Магия сейдов – подход иррациональный и технический

(Феномены плато сейдов)

В мировозрении древних жителей Саамиедны – страны саами, сейды были населены духами и обладали всевозможными сверхъестественными способностями. Культ сейдов вероятно был главным в полярной тундре, основой древней религии – возле некоторых сейдов до сих пор можно увидеть следы древних приношений – истлевшие рога оленей. Более поздние упоминания оставленные в 18веке указывают на приношение сейдам рыбы, камней измазанных кровью жертвенных животных, табака, кусочков ткани. Связь культа сейдов с лапландской магией настолько велика, что в преданиях описывались случаи когда шаман-нойда умирая, “превращался” в сейд, помогая из потустороннего мира своим соплеменникам. Так, например сохранилось предание о том, как нойда по имени Сырец, живший в районе Печенги после смерти стал сейдом Репт-Кедги (32). Этот сейд мог управлять погодой – как выполняя просьбы о хорошей погоде, так и насылая бурю на тех кто шел в горы чтобы уничтожить его. Вообще лапландская магия, вероятно ввиду северного расположения, часто обращалась к управлению погодой. Лапландские шаманы при помощи магических узелков “наколдовывали” мореходам погоду и в средние века. Адам Бременский, хронист 11века упоминал, что лапландские шаманы могли узнать, чем занимаются люди в отдаленных местах и силой заклинаний выбрасывать на берег китов (55). В сохранившихся до наших дней документах 17века описываются процессы над шаманами в области Финмарк (Норвегия), занимавшимися вредоносной магией “ганд”(gand). В этих процессах подробно рассказано о ритуале шаманов и инструметарии(бубнах, runebom). Но кроме бубнов и сейдов у древних шаманов были и другие могущественные приспособления – “чуэрвь-гарты” (61). Данные “приборы” представляли собой выкладки из оленьих рогов и камней. Двигая рога шаман мог управлять погодой, охотой и ловлей рыбы. Одна из таких конструкций встречена автором в 2000году на горе Нинчурт – несколько старинных полуистлевших рогов на большом камне аккуратно проложены камнями.

Дошедшая до наших времен саамская мифология является синтезом древнейших финно-угорских верований (миф о первопредке олене Мяндаше) и многочисленных заимствований, включая как балтские (балтский и общеиндоевропейский бог Перкунас-Перун стал у саами антиподом-демоном Перкулем, заимствование произошло вероятно в древние времена когда саами жили южнее нынешнего ареала и были теснимы балтами), так и более поздние скандинавские и христианские. Максимально четко и кратко культ сейдов бытовавший у саами в первой половине 20 века записал и сформулировал русский исследователь саамского шаманизма Николай Волков:

“..Сейды как вещественное выражение древнейших верований саамов распространены были в равной мере как среди саамов России, так и зарубежных. Сейд обычно являлся объектом почитания всего селения и, по-видимому, был связан с почитанием предков-родоначальников. Самое слово “сейд” этимологически увязывается с обозначением селения, может быть, рода – “спит”. Обстоятельства окаменения – испуг от неожиданного окрика, гнев на родственников или единственный выход при преследовании врагов. Окаменение, как следствие волшебных чар более сильных колдунов, встречается реже в преданиях. Есть основания полагать, что распространение сейдов зависело от распространения охотничьих и рыболовных угодий. Есть упоминания, что с возникновением оленеводства благодетельное влияние сейдов распространено также и на стада прирученных оленей. Указываемые ныне сейды расположены вблизи рыболовных и охотничьих угодий саамов. Первоначально сейды были, несомненно, родовыми фетишами. По мере дробления родовых угодий сейды превращались в семейные фетиши. Сейд, в отличие от вещественных объектов магии, является объектом поклонения и почитания. Прежде всего человек считается с интересами сейда. Сейд не только требует уважения к себе, но и соблюдения известных правил в районе своего влияния, в особенности же поблизости, на виду. Соблюдение тишины, безусловное воздержание от ругани и даже шуток – повсеместно распространенные правила. Сейд, кроме того, любит подарки и пищу, любимую саамами. Взамен оказываемого внимания он загоняет в сети рыбу, помогает на охоте и выпасе оленей. За невнимание, насмешки и грубость сейд жестоко наказывает виновных не только лишением промыслов, но также и болезнями и даже смертью. …” (61)

В приведенной цитате четко представлено примитивное магическое поклонение которое наверняка существовало уже не менее тысячи лет. Но может ли иметь эта вера отношение к строительству комплексов мегалитов? В известных преданиях упоминаний нет из чего следует вывод, что строились они в невероятно древние “до мифологические” времена.

В некоторых саамских преданиях упоминалось не только почитание камней-сейдов и духов живущих в них, но и наоборот, пренебрежительное отношение – при невыполнении просьб жертвоприношения могли быть взяты обратно. В некоторых преданиях упоминаются человеческие жертвоприношения сейдам, в условиях малочисленности саамов в исторически обозримое время это выглядит нонсенсом, возможно также намекая на древнейшие времена, когда регион был густонаселенным и вполне допустимо практиковались человеческие жертвоприношения. В тех же преданиях упоминается, что человеческие жертвы были заменены животными (43). Такой разнообразный подход наводит на мысль, что культ сейдов не принадлежал саамам, а являлся адаптированным заимствованием более древней веры. Сравнивая предания в которых упоминаются сейды можно сделать вывод о том, что пренебрежительное и унитарное отношение к священным камням является признаком более позднего времени, та как в этих преданиях гораздо подробнее описываются бытовые детали и сюжеты. Предания “почтительно” упоминающие сейды явно более древние, потому как сюжеты их более мифологичны. Однако в некоторых случаях забирать приношения от сейдов было настрого запрещено, подобный поступок мог навлечь на святотатца беду, даже приближаться к некоторым камням можно было только до определенного расстояния.

По некоторым преданиям сейды, как воплощенные шаманы-нойды осуществляли связь мира живых с миром ушедших предков. Считалось также, что сейд живет до тех пор пока его почитают люди, в противном случае сейд теряет магические свойства. (32) Таким образом, сейды были населены духами способными помогать человеку, в обмен на приношения, как в магии так и в быту. Однако кроме охранительных и вспомогательных функций духи населяющие камни были еще и некими вратами между мирами. Старое лапландское предание сохранило описание одного такого “перехода”, когда заблудившийся в пурге охотник обойдя скалу внезапно оказывается в “ином мире”, населенном счастливыми предками. Находясь “в гостях”, охотник пережидает пургу, и вновь выйдя в “реальность” находит своего завистливого спутника погибшим (32). Интересно отметить, что священные камни, останцы скал и мегалиты, в мифологии других северных народов скандинавов, кельтов, инуитов(эскимосов) также несут функции “врат” в иной мир. Что это, сходство мифологий или реальные неизвестные нам свойства мегалитов и природных объектов? Само слово “сейд” также близко к ирландскому “сид”, с тем же значением “святой” и названием раздела древнескандинавской магии “сейдр”(seidhr), что означало на древнеисландском речь, пение, заседание для общения с духами. Маловероятна случайность этих совпадений, скорее всего они указывают на некие общие корни традиций разных северных народов. Принятие этой версии также показывает на возможность заимствования культа сейдов саамами у более древнего народа, оказавшего влияние не только на финно-угров, но и кельтов и скандинавов. Сейчас это мифологические сюжеты ставшие достоянием этнографических трудов.

Представляет интерес взглянуть на магию сейдов с позиций современных знаний о природе и человеке. В первую очередь невозможно необратить внимание на некоторые аномальные феномены, связанные с сейдами – субъективные ощущения некоторого психического воздействия как позитивного, так и отрицательного, странные проблемы, возникающие с фото и видео техникой, иногда засветки на фотографиях. В основном подобными фокусами известно плато сейдов на горе Воттоваара. В другом месте Кольского полуострова при съемке сейда на 4-х мегапиксельную цифровую фото-камеру “Olimpus” получился странный эффект – окружающий пейзаж виден четко, а контуры сейда немного расплылись, как будьто он вибрировал(?). Вероятно, это все связано с тем, что комплексы располагались в так называемых “местах силы”, местах, где проявлялись необычные свойства Земли связанные с геологическим строением. Учитывая особенности геологии Кольского полуострова можно, например, объяснить целебные свойства некоторых мест сейдов выходом радона, слаборадиоактивного природного газа, радоновые источники были известны своими целебными свойствами еще в 19веке, задолго до объяснения самого эффекта. Но кроме этого еще совсем недавно страна саамов, славившаяся на всю Европу своими шаманами, была известна и распространением “шаманской болезни”, “мерячения”, выражавшейся в спонтанном впадении в транс, как отдельных индивидуумов, так и одновременно целых коллективов(33). По признакам данного странного феномена психики, присущего только Лапландии(!), шаманы отбирали себе будущих учеников(32). С 1593 до 1695года в северной Норвегии было осуждено “за колдовство” 175человек, интересно, что пятая часть из “испытаний ведьм” действовала на саами(!), но лишь несколько испытаний могут выявить наличие феномена лапландского “трансового” шаманизма(56). Именно исследование этого присущего саами психического феномена было одной из основных целей экспедиции А. Барченко в 1920году. Может быть, данные паранормальные способности человеческой психики связаны с воздействием на человека в полярных условиях редкоземельных и радиоактивных руд в недрах Кольского полуострова, или здесь влияют другие, неизвестные нам пока факторы? Но наличие комплексов сейдов в “местах силы” – энергетических центрах Земли заставляет предположить, что древним нойдам были хорошо известны свойства и строение планеты, и они могли ими пользоваться, также легко как современный человек телевизором. Вполне реально попытаться объяснить воздействие сейдов на психику человека и особым “иррациональным” расположением камня, один вид которого вызывает недоумение и некоторый сбой в “стандартном” мировосприятии, как бы уже визуально погружая сферу восприятия человека в “потусторонний мир”. Возможно, этот эффект имеет общие корни со “смещением точки сборки” упомянутым К. Кастанедой, облегчая другие методы воздействия на человека – природные факторы, камлания шаманов и т.д. Есть интересные факты указывающие на некое воздействие сейдов не только на фотоматериалы и психику человека, но и на окружающую природу. Например, на склоне небольшой сопки в центре Кольского полуострова имеется несколько странных сейдов вокруг которых не растет ягель. В тундре можно встретить подобные проплешины, в которых иногда застаивается вода и по этой причине мох не растет, оставляя каменистое или грунтовое дно. Но в данном случае сейды стоят на наклонных плоскостях скал и скоплением воды сложно объяснить такие места, другие камни расположенные рядом с этими сейдами затянуты по основанию плотным слоем мхов и ягодников. Довольно часто можно видеть, что места под сейдами и рядом не зарастают мхами. Конечно, в случаях расположения сейдов на скалах это вполне объяснимо, но когда сейд стоит на полностью заросшей скале и вокруг него образовано не зарастающее пространство это вызывает мысли о некотором воздействии. В другом случае огромный сейд в виде поставленного на ребро кубического камня, неустойчиво балансирующего опираясь на небольшой валун, оказывает некое воздействие на траву растущую под его уклоном примерно в метре от самого мегалита. Трава растет под углом, копируя наклон сейда, как будто ее рост идет вдоль неких гипотетических “силовых линий” валуна. Или вокруг этого камня ветер создает особые завихрения потоков воздуха “наклоняющие” растительность? Впрочем, сейды могут оказывать странное воздействие не только на растительный покров, но и на скалы. В некоторых местах можно увидеть сильно разрушенные скальные террасы, где на одном единственном целом месте оказывается, приподнятый на три подставки сейд, весом около 3тонн. Можно попробовать это объяснить тем, что древние поставили сейд именно на месте скалы уцелевшем после землетрясения, но остается непонятным как такой останец мог уцелеть от дальнейшего обрушения, ведь сейд, своим весом создал на него дополнительную, немалую нагрузку на разрушающуюся породу. Либо землетрясение разрушило все скалы, оставив участок с сейдом? Подобные явления также наблюдались в нескольких местах. О чем это может говорить? Предания правы – сейды все-таки способны оказывать некое воздействие на человека и окружающую среду? Здесь уместно провести параллель с некоторыми западноевропейскими мегалитами. Некоторые “мегалитические” сейды являются камнями около кубической формы установленными на ребро, положение крайне неустойчивое – например сейды на “перевале сейдов”, горе Двойной, местности Спилдра в Финмарке(Норвегия). Подобное положение есть и у известного шотландского мегалита “качающегося камня” в Глен Таркен, расположенного в месте пересечения многих лей-линий. Согласно преданию, раньше этот кубический мегалит, поставленный в крайне неустойчивом состоянии “на ребро”, раскачивался сильными порывами ветра. По мнению английского исследователя Дэвида Кована неустойчивый мегалит мог быть своеобразным “резонатором”, способным изменять длину волн лей-линий (35). Английские исследователи мегалитов давно ввели в оборот понятия лей-линий, как систем расположения и взаимопривязки сакральных памятников к геологическим особенностям Земли. Те земные энергии, которые проявляются и усиливаются мегалитами, получили название “теллурических”. Может быть, неустойчивые сейды выполняли подобные функции направляя эти энергии в нужное их строителям русло? Но что мы знаем сейчас о самих лей-линиях, кроме самого факта их существования и того, что древние люди учитывали их строя свои святилища?

Биолокационные исследования проведенные кандидатом медицинских наук С.Н Зеленцовым (36) у сейдов расположенных в районе Сейдозера в Ловозерских тундрах позволили выявить наличие так называемых ГАЗ “геоактивных зон”. Вокруг сейдов существуют зоны диаметром 2.5-3м, в которых отклоняются биорамки, но о чем это говорит? Всего лишь о том, что культовый камень расположен на пересечении подземных водных потоков или о чем-то большем? Биолокационные исследования позволяют указать отличие от фона, но отличия “чего”, сказать сложно, может быть реакции самого оператора на камень? Биолокация активно используется при исследовании мегалитов, но объяснения отличий показателей “от фона” не системны и часто противоречивы. Например экстрасенсом А.П. осенью 2004года при определении биолокацией параметров сейдов по фотографиям были получены следующие интересные результаты, в которых прослеживается намек на некую “материальную” логику: большинство сейдов на рамки никак не воздействовали, но сейды, вокруг которых не растет мох и кустарник дали сильное вращение рамки против часовой стрелки(?!), кроме того такое же вращение фиксировалось на фотографиях трещин в скалах, а вот фото с трещинами заложенными камнями уже никак не влияли на поведение биорамок – неужели закрывая трещины древние на самом деле не столько “приносили жертвы духам”, сколько “блокировали” некие “отрицательные энергии”? Напрашивается фантастический вывод – древние при помощи камней воздействовали на окружающее пространство, приспосабливая его для своих нужд? Также заслуживает внимание реакция рамок на белые камни, которые часто ставились на видных местах, например в массиве Ловозерские тундры, и венчали сейды в Мончетундрах, окрестностях Мурманска, в Норвегии. Рамки показывали, что белые камни “нейтрализовывали” своей постановкой некие природные силы вызывающие сильное отрицательное вращение рамок(?). В чем сила белых камней и как ее определяли и использовали те, кто их ставил? Каков субъективный фактор оператора биорамок в этих процессах? Эти вопросы не имеют четкого ответа.

Здесь проявляется еще одно интересная параллель – в саамских ловтах трещины в скалах упоминались как жилища карликов-чакхлей, фантастических существ, вроде гномов. Если к этому добавить, что те же трещины могут являться источниками неких энергетических воздействий из недр Земли, то вполне понятным становится отнесение их не только к “иным мирам”, но и персонификация в образе подземных жителей. Либо эти природные “места силы” на самом деле могут являться “вратами между мирами”, где под воздействием неизвестных факторов недр Земли могут происходить “чудеса”, либо те же природные силы оказывают сильное воздействие на психику людей вызывая галлюцинации и измененные состояния сознания. Возможно, мифологически трещины блокировались камнями чтобы преградить выход в мир подземных существ чаклингов? Сочетания забитых трещин и сейдов в одних комплексах тоже определенно неслучайно, ведь в некоторых случаях сами сейды тоже стоят над трещинами.

Возможно наши попытки “реконструировать культ первобытных саами” не более чем попытки ребенка нарисовать человека из палочек и кружочков, а реальность гораздо сложнее. Но данное предположение подразумевает наличие у древних шаманов таких невероятных знаний, к которым наша цивилизация и сейчас только начинает подходить.

Использование биолокации в чем-то неуловимо напоминает использование электричества – далеко не каждый включающий лампочку знает теорию возникновение тока в проводниках, но всем известно его действие на вольфрамовую спираль в стеклянной колбе. Интересное магическое предание, связанное с сейдами, есть в Финляндии, после того как в 1864году при строительстве церкви в деревне Хетта со склона холма был скинут в озеро Оунасярви почитаемый сейд Юппира в озере стало заметно меньше рыбы. Если в этой легенде есть доля правды, то она сообщает нам об еще одном странном свойстве лапландских почитаемых камней.

Кроме биолокационных отклонений один из сейдов Воттоваары является и источником магнитной аномалии (40) – стрелка компаса вокруг этого сейда буквально движется по кругу. Является сам камень магнитной аномалией или просто поставлен над ней остается невыясненным, но сам факт наводит на мысль о гораздо больших познаниях древних шаманов, в том числе и о магнитных свойствах Земли. Вероятней всего объяснение феноменов сейдов лежит в синтезе нескольких направлений – воздействии особых геологических факторов, влиянии формы и расположения (арктический аналог китайского Фэн-шуй?) на психику человека и природу. Вполне возможно, что воздействие геологических факторов сочеталось с какими-либо космическими ритмами – фазами Луны, равноденствиями, многодневными полярными зорями и специально усиливалось сейдами, как некими доисторическими техническими устройствами. Как известно некоторые западноевропейские мегалиты менгиры и кромлехи при восходе солнца “звучат” в ультразвуковом диапазоне, возможно, что и полярные мегалиты возводились и “работали” с учетом подобных факторов. Кроме того, кристаллическая структура камней приподнятых над землей на подставках, вполне возможно обладает и интересными пьезо-электрическими свойствами – на эту мысль наводит и “разнопородный” выбор камней для сейдов и их подставок. Приняв гипотезу о сейдах, как непросто выделяющихся из общего ландшафта абстрактных святилищах, а неких “технических устройствах” становится понятным многое – наличие большого количества сейдов в местах разломов вполне возможно способствует усилению и возможно направлению в нужное строителям русло земных энергий, системы в расположении сейдов создают нужное воздействие в определенном месте. Неустойчивое положение – не прихоть, а единственно возможная форма постановки для функционирования неизвестных нам процессов, возможно связанных с резонансом. Из этого можно заключить, что знаменитая лапландская магия не что иное, как обрывки реального, абсолютно научного знания забытого доисторического народа. Вполне логично, что среди саами лишь небольшая прослойка шаманов-нойд смогла перенять и адаптировать эти знания, для остальных осталось лишь примитивное почитание и свод запретов связанных с камнями. Исходя из предположения, что сейды технические устройства для использования энергий Земли, можно попытаться восстановить для каких целей они применялись. Очевидно, что не для вяления рыбы и сушки дров, бытовое значение исключено, остается магическое. Во все времена люди стремились к силе и знанию (не все конечно, но весь прогресс заслуга именно стремившихся). Вероятней всего именно в расчете на человека и строились данные комплексы, управляя энергиями Земли, их строители могли воздействовать на человека – изменяя сознание, излечивая болезни, проводя обряды инициации. Конечно, это абсолютное знание замыкалось не только на то, что в определенных точках сквозь земную кору сквозит некое неведомое нам излучение недр, несомненно, что была и цикличность использования святилищ – вероятно расположенные в Арктике, они могли менять свойства в связи сезонами года, фазами Луны и подобными факторами. В общих чертах можно сказать, что древние обладали знанием и пониманием свойств Земли, позволяющим им создавать практически универсальные комплексы для воздействия на человека – возможно в определенные дни можно излечиться от болезней, в другие медитировать, “расширить сознание” (опять намек на саамское “мерячение”?), а следующие лучше вообще не появляться, либо находиться ограниченно.

Строители комплексов сейдов использовали их примерно также как в современной медицине используются радиоактивные элементы, рентген, ультрафиолет – губительные по сути, но в определенных условиях излечивающие. Возможно знание этих “определенных условий” и есть основа понимания сейдов. Вероятно это был довольно сложный комплекс знаний, хранившийся особой кастой шаманов, в последствии у саамов понимание этих процессов было утрачено, оставшиеся крохи позволили создать примитивный “культ сейдов”, где к некоторым сейдам приближаться было запрещено (атавизм знания о цикличности “работы” сейдов?), другим нужно приносить жертвы для удачи на охоте и здоровья (остатки знания о укрепляющем и оздоровительном воздействии комплексов на организм и психику перед охотой?), возле сейдов нельзя шуметь (если учесть что неустойчивые сейды могли быть и резонаторами акустических колебаний, инфра- и ультра- звуковых, подобно другим мегалитам, этот запрет вполне объясним: посторонний шум мог нарушить эти колебания с нежелательными последствиями для посетителя?). Интересно, что комплекс на горе Воттоваара известен тем что рядом с сейдами раздаются щелкающие звуки(подобное непонятное щелканье там слышал и автор этих строк в 2003, но не возле сейдов) а также “гудение горы” ночью (63)

Акустические свойства сейдов подтверждаются находкой летом 2004года в районе карельского города Кемь экспедицией “Петрозаводской Академии Меганауки”, так называемого “поющего камня” – древнего сейда установленного на вершине сопки так, что воздушные потоки проходя под камнем издавали звуки напоминающие пение (44). Причем камень так искусно сбалансирован, что может раскачиваться на вершине. В зависимости от силы ветра и наклонения неустойчиво расположенного камня изменяется и тональность звуков – данная находка фактически подтверждает возможное использование сейдов и как резонаторов акустических колебаний. Предположив в сейдах сугубо рациональное “техническое” начало необходимо сразу определить ту категорию сейдов, в которой оно проявлено – очевидно, что это будут самые тяжелые и сложные конструкции, как единичные так и в комплексах. В общем все те мегалиты сооружение которых не соответствует возможностям кочевых охотников-рыболовов. Случайны ли природные, магнитные и акустические феномены сейдов? Маловероятно что это случайность (хотя и такое объяснение нельзя оставлять без внимания), получается, что часть сейдов сооружалась все таки с определенными техническими требованиями.

Если это так, то древнее знание строителей сейдов развивалось совершенно по другому пути, отличному от нашей науки, возможно именно поэтому для нас мегалиты являются неразрешимой загадкой. Знания их строителей имело совершенно другие точки отсчета, нам неведомые. Этим отличием например может являться то, что все современные технологии рассчитаны на внешний мир человека и усовершенствование внешних условий существования, их знание было обращено на работу с внутренним миром человека. Прогресс, пойдя по материально техническому пути, ушел довольно далеко, но технологии работы с внутренним миром до сих пор практически не изменились со времен камланий шаманов и медитаций йогов. Понимание мегалитов для нас так сложно еще и потому, что древние наверняка стремились к универсальности – каждый комплекс выполнял не одну, а несколько функций, причем связанных отнюдь не с материальными потребностями человека. Возможно, именно это ставит нас в тупик в понимании феномена “плато сейдов” – мы не можем представить себе например чтобы транспортное средство одновременно являлось приемником информации, гидромассажной ванной и буфетом. Универсальность и цикличность функционирования комплексов могла быть единственным практически осуществимым наименее трудоемким и рациональным путем, в точности соответствуя мудрости “семь раз отмерить – один раз отрезать”. Гораздо проще и эффективнее в данных условиях возвести один комплекс работающий “в разных режимах”, чем несколько разной специализации. Но в так называемых аномальных зонах(“местах силы”) встречаются не только сейды, но их “спутники” гурии, каменные пирамидки встречаются не только на русском Севере и в Канаде, но и на Урале(в том числе в известной пермской аномальной зоне(51), где они расположены в вершинах воображаемого равнобедренного треугольника, образуя геометрическую фигуру) и в Гималаях. Конструктивно простые каменные столбики разных частей света могли быть и не связаны между собой, но несли общие сакральные и навигационные функции у различных народов. Упоминая сакральные функции сейдов интересно соотнести общее их количество – вероятно в пределах 5000-10000 штук, с численностью саами. Кроме вопроса возможности создания мегалитических комплексов малочисленным народом напрашивается и вопрос о религиозной необходимости сооружать такое обилие культовых камней. В тундрах Кольского полуострова есть места где плотность сейдов превышает все разумные пределы представимых ритуалов “транзитных” кочевых родов-сиидов. Впрочем в такой религиозной одержимости возможно нет ничего необъяснимого – в древнерусских городах в некоторых местах церкви ставились почти вплотную, часовни были также почти во всех деревнях. Но здесь логический подход вновь упирается в численность населения, даже сравнивая с известной в историческое время плотностью ритуальных построек и мест, плотность сейдов Лапландии поражает. Или возможно строители сейдов знали какие-то секреты возведения мегалитов “не числом а уменьем”?

С сейдами связано еще одно малопонятное явление – в местах скоплений сейдов изредка можно увидеть следы мощных ударов(?) по скалам – в одном случае след от такого воздействия был в центре небольшого каменного круга – возможно подставки бывшего сейда, и производил впечатление следа от вращения камня. Если кто-то хотел скинуть с подставок сильно мешавший ему сейд, то каменный круг был бы нарушен, а он цел, да и следов пропавшего камня рядом нет. В другом случае, на скале рядом с сейдами обнаружен участок раздробленной породы – создается впечатление, что действие произведено сильным ударом крупного камня (-молнии? метеорита?), либо намеренного битья каким-либо инструментом. Что это за метки? Следы нео-шаманских практик современных адептов, граничащие с вандализмом или некие свойства самих сейдов? Или все-таки сами сейды, в полном соответствии с легендами действительно могут перемешаться, “летать”, движимые неизвестными нам силами? Пока эти вопросы остаются без ответов.

Однако и “техногенной версией” тоже можно объяснить далеко не все феномены сейдов. Существуют как сказочные (исторические и современные), так и этнографические намеки на некие разумные силы, связанные с сейдами. Например рассказы описывающие случаи неординарных событий происшедших с людьми которые нарушив запрет забирали пожертвованные вещи от сейдов – подобные случаи упоминаются в связи с сейдом “Бабушка” (останцем-менгиром высотой 5метров) возле Бабозера (Акиявр) в центре Кольского полуострова и священным островом Колдун на Ловозере (59). Вот что записал Николай Волков в 1935-36годах о сейде “Бабушка”:

“…Некоторые откровенно заявляли, что боятся этого места и поэтому не бывают там. На вопрос, почему боятся, рекомендовали поговорить с Антоном Пьяновым. Лет пятнадцать тому назад Пьянов, вернувшись с военной службы, решил на Бабозере пониже камня построить вежу. Народ отговаривал его, но Пьянов стоял на своем и от намерения не отказывался. Однажды, уже приняв решение, он заблудился, будучи на берегу озера. Передаю его рассказ дословно: “И место хорошо, как будто, знаю, а как ни пойду – все на “бабушку” выйду. Рассердился я, ты, говорю, смотри, такая мать, я вот влезу, да кувырну, ты меня будешь пугать. Потом начал вежу строить. Начал вежу строить и приснился мне сон: лежу, сплю, бабушка идет. “Неужели, говорит, ты, Антон, не мог себе другого места выбрать? И чего тебе здесь надо? Уходи, смотри, отсюда, а то плохо будет. Больше ничего не сказала и ушла. Ну, я думаю, сон. Сон и сон. Начал уже крышу делать. Только что крышу осталось покрыть. Раз прихожу доделывать там кое-что и что-то нехорошо со мной стало: как будто и ничего, а не могу сообразить, вроде как ума лишился. И начал хворать с тех пор. Месяца два болел. Думал, покойником стану. Потом ничего, стал поправляться. А в вежу больше ни ногой. Сожгли ее потом. Вот дай мне хоть тысячу рублей, а жить сюда ни за что не пойду”.

Еще до Пьянова один саам был наказан сумасшествием за то, что возле камня ругал своего хирваса. Некоторые саамы передают, что будто бы, прийдя уже в законченную вежу, Пьянов обнаружил в ней огромный камень, занимавший все свободное пространство, чего, однако, он сам не подтвердил.

Легенду о происхождении этого камня мне пришлось услышать лишь весной 1937 года, после основательного знакомства со старухой, женой Пьянова. Легенду она не рассказывала, пропела и позволила записать на фонограф. По причине трудности расшифровки передаю содержание песни со слов Пьяновой своими словами: “Жена с мужем заспорила, на своем встала, уступить не хотела. Он хотел ударить, она схватила дочку и побежала, побежала, побежала. Хотела попадать на Воронье, к отцу, отдыхать села на горе и окаменела”. На вопрос древности легенды старуха ответила лишь, что “так раньше пели”…” (61)

Характерно, что в обоих преданиях отчетливо читается негативное воздействие на психику и здоровье человека сейда – священного скального останца, к тому же расположенного в центре локальной магнитной аномалии(59). Какие же природные силы проявляются в останцах Кольского полуострова? Сам Николай Волков трактует это предание символически, как отголосок времен уходящего матриархата и становления патриархального уклада. Примитивизм веры в приношения вполне очевиден: если рядом есть место явно негативное для человека, то естественно появляться там не след, а еще лучше задобрить “злых духов” приношением, так на всякий, чтобы пакость не сотворили. Вероятно, примерно по такой логике рассуждали саами, но вот кто были те кто в таких местах ставил сотни сейдов, какими познаниями они руководствовались? Логика и представления строителей мегалитов явно не были столь примитивными.

В этом же отношении интересен и главный сейд плато Финмарксвидда (Норвегия, область Финмарк) – белый камень с двумя черными кругами “глазами”. Данный сейд представляет собой эффектный, треснувший на три части белый валун увенчанный небольшим, также белым, камнем, как в древние времена так и сейчас в трещины камня опускают приношения. С этим камнем связаны многочисленные рассказы магического свойства, в основном касающиеся “мести” сейда тем кто забирал приношения. В древние времена немногие бы посягнули на приношения сейду, вера в его могущество была абсолютной. В этих рассказах упоминается, что люди забиравшим жертвы начинали чувствовать себя плохо, некоторые получали травмы и теряли сознание, в их домах и палатках начиналось то, что сейчас именуется полтергейстом – полет предметов. Кстати подобные явления упоминаются и в Западной Европе касательно тех кто “нарушал покой” древних мегалитов Англии и Ирландии.

Интересно, что этот же сейд своеобразно “отблагодарил” мэра городка Каутокейно, вскоре, после того как мэр вернул на место белый камень, навершие сейда, до того увезенное в университетский музей города Тромсе, ему посчастливилось выиграть в лотерею (58). Впрочем, возможно это всего лишь совпадение. Местные предания часто советуют вести себя рядом с сейдами почтительно – неужели саамская магия до сих пор действенна?

К сожалению, проверить достоверность большинства таких рассказов трудно, но интересно то, что в наше время рождаются такие сказочные сюжеты, подтверждающие древние предания. Сам этот факт наводит на определенные мысли.

Мифологические и “материалистические” феномены связанные с сейдами настолько многогранны настолько и непостижимы, хотя древние саами несомненно знали единственное верное мнение объясняющее все – в камне живет “дух”. Эта универсальная трактовка вероятно полностью устраивала древних людей.

По современным представлениям же тема феноменов сейдов еще не исследована и ждет того, кто сможет разгадать загадки психических и природных причуд “арктических мегалитов”.

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

“Незарастающие сейды” на которые “отрицательно” крутятся “биорамки”
[one_half]
(фото-2004)
[/one_half][one_half_last]
(фото-2004)
[/one_half_last]
Следы ударного(?) воздействия в центре каменного круга и на скале в комплексах сейдов
[one_half]
(фото-2004)
[/one_half][one_half_last]
(фото-2000)
[/one_half_last]
Световые эффекты у комплексов сейдов
Фиксируемые на фотопленку:
[one_half]

[/one_half][one_half_last]

“Брак” пленки(-проявки?), сопутствующий съемкам в неясную погоду на одном из плато сейдов (фото-2004). Довольно часто на пленках отснятых в местах скоплений сейдов появляются “засветки”(в т.ч. и на Воттовааре). Мистики склонны объяснять это наличием неких “энергий”, скептики ссылаются на брак фотопродукции…

[/one_half_last]
Визуальные:
[one_half]

[/one_half][one_half_last]

Реконструкция ритуала жертвоприношения у сейдов проведенная исследовательской группой под руководством В.Трошина позволила выявить и зафиксировать световые столбы, т.н. “активацию сейдов”. Свечения активизируются в процессе реконструированных жертвоприношений и вероятно имеют ту же природу что и фиксируемые на фотопленку световые феномены. В основе процессов – пьезоэффекты возникающие в кристаллических породах (кварцевых жилах, неустойчивых мегалитах, разломах скал и т.п.) и последующая поляризация продуктов горения(“жертв”) (автор фото и открытия эффекта В.Трошин)

[/one_half_last]
Кривые деревья Воттоваары – “скалы и ветер” или “энергии”?
[one_half]
(фото-2003)
[/one_half][one_half_last]
(фото-2004)
[/one_half_last]
Не зарастающая грунтовая площадка(?) с камнями на плато сейдов (высота около 100-200м.)
(фото-2004)
Сейды на сохранившихся выступах разрушенных скал

Уцелели скалы с сейдами или сейды были поставлены на уцелевшие скалы?

[one_half] (фото-2004)
[/one_half][one_half_last] (фото-2004)
[/one_half_last] [one_half] Рост травы копирует угол наклона гигантского сейда весом под 20тонн. (фото-2004)
[/one_half][one_half_last] В сплошном потоке застывшей лавы (массив Ловозерские тундры, район ущелья Чивруай) зияет ровный квадрат примерно 2х2х0.5м (~ 5тонн?), вокруг нет следов изъятой породы. Какой природный механизм позволил сотворить такое “чудо”? Или это след древнего либо современного технического воздействия? (фото-2000)
[/one_half_last]
Сейд и влияние на окружающую среду?


Не только растительный, но и снежный покров иногда располагается на удалении от сейдов (на фото видны обычные занесенные снегом камни). Особая аэродинамика формы и постановки или нечто иное? (фото В.Трошин)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Мизин Вячеслав

Все работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: