Глава 23. Отклонения от “среднего” развития “пирамиды души”. Одаренные дети. Умственно отсталые дети. Явления при разрушении “пирамиды души” в старости
“Моей музыки не понимают,
еще не доросли до моей музыки…”Н.Носов, “Приключения Незнайки и его друзей”.
Процесс формирования “пирамиды души” и его закономерности особенно отчетливо можно проследить, анализируя крайние, “полярные” его проявления: по развитию одаренных детей и детей, умственно отсталых. Свойства развития психики таких детей в силу своей “полярности” и “пограничного положения” изучены достаточно широко, – отличительные особенности всегда хорошо заметны на среднем фоне. Поэтому мы не будем подробно рассматривать эти два крайних случая: внимательный читатель без труда найдет в приводимом ниже эмпирическом материале подтверждение закономерностей, описанных ранее. Ограничимся лишь небольшими комментариями.
“Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным “аппетитом” – да еще и гаргантюанской способностью “переваривать” интеллектуальную пищу” (Г.Бурменская, В.Слуцкой, “Одаренные дети”).
“Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем” (там же).
“Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями” (там же).
“Еще один редкий дар в талантливых детях – это способность воспринимать связи и отношения между предметами и явлениями. Они видят неожиданное, непривычные связи между концепциями и событиями. Эти связи нередко составляют основу творчества и изобретательности” (там же).
“Талантливым детям присуще интеллектуальное восприятие абстрактных понятий – справедливости, доброты, милосердия…” (там же).
“Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что было бы, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее” (там же).
“Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам” (там же).
“Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия весьма характерны для одаренных детей. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Восприятие смешного у них нередко отличается от восприятия сверстников” (там же).
“Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим” (там же).
В то же время
“им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость… Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками” (там же).
“Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей” (там же).
В целом у одаренных детей
“…интеллектуальное развитие может быть ускоренным, а эмоциональное и физиологическое – более соответствовать возрасту. Развитие нравственное, в силу его связи с интеллектуальным восприятием и повышенной чувствительностью, зачастую бывает более высоким, нежели у сверстников” (там же).
На взгляд автора, не нужно даже напрягаться, чтобы прийти к выводу, что общие закономерности формирования “пирамиды души” у одаренных детей те же самые, что и у обычных. Но у одаренных детей все структуры “пирамиды души” формируются на порядок раньше.
Однако дело не ограничивается лишь “скоростью” процесса: у одаренных детей явно более сильно развиты базовые способности, необходимые для высших форм психической деятельности. В частности, можно выделить более сильное развитие способности к усвоению информационной энергии и способности работать с образами (объектами духовно-нематериального мира). А это свидетельствует о том, что у одаренных детей структуры “пирамиды души” являются (по сравнению с обычными детьми) более сложными формированиями, определяя тем самым и более развитые психические способности.
Совсем иная картина (как и следует ожидать, практически противоположная) наблюдается у больных и умственно отсталых детей. Прежде всего, их способность к приему и обработке информации гораздо ниже способностей обычных детей, и, более того, они обладают слабыми механизмами развития способности по приему и обработке информации.
Например, определяющими дефектами при олигофрении являются:
“…дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, познавательных интересов, слабость ориентировочной деятельности,.. замедленная затрудненная восприимчивость к новому, плохая обучаемость” (С.Рубинштейн, “Психология умственно отсталого школьника”).
“…у детей, страдающих олигофренией, отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать мир” (Г.Сухарева).
“Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок” (С.Рубинштейн, там же).
“Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются прежде всего в свойствах нервных процессов умственно отсталых детей” (там же).
“Во-первых, чувства умственно отсталого ребенка долгое время недостаточно дифференцированы… Во-вторых, чувства умственно отсталых детей часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по своей динамике” (там же).
“…центральный для всех умственно отсталых детей недостаток мышления… – слабость обобщений, или конкретность… Опосредованные приемы запоминания недоступны умственно отсталым детям” (там же).
И дело даже не столько в сниженной способности к приему и обработке информации, сколько в ослабленной потребности к развитию этих способностей.
“Э.Сеген писал, что умственно отсталый ребенок… ничего “не знает”, “не может” и “не хочет“. При этом он придавал главное значение последнему, т.е. отсутствию каких-либо хотений, стремлений, потребностей” (там же).
“Многие авторы отмечают недостаток инициативы у умственно отсталых детей, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями” (там же).
Ослабленность базовой способности (способности к приему и обработке информации) духовно-нематериальной составляющей ребенка неизбежно отражается на всей его личности, на структуре его психики, но вовсе не останавливает ее формирования, тенденция к которому заложена на генетическом уровне.
“Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Даже при тяжелых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, приводящих к неуклонному распаду психики, т.е. при деменции, распад как бы переплетается с развитием. Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма” (там же).
Это приводит к тому, что психика у умственно отсталых и больных детей хотя и формируется, но формируется на базе, в ряде случаев резко отличающейся от таковой у нормального человека. А это, в свою очередь, отражается на условиях дальнейшей “достройки пирамиды души”, поскольку процесс “достройки” осуществляется в зависимости от базы, которая в данном случае имеет серьезные “дефекты”.
Поскольку
“…мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности” (там же),
постольку
“у умственно отсталых детей новые условные связи, особенно сложные, формируются значительно медленнее, чем у нормальных детей. Сформировавшись, они оказываются непрочными, хрупкими. Эта слабость замыкательной функции коры головного мозга, проявляющаяся в затрудненном формировании новых, особенно сложных условных связей, является важнейшей особенностью высшей нервной деятельности умственно отсталых детей” (там же).
В результате формируется весьма своеобразная и качественно отличная от нормального человека психика.
“Олигофрен оказался не просто “хуже” среднего человека, принятого за условную норму; олигофрена отличает качественное своеобразие: не худшая, а иная структура психики, жизненных установок и проявлений” (Э.Коробкова).
Развитие “пирамиды души” на своеобразной базовой основе и в перечисленных своеобразных условиях неизбежно приводит к весьма сильному своеобразию психики.
“Психика ребенка-олигофрена совершенно непохожа на психику нормального ребенка-дошкольника. Незрелость высших интеллектуальных процессов в сочетании с чрезмерной косностью поведения создает качественно своеобразную картину психического развития” (С.Рубинштейн, там же).
“К этому с годами, естественно, присоединяется бедность кругозора, малый запас представлений, конкретность и поверхностность мышления, т.е. слабость обобщений, незрелость эмоционально-волевой сферы” (там же).
“Недоразвитие или неправильное развитие характера, воли и других высших психических функций… довольно частое, но не обязательное вторичное осложнение при умственной отсталости” (там же).
Где-то потерялась 22-я глава. После 21-й идет 23-я. Опечатка в нумерации? Или действительно потерялась?
опечатка в нумерации, авторская )