На нашей планете сохранилось много следов, указывающих на присутствие в глубокой древности очень высоко развитой в техническом отношении цивилизации, представителей которой наши далекие предки называли богами. Боги обладали удивительными предметами и устройствами, которые людям казались волшебными и имеющими сверхъестественные возможности. Некоторые такие предметы и устройства сохранились в различных изображениях. Анализ этих изображений с позиций нашей современной цивилизации позволяет в некоторых случаях понять, что именно имелось в распоряжении древних богов. А с помощью легенд и преданий удается понять функциональные особенности божественных предметов и устройств.

А Франсуа Даумас предположил, что события, отраженные в барельефах этой крипты, содержат традиционный для египтян обряд празднования Нового года. И что первая церемония была совершена именно в этих комнатах. Таким образом, надписи представляют собой сюжет мифа, появление которого праздновалось в Египте.

Рис. 56. Ладья с египетскими богами
Рис. 56. Ладья с египетскими богами

На первый взгляд, все выглядит вроде бы логично. Но это – только на первый взгляд. Если же «копнуть поглубже», то тут же обнаруживается целый ряд несоответствий.

Во-первых, ладью бога Ра египтяне изображали гораздо более похожей на реальные лодки и не прибегали к подобной «символике», в которой получается, по сути, всего половина ладьи.

Во-вторых, небо изображалось вовсе не каким-то грушевидным пузырем, а совсем иначе. Классическое, если так можно выразиться, изображение неба содержит антропоморфную фигуру богини Нут со звездами – именно такое изображение имеется и в Дендере в другой комнате храма Хатхор. «Кокон» из защитной магической энергии также выглядел совершенно по-другому (мы к нему вернемся позднее).

В-третьих, не все так однозначно и с Айхи. И дело не в том, что далеко не все ясно с его отцом (помимо Гора на это звание претендует также Ра), а в том, что, считаясь богом музыки, он изображался чаще всего в виде человека, находящегося в трансе и играющего на систре (древнем музыкальном инструменте), а иногда – в виде маленького обнаженного ребенка с пальцем во рту или в виде мальчика с «локоном юности» и систром. А якобы «символическое» его изображение в виде змеи, выходящей из лотоса, упоминается только в единственном (!) случае – как раз при описании рисунков храма Хатхор в Дендере. А это означает, по сути, откровенную и ничем объективно не обоснованную подтасовку.

Новый год же вообще притянут тут за уши, поскольку празднование Нового года у египтян связано было прежде всего с разливами Нила, а вовсе не с мифом о рождении второразрядного бога…

Рис. 57. Небо в виде богини Нут
Рис. 57. Небо в виде богини Нут

Даже с учетом уже этих моментов версия египтологов выглядит очень слабо. Она производит впечатление неуклюжей попытки хоть как-то уйти от «электрической» версии, свалив общий вид «неудобных» дендерских изображений на случайное сочетание символов.

Однако при обращении с символами вообще следует быть весьма острожным, поскольку для корректной трактовки какого-то конкретного символа, нужно уже фактически знать его смысловое значение и именно в том культурном контексте, где он использовался – в данном случае у древних египтян, про которых египтологи (не будучи погружены в реальную культурную среду живых обитателей Древнего Египта) могут только строить теории.

В качестве иллюстрации можно рассмотреть хотя бы символ из двух перпендикулярных черточек, который даже в наше время имеет целый ряд принципиально разных значений. В христианской религии это символ распятия Бога-сына и символ самого Христа, в математике – плюс или знак умножения, в химии – знак заряда иона, в правилах дорожного движения – знак «Остановка запрещена», в анкетах – выбор конкретного ответа и так далее и тому подобное…

Кроме того никто почему-то не задается вопросом о том, каким образом достаточно все-таки случайное сочетание различных символов, сложилось в такое итоговое изображение, которое у людей с техническим образованием вызывает весьма четкие ассоциации с конкретным электротехническим устройством. Какова вероятность подобных совпадений?.. Она ничтожна!..

И даже если «патрон» лампы действительно изображает лотос (такое ведь тоже возможно), это совершенно не отменяет версии именно технического характера всего рисунка. Мы тоже часто прибегаем к цветочным мотивам в оформлении наших осветительных приборов. Но это же не означает, что из-за этого, например, люстра перестает быть люстрой и становится букетом цветов…

Рис. 58. Люстра в форме букета цветов
Рис. 58. Люстра в форме букета цветов

Рисунки на стенах крипты окружены текстами, которые у человека с техническим образованием вызывают ассоциации с какой-то инструкцией по использованию изображенных устройств или их описанием.

У египтологов и по поводу текстов совершенно иное мнение. Более того – они даже используют имеющиеся переводы этих текстов в качестве «доказательства несостоятельности» версии электротехнического назначения изображенных на стенах крипты объектов. Например, имеется такой перевод одного из текстов:

«Харсомтус… великий бог, пребывающий в Дендере. Золото, высота 4 ладони. Сделано из металла Дневной ладьи Ра (?), цветок лотоса – из золота. Харсомтус… разноцветный и пернатый, восседает на колонне. Золото, высота 1 локоть [имеется в виду Харсомтус в ипостаси сокола]. Харсомтус… его живое «ба» в цветке лотоса Дневной ладьи, чье совершенство держит обеими руками столб джед, в то время как его «ка» стоит на коленях с согнутыми руками. Золото, драгоценные камни, высота 3 ладони».

Этот текст трактуется египтологами в качестве описания золотых статуэток богов, которые некогда хранились в этой крипте, исполнявшей, как указывалось ранее, в том числе и роль кладовой.

Рис. 59. Фрагмент текста над изображением одной из «ламп»
Рис. 59. Фрагмент текста над изображением одной из «ламп»

Однако и здесь не все столь однозначно.

Во-первых, реальных статуэток тут никто никогда не видел. И нет никаких гарантий, что их хранение в крипте не является вымыслом, весьма далеким от реальности.

Во-вторых, характер расположения надписей свидетельствует в пользу все-таки той версии, что тексты и изображения взаимосвязаны, а не представляют собой совершенно отдельные самостоятельные элементы рельефа. Между тем банальный перечень статуэток, оставленных на ответственное хранение, никак не соотносится ни с мифологическим сюжетом о боге Харсомтусе (см. трактовку рисунка выше), ни с версией электрических ламп.

И в-третьих, перевод египетских иероглифических текстов – дело вовсе не такое простое. Он гораздо сложнее, нежели перевод с английского на русский. При прочтении отдельных египетских иероглифов, а также при соединении их в нечто осмысленное, большую роль играют субъективные установки «переводчика», которые сильно отражаются на итоговом результате перевода. Так что даже среди египтологов есть довольно сильно отличающиеся по смыслу трактовки текстов крипты. Например, встречается утверждение, что эти тексты описывают тайные ритуалы жрецов. А перевод, осуществленный Вольгангом Вайткусом, указывает на посвящение этих изображений ряду праздников и божествам, например, Тоту.

Легко заметить, что в данном случае мы уже имеем три принципиально разных трактовки содержимого текстов. Так разве что-то нам запрещает предположить, что может быть и четвертая трактовка, связанная именно с «электрической» версией?.. И между прочим, для такого предположения имеются вполне определенные предпосылки.

Так, например, в иероглифических текстах, сопровождающих барельефы, «змеи» описываются глаголом «seref», что означает «пылать», и речь здесь вполне может идти о ярко светящейся нити накаливания или разрядной дуге.

Заметим, что явное обилие цифр и чисел в текстах вокруг изображений на стенах крипты (которое подмечают даже переводчики-любители) запросто может иметь отношение не к размерам мифических статуэток, а к параметрам устройств, имевших электротехническое (или какое-то иное) назначение. Равно как вполне уместны в таком случае и наименования конкретных материалов, встречающиеся в этих текстах. А действия, которые трактуются как часть жреческих ритуалов или празднеств, вполне могут оказаться требованиями к действиям пользователей устройств. Откройте любую инструкцию к какой-либо технике – легко найдете там все эти элементы.

Увы, достаточно очевидно, что ни один египтолог, дорожащий своей научной и служебной карьерой, не возьмется за ответственный перевод надписей в крипте на базе подхода, который хотя бы просто допускал возможность такого «технического» прочтения текстов…

Серьезным контраргументом египтологов и других противников «электрической» версии является то, что у египтян не было необходимой базы для создания ламп накаливания, а тем более газоразрядных ламп. Не было технологии производства стеклянных колб, не было оборудования для откачки из них воздуха, не было производства электропроводящих и изолирующих материалов. По сути не было ничего, что позволило бы сделать самую простую лампочку. Не известно у древних египтян и каких-либо источников энергии, которые необходимы для работы таких ламп.

Иногда в попытке решить проблему с источниками питания сторонники «электрической» ссылаются на странные находки в Месопотамии. В 30-х годах прошлого века во время раскопок под Багдадом немецкий археолог Вильгельм Кениг обнаружил глиняные кувшины (размером в полтора десятка сантиметров), внутри которых находились полые цилиндры из меди. Эти цилиндры были закреплены на дне глиняных сосудов слоем битума. А в 40-х годах ХХ века возле древнего города Селевкия ученые снова обнаружили подобные сосуды, которые напоминали цветочные вазы. Все эти находки насчитывали более двух тысяч лет.

Конструкция сосудов указывала на то, что они могли служить в качестве… гальванических элементов. Для того, чтобы проверить эту гипотезу, исследователи наполнили сосуды электролитом (лимонным соком) и обнаружили между железным стержнем и медным цилиндром разность потенциалов в 0,25-0,5 вольта. Древний элемент начал давать ток силой 0,5 ампера. А несколько таких элементов, соединенных вместе, вполне могли питать и небольшую лампочку от фонарика.

Американский химический журнал «Хемистри» предложил еще одну гипотезу о назначении загадочных «ваз». Основываясь на том, что в некоторых сосудах были найдены остатки оливкового масла, авторы представленной в этом журнале гипотезы предположили, что «ваза» могла работать в качестве и конденсатора. При этом цилиндр и стержень, располагавшиеся внутри сосуда, были его обкладками, а масло – диэлектриком. Данный конденсатор могли заряжать путем многократной передачи на его электроды электрического заряда с какого-нибудь внешнего источника – например, с тех же гальванических элементов.

В парке Дэникена макет дендерской лампы так и демонстрируется вместе с макетами нескольких таких «багдадских батареек»…

Рис. 60. «Багдадская батарейка»
Рис. 60. «Багдадская батарейка»

Но даже соединенных вместе нескольких примитивных «багдадских батареек» будет явно недостаточно для работы сколь-нибудь больших ламп накаливания. И уж заведомо они не способны выработать такое напряжение, которое необходимо для работы газоразрядных ламп. Понимая это, Вальтер Гарн выдвигал иное предположение:

«…жрецы, наверное, имели в своем распоряжении что-то наподобие генератора Ван-де-Граафа, которые ныне используют преимущественно в ядерной физике. В нем по изолированной ленте электрические заряды попадают в шар, где снимаются острыми выступами. Благодаря этому шар заряжается и находится под высоким напряжением. С помощью таких примитивных генераторов можно очень легко получить напряжение в несколько тысяч вольт».

Однако никаких признаков генератора Ван-де-Граафа или каких-либо его аналогов в Египте не найдено. Поэтому даже если древние египтяне и были знакомы с «багдадской батарейкой», то это все равно не снимает проблемы с источниками электричества для дендерских ламп…

Но если серьезных источников энергии и базы для создания дендерских ламп не было у египтян, то это не значит, что всего этого также не было у богов – представителей высоко развитой цивилизации, оставившей после себя массу следов на разных континентах. Напротив, уровень их развития был явно настолько высок, что создание подобных электротехнических устройств для них должно было не представлять никаких проблем. Так что мы имеем полную возможность для того, чтобы выдвинуть версию, что на стенах храма Хатхор в Дендере изображены предметы богов. А надписи рядом с этими изображениями содержат в себе некоторые знания богов по устройству или использованию соответствующих электротехнических устройств. В конце концов тексты эти до сих пор толком так и не переведены…

Косвенно, в пользу этой версии говорит и то, что изображения ламп есть не только в крипте, но и на стенах одного из основных залов храма Хатхор, а тексты присутствуют только в крипте – потайной комнате. И крипта эта была не просто скрыта от посторонних глаз, а в буквальном смысле замурована!..

Дело в том, что сама крипта находится ниже уровня пола храма. Спуститься туда сейчас можно по деревянной лестнице, но лестница эта современная. В столь важных и помпезных храмах египтяне, судя по всему, деревянных лестниц не использовали – они строили каменные лестницы. Так, скажем, в аналогичную крипту в храме Эдфу ведет вполне приличная лестница из каменных блоков. В Дендере же такой лестницы нет. Нет вообще никаких обломков или признаков того, что такая лестница там была!..

Зато есть явные признаки того, что массивные блоки пола, ранее закрывавший вход в это помещение были даже не убраны, а просто грубо выломаны. Судя по всему, крипта была не просто подземным, но и тщательно замаскированным помещением, повседневного входа в которое и не подразумевалось. И ныне туда можно попасть через узкий и очень невысокий лаз лишь на четвереньках. Изнутри же можно заметить, что область вокруг входа была кем-то тщательно заложена каменными блоками в незапамятные времена – видимо, для того, чтобы закрыть доступ непосвященных к знаниям богов.

Но когда это было сделано?..

Мы неизбежно выходим на вопрос о времени строительства храма.

Тайны храма Хатхор

Египтологи, открывшие храм, сначала отнесли его постройку к глубокой древности – аж за 15 тысяч лет до нашей эры.

Однако постепенно изучая особенности храма, его настенные изображения и иероглифы, ученые растерялись. Многие находки указывали на его более позднее строительство, а точнее на эпоху царствования династии Птолемеев и римских императоров, то есть на I век до нашей эры и даже начало нашей эры. В подтверждение этого известный исследователь Жан-Франсуа Шампольон в 1822 году объявил, что он нашел надпись в храме, которую прочитал как «автократор». Это «звание» носили только римские императоры. В результате во многих справочниках и ныне можно прочитать, что храм Хатхор в Дендере создан был лишь во времена Птолемеев.

В свое время мы просили знакомых египтологов указать источники, в которых были бы названы или описаны какие-то реальные находки (помимо упомянутой надписи), которые привязывали бы храм Дендеры именно к периоду Птолемеев. Месяц весьма добросовестных поисков закончился ничем. Точнее – констатацией того, что для подобной датировки нет абсолютно никаких объективных данных. Есть лишь просто устоявшееся мнение уважаемого авторитета…

Рис. 61. Жан-Франсуа Шампольон
Рис. 61. Жан-Франсуа Шампольон

Между тем, даже в самом первом от входа зале можно увидеть, что из под блоков пола выглядывают… цилиндрические блоки каких-то колонн. Так никто не строит. Так в древности лишь реставрировали более древние сооружения.

Ныне же египтологи вынуждены признавать, что Птолемеи были лишь одними из последних строителей. До них комплекс и сам храм многократно (!) перестраивались. Так, каменные блоки с именами великих царей Среднего и Нового царства – Аменемхета III и Тутмоса III были обнаружены в основании здания, воздвигнутого на территории комплекса в I тысячелетии до нашей эры при Птолемеях. А в текстах на стенах храма Хатхор сохранилось упоминание и о более древних временах. Согласно этим текстам, еще в XXIII веке до нашей эры фараон VI династии Пепи I расширил древнее святилище богини, в память о чем носил титул «Возлюбленный Хатхор из Дендеры». Есть и те, кто склонен относить создание храма к еще более глубоким временам – в частности, ко времени фараона IV династии Хуфу (которому египтологи приписывают создание Великой пирамиды на плато Гиза).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

5 комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: