В своем труде «Создание древних цивилизаций (Обновленная теория происхождения государств)» Андрей Юрьевич Скляров исследовал процесс появления древних государств в долинах больших рек и выделил пять основных центров, обладавших признаками искусственного создания государственности и культуры.  Это долины рек Инда, Нила, Тигра и Евфрата, Амударьи и Хуанхэ. В этих регионах в период с 2600 г. до н.э. по, приблизительно, 2200 г. до н.э. произошёл стремительный взлёт государств Хараппы, Египта, Шумера и Аккада, культуры Бактрийско-Маргианского Археологического Комплекса и первого китайского государства императора Хуан-ди. Судьба искусственно созданных государств была различна. Лишённые поддержки и контроля богов, одни культуры быстро канули в небытие, другие оказались устойчивей и, пройдя периоды хаоса, смогли сохранить свою цивилизацию.  За подробностями отсылаю читателя к источнику.

Скляров подробно разобрал государства Междуречья и Египта, а вот БМАК и Китаю уделил лишь пару абзацев. Целью данной статьи является попытка заполнить пробелы теории, связанные с Китаем и Южной Америкой.

Начнём с Китая. Какая культура в долине Хуанхэ получила развитие в 2600 – 2200 г. до н.э.? Это была группа энеолитических культур под названием Луншань. Культура названа по близлежащему городу Луншань («Гора Дракона»). Численность населения резко увеличилось в течение 3-го тысячелетия до н.э., а затем резко сократилось в большей части региона, а многие крупные центры были заброшены приблизительно к 2000 г. до н.э, пока в центральной области не превратилась в культуру бронзового века Эрлитоу.

Керамика культуры Луншань. Из Википедии, свободной энциклопедии.
Керамика культуры Луншань. Из Википедии, свободной энциклопедии.

Считается, что этот культурный слой возник на базе культуры Яншао, но под влиянием извне. Якобы мигранты из Центральной Азии вызвали культурный обмен. А можно предположить, что те, кто дал знания и технологии центральноазиатам, научил тому же и древних китайцев.  Это влияние проявилось в появлении гончарного круга, новых сортов зерна (выращивание пшеницы) и новых пород скота (приручены козы, овцы, коровы). Луньшанцы выращивали просо и рис, разводили свиней, производили своеобразную керамику черного цвета. Китайский учёный Ян Вэньмин даже предложил термин «эра Луншань», чтобы охарактеризовать культуры позднего неолита (3-е тысячелетие до н.э.) по всему региону.

В этот период практикуется скапулимантия, то есть гадание на костях коров, свиней, овец и оленей, что можно рассматривать как практику жертвоприношений. Есть сведения и о человеческих жертвоприношениях.

На се­ве­ро-за­па­де и се­ве­ре Шань­ду­на в эне­о­ли­те воз­ни­ка­ет бо­лее 30 го­ро­дов, в том числе не ме­нее 8 име­ют пло­щадь свыше 100 тыс. м2. Го­ро­ди­ща раз­ных раз­ме­ров об­ра­зу­ют груп­пы, некоторые об­не­сены сте­нами из ут­рам­бо­ван­ной зем­ли, прак­ти­че­ски в ка­ж­дом есть грун­то­вые плат­фор­мы для куль­то­вых или об­щественных со­ору­же­ний. В других областях поселения меньших размеров, но распределены весьма плотно, многие селения находятся на расстоянии менее 1 км друг от друга.  Некоторые поселения насчитывали до 100 домов.

На­ли­чие го­ро­дов, пись­мен­но­сти, со­ци­аль­ной диф­фе­рен­циа­ции, ста­тус­ных из­де­лий из неф­ри­та и прочих признаков, по­зво­ля­ет оце­ни­вать уро­вень раз­ви­тия эне­о­ли­тических куль­тур Шань­ду­на как ран­не­го­су­дар­ст­вен­ный.

Племена культурной общности Луншань представляли собой среду, в которой вызревали прогрессивные методы производства орудий, приведшие к появлению меди и бронзы, складывались элементы будущей городской цивилизации и формирующегося государства.

На обширной территории в луншаньское время получила распространение сходная в своей основе технология керамического производства, появился гончарный круг, повсюду господствующим стал хозяйственно-культурный тип оседлых земледельцев, выращивавших злаковые культуры. Отчетливо проявилась тенденция к расширению числа видов домашних животных. Луншаньцы и их ближайшие соседи, первыми овладели производством и обработкой металла. В дальнейшем знакомство с выплавкой меди, соединенное с богатым опытом строительства и эксплуатации гончарных печей, изготовления керамики, позволило энеолитическим племенам быстро перейти к производству бронзы и освоить оригинальную технологию отливки бронзовых изделий в глиняных формах.

Итак, что мы имеем? Боги дали людям в этом регионе технологии выплавки меди и бронзы, выращивания злаковых культур, скотоводства, постройки городов, письменность, основы государственности. Собрали людей в города и заставили выращивать злаковые, выплавлять металл, разводить скот и приносить  жертвы. Таким образом, мы видим те же признаки вмешательства богов в жизнь первобытных людей, что и в других мировых центрах.

Но весь этот праздник существовал приблизительно до 2250 г. до н. э., когда все эти до того прекрасно себя чувствовавшие культуры практически одномоментно приходят в упадок, после которого либо видоизменяются, значительно сократив численность, либо вообще исчезают. Самые поздние даты существования Луншаня – около 2000 г. до н. э., после чего эта культура перестала существовать.

Поэтому можно утверждать, что если верить хронологии китайских летописей,то легендарный Желтый император Хуан-ди, а по сути, «бог», объединил в первое китайское государственное образование именно племена луншаноидных типов.

А как же Америка?

Андрей Юрьевич писал, что «из-за во многом произвольно назначенных историками датировок по Новому Свету мы не можем сейчас сколь-нибудь определенно говорить о событиях, которые в реальности происходили в этот период на американских континентах».

Однако, что касается Южной Америки, историки все же набрались смелости взглянуть в лицо фактам и отодвинуть возраст доколумбовой цивилизации в третье тысячелетие до н.э. Речь идет о культуре Караль-Супе или Норте-Чико.

Караль. Главная пирамида. Из Википедии, свободной энциклопедии.
Караль. Главная пирамида. Из Википедии, свободной энциклопедии.

Разные названия происходит от региона Норте-Чико на северо-центральном побережье Перу  и названия местности Караль в долине реки Супе к северу от Лимы, где был обнаружен крупный археологический памятник данной культуры.

Предки  представителей этой культуры были рыболовами и жили на Тихоокеанском побережье. Радиоуглеродные анализы на участках показали существование небольших поселений уже в 9210 годудо нашей эры.

Но с 2500 по 2000 год до нашей эры, в период наибольшего расширения, население переместилось в глубь материка, где образовывали крупные поселения-города, по-прежнему остававшиеся зависимыми от добычи рыбы и моллюсков. Исследования раскопок демонстрируют уникальное развитие Норте-Чико по сравнению с другими культурами в условиях засушливой окружающей среды. В регионе располагаются более 50 рек, обводняемых тающими в Андах снегами. Развитие широкомасштабного орошения из этих источников воды рассматривается как решающий фактор появления цивилизации Караль-Супе. Область её появления соответствует одному из первичных центров происхождения культурных растений по Вавилову, а именно Южноамериканскому или Андийскому центру. Mестные жители выращивали авокадо, гуайяву, зелёные бобы, тыкву, сладкий картофель, красный перец, кукурузу и, возможно, употребляли коку. Они разводили и обрабатывали хлопчатник, который меняли у жителей прибрежных деревень на рыбу и моллюсков. Рыбу они приносили в жертву богам, как это делали и шумеры на раннем этапе своей истории.

Существует версия, что они также были изобретателями кипу, то есть узелкового письма, а правильнее – мнемонической и счетной системы.

Скорее всего, общество Норте-Чико представляло собой теократию, но не жестокую. Особенность данной культуры уникальна тем, что она первая изобрела сложную модель государственности, а не переняла её у другой, более старой культуры. Археологические раскопки не нашли признаков милитаризации населения и обороны города, города не страдали от военных действий и нападений.

Культура Караль-Супе обладала мощной экономической властью в регионе, контролируя торговлю хлопком и сельскохозяйственной продукцией. При этом основная власть была сосредоточена в городах. В пользу сильной централизованной власти говорят монументальное строительство и крупные склады для товаров.

Религия людей Норте-Чико включала поклонение богам и сверхъестественному,

причем играла в обществе очень важную роль, люди возводили храмы и здания для совершения священных церемоний. Раскопки показывают возможные свидетельства пиршества с алкоголем и музыкой.

В каждом из протогородов Караль-Супе (их уже известно до 20) были воздвигнуты ступенчатые пирамиды – от одной до семи. Их высота доходила до 26 метров, а размеры прямоугольных оснований – до 100 на 80 метров. Объем крупнейших пирамид превышал 150 тысяч кубических метров. Другим ключевым элементом архитектуры городов Норте Чико были круглые площади диаметром от 20 до 40 метров, углубленные в землю на один-два метра. Возведение этих сооружений, которые явно выполняли церемониальные и, возможно, религиозные функции, требовало значительных коллективных усилий. При всем этом их строители пользовались самыми примитивными каменными инструментами, не выплавляли и не обрабатывали металлов, не знали письменности, не умели производить изделий из глины и практически не выращивали зерновых культур. К тому же после них не осталось и произведений изобразительного искусства.

Наиболее хорошо изученным поселением одноименной цивилизации является собственно Караль. Он был заселён в период приблизительно с 2600 по 2000 год до нашей эры и имел население, по оценкам, около 3 тысяч человек. Городской комплекс строений включает в себя 6 пирамид (или, скорее, холмообразных платформ), стоящих вокруг площади, остатки амфитеатра и жилые районы элиты. Ключевым строением комплекса является главная пирамида, или Пирамиде-Майор — строение на платформе площадью почти с четыре футбольных поля и высотой в 18 метров.

Любопытна хронология Караля в поздний период:

  • Поздне-средний период (2300-2200 гг. до н.э.): здания увеличиваются по площади и объему; построены большие платформы и площади.
  • Начальный поздний период (2200-2100 гг. До н.э.): перестройка общественных зданий.
  • Окончательный поздний период (2100-1800 гг. До н.э.): перестройка общественных зданий с использованием более мелких камней; население уменьшается.

То есть накануне того, как боги оставят людей (2200 г. до н.э.) наблюдается расцвет культуры и строительства, а после этой даты начинается период упадка и переустройства с неизбежной деградацией. После 1800 г. до н.э. долины рек Форталесы, Пативилки и Супе, где развивалась цивилизация Норте Чико, внезапно опустели – причины этого пока не выяснены. Скорее всего, их жители переселились на север и на юг, а также во внутренние районы Перу. Есть мнение, что эта миграция как раз и привела к распространению на обширные районы Южной и Центральной Америки основ социальной организации и технологических навыков, впервые созданных культурой Норте Чико. Появившись  на пороге 2600 годов до н.э.,  государство Караля смогло просуществовать без управляющего «стрежня» богов немного дольше других цивилизаций – упадок длился лет четыреста. Это можно объяснить крайней невоинственностью региона, так что никто не мешал строителям бросать свои древние города и постепенно разбредаться по округе, так же, как это происходило в долине Инда.

Расширение теории происхождения государств по Склярову

 

Итак, богам было угодно заставить рыбаков выращивать овощи, фрукты и хлопок на орошаемых сельхозугодиях, производить алкоголь, заниматься монументальным строительством и жить в городах. Боги дали им сложную социальную и политическую организацию и религию. Взамен, они хотели, по-видимому, как всегда – поклонения и жертв.

Но почему боги выбрали именно этот регион? Во всех других регионах цивилизация двигалась из очагов древнейшего земледелия в предгорьях в сторону долин великих рек. Почему же первая цивилизация Перу так и осталась в колыбели своего зарождения, в Перуанском очаге земледелия? Ведь в Южной Америке есть долины огромных рек, Амазонки и Ориноко. Возможно, дело в самих реках. Так, самая полноводная река мира, Амазонка, не очень-то подходит для земледелия. Точнее – не подходит совсем. В сезон дождей огромные территории её бассейна оказываются под водой. А в остальное время это экваториальный тропический ад с тысячами опасных для людей обитателей и болезнями. Если бы даже боги заставили вырубать дождевые леса, то в долгосрочной перспективе это привело бы к эрозии почвы и экологическим проблемам, что мы и наблюдаем сейчас. Так что тропические реки-гиганты отпадали. Если какой регион и подходил для земледелия, то это скорее «междуречье» Параны и Уругвая. Почему там не найдены древние цивилизации? Наверное, просто их там не искали.

Как бы там ни было, но факт существования цивилизации  Южной Америки именно в период глобального государственного строительства неопровержим. А традиционные историки все смелее «удлиняют» историю Южной Америки. Не успел Караль стать «самым древним городом Америки», как археологи нашли других претендентов на этот титул – комплексы Бандурриа и Сечин Баха, датируемые 3500 годами до н.э. Ждём «удревления» истории для Америки Северной?

Источники
  • История Китая: Учебник (по ред. А.В. Меликсетова). М., 2004. С.11-12.
  • Луншань – Большая российская энциклопедия, Авторы: Д. В. Деопик, М. Ю. Ульянов
  • Статья Первые архитекторы Америки, Алексей Левин, 24.12.2004
  • д/ф «Затерянные пирамиды Америки» («Discovery Channel», серия «Взрывая историю» (сезон 3 серия 2))

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Куценко Виталий

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: