Макмиллан Браун полагал, что остров Пасхи был своеобразным некрополем, «островом-мавзолеем», куда съезжались на празднества и религиозные церемонии жители великого государства [Пацифиды]. Центр империи, исчезнувшей в волнах Тихого океана, находился в нескольких тысячах километров к западу, там, где ныне остров Понапе, в Микронезии. Здесь еще в прошлом веке были обнаружены монументальные сооружения, получившие название «Венеция Тихого океана». Последние остатки Пацифиды в районе острова Пасхи ушли на дно совсем недавно. Он приводил свидетельства Хуана Фернандеса и капитана Дэвиса о большой земле, найденной ими в океане, и, наконец, адмирала Роггевена, нашедшего спустя 35 лет после Дэвиса лишь одинокий остров Пасхи. «Видимо, решил Браун – последняя катастрофа случилась совсем недавно, между плаваниями Дэвиса и Роггевена, то есть между 1687 и 1722 годами». Разумеется, речь шла не о гибели целого материка, а лишь об опускании острова или архипелага.

Тогда у островитян должны были сохраниться легенды об этой катастрофе, но ничего подобного у них нет. Скорее всего речь надо вести лишь о некорректной трактовке записей капитанов.

Вот как трактовал академик В. А. Обручев гибель Пацифиды. Вокруг гористой ее части – современного острова Пасхи – существовала когда-то обширная низменность, населенная людьми, достигшими довольно высокой культуры. Когда ледниковый период окончился, эту низменность стали затоплять воды океана. Чтобы умилостивить богов, с гневом которых связывался этот потоп, население стало высекать в каменоломнях «статуи с угрожающими лицами и расставлять их по берегу в надежде, что они остановят наступление моря и их прибрежные города и селенья будут спасены». Это, конечно, не остановило наступление вод. Низменность оказалась на дне, остался лишь остров Пасхи. Население страны «погибло или мало-помалу выселилось на другие острова Полинезии. А на остров Пасхи уже много лет позже забрались новые жители, которые ничего не знали о сооружении этих статуй».

Тогда бы в прибрежных водах была масса статуй, но этого тоже нет…

В 1949 году один из пионеров советской морской геологии контр-адмирал Н. Н. Зубов выступил с гипотезой о том, что остров Пасхи был своего рода «Меккой Океании», куда стекались жители многочисленных островов. Причем между этой «Меккой» и другими архипелагами, по-видимому, существовали острова, ныне затонувшие.

Действительно в районе острова Пасхи обнаружено много подводных гор, которые когда-то могли выходить на поверхность и быть островами. По мнению известного советского геолога В. В. Белоусова, нынешнее подводное плато Альбатрос, как и другие подводные хребты и возвышенности, в прошлом было сушей, возможно, связанной с островом Пасхи. Доктор географических наук Д. Г. Панов допускает существование большого острова Пасхи, который протягивался «далеко в центральную часть океана».

Данное место находится практически над Южно-Тихоокеанским плюмом – мощным восходящим горячим потоком в мантии. А такой поток, по всей логике, наоборот приподнимает кору, а не опускает ее. Подобное поднятие имеется над другим плюмом – в Африке.

Другое косвенное подтверждение этой гипотезе получено на острове Пасхи не так давно Ф. Мазьером из уст стариков. В версии-легенде, записанной Ф. Мазьером: «Вождь заметил, что его земля медленно погружается в море. Он собрал своих слуг, мужчин, женщин, детей и стариков и посадил их на две большие лодки. Когда они достигли горизонта, вождь увидел, что вся земля, за исключением маленькой ее части, называемой Маори, ушла под воду». По мнению Ф. Мазьера, содержание этой легенды не вызывает никаких сомнений: «Стихийное бедствие действительно имело место, и совершенно логично предположить, что вышеуказанная часть суши находилась на огромном острове, который к северо-западу от Пасхи соединялся с островами архипелага Туамоту».

В серьезном отдалении от Пасхи это как раз вполне возможно – в стороне от плюма.

Есть и другие признаки, указывающие на сильное влияние меланезийских элементов на жителей острова Пасхи. Почему гигантские «шапки» на головах фигур не отесывали вместе со статуями из одного куска (что было бы гораздо удобнее), а тратили усилия на то, чтобы добыть нужный материал из далекой каменоломни на горе Пуна-Пао, лежащей на западе? Почему эти «шапки», назначение которых было нам непонятно и которые иные исследователи толковали как иерархическое отличие, должны были непременно выделываться из красного шершавого туфа?

По мнению английского этнографа Г. Бальфура, «эти красные цилиндры вовсе не были головными уборами, а изображали волосы или прическу». У полинезийцев темные волосы. Жители Меланезии окрашивают свои курчавые волосы в красный цвет. Изображения красноволосых людей встречаются на Соломоновых островах. «Поэтому вполне вероятно, — заключает Т. Бальфур, — что туземцы воспользовались покрытым пузырьками туфом Пуна-Пао для изображения волос, но не гладких или слегка волнистых, как у полинезийцев, а вьющихся и неровных кудрей меланезийцев». Красный цвет горной породы соответствовал «столь типичному для Меланезии обычаю окрашивать волосы в красный цвет».

В пользу своей гипотезы сторонники «меланезийского ключа» к загадкам острова Пасхи приводят антропологические данные. Черепа островитян по длине ближе всего стоят к черепам жителей островов Лоялти, что возле Новой Каледонии, а это центр Меланезии. Жители острова Пасхи обладают самыми удлиненными головами из всех народностей, населяющих Океанию! Такие совпадения не могли быть случайностью!

Остров Пасхи, по мнению сторонников «меланезийской гипотезы» (а среди них этнограф Генри Бальфур, английская исследовательница Кэтрин Раутледж, проведшая на острове около года, лучший знаток фольклора и языка острова Пасхи Себастьян Энглерт и другие), был заселен очень давно, еще до нашей эры, темнокожими людьми. Только в XIV столетии на нем появились полинезийцы. Борьба двух народов, двух рас, двух культур завершилась еще позже, когда были истреблены последние «длинноухие», всего каких-нибудь 200–300 лет назад. Вот почему островитяне сохранили до наших дней память о том, кто из их предков был «белым», а кто «черным».

Только Меланезия еще дальше от Пасхи, чем Полинезия…

«У статуй на острове Пасхи были длинные уши, потому что у самих скульпторов были длинные уши. Для париков специально подбирался красный камень, потому что у самих скульпторов были красноватые волосы – пишет Тур Хейердал. – Подбородки были остроконечные и выдавались вперед, потому что сами скульпторы отращивали бороды. Лица статуй имели характерные черты белой расы – прямой узкий нос и тонкие, резко очерченные губы, потому что сами скульпторы не принадлежали к малайской группе народов».

В начале XX столетия английский исследователь Эллиот Смит выступил со смелой гипотезой, гласящей, что задолго до нашей эры жители Древнего Египта разнесли свою цивилизацию во все части света, включая Австралию, Америку и Океанию. Из исторических источников известно, что превосходные мореходы финикийцы служили у египтян. Эллиот Смит считал полинезийцев потомками финикийских мореплавателей. «Насколько мы можем судить по их поведению в других местах, мы вправе допустить, что объезжая остров за островом в Полинезии и не находя там ни золота, ни жемчуга, они не успокаивались, а продолжали свой путь, – писал он. – Наиболее предприимчивые и энергичные из скитальцев продолжали плыть все дальше, пока они не оказывались пионерами цивилизации Старого Света в Америке».

Была высказана гипотеза, что далекой Полинезии, включая остров Пасхи, достигли викинги, отважные покорители Атлантики, за несколько веков до Колумба открывшие Америку. У викингов действительно белая кожа и светлые волосы. Подвиги скандинавского бога грома Тора и полинезийского героя Mayи во многом совпадают. Быть может, полинезийцы потомки викингов? Тех, кто покорил не только Атлантику, но и Тихий океан?

Однако в наши дни никто всерьез не принимает эту рискованную гипотезу. Так же, как и гипотезу, согласно которой культура острова Пасхи создана легендарными атлантами.

Столь же фантастично выглядит и гипотеза о том, что светлокожие полинезийцы — потомки древних греков и других народов, входивших в армию Александра Македонского. Флот Александра Македонского бесследно исчез. Следы его некоторые энтузиасты пытаются найти в Полинезии и даже в Новом Свете! Отошлем читателей к книге американского археолога Роберта Уокопа «Затонувшие материки и исчезнувшие племена», в которой дана злая, но совершенно справедливая критика подобного рода «диких» гипотез и теорий, имеющих весьма отдаленное отношение к науке.

А вот еще одна новейшая «гипотеза». Пуна-Пао — так называется вершина горы, на которой изготавливались пукао, то есть красные «шапки» для каменных исполинов, «Пуана-Пао» по-эстонски означает «красная голова», «рыжий» (по-фински «Пуна-Пяо»). Следовательно, обычай надевать на статуи «шапки» был привезен с берегов Балтики? Шутка? Может быть! Но чем эта гипотеза хуже «идеи» о викингах? У одного моря родились, по одному морю плавали…

По мнению Тура Хейердала, «Пока что нет ничего, что препятствовало бы утверждению, что цивилизации в Новом Свете возникли совершенно независимо от древних культур в Азии, Африке и Европе, но ничто также не препятствует утверждению, что и до Колумба и викингов можно было пересекать океаны мира и что древнее население Америки было достаточно сметливым, чтобы впитать то, что группа пришельцев не сама изобрела, а получила в наследство от многочисленных неизвестных поколений».

«Легенды о таинственных белых людях, от которых когда-то произошли островитяне, распространены по всей Полинезии. Рыжеволосые жители называли себя урукеху и говорили, что они являются потомками первых вождей островов, которые были белыми богами и носили имя Тангароа, Кане и Тики», – пишет Хейердал. И он сопоставляет имя полинезийского Тики с именем Кон-Тики, верховного жреца и владыки таинственных «белых индейцев».

«Я больше не сомневался в том, что белый вождь – бог Солнца – Тики, по рассказам инков, изгнанный предками из Перу, был не кто иной, как белый вождь – бог Тики, сын Солнца, которого жители всех островов восточной части Тихого океана называют праотцом своего народа», – писал Хейердал.

Гораздо более интересные результаты были получены Хейердалом на самом острове Пасхи во время проведения там археологических раскопок. О научных результатах экспедиции обстоятельно говорят три объемистых тома «Трудов Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана» (в обработке ее материалов приняли участие ученые разных стран, включая одного из авторов этой книги) и книга «Приключения одной теории», как бы подводящая итоги 30-летних исследований знаменитого норвежского путешественника.

Мысль о том, что острова Океании заселялись из Америки, была высказана испанским миссионером Суньигой еще в начале прошлого столетия. Он привел список слов, совпадающих в языках американских индейцев и жителей Филиппинских островов. Правда, доказательство это весьма сомнительное: в Новом Свете до Колумба говорили на двух тысячах наречий, на Филиппинах и по сей день существует около сотни языков, так что случайные совпадения вполне вероятны. В языке жителей острова Пасхи есть слово «пука», которое соответствует русскому слову «пучок». Но это не основание для утверждения того, что славяне первоначально заселяли этот остров! Ана (пещера), ити (маленький) и по-пасхальски, и по-японски звучат одинаково, и суть их одна, но это не означает, что Хоту Матуа – японец. Главный же аргумент Суньиги был в том, что пассаты и могучее течение Гумбольдта помогают мореходам совершать плавание по Тихому океану на запад, к островам Полинезии. Но попробуйте плыть в обратном направлении, против ветра и течения из Океании на восток, к Америке!

Суньигу поддержал другой миссионер, Уильям Эдлис, хорошо знавший Полинезию, ибо прожил там много лет. Он также полагал, что жители Океании попали на свою родину из Нового Света, хотя допускал, что древние египтяне побывали в Полинезии, как и финикийцы.

В 1870 году специалист по древней истории Южной Америки Маркхем писал: «После завоевания страны испанцами в Тиагуанако были обнаружены руины платформ, напоминающих платформы на острове Пасхи, на которых возвышались статуи, в известной мере напоминающие статуи острова Пасхи. Они представляли собой великанов, с огромными глазами, с коническими коронами или шляпами на головах… Не исключена возможность предположения о сходстве между аймарскими изображениями и скульптурами острова Пасхи».

Классические моаи острова Пасхи мало похожи на статуи Тиагуанако, покрытые орнаментом («Статуи острова Пасхи и статуи Тиагуанако имеют общие черты лишь в том, что те и другие больших размеров и изготовлены из камня», – заявляет один из специалистов по Южной Америке). Но вот при раскопках на острове были найдены изваяния, резко отличающиеся по стилю от гигантских статуй. При сравнении их со скульптурами Южной Америки можно обнаружить несомненное сходство.

Эти вроде действительно в чем-то имеют сходство…

Особое внимание Т. Хейердал уделяет письму кохау ронго-ронго. Он считает, что значки этого письма содержат все элементы религиозной символики, которые найдены на произведениях культового искусства Древнего Перу: человек-птица, символ Солнца, человек с церемониальным жезлом и т. д. Жители острова Пасхи писали на дощечках. На дереве писали и живущие в джунглях Панамы индейцы куна, у которых существовало рисуночное письмо. Письмо на дощечках было когда-то широко распространено в Америке, от Панамы до Перу. Ответвление от такого письма достигло и острова Пасхи, но умение читать тексты было утрачено после междоусобных войн и гибели древних традиций. В Новом Свете дощечки использовались при пении ритуальных текстов. На острове Пасхи, по словам «стариков», тексты также не читались, а пелись. «Что касается магии и художественных идей, воплощенных в начертаниях знаков, а также такой особенности, как уникальная система перевернутого бустрофедона, то их распространение ограничилось двумя сопредельными районами восточной окраины Тихого океана: древним Перу и островом Пасхи». Не менее интересна гипотеза, согласно которой кохау ронго-ронго — лишь одно из звеньев грандиозной графической системы, распространенной от Индостана до Нового Света!

Французский исследователь Террьен де Лякупери еще в конце прошлого столетия высказал мысль о том, что письмо кохау ронго-ронго может быть связано с надписями, найденными в Южной Индии. B начале 20-х годов нашего века было сделано одно из самых выдающихся открытий в археологии: в долине Инда были найдены города, созданные за многие сотни лет до прихода племен «арьев», с которых начиналась история Индостана. Здесь было найдено и иероглифическое письмо, до сей поры не расшифрованное.

В 1928 году чешский этнограф и знаток письмен Ч. Лоукотка заметил, что знаки этого письма похожи на значки кохау ронго-ронго. Об этом он сообщил венгерскому ученому В. фон Хевеши, который провел тщательное сопоставление знаков обеих нерасшифрованных письменностей. В 1932 году Хевеши сделал сенсационный доклад во Французской Академии Надписей в Париже о том, что около сотни знаков кохау ронго-ронго и иероглифов Индостана совпадают! Позже Хевеши довел число совпадающих знаков до 175. В иероглифике Индостана около четырехсот различных знаков, в кохау ронго-ронго примерно столько же. Очевидно, ни о каком случайном совпадении тут не может быть и речи.

С критикой представлений В. Хевеши выступили многие видные специалисты по древним письменам и этнографы-океанисты. Предметы материальной культуры и письменные знаки Индостана датируются 2000 лет до н. э. Возраст дощечек с письменами острова Пасхи не более 500 лет. Они сохранились до наших дней. Разница между этими датами почти 3 тысячи лет. Дощечки относятся к разным эпохам и находятся одна от другой на расстоянии 13000 километров.

Однако в дальнейшем появились работы, благодаря которым этот разрыв в пространстве и времени стал не так велик. Роберт Хайне-Гельдерн, известный австрийский археолог и этнолог, показал, что кохау ронго-ронго сходны не только с иероглифами Индостана, но и с древнекитайскими рисуночными письменами, прототипом современной китайской иероглифики, а также рисуночным письмом, существующим у некоторых народов Южного Китая. В 1951 году Ральф фон Кенигсвальд, прославивший свое имя находками останков древнейших людей, показал, что изображения птиц, встречающиеся в орнаментах индонезийского острова Суматра, походят на знаки кохау ронго-ронго, изображающие подобных же птиц. Сторонники «меланезийской гипотезы» не раз указывали на сходство этих знаков с изображениями птицы-фрегата в искусстве жителей Соломоновых островов. Возможно, и в самой Полинезии когда-то существовало письмо, но оно было утрачено и лишь на острове Пасхи чудом сохранилось. Так полагают немецкий исследователь Томас Вартель, а также американский археолог Роберт Саггс и другие ученые.

А как же быть со сходством письмен острова Пасхи и письменностей Нового Света?

«Я могу сравнить письменность долины Инда с рисуночным письмом американских индейцев и найти еще большее сходство, – писал профессор Метро, полемизируя с Хевеши. – Если ученые настаивают на связях острова Пасхи с долиной Инда, я настаиваю на этой же самой привилегии и для оставленных без внимания индейцев куна в современной республике Панама».

Цепочка Индия – Южный Китай – Индонезия – Меланезия – Полинезия – остров Пасхи протягивается дальше, до берегов Нового Света – в Панаму и Перу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: