“Каменная экспансия” с севера?
Сходство с более поздними памятниками Ленинградской области, Карелии, Исландии.
У заполярных мегалитов существует не только сходство с далекими дольменами Европы, Африки и северной Америки, но и не менее интригующие ближние аналогии. Ареал распространения одиночных простейших сейдов заканчивается примерно на широте Ладожского и Онежского озер(хотя нечто сейдоподобное есть и на Валдае). Но сравнение других каменных конструкций позволяет выявить многочисленные пересечения. Так, например квадратные очажные кладки известны в Карелии включая карельский перешеек, каменные курганы широко распространены по всему северо-западу включая Прибалтику, прямоугольные платформы южной части Кольского полуострова кладкой стенок аналогичны расположенным на острове Эссари в Финском заливе. Между этими памятниками более тысячи километров и вероятно более тысячи лет. Несомненно это свидетельствует о сходных религиозных представлениях различных финно-угорских народов, а возможно связано и с местными природными условиями справления культов. Но здесь природный фактор не позволяет играть главной роли, если например в условиях горной местности древние покойников хоронили в пещерах как в Старом так и в Новом Свете, потому что больше было негде и это вытекало не из заимствования а насущной необходимости, то здесь принцип аналогичности природных условий не срабатывает – условия тундры и лесов северо-западного региона различны и более вероятно можно говорить о заимствовании религиозных представлений. Также есть еще один нюанс который в сравнении с прочими историческими памятниками позволяет предположить, что влияние этого представления шло с севера. Как известного самые крупные мегалитические постройки расположенные в смежных регионах являются самими древними, настолько древними что их создание окутано туманом легенд и вымыслов. Всем известные примеры – египетские пирамиды Гизы гораздо крупнее последующих, менгиры и дольмены наиболее крупные тоже более древни, процесс оптимизации и упрощения можно наблюдать практически везде. Из этого следует два вывода – либо создание шло от увиденного и более авторитетного образца, либо размеры изменялись техническими причинами-возможностями. Подобным образом и северные конструкции оказываются более массивными чем расположенные южнее. Так прямоугольные кладки южной части Кольского полуострова имеют размеры 2х4 и 1х5х6 м, подобные на острове Эссари всего 1х2 м. (на карте синяя линия 1), квадратные очажные кладки северной части Заполярья имеют размер в пределах 40х30 см. и выложены валунами до 30 кг. весом, а расположенные на карельском перешейке – 15х24 см. и образованы камнями по 2-4 кг (на карте синяя линия 2). Если подобные карельские объекты датируются железным веком-ранним средневековьем, в пределах 7-10 вв., то до этого периода произошло заимствование обычая у более северных жителей. Но параллели среди памятников описанными категориями не заканчиваютя. На островах Кемских шхер в Белом море располагаются ровесники лабиринтов мегалиты условно именуемые “столы” (на карте синяя линия 3). Столы представляют собой положенный в центре камень, плоской поверхностью вверх в окружении других камней (сидений) (41).
Комментарии к карте
Синие отметки – самые южные зафиксированные одиночные сейды.
Красные пятиугольники – крупные скопления сейдов.
Синии линии связывают точки распространения аналогичных конструкций:
- платформ(1)
- четырехугольных “жертвенников”(2)
- каменных кладок на валунах
- “мегалитов-столов”, плоских камней в обрамлении валунов (3)
Подобные же “столы” и также на островах есть на Ладожском озере(остров Линасаари) и Финском заливе на острове Эссари. Причем на Эссари “стол” представляет собой внушительных размеров камень с плоским верхом в обрамлении крупных валунов, а рядом на берегу у деревни Большое Поле есть небольшой “стол”, также положен плоский валун в неравномерном окружении “трех стоячих”. Плоские камни встречаются на и средневековых холмах-могильниках, например в Лужском районе Ленинградской области у деревни Новоселье, то что камень имел некое ритуальное значение подчеркивает умышленный забитый камнями раскол(разрушение языческих камней характерный признак насаждения православия на северо-западе России в 16веке.). Плоский камень, с чашечными метками на поверхности, есть недалеко от знаменитой сопки Шум-горы, в Новгородской области и также расположен среди захоронений – курганов.
Кроме каменных аналогий и летописных упоминаний лопи, намек на возможную культурно-религиозную экспансию с севера содержит и наличие вепсских колдунов, также как и саами именуемых нойдами(39 – другие народы финно-угорской группы также именовали шаманов схожими названиями, но у саами и вепсов они идентичны). О том каким образом это могло произойти можно только догадываться – возможно миграцией народов с севера или заимствованием традиций в 1т.до н.э. -1тыс. н.э. Конечно, финно-угры двигались наоборот на север, но мегалитические конструкции подсказывают иное направление, от крупного к мелкому – с севера к югу. Возможно, саами обнаружив остатки некоей доисторической культуры переняли их, впоследствии распространив традицию южнее?
Интересные конструкции известны в Исландии (2). Из истории известно, что первыми поселенцами острова гейзеров и вулканов были викинги раннего средневековья, до них остров посещали ирландские монахи. О более ранних возможных обитателях сведений никаких нет, но зато здесь есть сотни если не тысячи небольших каменных пирамидок или просто конструкции из камня поставленного на камень. Современная трактовка этих объектов: камень на камень ставили викинги прося духов об удаче уходя в походы. Существуют целые поля таких каменных пирамидок, видимо бывшие своеобразными “площадками” где отряды скандинавов молились перед долгими и опасными плаваниями(?). В некоторых случаях камни ставились довольно крупные, что заставляет усомнится в верности этой версии(например вряд ли десяток человек решил бы отблагодарить авансом духов ставя один здоровый валун, когда рядом все ставят маленькие пирамидки). Здесь возможно два объяснения – скандинавы заселив Исландию уже застали там некоторое количество подобных конструкций(вероятно наиболее крупных) придали своё объяснение этим памятникам и продолжили возведение. Второе предположение: викинги заимствовали обычай ставить камень на камень встретив сейды Фенноскандии, упростив и трактовав по-своему, занесли в Исландию.
Иллюстрации аналогов:
“Квадратные жертвенники” на камнях
слева – более массивный, Кольский полуостров (рядом комплекс сейдов-мегалитов)
справа поменьше – карельский перешеек (рядом средневековые могильники и селища):
[one_half] [/one_half][one_half_last] [/one_half_last]Каменные платформы
слева- Кандалакша, справа остров Эссари(Финский залив):
[one_half] [/one_half][one_half_last] [/one_half_last]Кладки на камнях(“шапки”)
слева – сейд в Мончетундрах, справа – остров Эссари:
[one_half][/one_half][one_half_last][/one_half_last]
“Мегалиты-столы”: слева остров Коловары (Белое море), справа – остров Эссари(Финский залив):
[one_half][/one_half][one_half_last][/one_half_last]Наиболее южные сейды, наименее “мегалитические” (северные берега русских “Великих озер”: Ладожского и Онежского):
[one_half][/one_half][one_half_last][/one_half_last]
Добавить комментарий