Культура сейдов и гиперборейская теория
Как известно регион распространения сейдов стал местом поисков следов гипотетической древнейшей цивилизации Гипербореи. Логично возникает мысль о возможном совмещении Гипербореи и культуры сейдов. Данный вопрос обладает достаточной малой фактографией и имеет довольно много пробелов в мифологической и хронологической частях, посему все построения здесь являются предположительными и гипотетическими. Рассуждения здесь нужно начать с двух точек, во-первых единственными упоминаниями о Гиперборее, как о развитой цивилизации Севера являются греческие упоминания времен античности и индо-иранские писания Веды и Авеста, более древнего времени, во вторых – геологический факт существования ледникового периода. Греческие географы упоминают Гиперборею в образе некой страны блаженных мудрецов, родины Аполлона и т.п., то есть понятиями принятыми в античном мире, и вполне могущими соответствовать конкретной, но слегка приукрашенной стране, писания индо-иранцев повествуют о родине ариев, широтные условия которой соответствуют полярному региону, а Авеста прямо упоминает приход суровых зим заставивших предков индоевропейцев покинуть свою родину (3). С современными геологическими данными это совпадает четко и является мифологическим отражением наступление ледникового периода в циркумполярной области. Но сейчас наступление последнего ледникового периода датируется примерно 30тыс. до н.э. (4) а окончание 10-12 тыс. до н.э. понятно что под подвижным ледниковым панцирем в течении 20тысяч лет сейды сохранится не могли, следовательно говорить о их соответствии древней прародине ариев нельзя. Другой вопрос, что греки вполне могли назвать культуру сейдов Гипербореей, но к прародине и древнейшей развитой цивилизации это не имеет никакого отношения, даже на уровне прямой преемственности. Если принять за истину предположение о заимствовании культуры сейдов с западноевропейских дольменов, то идеализированный пассаж греческих авторов вполне логичен, так как к моменту упоминаний о Гиперборее в регионе известном грекам период мегалитостроения закончился, а в мифологии прошлое представлялось в виде “золотого века”, то совершенно легко можно представить как модифицированные остатки этой культуры существующие в далекой северной стране могли приобрести черты “райских земель” (в т.ч. 15). К тому же в греческих писаниях нет таких прямых упоминаний как в индо-иранских о полярной Родине, следовательно, скорее всего они могли именовать Гипербореей именно мегалитостроителей Заполярья, а легенда о родине Аполлона могла являться отголоском общеиндоевропейских представлений о северной прародине (5).
Можно было бы промежуточное пост-ледниковое потепление (16,25) считать периодом “северной жизни” индоевропейцев, но тогда почему мигрировавшие арии не унаследовали свой, предположительно, важнейший атрибут – культ сейдов? Если предположить, что этот культ трансформировался в культуры дольменов, то и это не прояснит картину, у многих индоевропейских народов Европы мегалиты ассоциируются с мифологическими народами-предшественниками а не предками, а например присутствие Ариев в ранний период расселения в Корее и Канаде более чем спорно. Миграцию можно объяснить желанием жрецов сохранить культуру, так как оставшись жить в условиях борьбы за выживание в суровом климате люди вполне могли придти к деградации и тому первобытно-общинному уровню с которым пришли к 20-му веку северные народы. В этом есть явное противоречие – согласно исследованию Б.Г. Тилака Веды написаны не позднее 5тыс. до н.э. Авеста еще древнее, правда насколько не уточняется, но получается, что “исход”, из-за наступления лютой зимы, произошел в то время, когда по данным палеоклиматологии был наиболее теплый период(!) и продолжался еще не одну тысячу лет. Выходит, часть населения циркумполярного региона мигрировала на юг, из-за того что “мир уничтожают зимы и сильный суровый мороз” (24), а часть благополучно осталась достраивать свои мегалиты. Кроме того еще один момент Авесты указывает на то что эта лютая зима была именно ледниковым периодом:”… до этой зимы у страны были богатые пастбища, её затопит обильная вода после таяния снега и там о Йима явится для телесного мира озеро, где теперь видны следы мелкого скота” (Видевдат, миф о Йиме перевод К.Г. Залемана). Как известно не всякая холодная зима или даже столетнее похолодание климата способствует образованию озер, а озера послеледникового происхождения широко известны в северном полушарии. Сложно представить чтобы в писании пережившем тысячелетия упоминались какие-либо небольшие локальные водоемы от растаявшего зимнего снега.
Здесь же правомочно спросить, на каком основании данные индоиранских писаний реально соотнести к европейскому северу? Увы прямых указаний нет и даже наличие индийских корней в северо-русских названиях не может являться бесспорным доказательством по одной простой причине – этот регион был освоен русскими в очень давние времена и в отличии от более южных районов, был менее всего подвержен влиянию народов других, в первую очередь тюркских этнических групп. Вполне логично, что именно на русском севере лучше всего сохранились в русском языке и орнаментах признаки родства с индийцами, общие индоевропейские корни. Подобным образом, глядя на карту можно сказать, что и древнейшее население северной Америки было англоязычным, т.к. большинство современных названий в американской глубинке также имеют английские корни. Единственным указанием косвенно может являться описание Авесты периода расселения ариев в циркумполярном регионе. Как известно многое в Ведах и Авесте указывает на изначальное существование предков индоевропейцев в полярном регионе это и “путь солнца” и год, поделенный на ночь-день и десятимесячный “летний” календарь и многое другое собранное и проанализированное в замечательном труде Б.Г. Тилака “Арктическая родина в Ведах”. Авеста же содержит прямое упоминание о перенаселенности полярного региона и расселении части народа в южном направлении еще до наступления ледника: “наполнилась эта земля животными и скотом, и людьми, и псами, и птицами и огнями красными пылающими. Не находили себе место животные, скот и люди. и Йима выступил к светилам навстречу пути Солнца… и Йима раздвинул эту землю на одну треть больше того чем она была, там нашли себе обиталище животные, скот и люди, по своему удовольствию и желанию…” (24). Учитывая многочисленность древних индоевропейцев(как по писаниям так и по ареалу их дальнейшего расселения в Азии) логично предположить что и европейский север мог входить в число мест заселенных народом Йимы в доледниковую эпоху. НО с таким же успехом могли входить и Таймыр и Чукотка и Аляска.
В целом, учитывая все приведенные здесь факты говорить о тождественности культуры сейдов и Гипербореи, как прародины индоевропейских народов нельзя, скорее всего это совершенно разные исторически и культурно традиции, существовавшие в разные эпохи на территории одного региона.
Добавить комментарий