“Традицию” возведения пирамид возродил первый правитель XII династии и полностью закончил ее последний фараон. Всего было возведено девять относительно больших пирамид, не считая пирамид спутниц. И что удивительно, что еще один из фараонов, Аменемхет III, возвел для “себя” две пирамиды. Остальные же в качестве места возведения “своих” пирамид “выбирали” участки самым “случайным” образом, “открыв” при этом три, что весьма необычно и подозрительно, совершенно новых места возведения: Лишт, Хавару и Иллахун.
Первая особенность расположения и структуры пирамид XII династии заключалась в том, что они возводились много южнее Дашура и по обе стороны медумской пирамиды, т.е. севернее и южнее ее и к тому же на значительном расстоянии. Вторая особенность – некоторая унификация сторон основания. Семь из них имели длину стороны основания 105 м, две последние – половину от 105 м или около 52,5 м…
Третья особенность – это были уже не каменные пирамиды, а сложенные из разных материалов, включая кирпич-сырец, сооружения с заполнением кирпичного каркаса каменной крошкой и даже песком.
Первая из новых пирамид, истинных гробниц, была построена Аменемхетом I (у Манефона он занесен в списки под именем Амменемеса) недалеко от его новой столицы объединенного Египта г.Иттауи (его точное местонахождение еще не найдено) и расположена в настоящее время неподалеку от городка Лишта. Его наследник Сенусерт III “приказал” построить свою пирамиду на 2 км южнее. Поскольку в окружении этих больших пирамид находится около полутора десятков маленьких, то и эти сооружения в окрестностях Лишта можно считать полем пирамид…
Три последующие пирамиды наследники Сенусерта I, фараоны Аменемхет II, Сенусерт III и Аменемхет III возводили на том же поле у Дашура, на котором фараон Снофру построил две большие пирамиды, но на километр-полтора ближе к Нилу…
И вот здесь возникает некое отступление от правил. Фараон Аменемхет III, как и Снофру, “приказал” строить себе сразу две обыкновенные пирамиды. Одну, как мы уже упоминали, в Дашуре, а другую за 60 с лишним километров по прямой юго-западнее дашурской, недалеко от современной деревни Хавара-эль-Макта. Именно эта пирамида юго-восточнее зеленого Фаюмского оазиса оказалась первенцем нового царского некрополя. Это очень значимый фактор, которому до сих пор не уделяется серьезного внимания. И он определяет и выделяет эту пирамиду как очередной самый западный репер на карте Египта.
Древние египтяне подчеркнули его значимость, как всегда, необычно и неявно. Они устроили внутри пирамиды (единственной из всех ранее построенных XII династией) невиданную погребальную камеру, выточенную из цельной глыбы необычно твердого желтого кварцита и весом свыше 100 т (нам не встречалось информации о том, из какого карьера доставлена в Хавару кварцитовая камера, но скорее всего не из местного).
а почему бы не предположить, что глыба уже лежала там?.. И вытачивали ее на месте, а пирамиду построили просто над ней…
“Стороны камеры, – восхищается В.Заморовский, – отшлифованы как алебастровая ваза; объем ее 6,6х2,4х1,8 м. Крышка из кварцита имеет толщину 1,2 м и вес около 45 т. Сверху камера перекрыта двускатной крышей из двух известняковых блоков весом по 50 тонн каждый. На нынешнее место камеру опустили уже в готовом виде”.
на основании каких данных сделан вывод об “опускании на место”?..
Здесь налицо бросающееся в глаза технологическое противоречие. Пирамида выполнена из подручных материалов и кирпича сырца по примитивной технологии, а погребальная камера по технологии, недоступной в песках Хавари и нашему веку, но весьма соответствующей тем технологиям, которые использовались при возведении, например, пирамид Гизе. И сразу же возникает вопрос: как совместить это противоречие и о чем оно может свидетельствовать?
под “камеру” могли использовать и уже давно существовавшую конструкцию!.. Присваивали же себе фараоны чужие сооружения!..
…познакомимся с последней, самой южной в Египте большой одиночной пирамидой, расположенной в пустыне за деревней Иллахун в 10 километрах юго-восточнее хаварской пирамиды, построенной Сенесертом II (Сесострисом, по Манефону). От нее мало что сохранилось. При тех же размерах основания 105х105 м она возвышается над окружающей местностью метров на 15. Построена она вокруг ядра из естественной скалы (похоже, это единственное сооружение, в котором естественная скала используется как структурный элемент большой пирамиды), перекрытой “решетчатым каркасом из коротких, прилегающих друг к другу каменных блоков”. Вот почти вся информация о самой южной, несколько тысяч лет одиноко стоявшей, большой пирамиде Египта…
…мы подошли к тому самому вопросу, который очень точно поставил Г.Хэнкок – почему Осирион и храм Сети I нацелен на северо-восток? Он, даже не зная ответа, посчитал это направление не случайным. Мы же, прежде чем ставить этот вопрос, отметили бы, что это два различных сооружения. Даже оформление их говорит о том, что перед нами две противоположности: Осирион – абсолютная скромность, отсутствие каких бы то ни было украшений, и великолепное убранство разукрашенных орнаментами и барельефами помещений храма Сети I как бы сами по себе делают их несопоставимыми. И более того, оттесняют более скромный Осирион в тень великолепия храма.
здесь надо бы смотреть местную геодезию, – может быть, никакого “тайного смысла” в ориентации и нет, а планировка привязана лишь к рельефу местности…
Хотя, по сути, это два несовместимых сооружения, возведенных по различной технологиям в разное время, причем Осирион возведен намного (тысяч на 10-15 лет) раньше, чем храм Сети I. Но их объединяет главное – они имеют одно и то же направление оси.
а что, собственно, странного?.. Ведь достаточно известна “привычка” египтян (и других древних народов) строить свои сооружения на базе более старых в “священных местах”… В эту традицию вполне укладывается как комплекс Осириона и храма Сети I, так и версия строительства пирамиды в Хавара-эль-Макта с использованием уже имевшейся конструкции…
…Сфинкс конструктивно был вырублен так (в траншеях), чтобы песок его засыпал, а дождь омывал, создавая водную эрозию на его поверхности.
Прежде всего отметим как бы “одиночество” пирамиды [Хафры] на площадке. За исключением пирамиды-спутницы и заупокойного храма – элемента ансамбля, вокруг нее нет ни одного объекта. На расстоянии около 150 м от каждой боковой стороны нет ни одной постройки и, похоже, что все это пространство было обнесено двойной стеной, сохранившейся местами с западной стороны (кроме той, которая непосредственно находилась у пирамиды). Впечатление такое, что вокруг пирамиды запрещено было всякое строительство. Для сравнения – пирамида Хуфу была обнесена одной стеной на расстоянии 10 метров от своих сторон, Менкаура – тоже одной, примерно в 80 м, и вблизи их по три пирамиды-спутницы.
Но если вблизи пирамиды Менкаура больше ничего нет (тоже, похоже, запрет, но “послабее”), то у пирамиды Хуфу с востока и с запада целый город захоронений. Это, конечно, символика, но она играла в Древнем Египте весьма важную роль и говорит в первую очередь о значимости объектов.
Продолжим. От каждой пирамиды идет к своему нижнему храму дорога восхождения, по которой, как говорят предания, усопший фараон следовал к месту захоронения. Если дороги от пирамид Хафра и Мекура при их продолжении как бы сходятся в одной точке, то аналогичная дорога от пирамиды Хуфу, наоборот, как бы удаляется от них обеих. Если учесть, что пирамиды строились одновременно [версия авторов!], это очень странное и вызывающее много вопросов удаление, обусловливающее некоторое нарушение канона, но чем оно вызвано – неясно.
У двух входов в нижний храм фараона Хафра, откуда начинается дорога восхождения, расположились еще четыре его младших собрата, величиной с добрый десяток метров каждый.
Сам нижний храм имеет особенности. Он квадратный со стороной 45 м и высотой 13 м. В нем находились 23 тронные статуи фараона (?)… Убранство храма поражает аскетичностью. В нем нет никаких украшений. И это можно понять, если предположить, что в заупокойном храме, который послужил образцом для последующего строительства таких сооружений, перед колоннами центрального зала стояло 12 огромных белых статуй бога Осириса. Эти статуи бога египтологи, по своим соображениям, принимают за тронные статуи фараона. Но вот что интересно. Пять культовых статуй фараона скромно запрятаны в западной части храма в пяти глубоких нишах. Вот эта скромность фараона и вызывает нескромный вопрос: а не богу ли Осирису посвящена построенная пирамида? И не потому ли она выделяется из других? Тогда все ее особенности сразу находят объяснение. Тем более, что и никаких помещений, кроме, как полагают, одной погребальной камеры, в ней не обнаружено. И камера эта, в нарушение всех традиций, не спущена под землю, а расположена на уровне поверхности.
Самым крупным из прилежащих объектов является примыкающий к восточной плоскости пирамиды Хафра заупокойный храм. Он находится на специальной гранитной террасе (чего нет у других храмов) и занимает площадь 145х45 м, наибольшую из всех заупокойных храмов…
Следует обратить внимание еще на одну особенность заложения храма. Его ориентация по меридиану выполнена с погрешность 12’, и почти с такой же погрешностью ориентирован и заупокойный храм, и пирамида Менкаура. А это, скорее всего, свидетельствует о том, что эти объекты закладывались, как и основание пирамиды Хафра, около 13000 лет назад. А потом на заложенном основании, при возведении, тело пирамиды Хафра было выправлено так, что ошибка составила всего около 3’. Мы полагаем, что следы этого выправления еще могут быть обнаружены. Необходимости в выправлении ориентации пирамиды Менкаура не было. И она так и была возведена с погрешность в 14’.
число 13000 явно взято с потолка…
вполне возможно, что некая “погрешность” не играла просто никакой функциональной роли. Поэтому на нее никто и не обращал внимания, а строить так проще…
От заупокойного храма к нижнему (называемому иногда “храмом долины” или “гранитным храмом”) под углом к широте ведет каменная дорога шириной около 5 м. Храм строился с учетом наклона плато и потому его западная стена имеет высоту около 6 м, а восточная достигает 12 м. В плане храм представляет собой квадрат со стороной 44 м.
Этот храм по элементам своей конструкции резко отличается от всех остальных сооружений Гизы и всего Египта. Только в Абидосе имеется таинственный Осирион – сооружение, конструктивно напоминающее данный храм. Он имеет следующие особенности:
На нем и снаружи и внутри полностью отсутствуют какие-либо надписи или другие пометки, способствующие идентификации.
Несущие конструкции храма выполнены из сотен гигантских известковых мегалитов с габаритами от 5 м в длину, 3 м в ширину и 2,4 м в высоту, с весом, превышающим 200 т. (Аналогичные блоки заложены и в основание пирамиды Хафра.) И совершенно непонятно, как эти мегалиты передвигали по площадке и поднимали на высоту четырехэтажного дома. К тому же эти колоссы имеют сложную ступенчатую форму.
Единственное дошедшее до нас письменное свидетельство – надпись на стеле времен фараона – указывает, что нижний храм не имеет ничего общего с фараоном Хафра (хотя в нем и была найдена его статуя), поскольку был выстроен задолго до его правления. И в период возведения пирамид этот храм считался весьма древним сооружением. Египтяне верили, что “он остался от Первого времени и был построен богами, которые поселились в долине Нила в ту далекую эпоху. И называли его совершенно конкретно: “Дом Осириса, властелина Ростау” (Ростау – древнейшее название некрополя в Гизе).
Следовало бы обратить внимание и на необычную “пристыковку” заупокойного храма к пирамиде Хафра. Ось этого храма в пирамидах Гизе ложится на линию широты, проходящей через вершину пирамиды. Верхний храм пирамиды Хафра, по неизвестной причине, но вряд ли случайно, сдвинут относительно осевой широты примерно на 1/3 своей ширины.
…описание начала строительства пирамиды Хеопса(?) у Геродота:
“Он писал, что Хеопс заставил (?) работать на себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах. Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор. Постоянно работало сто тысяч человек. Они сменяли друг друга каждые три месяца. За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой блоки доставлялись к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги было не менее трудоемкой задачей, чем постройка самой пирамиды. Десять лет строили дорогу. Она была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными резьбой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось строительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и погребальной камеры фараона Хеопса. Строительство же самой пирамиды продолжалось двадцать лет. Основанием пирамиды служил правильный (точность 2-3 см) четырехугольник, состоявший из тщательно отшлифованных и точно подогнанных один к другому каменных блоков. Пирамиду возводили в несколько приемов. После возведения первой очереди камни поднимали с помощью специальных подъемников, сделанных из коротких деревянных балок. Сначала заканчивали отделку верхней части пирамиды, после этого заканчивали соседние нижние части. Отделку основания и самой нижней части заканчивали в последнюю очередь” (К.Целлер, “Архитектура страны фараонов”).
при порядке сверху-вниз нельзя добиться той точности подгонки облицовочных блоков, какая имеет место быть в действительности (были бы неизбежно весьма заметные щели за счет “усушки”, “утруски”, “усадки” и т.п.). Не говоря уже о том, что технологически очень сложно подгонять нижние блоки под верхние…
Если учесть, что Геродот побывал у подножия пирамид через 2000 лет после их возведения, т.е. через примерно такой же промежуток, который отделяет, например, нас от эпохи Юлия Цезаря, то естественно, что полученная им информация была в значительной степени мифом. И содержала некоторый не поддающийся расшифровке клубок как истины, так и вымысла, к возникновению которого, несомненно, приложили руки и жрецы.
За полсотни лет строительства, если исходить из построенных пирамид, египтяне, если предполагать, что именно они заготавливали материалы для пирамид, наломали такое количество каменных блоков (именно блоков, а не горной породы), которое, похоже, не смогло наломать все человечество за свою письменную историю. И, что весьма существенно, при ручной ломке с помощью долот и клиньев в карьерах должно было оставаться отходов в объеме, в три-четыре раза превышающем объем выломанных блоков, не говоря уже о нестандартности получаемых заготовок и о необходимости стесывания до пятой части заготовки, убирая следы долот и клиньев. Этого объема обломков с лихвой хватило бы всем последующим правителям Египта, включая современных. И арабским повелителям не пришлось бы превращать пирамиды в каменоломни. Но, увы! Аккуратные ремесленники на удивление отходов после себя почти не оставляли.
А это может означать, что имеется способ (нам до сих пор неизвестный, но которым египтяне владели) такой последовательности нанесения ударов по камню, что в монолите на большой глубине появляется достаточно прямая трещина, по которой в некоторой очередности и откалывается блок необходимого размера. Не исключено также, что плоскости вырубленного таким образом блока обрабатывались со значительно меньшими трудозатратами, чем выломанные клиньями, не вручную, а на специальных шлифовальных дорожках.
на блоках (даже не отшлифованных) нет никаких следов ни клиньев, ни полос от “шлифовальных дорожек”…
Добавить комментарий