительными предметами и устройствами, которые людям казались волшебными и имеющими сверхъестественные возможности. Некоторые такие предметы и устройства сохранились в различных изображениях. Анализ этих изображений с позиций нашей современной цивилизации позволяет в некоторых случаях понять, что именно имелось в распоряжении древних богов. А с помощью легенд и преданий удается понять функциональные особенности божественных предметов и устройств.

Можно было бы предположить, что «ходули» выполняли роль костылей. Фараоны ведь были живыми людьми и вели достаточно активный образ жизни – кто-то мог себе и ноги повредить. Но для костыля все-таки великовата длина. Вдобавок, у «ходулей», имеющих дополнительный квадратный «отросток», отходящий назад, на который можно бы опереться, положив руку сверху, этот «отросток» располагает не на высоте подмышки, а выше плеча фараона.

Положение рук фараона, размер «ходулей» и их другие особенности вызвало у нас лишь одну ассоциацию. Это мог быть специальный фиксатор, закрепляющий тело в каком-то быстро движущемся транспортном средстве и предохраняющий от выпадения из этого транспортного средства. Так, как фиксируются любители острых ощущений на некоторых опасных аттракционах – например, американских горках.

Ассоциация довольно натянута, конечно. Но ничего другого пока в голову не приходит.

Таких статуй немного, но они есть. Как есть и сомнения – а фараонов ли они изображают?..

Рис. 99. Украшение в виде кобр
Рис. 99. Украшение в виде кобр

Иногда на статуях фараонов имеется изображение некоего украшения в виде нескольких рядом расположенных кобр с распущенным капюшоном. Располагаются эти кобры чуть выше колен.

Нам это украшение навеяло идею о каком-то пульте с несколькими функциональными кнопками-клавишами (кобрами). При ходьбе этим пультом, правда, пользоваться было бы сложно – руки чуть не достают, а вот в сидячем положении пальцы попадают как раз на пульт.

Любопытно, что изображения кобр встречаются в Египте очень часто, а вот таких украшений на статуях фараонов не так уж и много. Зато оно есть на тех статуях, у которых имеются и «ходули». Что это – случайное совпадение?..

Достаточно необычное расположение украшения в виде кобр привлекло наше внимание и к такой детали одежды древних египтян как сильно выпирающая вперед юбка. Как считается, подобные юбки египтяне носили, чтобы подчеркнуть свою мужественность – дескать, со стороны создавалось впечатление, что у владельца юбка поднялась эрегированным членом.

Подобное объяснение появления довольно странной детали в наряде (которую еще нужно было как-то обеспечивать) представляется достаточно надуманным. Зато подобная юбка позволяет, например, разместить на ней гибкую и тонкую клавиатуру, имеющую беспроводную связь с удаленным компьютером, и пользоваться ей даже на ходу. Подобные клавиатуры у нас уже имеются…

Рис. 100. Выпирающая вперед юбка
Рис. 100. Выпирающая вперед юбка

И конечно же, нельзя обойти стороной такую деталь одеяния фараонов, как урей.

Урей – это принадлежность царского убора фараонов в виде кобры в боевой стойке. Урей носился на диадеме, а со времен Среднего Царства на короне, и располагался на лбу.

Долгое время царский урей был известен египтологам только по изображениям и статуям. При этом предполагалось, что данный символ власти переходил от фараона к фараону по наследству. Но в 1919 году при раскопках в Саккаре был обнаружен урей фараона Сенусерта II, выполненный из цельного слитка золота с вставками из гранита, сердолика, бирюзы и ляпис-лазури. Еще один подлинный царский урей был найден три года спустя в гробнице Тутанхамона.

Рис. 101. Маска Тутанхамона с уреем на лбу
Рис. 101. Маска Тутанхамона с уреем на лбу

Считается, что урей является стилизованным изображением богини-кобры Уаджит – покровительницы Нижнего Египта. Рядом с уреем зачастую помещали изображение богини-коршуна Нехбе – покровительницы Верхнего Египта. Вместе они символизировали единство египетского государства.

По сути, в трактовке египтологов все сводится лишь к символизму.

Однако урей носили и боги. Причем не только те, кто занимал царствующее положение. Значит, у них урей не сводился лишь к символу власти, а вполне мог иметь и вполне определенный функционал.

В романе братьев Стругацких «Трудно быть богом» главный герой Дон Румата надевал на голову обруч, на котором располагалась специальная видеокамера, посылавшая сигнал на базовую орбитальную станцию. Благодаря тому, что камера таким образом оказывалась на лбу Дона Руматы, люди на базовой станции могли видеть все, что видел сам главный герой.

Мог ли урей нести такую же функцию? Вполне. Например, блики на объективе древние египтяне вполне могли принять за блеск каких-то драгоценных камней и в дальнейшем, создавая копии-муляжи такой видеокамеры, использовать для их изготовления настоящие драгоценные камни. Спутать объектив с драгоценным камнем не так уж и сложно, если не имеешь понятия о том, что такое объектив.

Поскольку же урей носили многие боги, они могли его использовать в качестве средства связи между собой.

Рис. 102. Спутать объектив с драгоценным камнем не так уж и сложно
Рис. 102. Спутать объектив с драгоценным камнем не так уж и сложно

Однако древние предания позволяют выдвинуть совсем иную версию. Согласно этим преданиям, урей был защищающей от всех зол змеей, которая извергала огонь и называлась поэтому еще огненным глазом бога солнца Ра. Так что у богов это могло быть нечто типа мощного лазера, наводить который на цель было проще простого – надо было просто повернуть голову в нужную сторону. И при совсем небольшой тренировке обеспечивать эффективность попадания лазера в цель.

Впрочем, функцию прицеливания могла исполнять и дополнительная камера – то, что египтологи считают изображением богини-коршуна Нехбе. Благо она располагалась непосредственно рядом с «коброй»…

Атрибуты египетских богов

Заглянем еще раз в храм Сети I в Абидосе и посмотрим повнимательней на те предметы, которые держат в руках боги в сценах, запечатленных на стенах.

Историки обычно используют для обозначения этих предметов термин «атрибут бога», сводя большей частью эти предметы к неким символам, не имеющим никакого практического применения. Но подобная трактовка уместна для выдуманных богов, мы же ведем речь о реальности этих самых богов. Следовательно, их «атрибуты» могут иметь и вполне практическое функциональное назначение. Это, скажем, подтверждает изображение в руках Тота таких «атрибутов» как свиток папируса или измерительная линейка – вполне обыденных предметов, имеющих понятное практическое применение.

Тогда что может означать прямоугольный предмет с двумя круглыми кнопками, свисающий из сжатой кисти руки бога на чем-то типа шнурка или провода?.. По мнению историков это – древняя чернильница. А на мой взгляд, весьма похоже на упрощенное изображение пульта дистанционного управления либо средства связи типа мобильного телефона или рации…

Рис. 103. «Пульт дистанционного управления» в руках бога
Рис. 103. «Пульт дистанционного управления» в руках бога

Есть и другие забавные изображения. Но наиболее загадочным и наиболее часто встречающимся в храме Сети I предметом в руках богов является некий «скипетр», для которого египтологи используют термин «уас». Следует только сразу же отметить, что термином «уас» также обозначают гораздо более короткий, по сравнению со «скипетром», но во многом схожий по внешнему виду предмет.

Вот, что можно прочитать по поводу уаса:

«Скипетр уас состоит из вертикальной части, раздваивающейся на нижнем конце, и увенчанной поперечной наклонной секцией, часто в форме головы животного, возможно, фантастического. Нижняя часть изображает ноги животного, а длинная средняя соответствует телу или шее, как у жирафа. Однако детальная зооморфная проработка есть только у «головы» скипетра, напоминающей голову животного Сета, но смысл этой ассоциации не ясен».

На самом деле это справедливо в отношении «короткого уаса» (если так можно выразиться) и лишь тех «скипетров», где они изображены в явно упрощенном виде. Это упрощение и запутало исследователей, явно смешавших два совершенно разных объекта.

«Скипетр», изображенный в руках богов на стенах храма Сети I, существенно сложнее. В нижней части он представляет собой явно полую трубку с выходящей из нее «вилкой с двумя зубцами» (те самые якобы «ноги животного»). Эта «вилка» показана то полностью задвинутой в «скипетр», то частично или полностью из него выдвинутой. Такое различие в положении «вилки» явно указывает на какую-то ее функциональность.

В верхней же своей части «посох» заканчивается крючковатым разветвлением, который и считается навершием «уаса». На изображениях в храме Сети I к верхней части «уаса» добавляются в различных количествах и комбинациях еще один или более «уас», а также объекты под названием «анкх» (так называемый «египетский крест», у которого верхняя «палочка» заменена на «кольцо») и «джед» (утолщенный цилиндр с поперечными «насадками»).

Рис. 104. «Скипетр» в нерабочем состоянии
Рис. 104. «Скипетр» в нерабочем состоянии

Сравнив разные изображения в храме Сети I, можно обратить внимание на то, что «уас», «анкх» и «джед» на «скипетре» могут находиться как в «сложенном», так и в «развернутом» состоянии. Причем в «развернутом» виде они представлены именно тогда, когда на изображении отражено явно взаимодействие бога с кем-то еще (человеком или другим богом). И на самом деле вполне можно вести речь не столько о «свернутом» или «развернутом» состоянии верхней части «скипетра», сколько о ее «рабочем» и «нерабочем» положении – особенно если вспомнить о том, что и нижняя часть «скипетра» тоже может находиться в разном состоянии.

В целом же получается, что «скипетр» не был каким-то сугубо символическим «атрибутом», а представлял собой некое довольно высоко технологичное устройство со вполне определенными функциональными возможностями, а дополнительные «уасы», «анкхи» и «джеды» (в разной их комбинации) использовались в том случае, когда требовалось изменить или усилить воздействие «скипетра».

Рис. 105. Рабочее состояние «скипетра»
Рис. 105. Рабочее состояние «скипетра»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

5 комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: