Участник экспедиции Тура Хейердала Олаф Семинг нашел на острове Пасхи пыльцу ископаемых пальм. Но они не имели столь мощных стволов, да и исчезли до того, как на горе Рано-Рораку начались работы по изготовлению статуй. Но вот что любопытно: метровый диаметр стаканов точно соответствует размеру оснований статуй с притесанной, заостренной, как кол, конической формой. Такие статуи здесь есть.
Во время посещения острова Пасхи советскими геологами в одном из стаканов были обнаружены останки человеческих скелетов. Не «затыкались» ли статуями останки людей, захороненные в стаканах Рано-Рораку, подобно тому, как погребались в платформах аху останки жителей побережья? Быть может, статуи Рано-Рораку никуда не передвигались, а остались на склоне вулкана – именно с этой целью они и высекались?
Почему бы островитянам не использовать какие-то ямы для захоронения останков?.. Только причем тут статуи?..
Не в гипотезах этнографов или археологов, а в преданиях островитян можно найти рациональное зерно объяснения, связанное с передвижением изваяний. Островитяне в один голос утверждали, как 100 лет назад, что моаи передвигались сами, с помощью волшебной силы, именуемой жителями Океании мана. Но они имели в виду перемещение статуи от места изготовления до подножия склонов Рано-Рораку. Вот как можно трактовать эту ману в свете геологии и тектоники.
Остров Пасхи находится в тектонически-активном районе. Но не только колебания земных недр сотрясают его основу. На острове непрерывно ощущается колебание почвы под ударами могучих волн океана. На берегу бухты Тонгарики, чуть южнее Рано-Рораку, был проведен простой эксперимент: на скальный выступ поставили кружку, до краев наполненную водой. Во время наката волн часть воды из кружки расплескивалась. Дрожание почвы на острове могло перемещать статуи вниз по склону под действием так называемого свайного эффекта.
После раскопок археологов жители острова тотчас засыпали раскоп, так как боялись, что статуя уйдет в землю. На склонах Рано-Рораку действительно есть истуканы, которые «ушли» под пепел. Статуя с кораблем, которую раскапывали участники экспедиции Хейердала, погрузилась в почву почти на 80 сантиметров за те несколько лет, что разделяют время работы норвежских археологов и посещение Рано-Рораку советскими геологами.
Нет сомнения, что статуи на склонах Рано-Рораку как внутреннего, так и внешнего были перемещены вниз по склону и там опущены в заранее приготовленные ниши, или эскарпы. Вполне вероятно, что статуи смещались по склону сами собой, под действием микросейсмических смещений почвы, за счет ее дрожания, пока не соскальзывали на уготованное им место. Или умельцы выкапывали лунку, когда статуя достигала нужного места?
«Не зная или сознательно скрывая причины разрушения статуй моаи, рапануйцы объясняют падение их особой силой мана колдуна или колдуньи», – пишет советская исследовательница фольклора острова Пасхи И. К. Федорова. Она приводит версию легенды, записанную на острове чилийским этнографом Ф. Фелбермайером.
В каменоломне Рано-Рораку работали двое мастеров-резчиков. Они изготовляли гигантские моаи. Пищу им готовила какая-то женщина. Однажды резчики пошли на рыбную ловлю. Однако за весь день им удалось поймать одну-единственную рыбку. Когда стемнело, один из резчиков забросил сеть в последний раз и вдруг поймал сказочную черепаху по имени Ура-Рарапе-Нуи. Каждый житель острова Пасхи мечтал поймать эту волшебную черепаху. Ведь считалось, что съевший ее мясо приобретает долголетие, мудрость и все радости жизни. Резчики убили черепаху, разделили ее на две части и, сварив в земляной печи, съели волшебное мясо. Когда утром пришла женщина-стряпуха, она увидела панцирь и спросила, где же ее доля.
– Тебе ничего нет, – ответили резчики статуй. Тогда женщина пришла в ярость и крикнула статуям, чтобы они упали. И, покорные ее приказанию, моаи, стоявшие на каменных платформах аху, упали.
«Аху Тонга-Рики (недалеко от древней каменоломни рапануйцев), действительно, одно из самых разрушенных на острове. Все 15 моаи с аху были когда-то (вероятно, во время войны ханау-момоко и ханау-еепе) сброшены», – комментирует эту легенду И. К. Федорова.
Известная исследовательница Кэтрин Раутледж записала сходную версию легенды, где вместо черепахи и рыбы – лангуста.
Франсис Мазьер приводит еще одну версию: старуха силой своей маны произнесла заклятие: «Моаи, замрите навсегда!» И добавляет, что «это утомительно и фальшиво», так как жители острова «рассказывают такую запутанную мешанину из легенд, что можно подумать, будто они никогда и ничего об этом не знали и что вовсе не они потомки последних скульпторов».
«Однажды на острове появился немой старик. Знаками он дал понять островитянам, что хочет поесть куриных голов – любимого лакомства жителей острова Пасхи. Старику отказали в его просьбе. Незнакомец заночевал в одной из хижин. Ночью хозяева проснулись от страшного грохота: старик из всех сил топал ногами по каменному фундаменту хижины… Утром островитяне увидели, что все статуи на аху упали. Старик отомстил за куриные головы».
Так пересказывает легенду Шульце-Мезье в книге «Остров Пасхи». Дальше он сообщает, что узнать у местных жителей о событиях прошлого «столь же безнадежное дело, как расспрашивать о Кромвеле старух, торгующих шнурками в Вестминстере. Полученные этим путем сведения представляют собой большей частью фантастические мифы».
Что же предлагают исследователи взамен легенд? Как они объясняют падение статуй? Фр. Мазьер предполагает, что тут могло быть и падение метеорита, и ужасная болезнь, и безумие вождя, и братоубийственная война, и чуть ли не взлет космического корабля. Предположения эти, безусловно, интересны, но вряд ли правдоподобны.
Исходя из предположения, что падение статуй было практически одновременным, а работы над новыми исполинами были прекращены внезапно, многие ученые – этнографы, археологи и другие – предлагают самые различные объяснения «катастрофы», не сомневаясь, что такая катастрофа на острове имела место и отмечают некий социальный, исторический рубеж. Одни видят междоусобную войну двух полинезийских кланов или двух различных рас. По одной версии, «белые» индийцы перебили черных ваятелей удивительных статуй, и эти черные мастера были меланезийцами. По другой версии, черные полинезийские варвары истребили белых скульпторов. Есть версия о том, что статуи упали в момент отлета «пришельцев из космоса», погостивших на острове Пасхи.
Но наибольшей популярностью пользуется гипотеза Тура Хейердала, объясняющая падение статуй междоусобицей представителей «длинноухих» ваятелей с «короткоухими» религиозными фанатиками. Эту гипотезу большинство советских читателей принимает за истину. Но вопрос о том, кто повалил истуканов, не так прост, как кажется, и еще далек от разрешения. Гипотеза норвежца имеет массу уязвимых мест.
Вы, вероятно, обратили внимание на противоречие в легендах о гневном старике и рассерженной старухе. Старуха приказала, чтобы упали все моаи, и они упали. А когда старик начал топать ногами, то упали статуи только те, которые были на ритуальных платформах аху. В этих сказаниях действительно имеется большая разница: на острове и сейчас достаточно стоящих статуй. И на платформах не все статуи упали: на аху Тонгарики до сих пор стоит половина статуи, а свалилась только ее верхняя часть. Если бы не стояла эта половина, нужно было бы искать доказательство тому, что изначально все статуи стояли на аху.
Сколько статуй на острове Пасхи? Вопрос этот не так прост, как кажется на первый взгляд. Обратимся к точному языку чисел. Количество статуй исследователи оценивают неодинаково – от 250 до 1000. Кроме того, не ясно, о каких статуях идет речь. Каждый год, каждые новые раскопки приносят сюрпризы. Открываются новые статуи. Фр. Мазьер полагает, что в кратере Рано-Рораку скрыто еще не менее сотни статуй. Но ведь остров каменист, на нем нет почв и даже зубила островитян накапливались на поверхности, не проваливаясь в почву, так как ее нет. О каких же раскопках может идти речь?
На острове и сейчас стоит множество статуй, которые не падали с самого их сотворения, а стоят, только слегка наклонившись. Все статуи по месту их положения можно подразделить на три типа. Одни из них располагаются у береговой линии почти по всему периметру острова. Ныне они лежат около аху, их обычно показывают на всех схемах. Две другие [группы] располагаются в кратере Рано-Рораку или на его склонах. Их на схемах не показывают, а обозначают единым значком под названием «главная каменоломня», «родильный дом каменных гигантов» или еще как-нибудь в этом роде. Посчитаем их по отдельности.
Уильям Томсон в 1886 году обошел весь остров, тщательно осмотрев все аху, описал размеры всех платформ, количество статуй на каждой из них, размеры статуй и положение, в котором они лежат. Всего им описано 113 аху и составлена схема, на которой их 114. Обломки статуй и целые их экземпляры подсчитаны им довольно точно: их оказалось 217. Каждый истукан на платформе стоял на специальном камне-плите вроде постамента. На трех аху постаментов оказалось больше, чем статуй. Поэтому, видимо, У. Томсон и решил, что эти статуи упали в море. Кроме того, он отметил, что есть несколько настолько разрушившихся экземпляров, высеченных из мягких туфов, что трудно решить, были ли это статуи или это просто обломки камней. Число 217 можно считать реально соответствующим тому количеству моаи, которые стояли на аху.
Проводить раскопки около аху с целью поисков новых статуй нет никакого смысла, потому что они вымощены на скальном основании при полном отсутствии почв. Возможно, в теле некоторых аху могут быть найдены обломки статуй, из которых можно будет сложить несколько небольших экземпляров. Кроме того, есть смысл поискать моаи, упавшие в море с отвесных скал, если только они не разбились во время падения. Речь идет об аху № 11 и № 49 по нумерации Томсона. Но вряд ли уцелели эти статуи, упавшие с высоты около 200 метров.
Раскопки аху как раз иногда и обнаруживают в них статуи…
Раскопки в кратере и на внешнем склоне Рано-Рораку вполне обоснованы – здесь имеются делювиальные конусы, рыхлые осыпи. Здесь необходимо провести раскопки, так как часть статуй может быть погребена.
Подсчет моаи в кратере Рано-Рораку затруднен. К. Раутледж в 1919 году сделала панорамную зарисовку внутреннего склона кратера. На зарисовке выдается еще 117 гигантов. Здесь есть экземпляры, лежащие на спине, на боку, лицом вниз, часть из них Даже не отделена от скального выступа, незакончена. Статуй, вкопанных в землю, оказывается 28. Одни из них едва вкопаны, другие ушли под землю до подбородка, у третьих над землей торчит только узкий лоб. А разве можно утверждать, что нет экземпляров, ушедших в пепловые почвы с головой? Здесь, в кратере, при раскопках могут быть найдены новые экземпляры. Есть статуи разрушенные, распавшиеся на мелкие куски. Количество их не поддается учету.
Любопытная деталь: вкопанные в кратере и на внешнем склоне истуканы не стоят вертикально по стойке смирно – чем меньше они вкопаны, тем сильнее наклонены. Они почти полулежат на спине, то есть в том положении, в котором их спускали вниз по склону. Все «богатыри» внутренней части кратера смотрят в его центр. Это и понятно, поскольку кратер представляет собой гигантскую каменную воронку, по стенкам которой истукан скользил вниз по склону, чтобы встать в подготовленную для него лунку. От этой точки можно точно установить место «рождения» каждого исполина: выше по склону видно место, от которого он был отделен.
Франсис Мазьер построил диаграмму и на ней нанес линии, по которым направлены взоры истуканов. Если бы он устремленность их взглядов отнес не к центру гипотетической точки, а к периметру кратерной воронки, он бы увидел, что она в точности соответствует направлению перемещения истуканов от места рождения к месту установки. Тут нет никакой мистики!
Третья группа великанов расположилась на внешней кромке кратера Рано-Рораку, у его юго-восточного окончания. Эти «молодцы» расположились у подножия кольцевого кратера, у основания делювиальных конусов, и как бы держат оборону в своем секторе. Здесь нет точки, с которой можно было бы зарисовать сразу всю армию. По подсчетам К. Раутледж, здесь около 100 статуй, из них в стоячем положении 28–30 моаи. Пишем 28–30 потому, что трудно решить, стоит или уже лежит истукан, настолько положение его близко к горизонтальному. И здесь тоже трудно решить, сколько их полностью ушло в делювий. Именно здесь наглядно видно, как раскопанные ранее археологами статуи сами погружаются в делювий, поскольку они тяжелы, а почвы непрерывно сотрясаются. Интересно, что все статуи, за редчайшим исключением, как бы покачнулись в одном направлении, совпадающем с направлением береговой линии западной окраины острова.
Итак, можно подвести баланс: на поверхности острова сейчас насчитывается 435–440 статуй. В это число не включены статуи, вывезенные в разные музеи мира. Статуи есть в Лондоне (одна), в Сантьяго (три), в музее Вашингтона (одна), отпиленная голова хранится во дворце Шайо в Париже. Из всех статуй только одна имеет длину 23 метра (она не отделена от скалы и не была поставлена вертикально, поэтому говорить о высоте не приходится). Не более 30 статуй имеют высоту около 10–12 метров, а подавляющая масса – это «малютки» не более 5–6 метров, а есть и полутораметровые карлики, увезенные с аху № 113 в Сантьяго. Там два служителя легко переставляют эти «статуэтки» с места на место. Общий вес всех видимых на острове истуканов вряд ли превысит 2000 тонн.
Приведем статистику и «шапочкам». «Головной убор» на истуканах – это не правило, а экзотика. Нет ни одной «шапочки» ни в кратере, ни на внешнем склоне вулкана Рано-Рораку, ни на полуострове Поике, ни на аху, расположенных у кратера Рано-Као. Они встречаются на юго-восточном берегу – не более полутора десятков, на северном берегу их около десятка, причем вес каждой не более 500–800 килограммов, реже 1,5–2,0 тонны; а самые тяжелые не отделены от скалы. На западном берегу острова Томсон насчитал только 6 «шапок», причем все они были на статуях, установленных под кратером вулкана Пуна-Пао. Общий вес всех «шапок» измеряется первыми десятками тонн на все богатырское воинство.
«Когда Роггевен поднял занавес перед европейским зрителем, основное действие давно уже кончилось и исполнители главных ролей покинули сцену», – пишет Тур Хейердал, подводя читателя к мысли, что междоусобные войны в основном завершились и победившие «короткоухие» варвары уничтожили высокую культуру «длинноухих» ваятелей. Катастрофа произошла в 1680 году, когда во рву сгорели последние представители высокой культуры «длинноухих», а «победителем оказался полинезиец, который не привык высекать статуи и строить из камня», и который сбросил с постаментов идолов чужого народа. Написано красиво, эмоционально, почти трагедийно. Но так ли это?
Первым из европейцев адмирал Роггевен описал стоящие статуи с «шапками» на головах. Он видел, что длинноухие туземцы поклоняются своим богам! Их встретил народ приветливый, радушный, с детской доверчивостью относившийся к прибывшим.
Прошло еще 50 лет и на остров прибыл Джеймс Кук. Он увидел доброжелательный народ, среди которого были и белые длинноухие люди. Изваяния жители называли полинезийским словом арики, то есть вождь. Причем каждая статуя включала имя конкретного вождя. Дж. Кук видел аху, моаи, головы которых были увенчаны пукао.
Затем на острове был Дж. Лаперуз. Художник, плавающий на корабле, сделал зарисовки, на которых есть стоящие истуканы и тоже с пукао. Зарисовки настолько документальны, что можно сказать точно, о каком аху идет речь. На одном рисунке это аху в бухте Анакена, на другом видны статуи внешнего склона Рано-Рораку.
В 1804 году капитан Юрий Лисянский 4 суток дрейфовал в виду острова, трижды обогнул его. Он оставил точные и достоверные свидетельства, где и сколько стояло статуй. По его записям насчитывается 22 стоящие статуи: четыре в бухте Хангароа, восемь на северном берегу, девять на юго-восточном, одна в глубине острова. Он отметил, что на аху Тонгарики все статуи лежат, точно пересчитал их и особо подчеркнул, что от одной статуи торчит только половинка. Эта половинка торчит и до сих пор. Данные Ю. Лисянского говорят, что в начале прошлого столетия 10% статуй стояло на постаментах. Еще через 11 лет, то есть спустя полтора века после «катастрофической» гибели длинноухих во рву, О. Е. Коцебу отметил, что из восьми статуй на северном берегу шесть упали, две пока стоят.
Миссионер Эжен Эйро, прибывший на остров в 1863 году, уже писал, что все статуи на острове повалены, но он не уточнил, кто же их повалил с ритуальных платформ.
Уильям Томсон, который инвентаризировал статуи острова, расспрашивал жителей о времени падения последней из них. Он получил довольно точный ответ, который зафиксировал в своей книге: «Островитяне традиционно считают, что самой последней статуей была та, которая установлена на аху в бухте Анакена, месте высадки легендарного Хоту Матуа. Она последней встала на место. Наши гиды утверждали, что это скульптура женщины и что она упала около 24 лет назад», то есть в 1862 году. Эта цифра вполне совпадает и со свидетельством патера Эжена Эйро. Вернемся на несколько лет назад.
В 1838 году на острове был адмирал Дю Пти Туар. Он был последним, кто видел статуи, стоящими на аху.
1862 год – черный год острова. Тогда на 10 перуанских пиратских кораблях была угнана в плен тысяча пасхальцев. Вот время, когда по-настоящему был опущен занавес, о котором говорил Т. Хейердал. И опустили его белые пираты. В этот год упала (или повалили ее мародеры и насильники?) последняя статуя и исчез культ тангата-ману.
Трудно поверить выводам Тура Хейердала о том, что победители – «короткоухие» полинезийцы – на 150 лет растянули процесс религиозной мести «длинноухим», и 150 лет валили, кощунствуя, идолов побежденного народа!
Вывод напрашивается самый элементарный: статуи падали всегда, а последняя упала в тот год, когда на острове буйствовали пираты, торговцы «черной костью».
Данные археологии позволили Туру Хейердалу наметить три периода в истории острова Пасхи. Во время первого, длившегося примерно с IV века нашей эры до 1100 года, воздвигались статуи небольших размеров, строились прекрасной кладки аху, похожие на алтари, и проводились церемонии в Оронго, связанные с культом Макемаке. Второй период, длившийся с 1100 по 1680 год, характерен изготовлением гигантских истуканов и установкой их на аху. К концу периода «весь остров был опоясан платформами – аху – с каменными великанами, обращенными лицом к святилищу, спиной к морю», причем «для поддержания престижа постепенно стали воздвигать все более и более внушительные памятники». Третий период начался с уничтожения «длинноухих», а завершился полной гибелью древней культуры острова Пасхи еще до того, как остров был открыт адмиралом Якобом Роггевеном.
Резкие границы между этими периодами определяются прежде всего низвержением статуй. Гигантские моаи, созданные во втором периоде «длинноухими», сброшены победителями-полинезийцами. Но и наступление второго периода знаменовалось тем, что на острове «разрушали старые святилища и перекладывали каменные блоки, не считаясь с искусством обработки и кладки, не думая об ориентации по Солнцу».
Авторам придется немного повториться, чтобы обратить внимание читателей на малое число фактов и грандиозность выводов, к которым пришел Тур Хейердал. Для этого вернемся еще раз к языку цифр, чтобы проверить тезис: был ли опоясан остров платформами прекрасной кладки, разрушали ли их «полинезийские варвары», создавая из обломков новые архитектурные сооружения. Прежде всего, исконный смысл слова «аху» в качестве существительного выражает не ритуальное сооружение, а означает «куча», «груда». Глагол «аху» соответствует примерно нашему понятию «валить», «сваливать». Обратимся снова к статистике. У. Томсон насчитал и описал 113–114 аху. Уже тогда он писал, что 69 из них представляют собой просто груды камней. Он относил их к аху потому, что при разборе таких куч под ними встречались людские кости. Это и понятно: на пустынном острове, где нет почв, трупы покойников обкладывали и заваливали камнями. Остается 42 аху, так как У. Томсон считал настоящими аху только те груды камней, возле которых он находил статуи или обломки. Количество статуй на одном аху достигало 15, но были и такие, на которых устанавливалась только одна маленькая статуэтка.
Искусство кладки ритуальных платформ мореплавателями и учеными сильно преувеличено. Обычно аху представляет собой простую кладку, с крупными камнями в основании, поверх которых располагаются более мелкие. На месте установки статуи обычно лежит плита из камня, которую никто не вырубал и не обтесывал – их в достаточном количестве приготовила сама природа. Камни в кладке тоже никто не тесал: это типичные маеа пупура, природный туфовый плитняк.
Никакого цемента между камнями нет, да и не из чего его было делать, так как кораллов на острове не успело нарасти. Обжигать их было бы нечем, потому что остров безлесный. Именно поэтому аху часто разваливались, особенно во время землетрясений. Бесспорным шедевром является аху Винапу. Здесь кладка изумительная, почти идеальная. Действительно, трудно всунуть лезвие ножа между камнями, так аккуратно они пригнаны друг к другу.
«Каменные истуканы тоже были разбиты, а обломки пошли на сооружение новых архитектурных объектов – аху», – пишет далее Тур Хейердал, имея в виду, что разбивали статуи люди, победители длинноухих ваятелей. Статуи, считает он, не только ниспровергались, но и подвергались сознательному глумлению, осквернению.
«Среди ранних, подвергшихся надруганию статуй, были статуи, вытесанные из черного базальта, из красного и серо-желтого туфа каменоломен Рано-Рораку». Так поступали со статуями предшественников во второй период. А когда начался третий, то изваяния, стоящие на аху, по мнению Т. Хейердала, не только были ниспровергнуты, но надругательству подверглись и статуи Рано-Рораку. «Глубокие шрамы свидетельствуют о попытках обезглавить даже некоторые незаконченные статуи, врытые в землю под Каменоломнями Рано-Рораку, потому что их не удалось повалить», – таков вывод Хейердала.
Еще У. Томсон заметил, что в аху есть обломки старых статуй. Этому наблюдению более 100 лет. Были ли статуи разбиты преднамеренно, со злым умыслом? Есть ли прямые доказательства такому вандализму? Может быть, и шрамы, и обломки статуй, и укладку статуй лицом внутрь аху можно объяснить с точки зрения геологии?
Действительно, на острове валяется множество обломков статуй. Кто их разбил? Люди? А могли ли люди сделать это? Многотонный блок туфа переломить нельзя, его надо перерубить. Чем? Ударьте по громадному куску пемзы или туфа молотом, и вы убедитесь, что молот сделает только вмятину, но не отколет ни кусочка. На острове не найдены доказательства того, что его жители умели перерубать блоки.
Может возникнуть и другой вопрос: чем ударили 10-метрового гиганта короткоухие осквернители да так, что половина статуи осталась на месте, а верхняя часть упала. У одних истуканов отвалились носы и подбородки. У других упали уши, у третьих отделилась голова. В чем дело? Как это объяснить?
С точки зрения геологии это объяснить несложно. В «Книге вулканов» рассказывается, что кратеры вулканов слагаются слоистыми породами. Каждый слой отличается по своему составу (химическому, минералогическому, вещественному) и структуре. Одни слойки плотные, другие пористые; одни сложены мелкими пепловыми частицами, другие содержат достаточно крупные обломки. В одних случаях границы слойков четкие, резкие, в других – извилистые, неясные.
Статуй на острове Пасхи высекались в породе в разном положении: одни лежа на спине, другие на боку, третьи стоя. Как и скальный выступ, они подвергались избирательному выветриванию. Сильные ветры выдували мелкие частицы пепла, но они не могли переместить крупный обломок. Когда идет дождь, с поверхности твердого, прочного камня вода скатывается, а рыхлая порода жадно вбирает воду. Минералы породы в воде растворяются. На рыхлых породах развиваются мхи, лишайники, их корневые системы нарушают сплошность породы. Черные вкрапления в породе нагреваются сильнее, светлые меньше. Линейное тепловое расширение расшатывает связи между частицами, участвующими в сложении породы. Происходит избирательное выветривание, когда каждый прослой разрушается с разной интенсивностью.
Пасхальцы умело использовали свойство камня для облегчения нелегкой обработки крупных блоков с помощью каменных рубил. Шея истукана приходилась на самую мягкую часть пласта. При падении такая статуя обезглавливалась, так как у нее переламывалось самое узкое сечение в мягком прослойке. Такие истуканы чаще всего обнаруживаются на юго-восточном берегу. Если статуя высекалась лежа на спине, из мягкого пласта вырубались выступающие части лица. Они же первыми и выветривались. Поэтому у таких статуй «отломаны» носы, разрушены губы. Когда статуя высекалась в положении лежа на боку, то быстрее отваливались руки, уши, плечи, а на всем теле статуи, и особенно на лице, появлялись борозды, шрамы, образуемые текущей по лицу дождевой водой, вымывающей тонкие илистые частицы. Многие статуи имеют округлые, как бы рваные раны в самых различных частях, но чаще на лице. Это опять-таки действие природных сил. При выветривании выкрашиваются и вываливаются ксенолиты, крупные включения посторонних пород в туфах. Если такие ксенолиты были мелкие и размещались цепочками, то образовывались своеобразные «ожерелья», луночки, расположенные на одинаковом расстоянии, которым тоже приписывалось ритуальное значение. Следы вывалившихся ксенолитов или мелких вулканических бомб хорошо видны в реставрированном аху в бухте Хангароа и Кио’е.
Все эти рассуждения и выводы в равной степени относятся и к ритуальным платформам. Камни, их слагающие, также выветриваются и разрушаются с различной скоростью. Основание статуи может принять косое положение и тогда великан упадет под действием собственной тяжести и может расколоться.
Тур Хейердал считает, что Норвежской экспедиции удалось найти бесспорное доказательство того, что статуи свергались полинезийцами. У подножия одной из упавших статуй близ постамента и даже на постаменте были найдены клинья. С помощью таких клиньев островитяне и низвергали чужих идолов! Вроде бы спорить не о чем. Иначе зачем был нужен такой клин? Правда, в «Трудах Норвежской экспедиции» ни слова не говорится, каким образом ухитрялись полинезийцы всунуть клин под статую и чем, каким орудием, его потом вбивали?
Но и тут геологические наблюдения дают простое и бесспорное объяснение.
Обратите внимание на все изображения статуй. Все они как бы скособочены, не стоят строго вертикально. В чем тут дело? Ответить на вопрос поможет геология.
Слоистые толщи, покровы базальтов, горизонты туфов и туффитов лежат на острове не горизонтально, а чуть наклонно, причем углы меняются от первых градусов до 15 и даже 20 к горизонту. Кроме того, эти пласты разбиты не вертикальными трещинами, которые в плане смыкаются не под прямым углом: раньше мы обращали внимание на угол 94–96°.
Пасхальцы высекали статуи не из монолитов, а использовали природную отдельность, природные блоки пород, которые не имели прямых углов. Это были своеобразные трехмерные параллелограммы. Если из плотного материала вырезать узкий параллелограмм и поставить его на стол, то он не будет стоять – упадет! Чтобы такой параллелограмм не упал, надо сделать клиновидную подставку, так как основание его не перпендикулярно к его длинной оси. Иными словами, нельзя поставить статую на пьедестал, а в случае с островом Пасхи на аху, без клина. Это не относится к статуям, которые вкопаны.
При установке поднятых моаи на реставрированные платформы были сделаны клиновидные постаменты, скрепленные для надежности цементом. Так были поставлены истуканы на аху № 2 в бухте Хинга Кио’е (бухта Крысы). В бухте Хангароа почти в центре поселка туристов встречает гигант в «шапочке», с клиновидной подставкой над правым ухом. Это значит, его высекали в положении лежа на боку. Там, где подставка спереди или сзади, истукан высечен в положении на спине.
Добавить комментарий