Принадлежность саамам – численность, культура, первые сведения.

Все известные исторические документы указывают на саамов как на бедный малочисленный народ, живущий охотой и рыболовством. Например, вот какое определение саамов дано в энциклопедии Брокгауза и Ефрона:

“…Летом, занимаясь ловом рыбы, по рекам, озерам и берегам моря, они живут в примитивных шалашах; на зиму они переселяются в погосты и живут в деревянных избах. Кроме рыболовства и звероловства, лопари занимаются также оленеводством, которое у фильманов развито более, чем у русских лопарей. Оленями пользуются лопари для переездов, запрягая по одному в небольшие лодкообразные санки (кережки)… Лапландцы – народ смирный, робкий, честный, гостеприимный, кроткий в семейной жизни, сострадательный к бедным, почтительный к старшим, среди них почти нет преступлений. Подвергаясь с давних пор эксплуатации со стороны своих соседей, не скрывающих часто своего к ним презрения, и ведя жизнь полную лишений, лапландцы усвоили себе, однако, и менее привлекательные качества – отсутствие энергии, ленность, упрямство, подозрительность, неопрятность, страсть к спиртному, обман в торговле…”(17).

Нищету и варварство северных племен “фенни” (финнов?) упоминали еще римские авторы, есть мнение что именно фени – самое древнее название саами. Само слово саами схоже с суоми – самоназванием финнов. Лопью (Lapps, Lapins) саами назвали викинги раннего средневековья. Самые первые достоверные упоминания относятся к 9веку и принадлежат норвежцу Халогаланди Оттару – по его описанию страна саамов terj’inns (Кольский полуостров) пустынна, селения малочисленны. Все последующие упоминания саамов вплоть до 20 века непременно упоминают бедность и малочисленность этого народа. В этом ряду стоят упоминания и Саксона Грамматика 12 века (впервые упоминавшего лопарей как искусных лучников, лыжников и магов), автора книги “Лаппония” Иоганна Шеффера жившего в 16 веке, даже в эстонском эпосе Калевипоэг упоминается “скудный берег лаппу” (18). Карельская Калевала и эстонские сказания(53) среди первых признаков северного народа особо подчеркивали магические способности саамских шаманов. Все свидетельства более дальних стран сводятся к бедности и малочисленности. Причем это подчеркивалось даже в советское время – так на месте будущего города Мончегорска в начале 20 века жил всего один саам с семьей (20)

Саамские легенды упоминают, что сейды передвигались сами движимые некоей магической силой, эти верования были настолько распространены, что до сих пор Лапландию иногда именуют “страной летучего камня”. Если конечно не соглашаться с этим утверждением, а искать материальные сведения то получается, что древние саами в своих утверждениях подобны современным людям, которые часто непонятные древности объясняют инопланетным, иномирным и прочим вмешательством. Этот вывод говорит только об одном – у саамов знания о строительстве сейдовых комплексов были утрачены, либо их никогда не было, так как они были возведены до прихода саами. Подобное можно наблюдать и в западной Европе и на Кавказе где дольмены и карны зовут домами карликов или эльфов, а камни знаменитого Стоунхенджа также были перенесены волшебником Мерлином по воздуху. Вот как описывал культ сейдов у саамов русский исследователь конца 19столетия Николай Харузин(19):

“…Сейды были обыкновенно не что иное, как простые камни, им приносили жертвы. Приносили им их для того чтобы они способствовали хорошему улову, удачной охоте, давали хорошую погоду и т.п., жертвоприношения совершались около самих сейдов. Само место где стоял камень считалось святым”. Далее Харузин описывает некоторые капища саамов и справедливо замечает “… это сравнительно большое количество брошенных капищ служит наглядным доказательством как распространенности культа сейдов в прошлом, так и его упадка в настоящее время“.

Далее он делает вывод: “… начиная с 13 века история лопарей не дает нам ни одной светлой страницы. История лопарского племени есть вместе с тем история его обеднения.” (18).

Интересно, что не указывая на сооружение сейдов, традиционное саамское верование лэхте-верра упоминает о таком свойстве духов населяющих сейды, как неприятие шума. Духи, живущие в сейде, не выносили шума и могли покидать камень, не только “перелетая” в другое более спокойное место, но и материализуясь в человеческом облике. Этнограф В. Чарнолусский в отчетах лопарской экспедиции 1926г. описывал следующий рассказ о сейде в районе реки Иоканги: “однажды весной, когда уже начали ловить семгу, когда молодая трава уже покрывала землю, молодые парни затеяли играть в лапту, а девушки веселились по-своему – пели песни и шумели. Вдруг из-за горы предстал старик с длинной бородой. Одет он был в самую простую одежду. Он поднялся так, чтобы его все видели. Он возвысил свой батожок и погрозил им разгулявшейся молодежи. Посох его сиял. Другие говорили, что и одежды его сияли золотом. Народ испугался и разбежался кто куда. Вот это и был сейд. Тот, кто живет в камне. Иокангский сейдушка ушел из своего жилища. Это был добрый старик. Стало слишком шумно в округе.” (28, 36). Рассматривая конструктивные особенности сейдов также бросается в глаза их контрастность – небольшие одиночные сейды действительно располагаются по путям сезонных миграций саами и являются почитаемыми камнями того или иного рода, иногда они расположены у ручьев на видных уступах скал, вероятно являясь и своеобразными “маяками”, либо по мнению современных археологов “родовыми святилищами связанными с почитанием предков”. Комплексы из сотен сейдов расположенные, как например на Воттовааре, среди тайги сложно назвать ключевой точкой миграции небольшого саамского рода, да и зачем кочевому роду на высоте более 200м.(от окружающей тайги) ставить сотни камней на подставки? Это совершенно немыслимое предположение, становится просто нереальным, если учесть что в исторически обозримом времени у саамов не было крупных племенных объединений, кочевья были рассредоточены по тундре и основными занятиями все-таки были способы выживания, а не поставления камней на камни. Логично предположить что комплексы могли создаваться за длительное время – возможно в этом предположении есть доля истины, но все равно камни весящие десятки тонн членам немногочисленного рода поставить затруднительно. Более правдоподобно выглядит версия о святилищах почитаемых многими родами (саамскими сиидами, siide) вокруг, которые общими усилиями могли создавать сотни сейдов, но и в этой версии не обойтись без объединяющей силы?

Наивно предполагать ее отсутствие – это было бы все равно, что крестьянам некоей волости собраться и поставить церковь. Для этого нужна некая “религиозная” направляющая, опыт и традиция. Понятно, что и у саами была подобная сила, скорее всего это могли быть почитаемые шаманы-нойды, жившие в окрестностях “святых мест” и “обслуживавшие” окрестное население. Здесь уместно задаться вопросом о возможной эволюции сейдов. Однако к этому вопросу придется подойти не с начала, а с конца. Самые примитивные сейды встречаются как на Кольском полуострове, так и на южных границах ареала распространения культуры сейдов. Сведения о населении южных границ распространения сейдов в раннее средневековье позволяют говорить о том что эти края были обитаемы лопарями-саами. Таким образом малочисленным лопарям, кочевым охотникам и рыболовам вполне можно приписать некую примитивную фазу сооружения сейдов, свойственную для региона северных берегов Ладожского и Онежского озер, а также Ведлозера. Следовательно это была поздняя фаза эволюции сейдов, создание огромных комплексов из сейдов весом до 10тонн явно предшествовало этому периоду угасания и профанации. Но здесь точно также можно предположить, что и фазе расцвета предшествовала некая архаичная форма сооружения простых сейдов. Как можно вычленить их из более поздних, возможно средневековых конструкций? Можно попробовать провести разграничительную линию по географии расселения саами. Например, можно признать небольшие сейды в скоплениях сейдов первичными, предположив, что после момента, когда эти святилища были заброшены людьми их никто там не ставил. На том же основании одиночные сейды на берегах озер, у рек и на перевалах можно трактовать как более поздние, отвечающие не только магическим функциям, но и бытовым – навигационным на путях сезонной миграции немногочисленных родов саами. Но это только возможные направления гипотетического решения вопроса о эволюции сейдов, наяву можно зафиксировать только средневековое угасание культа сейдов, когда оставленные предшественниками огромные комплексы мегалитов не отвечали потребностям немногочисленных кочевых родов арктических охотников. Для реальной оценки возможностей саамов сооружать комплексы из огромных сейдов можно привести простой расчет. Исходя из исторических источников можно предположить что численность саамов на протяжении последней тысячи лет была в пределах 1000-2000человек (18, данные 18-20веков, но нет никаких оснований судить о большей численности саамов в раннее время, скорее наоборот все источники упоминают малонаселенность севера начиная с 9века.), из них работоспособных мегалитостроителей примерно одна третья-одна четвертая часть, т.е.200-600человек. Площадь только Кольского полуострова при этом около ста тысяч квадратных километров. Получается, что сооружение каждого сейдового комплекса в пару сотен сейдов весом от 200кг до 10тонн нужно собрать фактически все работоспособное население Кольского полуострова с расстояний в 200-500км., к этому надо добавить пересеченную местность отсутствие дорог, невозможность работы длинной полярной зимой. Это о комплексах, но вот недалеко от одного из Сейдозер, расположенного в северной части Кольского полуострова находится мегалит который можно смело назвать “царь-сейдом”. Это огромная плита весом не менее 25 тонн установленная на три крупные опоры, увенчанная навершием – еще одним сейдом средних размеров также покоящимся на трех опорах, общая высота конструкции около 3м, говорить о природном происхождении тут уже не приходится. Но чтобы поставить один такой сейд нужно не менее 250человек, практически мобилизовав большую часть трудоспособного населения полуострова на бессмысленный с точки зрения охотников-рыболовов труд. Кроме трудоемкой работы по постановке 25-тонной плиты из параметров этого сейда можно сделать выводы и о инженерном искусстве его строителей. Гигантская плита расположена эффектным “клином” так, что самая толстая часть ее висит вне опор, компенсируясь наклоном на линии базовых камней. Если бы опоры были расположены прямо горизонтально, то сейд бы просто рухнул – наклон камней-опор выдержан именно для поддержания конструкции в нависающем состоянии. Из-за наклона сейда давление его веса распределяется и на задние опоры. Если бы опоры были расположены под самой тяжелой частью (что было бы логично), то сейд стоял бы намертво, а древним строителям почему-то нужно было добиться именно неустойчивого “экстремального” положения. Пытаясь установить реальную возможность создания мегалитов арктического региона можно обратиться к данным экспериментальной археологии и сравнению с другими регионами, где подобное зафиксировано. Например, жители индонезийского острова Суматра устанавливают на могилах мегалиты весом до 11 тонн, для его транспортировки требуются около 500 мужчин и деревянные сани, работы иногда растягивались на несколько лет(37). Эксперементы Т.Хейердала на острове Пасхи позволили установить, что при наличии мощных канатов 180 человек могут тянуть камни весом до 10тонн, а общий расчет показывает необходимость 16человек на тонну веса(37). Применительно к сейдам весом 5-25 тонн можно сделать вывод о необходимости дерева, прочных канатов и задействования от 80 до 400 человек. Характерно, что гигантский сейд расположен не на возвышенности, а на северном склоне, и явно не нес навигационных функций, а был именно сакральным святилищем. Такой гигантизм это конечно исключение, но ведь встречаются сейды и более мелких размеров, весом “всего” в 5-10 тонн. Летом 2004года экспедицией организованной А. Скляровым на гору Воттоваару был проведен эксперимент, показавший реальность создания сейда “на ровном месте” весом примерно 300 кг силами двух-трех человек, при помощи бревна-рычага. Но практически это снимает вопрос только наполовину, так как большая часть сейдов намеренно располагалась как раз на местах создающих дополнительные сложности при установке – на краях обрывов, вершинах скал, нагромождениях скальных обломков. Встречаются гигантские сейды не только в комплексах, но и одиночно, украшая собой вершины сопок возвышающиеся над тундрой. Напрашивается очевидный вывод что подобное строительство могло быть осуществлено только при гораздо большей численности населения, а следовательно и в условиях более теплого климата. Насколько это строительство можно соотнести с саамами? Только на том основании, что из известных нам народов они самые древние поселенцы края. Точно нельзя говорить унаследовали саами культ сейдов или нет, но в исторически обозримое время нет никаких сведений о умении саами работать с тяжелыми валунами весом в десятки тонн. Лопари-саами были распространены еще в раннее средневековье на карельском перешейке, Приладожье, Архангельской и даже в Вологодской областях (22) – что говорит о том, что они были относительно многочисленны, но плотность населения вряд ли была больше известной за тот же период. Следовательно, продвигались на север постепенно вытесняемые карелами и другими народами – но хронологически на определенном этапе это могло быть и возвратное движение, а карелы и вепсы могли на этом пути наследовать некоторые оставленные саамами памятники. С другой стороны при таком богатстве мегалитическими конструкциями удивляет бедность саамской “исторической мифологии” – сведенной всего лишь к постоянным конфликтам с врагами(23), что указывает на время не ранее эпохи викингов. Очень сложно предположить подобную амнезию мифологии и деградацию народа от высот мегалитостроения до полного забвения мифов и преданий связанных с мегалитами. Ведь даже индо-иранцы пройдя тысячи километров сохранили предания о северной прародине. Хотя судьбы у разных народов разные – нынешних коптов, прямых наследников древних египтян, тоже абсурдно спрашивать о способах постройки пирамид и культе Амона-Ра.

Несмотря на то что финно-угры являются самыми древними народами заселившими европейский Север в их преданиях упоминается народ предшественник – карлики ушедшие в горы или в землю. В лапландских преданиях часто упоминается враждебная чудь, Куйва запечатленный в скалах Сейдозера был предводителем чуди побежденный саамским шаманом-нойдой, c чудью (tjud), приходящей с гор, связаны предания в области Финмарк, в северной Норвегии. Куйва переводится как “северный ветер” (60), что позволяет предположить трактовку этого предания как борьбу с враждебным северным населением либо северной стихией? Возможно, в этих легендах запечатлены отношения саами и автохтонного населения досаамской эпохи? В основном этот сюжет развит в мифах ненцев, где карлики-сиртя, аналоги европейских гномов именуются народом-предшественником (48). В саамской мифологии аналог сиртя – чакхли (чаклинги), но прямой связи чакхли с сейдами в преданиях нет. Зато есть упоминание о том, что чаклинги жили в кочках и трещинах в скалах (61). Существует и другая версия – сейды возводились досаамским народом именуемым скольды(в настоящее время скольдами иногда называют часть саами), по этому предположению скольды являются истинными наследниками культуры северных мегалитов, но уже к 16веку они почти все были уничтожены и в данный момент существуют в виде немногочисленной общины традиционалистов (45). Среди наречий саамского языка существует и скольдский диалект, именуемый еще колто-саамским. Скольды(скандинавское скъельды (skjold) – потомки бога Одина из района Варангер-фьорда, сказители – скальды(хранители традиций?), западноевропейское средневековое “скрелинги”- Skraelings?) вполне могли быть тем гипотетическим общим источником мифологий кельтов, скандинавов, северных финно-угров. Но так ли было на самом деле? Существует много косвенных фактов в пользу существования на севере древнего народа, элементы религии которого вошли в кельтскую, скандинавскую, саамскую мифологии. Существует предание( в т.ч.42) о том как скрелинги обитавшие где-то в окрестностях Гренландии использовали против викингов некое сверхъестественное оружие заставившие грозных норманнов бежать от столь презренно упоминаемых сагами “дикарей”. Обычно норманны именовали скрелингами индейцев и прочих поселенцев, отличных от самих норманнов и традиционно известных им народов инуитов, лопарей и прочих. Возможно, американские мегалиты Арктики помогут осветить забытые в европейских преданиях нюансы. Так легенды канадских инуитов утверждают о том, что мегалиты возводили вовсе не их предки, а народ названный ими “тунитами”, предания подчеркивают мирный нрав этого древнего народа, не смогшего противостоять заселению Канадского архипелага племенами инуитов (в некоторых преданиях упоминается, что они были “каблунаитами”, “белыми людьми” – европейцами? 42) Тоже самое можно сказать и об ушедших “в скалы”, “под землю” ненецких сиртя. Похоже, почти все нынешние народы северных регионов знали о том, что до них эти земли были заселены другими племенами – туниты, сиртя, есть ли в этом ряду место для предшественников саами? В научной литературе для обозначения строителей лабиринтов и прочих северных мегалитов используется термин “прото-саамы” и “культура Комса”. Кем они были – загадочный северный народ оставивший после себя непонятное каменное наследие? Есть гипотеза о том, что сиртя ненцев и были остатками прото-саамов (57), согласно этой версии предки саамов откочевали на Кольский полуостров с северного Урала. Некоторую загадку приподносят и петроглифы у города Альта в северной Норвегии: принято считать, что оленеводство привилось у саами в 16-18 вв.(по разным источникам разные даты), но на древнейших петроглифах уже есть символические изображения оленей в загонах. Неужели и эти навыки древнейшего населения Скандинавии были утрачены и появились вновь лишь спустя тысячелетия? Или это один из способов загонной охоты? Интересно, что саамский язык среди финно-угорских народов обладают определенным отличием, который может быть объяснен именно заимствованием от некоего другого древнего народа (47) либо даже переходом предков саами с неизвестного языка на финно-угорские (49) или полной ассимиляции предками саами неизвестного народа.

Характерно и то, что саами в средние века имели определенные навыки каменного строительства – свидетельства чему поздние сейды и каменные средневековые могильники на островах Белого моря (46). Это несомненное свидетельство заимствования мегалитических навыков от строителей комплексов сейдов. Почему саами заимствовали культ сейдов? Ответ может быть один – из-за значительного превосходства своих предшественников, строивших комплексы мегалитов. В истории известно много случаев когда менее развитый народ заселяет места обитания более цивилизованного, при этом перенимая традиции последнего. Вероятно, здесь было тоже самое, предки саами застали угасающую мегалитическую культуру и переняли некоторые ее черты, именно поэтому вопрос определения принадлежности сейдов столь сложен. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что саами и их предки населяли и территорию нынешней Архангельской области – но этот “протосаамский регион” почему-то лишен сейдов, или они просто там не выявлены. Были на это природные или этнографические мотивы пока неизвестно, но довольно странно, при учете того, что общепризнанно сейды – типично саамская принадлежность, отсутствие сейдов на местах древнего обитания “прото-саамов”. В тоже время лабиринты, также соотносимые с прото-саамами встречаются и в исконно мегалитических Швеции, британских островах, где предков финно-угров быть не могло. К слову в европейских мифологиях лабиринты также связаны с сверхъестественным народом – эльфами. Еще один намек на то, что северные мегалиты могли быть созданы до саами, содержит сама саамская трактовка понятия сейда. Саами сейдом именовали любые выдающиеся природные объекты – озера, скалы, деревья, то есть нерукотворные образования, и в этом же ряду стоят и явно рукотворные мегалиты, без малейшего упоминания их создания. “Летающие камни” и все. Это наводит на мысль, что саами уже застали эти камни поставленными, и так как они явственно выделяются из окружающего ландшафта, заселили и их “духами”. Образно говоря, приравняли непонятные искусственные конструкции к природным артефактам. В камнях живут духи и они могут летать – иначе как могли образоваться эти странные валуны на камнях-опорах?

На данном этапе однозначно определить этническую принадлежность строителей сейдов не представляется возможным – существуют факты как за саамскую версию(“деградации”) так и против. Возможно, попытка выделить корни арктической пра-культуры в мифах и верованиях северных народов и позволит более точно ответить на вопросы связанные с принадлежностью сейдов саами.

Впрочем, можно попытаться подойти к проблеме национальной принадлежности культуры сейдов, ответив на вопрос “откуда пошли сейды?”

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мизин Вячеслав

Все работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: