От простого к сложному и обратно? Возможная эволюция конструкций.
Интересно попробовать восстановить эволюцию конструкций сейдов. Практически, это уравнение со многими неизвестными, но разнообразие конструкций сейдов позволяет все-таки сделать определенные выводы. Понятно, что на каком-то этапе шла эволюция от простого к сложному, достигла некоего апогея технологического развития и вошла в фазу угасания. Апогеем эволюции культуры северных мегалитов бесспорно можно считать комплексы сейдов – скопления сейдов-мегалитов, кругов, рядов и подобных однозначно рукотворных конструкций в местах которые можно и от природы охарактеризовать как “ландшафтные святилища”. За пределами этого остаются одиночные сейды, рассеянные по тундре и приполярной тайге. Какая часть из них была сделана в процессе эволюции до апогея, а какая могла быть возведена и в средние века? Здесь однозначно установить истину трудно. Если учесть, что причиной(одной из причин?) заката культуры полярных мегалитов было похолодание, то более южные одиночные сейды можно назвать позднейшими, возникшими в период миграции населения с севера, период когда в более южных лесных районах стали возникать каменные конструкции копирующие заполярные. Кроме того камни-“шапки” вероятнее всего можно также считать более поздней модификацией культа сейдов, когда “летучие камни” превратились в просто камни населенные духами. На эту мысль наводит наличие “плато шапок” вокруг одного из одиночных мегалитических сейдов. Наиболее вероятно, что эти камни ставились уже после возведения главного мегалита и группируясь вокруг него как центра, ибо странно предположить, чтобы древние шаманы начали сооружать святилище не с мегалитического центра а с маловесной переферии. Также небольшие одиночные сейды и каменные пирамидки, несущие не только сакральную, но и навигационную нагрузку, можно считать более поздними, т.к. их возведение и использование вполне вписывается в круг потребностей и возможностей немногочисленных кочевников. Вероятно одиночные сейды поставленные более “экстремально”, над обрывами, на ребро являются боле древними, одиночные же поставленные попроще и меньшего веса – более поздними. Определяя более ранние стадии эволюции придется прибегнуть к демографическому фактору, учитывая, что населенность тундры вероятней всего была больше и в период предшествующий возведению комплексов сейдов, т.к. резкий рост населения маловероятен. То логично предположить, что именно одиночные мегалитические сейды и являются самыми древними. На это есть два основания: первое – предположительное наличие народа, второе – логично предположить эволюцию комплексов именно с одиночных мегалитов, даже в случае роста и длительной эксплуатации отдельных святилищ. Возможно, период эволюции был короче чем время последующего угасания культуры сейдов. Теперь касательно самих конструктивных особенностей. Здесь можно только предполагать. Возможно самые первые сейды ставились согласно недошедшим до нас канонам, правилам, тех. условиям. Например, обязательное правило – сейд должен стоять неустойчиво. Зачем мы незнаем, можем только констатировать факт. Все разнообразие сейдов, как форм, так и постановок, сопутствующих конструкций вероятно возникло в эпоху апогея, вероятного затронувшего и некоторые формы ритуала, как это обычно бывает в религиях попавших на благоприятную почву. Впоследствии вероятно навыки мегалитостроения утратились, культ упрощался и вместо величественных сейдов возводились небольшие конструкции “попроще”, в других древних святилищах продолжали ставить просто отдельные камни на скалы, не утруждаясь постановкой их на опоры. разговаривая о эволюции сейдов нельзя не коснуться и темы северных лабиринтов, так как на островах Белого моря встречаются оба типа памятников. Вероятная вторичность лабиринтов относительно сейдов подтверждается не только наличием в материковой части Кольского полуострова каменных кругов – возможных примитивных прото-лабиринтов выполненных по идентичной технологии, и не только логикой переселения людей от похолодания с материка на побережье. В пользу этого предположения говорит и факт наличия в святилищах на островах белого моря большого количества сейдов с камнями-“шапками”, навершиями, которые наиболее вероятно являются поздней формой культа сейдов. Происхождение формы лабиринта от круга не вызывает сомнений. Несколько таких кругов есть и на островах где встречаются лабиринты, в то время как в материковой части Кольского полуострова лабиринты не обнаружены. Даже возможное нахождение лабиринтов в горах Кольского полуострова сути не меняет, т.к. подавляющее большинство лабиринтов во всех странах, где они встречаются, связаны с морем. Но здесь нельзя сказать и то, что лабиринты были кратковременным взлетом в целом угасающей культуры северных мегалитов. Факты широкого распространения лабиринтов, а также наличие большого разнообразия сопутствующих конструкций позволяет сделать вывод, что в возникшей на берегах северных морей культуре лабиринтов древние мегалитостроители Арктики обрели “второе дыхание”, породившее новую самобытную культуру.
Современная наука датирует расцвет культуры лабиринтов второй половиной 3тыс. до н.э.(38), если выстроенная логическая цепочка верна, то это позволит утверждать, что культура сейдов к тому времени была уже в состоянии угасания. Обобщая можно предположить, что возникнув в материковой части Фенноскандии культура северных мегалитов достигла апогея развития и сущестовала некоторое время, пока вероятней всего природные факторы не привели её к упадку и вынудили население мигрировать к побережью и заниматься морским промыслом (менее зависимым от климата). На побережье вновь оказавшись в благоприятных условиях досуществовали поздние формы культуры сейдов (становление простых сейдов, сейдов-дольменов, менгиров, камней-“шапок”) и возникла культура лабиринтов полностью связанная уже с морем, и если и имеющая прообразы, то среди примитивных кругов комплексов сейдов. Эта версия позволяет протянуть еще одну нить к проблеме датировки сейдов – по логике преемственности сейдов-лабиринтов расцвет культуры сейдов выходит ранее 3 тыс. до н.э. Возможно в 4-5тыс. до н.э. Впрочем, насколько эта реконструкция эволюции соответствует действительности, покажут будущие исследования.
ИЛЛЮСТРАЦИИ:
Разнообразие конструкций, постановок
[one_half] [/one_half][one_half_last] [/one_half_last] [one_half] [/one_half][one_half_last] [/one_half_last] [one_half] [/one_half][one_half_last] [/one_half_last]Редкие варианты компоновок сейдов
В некоторых случаях встречаются камни-сейды неподдающиеся какой-либо систематизации и не имеющие аналогов, в большинстве случаев эти отклонения от нормы также придерживаются принципа “неустойчивости”, но причины таких безумных конструкций остаются загадкой.
[one_half] [/one_half][one_half_last] [/one_half_last]Тип постановки подставки “юла”, очередной творческий подход к проблеме неустойчивости сейда (фото В.Трошин)
“Гряда сейдов” – небольшой комплекс в окрестностях Мурманска, вероятно являющейся поздней версией культа.
Комплекс насчитывает один расколотый сейд, небольшой каменный круг и несколько сохранившихся сейдов. Место комплекса выбрано со знанием дела – с скалы, где расположены сейды открывается вид на Кольский залив и противоположный берег, саму гряду ни с берега, ни с близлежащей горы невидно. Со стороны материка она “перекрыта” болотцем и скалами.
В пользу более поздней трактовки этого комплекса говорят следующие факты: все сейды небольшой весовой категории и простой постановки, комплекс расположен недалеко от берега залива(практически наверняка в месте посещаемом саами-рыбаками), у подножий сейдов валяются подброшенные камни, жертвоприношения поздних саами “духам”.
[one_half] [/one_half][one_half_last] [/one_half_last]
Добавить комментарий