На днях узнал, что коллеги из Aturs решили организовать новогодний экспедиционный тур в Египет по очень интересному и насыщенному маршруту: Каир – Гиза – Саккара – Дашур – Асуан – Храм Калабша – Ком Омбо – Эдфу – Луксор – Карнак – Абидос – Дендера – Каир.
Плато Гиза. Автор фото: Ирина Шевченко
Месяца ещё не прошло, как я сам вернулся из Египта, проехав по очень схожему маршруту, и впечатления до сих пор переполняют. Это была уже пятая поездка в Египет, три из которых прошли в компании как раз Aturs, за что я им очень благодарен. Вряд ли без них когда-нибудь посчастливилось бы попасть в шахту Осириса или пирамиду Сехемхета – закрытые объекты, посетить которые можно только благодаря специальным разрешениям, получаемым от министерства древностей Египта. Последняя вообще была законсервирована, а вход полностью занесён песком. Но коллегам удалось собрать средства на повторные раскопки пирамиды, и весной 2020 года попасть туда первыми в мире в качестве именно посетителей.
Раскопанный вход в пирамиду Сехемхета. Автор фото: Наталья Носова
Алебастровый саркофаг внутри пирамиды Сехемхета. Автор фото: Наталья Носова
Не знаю, куда именно группе удастся попасть в этот раз, кроме открытых к посещению объектов. Например, недавно им посчастливилось проникнуть в интереснейшую гробницу Сенусерта III и в его же, как считается, пирамиду. Сведений о посещении этих объектов туристами днём с огнём не сыщешь. Даже среди профессиональных египтологов лишь малая часть может похвастаться спуском в перечисленные сооружения.
Вход в гробницу Сенусерта III. Автор фото: Наталья Носова
Внутренние помещения гробницы Сенусерта III. Автор фото: Наталья Носова
Саркофаг в гробнице Сенусерта III. Автор фото: Наталья Носова
Информация выше важна будет для тех, кто хочет открыть для себя страну фараонов совсем с другой стороны, а заодно найти соратников в изучении древней истории или просто хорошую компанию, с которой интересно. Ведь рядом всегда будут люди, знающие как классическую историю Древнего Египта и уже давно являющиеся дипломированными египетскими гидами, так и те, кто поможет увидеть историю одной из древнейших цивилизаций прошлого совсем под другим углом. Например, Дмитрий Павлов – учёный-исследователь, идейный вдохновитель ЛАИ и просто замечательный рассказчик, знающий о Египте больше, чем многие специалисты, профессионально изучающие эту страну.
У входа в пирамиду Сенусерта III. Автор фото: Наталья Носова
Саркофаг внутри пирамиды Сенусерта III. Автор фото: Наталья Носова
Кроме того, вместе с Aturs я был на Байкале этой осенью, о чём писал в одном из своих телеграм-каналов «Странствия». И не жалею ни минуты, проведённой с этими удивительными и интереснейшими людьми.
Но вернёмся к Египту. Изначально я планировал опубликовать на Дзене детальный рассказ о каждом из посещённых мест. И обязательно вернусь к этой идее позже. А сейчас новость об очередной поездке коллег натолкнула меня на мысль о написании общего впечатления.
Внутри храма Сети I (Абидос). Автор фото: Ирина Шевченко
Наш маршрут был следующим: Каир, Абидос, Кена (Дендерский храм), Луксор (колоссы Мемнона, Луксорский музей, Рамессеум, долина Царей, долина Знати, Луксорский и Карнакский храмы, Мединет Хабу, Дейр-эль-Медина, долина Цариц), Эсна, Эдфу, Асуан, остров Элефантина, Абу-Симбел, Асуанские каменоломни, Нубийский музей, Каир (Гиза, Каирский музей). Заняла эта поездка десять дней, но даже этого оказалось мало. Например, когда в день посещаешь полтора десятка гробниц, то впечатления и картинки в голове могут смазываться. Помогает не запутаться в этом разве что камера. Кстати, в Египте разрешили снимать на большинстве археологических объектов, кроме внутренних помещений пирамид Гизы. Причем, теперь даже деньги за билет на съемку не требуют. Можно даже в музеях бесплатно снимать. Исключение, опять же, некоторые залы Каирского музея. Я таковых три насчитал.
Внутри гробницы Рамзеса VI (долина Царей)
Внутри гробницы Размзеса VI (долина Царей)
В Египет всегда хочется возвращаться. При этом к нему совершенно невозможно привыкнуть. Причем, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Например, самыми главными проблемами государства, как мне кажется, являются нищета и мусор, соседствующие друг с другом. При этом сама страна не выглядит бедной, с учётом реализуемых сейчас Египтом проектов и желанием государства стать региональным лидером. Но люди… люди предоставлены сами себе. Отсюда вся та навязчивость по отношению к иностранцам. Даже для босоногих детей мы там – это «Хэллоу, бакшиш» или «Хэллоу, мани». Не больше. Просто средство для заработка, чтобы прожить ещё один день. Поэтому не стоит удивляться, когда охранники или даже действующие местные египтологи сами предлагают тебе пройти на закрытую для посещения территорию или отворяют двери в такие же закрытые помещения.
Луксор
Каир
Ложные двери закрытого святилища Осириса на территории Карнакского храма
Египет поражает. И нет другого такого места на планете для всех, кто интересуется древней историей, как страна фараонов. Есть огромное количество других интереснейших мест. Например, на меня произвела колоссальное впечатление Южная Америка, со своим особым укладом жизни, удивительнейшей культурой, природой и, конечно же, историческими загадками. Но Египет всегда остаётся за скобками. Как только ты вступаешь на территорию очередного памятника, ты просто забываешь про тот весьма печальный быт, в котором живут современные египтяне. Это кажется временным и почти неважным. Что уж там говорить, таким же временным и скоротечным событием тебе кажется даже собственная жизнь на фоне сооружений, бросающих вызов самой вечности.
Храм в Дендере
Храм в Дендере
Колонны Карнакского храма
В языке древних египтян было, как минимум, два понятия вечности. Строили ли все эти невообразимые сооружения, бережно на века укрытые раскаленными песками Чёрной земли, сами египтяне или же часть из них перешла им в наследство от кого-то ещё? Не в этом суть. Факт в том, что понятие вечности стало здесь почти осязаемым, и архитектура Древнего Египта до сих пор смогла сохранить этот образ. Это ни с чем не сравнимое ощущение.
Рамессеум (Луксор)
Рамессеум (Луксор)
Закладывали ли строители эту идею в свои творения, или это просто усиливающееся с каждым разом впечатление от обилия вокруг древностей, вопрос открытый. Но вот ты стоишь посреди колонн Луксорского храма, и смотришь на яркую точку в темном небе – далекую планету – и понимаешь, что между теми далекими временами, когда создавались эти колонны, такая же темная бездна, только не космоса, а времени. Но это неважно. Когда-то некто другой стоял здесь и так же смотрел на звёздное небо, он не знал будущего, не знал, что его культура исчезнет, а спустя тысячи лет на этом самом месте, на его руинах, уже другие люди будут видеть пусть немного другое, но по-прежнему такое прекрасное небо.
Луксорский храм
Луксорский храм
Египетская культура прекрасна и необычна. Творением рук древних мастеров хочется наслаждаться и восхищаться. Даже те многочисленные росписи стен гробниц древнеегипетских правителей, сделаны ли они красками или в виде барельефа, завораживают и не отпускают. Особенно, если на какой-то миг забываешь, что всё это искусство посвящено не жизни, а смерти. Впрочем, эти понятия противоречивы для нас, но не для культуры Древнего Египта. Египтяне верили, что смерть – лишь очередная дверь, пройдя которую ты продолжаешь свой путь. Но что могло быть причиной столь твёрдой и непоколебимой убеждённости, неизменно сопровождающей цивилизацию Египта до самого её заката? Предрассудки? Домыслы? Слепая вера малограмотных людей, хоть как-то пытавшихся оправдать смысл своей жизни? Вряд ли. Слишком уж сильно не стыкуется это с тем их наследием, что осталось от этой величайшей культуры.
Внутри гробницы Нефертари (долина Цариц, Луксор)
Внутри гробницы Нефертари (долина Цариц, Луксор)
Вечная жизнь – это то, к чему стремятся все религии. То, что искали мистики на протяжении всей истории человечества. И если в этих поисках есть хоть какое-то рациональное зерно, то пришло оно именно из Древнего Египта.
Древо Жизни и связка ключей жизни в закрытом святилище Осириса (Карнак)
Время и вечность запечатленные в камне. В пирамидах и храмах, гробницах и статуях, в рисунках и барельефах… И сотни, тысячи всё ещё не открытых для глаз мест, хранящих тайны прошлого…
Закрытая крипта храма в Дендере
Закрытая крипта храма в Дендере
Раскопки в Луксоре с высоты птичьего полёта
В самом конце нашей поездки, возле пирамиды Микерина на плато Гиза, нам повстречался один египтолог. Мы были одни, и он предложил проводить нас по нескольким закрытым для посещения объектам, часть из которых даже не была до конца раскопана. Я спросил его, когда эти помещения будут доступны для свободного посещения и почему закрыты многие из тех, что давно расчищены и безопасны. «Возможно, никогда», – сказал он. Но на вопрос «почему?» у него не было ответа.
Некрополь Гизы возле пирамиды Микерина
Некрополь Гизы возле пирамиды Микерина
Некрополь Гизы возле пирамиды Микерина
Но что такое “никогда” для страны, чья история пережила рождение и гибель почти всех известных цивилизаций? “Никогда” для отдельного человека – означает то время, что отведено ему судьбой. “Никогда” для любой структуры, любого образования – это лишь миг по сравнению с возрастом наследия Древнего Египта. Я уверен, что “никогда” – это не абсолютная величина. И загадки Древнего Египта, рано или поздно, приоткроют завесу тайны для всех нас.
Плато Гиза
А пока – в Египет стоит ехать, стоит возвращаться, стоит восхищаться и удивляться наследием древних… Ведь история – это не даты, не перечень событий, документов и трактовок. История – это фундамент будущего. А наследие цивилизации Древнего Египта – это истоки истории. Истоки вечности. (С. Дешевой)
Автор фото: Сергей Дешевой.
Добавить комментарий