Часть 1 - Часть 2 - Часть 3 - Часть 4 - Приложение N 1 - Приложение N 2 - Приложение N 3

При этом механизм обработки информации у младенцев уже несет в себе черты соответствующего механизма взрослого индивида: скажем, по данным Т.Бауэр у младенцев и у взрослых близки процессы дополнения, однако этот механизм у младенцев явно “недоработан” и еще не столь совершенен как у взрослых.

“…вплоть до 16 недель не было обнаружено признаков понимания включенности компонентов в условный стимул; только начиная с этого возраста или даже позже дня возникновения реакции существенной становилась конфигурация в целом. Эти результаты показывают, что младенцы просто не в состоянии одновременно учесть всю информацию, которую они, однако, могут воспринять за более продолжительное время” (Т.Бауэр, там же).

“Салапатек (1966) обнаружил, что до десятинедельного возраста дети реагируют на внешние детали объекта и игнорируют внутренние. До тех пор, пока некая внутренняя деталь остается внутри объекта, она функционально невидима. Бауэр и Дункельд (1973) предположили, что подобные результаты свидетельствуют об очень медленной переработке информации младенцами. Они могут одновременно обращать внимание только на один признак” (там же).

“Существуют и другие данные о низкой скорости обработки информации у младенцев. Реакция на движущийся стимул быстро уменьшается по мере нарастания скорости движения. Это говорит о том, что изменения стимуляции происходят слишком быстро для того, чтобы быть замеченными. Этим же ограничением объясняется явная неспособность младенцев использовать информацию, содержащуюся в картинках” (там же).

“…младенец не способен разделить два предмета, лежащих друг на друге, особенно если нижний не намного больше, чем верхний” (там же).

“…дети обращают внимание исключительно на движущиеся предметы” (там же).

“…младенцы не понимают, что остановившийся предмет является тем же самым, что и двигавшийся” (там же).

“Недостатки” устраняются лишь со временем, что свидетельствует о доформировании механизма получения и обработки информации у человека уже при его жизни по мере доформирования “пирамиды души”, структуры которой и отвечают за работу этого механизма.

Интересно отметить, что на первых этапах доформирование идет по генетически заданной схеме, обуславливая схожую картину психического развития детей в этот период. При этом “отсчет времени” генетический механизм производит не от момента рождения, а от момента зачатия, от момента начала формирования эмбриона во внутриутробный период, что соответствует не хронологическому (от момента рождения), а так называемому “фактическому” возрасту.

“…моторное поведение развивается в результате процессов созревания – простого роста нервных механизмов, который, очевидно, осуществляется автономно и не требует специальных вмешательств извне” (Т.Бауэр, там же).

“…долгая тренировка совершенно не ускорила развитие ребенка. Развитие новых навыков происходит в результате достижения определенного уровня зрелости; роль практики в лучшем случае сводится к шлифовке уже приобретенного навыка, в худшем случае не оказывает никакого влияния” (там же).

“…младенцы начинают улыбаться в фактическом возрасте 46 недель независимо от хронологического возраста” (там же).

“Глухие дети также проходят через фазу “лепетания”…” (там же).

И лишь через определенный промежуток времени на формирование “пирамиды души” (а следовательно, и на формирование функций психики) начинают оказывать влияние другие факторы.

“…должен быть достигнут определенный уровень зрелости, прежде чем события окружающей среды могут оказать какое-то влияние на младенца (44 недели)” (там же).

Постепенно внешние факторы оказывают все большее влияние на формирование “пирамиды души”, оттесняя факторы наследственные, которые закладывают лишь базу развития психических способностей. Эти способности развиваются далее в основном под воздействием социальных факторов (пока мы не берем в расчет третью группу факторов, определяемую личностной позицией индивида). При этом, скажем, способности, не получающие подкрепления и развития, могут угасать и постепенно вытесняться другими способностями, что происходит в случае несоответствия внешних условий заложенному базису.

Прямые наблюдения за процессом формирования функций психики у детей показывают, что такой важнейший механизм, лежащий в основе всех высших психических функций, как механизм обработки информации, развивается постепенно, расширяя свои возможности на основе ранее сформированной базе по мере ее “достройки”.

“Умственное развитие включает в себя ряд психических процессов. Это – развитие наблюдательности и восприятия, памяти, мышления и, наконец, воображения. Как следует из специальных психологических исследований, каждый из этих процессов связан с остальными. Однако связь не неизменна на всем протяжении детства; в каждом периоде ведущее значение для развития остальных имеет какой-либо один из процессов. Так, в раннем детстве главное значение приобретает развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти” (Д.Эльконин, “Избранные психологические труды”).

“Если в младшем… детстве, изучая арифметику целых чисел, ребенок восходит на первую ступень абстракции от качественных признаков предмета, на ступень количества и величины, то, изучая арифметику дробей, он восходит на вторую ступень – количественного отношения; эта ступень абстрактного мышления отношений предметов, лишенных всех качеств. Так за стадией мышления качественных абстракций идет стадия мышления абстрактных отношений” (П.Блонский).

“Во всех почти школьных программах на младший школьный возраст приходится изучение арифметики, а на подростковый – изучение алгебры. Разницу между арифметикой и алгеброй с психологической точки зрения можно видеть в том, что в арифметике, оперируя с числами-цифрами, мыслят частные эмпирические числа, в алгебре же, оперируя с буквами, подразумевают под ними любые числа данного рода. В алгебре отвлеченное мышление достигает своего кульминационного пункта; здесь мышление отвлекается даже от эмпирических чисел” (П.Блонский).

“В подростковом возрасте лишь начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, но это развитие продолжается с еще большей интенсивностью в юношеском возрасте; …только на основе богатого конкретного материала может в должной мере развиться обобщающее отвлеченное мышление, и, значит, абстрактное мышление может развиться только на высоком уровне развития конкретного мышления” (П.Блонский).

Здесь явно прослеживается последовательность в формировании психических способностей у ребенка, основанная на расширении уже имеющихся способностей, вовлекаемых в более сложную деятельность, способность к которой приобретается с формированием новых слоев психики. Идет не просто “наслаивание” новых подструктур, а их теснейшее взаимоувязывание с уже имеющимися структурами психики. Новые способности не вытесняют старые, а используют их в своем применении и, более того, опираются на них. Соотнося же развитие психических функций с формированием “пирамиды души”, можно видеть принцип этого формирования: новые “слои” и “блоки” элементов “пирамиды души” образуют теснейшие связи с ранее сформированными слоями, вовлекая посредством этих связей “нижележащие” слои и блоки (подсистемы) в свою деятельность.

“При нормальном развитии личности здорового ребенка его потребности в условиях правильного воспитания растут и усложняются, образуя сложную, взаимосвязанную иерархию. Не только развиваются и все более “очеловечиваются” элементарные органические потребности, но формируются и усложняются разнообразные культурные специфически человеческие потребности” (С.Рубинштейн, “Психология умственно отсталого школьника”).

Такой принцип доформирования и развития “пирамиды души” наблюдается при этом не только в общей и целой картине развития психических способностей, но и в отдельных частях этой картины, т.е. в процессе формирования и развития отдельных психических способностей. В частности, в общем процессе развития с возрастом умения обрабатывать поступающую информацию прослеживается процесс становления и развития отдельных функций механизма обработки информации (например, такой как память). Скажем, имея сформированную еще до рождения весьма неразвитую структуру, обеспечивающую выполнение функций памяти, “пирамида души” уже при жизни ребенка наращивает эту структуру, значительно расширяя ее возможности.

“Паскуаль-Леон считает, что с возрастом увеличиваются возможности хранения информации в рабочей памяти, которую он называет М-пространством. М-пространство характеризуется количеством дискретных единиц информации (схемы, образы или понятия), которые одновременно представлены в объеме рабочей памяти. Трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, а пятнадцатилетний – семью” (А.Фонарев, “Развитие личности ребенка”).

По мере доформирования эта структура не только наращивает свои количественные характеристики (определяя увеличение объема запоминаемой информации), но и приобретает новые качественные свойства: способность “пирамиды души” оценивать собственную память (метапамять), способность использования сохраняемой в памяти информации, с увеличивающейся скоростью извлечения этой информации и т.д. Таким образом формируется и отлаживается механизм совместной работы подсистемы “пирамиды души” по обработке поступающей информации с тем духовно-нематериальным сектором “пирамиды души”, который обеспечивает хранение ранее накопленной информации. По мере формирования и развития памяти идет процесс заполнения этого духовно-нематериального сектора “пирамиды” типовыми мыслеобразами.

Однако в своей деятельности человек, как существо социальное, может использовать опыт не только личный, но и накопленный сообществом, закрепляемый в обобщенном виде в неких правилах и выводах. Использование “чужих рецептов” вместо постоянного поиска собственного решения проблемы реагирования на внешние воздействия, естественно, резко расширяет возможности живой системы по адаптации к этим внешним воздействиям, поскольку экономит время на принятие эффективного решения в “типовой” ситуации.

“…в развитии существует прогрессивная линия в направлении уменьшения зависимости от непосредственной сенсорной стимуляции и увеличения роли правил, объединяющих перцептивную информацию с информацией из памяти” (Т.Бауэр, “Психическое развитие ребенка”).

Оценив “выгодность” использования накопленных сообществом знаний об окружающем мире по сравнению с полной самостоятельностью в принятии решений на каждодневно новые условия и внешние воздействия, ребенок активно начинает развивать структуры “пирамиды души”, обеспечивающие память, (что отчасти может быть заложено и генетически) и затем обильно их заполняет готовыми вариантами решения. Наступает (по Эльконину) “период вопросов”: процесс бурного развития духовно-нематериальной составляющей человека, который с момента достижения новых качеств носит “взрывной” характер.

“Существуют особые “сенситивные” периоды, когда дети “впитывают” все окружающее” (Г.Бурменская, В.Слуцкой, “Одаренные дети”).

Из подобного характера становления и развития памяти можно сделать вывод о весьма сильной степени “гибкости” формирующейся при этом подсистемы “пирамиды души”. Для такого “взрывного” впитывания окружающего эта подсистема должна обладать способностью гибко менять свою структуру в зависимости от структуры воспринимаемого образа, испытывая с ним резонансное взаимодействие, формирующее при этом из элементов данной подсистемы соответствующий мыслеобраз. И в этом, конечно же, нет ничего удивительного, поскольку в этом возрасте нет еще жестко закрепленных стереотипов в подсистеме памяти; она (перефразируя одного из корифеев педагогики) – как чистый лист бумаги, на который можно писать практически все, что угодно.

Получаемая информация таким образом (посредством резонансного взаимодействия) закрепляется в “пирамиде души” в виде определенных структур. Это то, что мы обычно понимаем под термином “содержимое памяти”. Однако “память” в данном случае охватывает всю накапливаемую информацию, – в том числе (и в большей степени) ту, которая закрепляется в части “пирамиды души”, отвечающей за подсознание (т.е. в неосознаваемой части). Естественно, что эта структура “памяти” в существенной степени влияет на реакцию человека на ту или иную новую информацию, его поведение в целом, т.е. определяет его характер.

Отсюда следует, в частности, важность периода детства для психики человека в целом и его характера, что ныне хорошо известно психологам. Описанный механизм формирования “пирамиды души” наглядно объясняет важную роль структур, формирующихся в ранние детские годы под влиянием поступающей информации. Эти структуры (в совокупности с генетически обусловленными структурами) образуют тот базис, на котором формируются более поздние отделы “пирамиды души”. Резонансно-диссонансный принцип взаимодействия, на основе которого строятся “верхние” подсистемы “пирамиды души” обеспечивает, в целом, согласование структур “верхних” и “нижних” подсистем. Поэтому-то мы и говорим о том, что характер человека закладывается в детстве, причем в значительной степени в детстве раннем.

Однако в данный период жизни, как указывалось ранее, “аппарат” по приему и обработке информации у ребенка хоть и аналогичен “аппарату” взрослого человека, но еще далеко не столь совершенен. И кроме этого, по мере жизни и взросления человека как непрерывно изменяется внешняя информация, так и непрерывно “достраивается” и совершенствуется его “аппарат” по приему и обработке этой информации, что приводит к изменению тех формирующихся у человека мыслеобразов, под воздействием которых происходит и “достройка” его “пирамиды души”.

Таким образом, мы получаем целый ряд факторов и условий, которые необходимо учитывать при анализе процесса становления характера человека. Первое: важную роль в характере человека играют “нижние” слои его “пирамиды души”, структура которых формируется в раннем детстве. Второе: формирование “нижних” слоев “пирамиды души” происходит под сильнейшим воздействием внешней информации. Третье: прием и обработка внешней информации в детском возрасте происходит в условиях несовершенного “аппарата”. Четвертое: внешняя информация непрерывно меняется. Пятое: по мере взросления человека совершенствуется его “аппарат” по приему и обработке информации.

Совокупность этих факторов и условий порождает целый ряд эффектов, связь между которыми ранее лишь интуитивно угадывалась исследователями. Мы же теперь можем не только показать эту связь более отчетливо, но и обосновать закономерность проявления соответствующих эффектов в поведении человека и особенностях его характера.

Например, поскольку формирование “нижних” слоев “пирамиды души” происходит под влиянием всейпоступающей информации, то влияние норм и правил официальной общественной морали, искусственно “впихиваемых” в ребенка в раннем возрасте, на формирование характера оказывается ничтожным по сравнению с влиянием той реальной обстановки, в которой ребенок находится. Он скорее усваивает то, что он видит, а не то, что ему говорят в нотациях; поскольку механизм усвоения понятий в абстрактной форме у него формируется лишь на поздних стадиях развития…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

2 комментариев

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Где-то потерялась 22-я глава. После 21-й идет 23-я. Опечатка в нумерации? Или действительно потерялась?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: