Глава 24. Пассивные виды контактов человека с духовно-нематериальным миром. Ясновидение, телепатия, психодиагностика, медитация
“Многие мысли растут лучше, когда
их пересаживают из той головы,
где они проросли, в другую голову”.О.Холмс
Рассмотрим теперь, пожалуй, самую экзотическую (с точки зрения современной науки) группу явлений, связанную с двойственной природой человека. Явлений, которые, хотя и встречались достаточно давно, относились либо на счет мистификации и шарлатанства (теми, кто отвергал сверхъестественность), либо на счет действия сверхъестественной силы (теми, кто ее принимал). Это – явления, которые сейчас называются “аномальными явлениями”, “экстрасенсорными явлениями”, “явлениями сверхчувственного восприятия”, “паранормальными явлениями” и т.д. и т.п. (Для определенности будем их в дальнейшем называть “экстрасенсорными”.)
Пожалуй, лишь в последнее время данной группе явлений уделяется то пристальное и серьезное внимание, которого они достойны. В их изучение включается все больше и больше людей, способных взглянуть на проблему с позиций хладнокровного наблюдателя (что и требуется для строго научного исследования), а не с позиций экзальтированных приверженцев или оппонентов их признания. Благодаря этому накоплен такой обширный экспериментальный материал, что сейчас уже с полной достоверностью можно констатировать факт реального существования этих экстрасенсорных явлений, а не апеллировать к вере или интуитивным ощущениям. Иное дело, что не существует какой-либо единой теории, объединяющей и объясняющей встречаемые феномены со строго научных позиций (имеются либо научные теории, объясняющие узкий круг явлений; либо теории, охватывающие все явления, но имеющие религиозную или метафизическую основу). Мы же попробуем закрыть эту брешь науки, опираясь на размышления и выводы, изложенные выше…
Экстрасенсорные явления чрезвычайно разнообразны. Среди них ясновидение, целительство, телепатия, телекинез, медитация, влияние на погоду, использование “нефизических” энергетических источников в некоторых видах единоборств и т.д. и т.п. Этот сначала весьма хаотичный набор явлений и феноменов по мере накопления знаний о них постепенно начинает поддаваться некоей предсказуемости и анализу. И прежде всего – систематизации.
Например, А.Мартынов разделяет все экстрасенсорные явления на две группы: первая группа явлений (используется информационное “поле”) – телепатия, лозоискательство, все аспекты ясновидения; вторая группа (основана на способности человека “искривлять пространство”) – телекинез, левитация. По сути, данная классификация основывается на способности человека занимать в экстрасенсорном взаимодействии активную или пассивную позицию, способности активно воздействовать или быть пассивным объектом воздействия. И поскольку такая классификация хорошо отражает сущность различий двух групп явлений, мы будем опираться на нее в дальнейшем…
Самое часто встречающееся экстрасенсорное явление – это получение информации об окружающем мире, минуя обычные физические (материальные) каналы передачи и восприятия информации. И прежде всего, связанное лишь с пассивным восприятием человеком внешней информации и не влекущее за собой изменений этого внешнего (по отношению к воспринимающему индивиду) мира. Явление, которое часто называют “ясновидением”, “просветлением”, “астральным чувством”, “астральным зрением” и т.п.
“На любом участке пространства есть невидимая информация, и можно научиться выходить в эти пространства и считывать в них информацию” (Ю.Иванов, “Как стать экстрасенсом”).
Хотя, в строгом смысле слова, здесь нельзя говорить, что информация считывается с пространства, поскольку реально процесс происходит с выходом за пределы материального пространства-времени.
“…астральное зрение позволяет человеку ощущать световые колебания (недоступные физическому зрению) с любого расстояния (причем воспринимать эти световые колебания через твердые предметы), видеть мыслеформы. Астральный слух дает возможность человеку воспринимать астральные звуковые колебания на больших расстояниях и по прошествии времени, т.к. тончайшие колебания продолжают существовать много времени спустя после своего появления. Другие астральные чувства соответствуют другим физическим чувствам и, подобно астральным чувствам зрения и слуха, они являются как бы продолжением физических чувств, сверх границ тех частот, в которых могут работать физические органы чувств. Поэтому восприятие астральных чувств названо сверхчувственным восприятием… У сенситивов имеется связь между астральными органами чувств и сознанием. Эта связь может быть дана, как говорят, от природы, может появиться в результате глубоких психических потрясений (Ванга) или целенаправленных тренировок. У некоторых людей случаются просто проблески астрального видения” (там же).
“Ясновидение в пространстве и во времени проявляется в различных формах (видение определенной картины в определенной точке пространства, видение в определенном времени, …предсказание определенной направленности, допустим, политических событий, обучение во сне), и большая часть сенситивов обладают только какой-то одной формой ясновидения” (там же).
“Более высокой формой ясновидения в пространстве является ясновидение при помощи выделения астрального тела…” (там же).
При всем кажущемся многообразии явлений мы здесь реально сталкиваемся лишь с одним феноменом, – феноменом непосредственного, минуя обычные органы чувств, получения человеком информации о том, что происходит в окружающем мире. При этом “откровение”, “ясновидение” и т.п. отличается от обычных галлюцинаций прежде всего тем, что в их процессе воспринимается некая объективная (а не субъективная) реальность.
“Откровение дает реальности, факты мистического порядка” (Н.Бердяев, “И мир объектов. Опыт философии одиночества и общения”).
Объективность получаемых данных подтверждается экспериментально и приводит в изумление и восторг непосвященных (хотя, в общем-то, что может быть удивительного в простом приеме информации – пусть даже без задействования привычных органов чувств). И наибольший эмоциональный эффект со стороны непосвященного зрителя, как правило, достигается в тех случаях, когда для получения информации человек использует какие-либо дополнительные (кстати, очень простые) предметы: лозу, маятник или металлическую рамку…
Строго говоря, используемые при этом предметы даже не являются инструментом получения информации, поскольку ее получает непосредственно человек, а предметы выполняют роль стрелок в измерительных приборах: информацию воспринимает прибор, а стрелка лишь увеличивает наглядность получаемой информации.
“…лоза – никакой не локатор, а только индикатор считывания информации, на которую настроен оператор [нахождение воды, полезных ископаемых и конкретных предметов]” (А.Мартынов, “Исповедимый путь”).
“…лоза …служит просто индикатором считывания требуемой информации, использующим неосознанную идеомоторную реакцию руки” (там же).
Отметим, что использование предметов происходит лишь при необходимости получения минимального количества информации: на уровне ответа на вопрос “да – нет”. А экспериментальные данные свидетельствуют о том, что получаемая непосредственно человеком информация многократно превышает объем информации, визуализуемой с помощью дополнительных предметов-индикаторов (ответ на вопрос “да – нет” – это всего лишь один бит информации).
Как в обычных физических приборах отклонение стрелки может передать весьма ограниченное количество информации (есть сигнал или нет; а также – мощность сигнала, несущего информацию, отражающуюся величиной отклонения стрелки), так и использование предметов-индикаторов значительно сужает количество получаемой в таком “стрелочном” ясновидении информации. Собственно, при “стрелочном” ясновидении получается столько же информации, сколько и при использовании “стрелочных” физических приборов.
Строго говоря, к человеку поступает информация сразу обо всех (поверхностных и сущностных) свойствах того или иного объекта или явления, с которыми он контактирует в данный момент. Другое дело, что сам человек отнюдь не всегда способен воспринять (а тем более – осознать) всю поступающую к нему информацию в полном объеме. Восприятие же целого “пакета” информации часто выделяется (совершенно неправомерно) в отдельное явление, называемое в “первоисточниках” получением “концентрированного знания” обо всем.
“…существует еще одно направление ясновидения. Это ясновидение, дающее в концентрированном виде знание обо всем, и прежде всего о структуре Вселенной и ее основных силах, ее сути” (Ю.Иванов, “Как стать экстрасенсом”).
Но ясновидение, на самом деле, даже в самой “высшей” такой его форме, является лишь приемом информации об окружающем мире (притом информации первичной, необработанной), а вовсе не “получением знания обо всем”. Получение знания о чем-либо отличается от простого получения информации об этом “чем-либо” тем, что требует адекватной корректной трактовки получаемой информации.
Как показывает практика, интерпретация образов и восприятия у разных экстрасенсов достаточно сильно отличается друг от друга и очень часто не совпадает. При этом сильное влияние на конечную интерпретацию оказывает мировоззрение конкретного ясновидящего, его степень знания традиционных теорий и приверженность какой-либо религии. У приверженцев единой веры или теории представления (а следовательно, и интерпретация) очень схожи между собой. Поэтому весьма ценными оказываются впечатления, переживания и интерпретация “независимых” источников: людей, слабо ориентирующихся в различных экстрасенсорных теориях.
Ясно, что для получения именно знания, а не простого хаоса информации, нужно уже иметь определенный запас знаний о предметах и явлениях, о которых получается информация. При этом для подключения в информационное поле знания, как таковые, не нужны; они нужны для того, чтобы правильно интерпретировать получаемую в минуты “озарения” и “просветления” информацию. Мы и в жизни встречаем людей, абсолютно безграмотных с современной точки зрения, но имеющих способность легко подключаться к информационному полю. Какой только бред не услышишь, когда они пытаются объяснить увиденное…
Одним из видов ясновидения является так называемое “видение во времени”.
“Ясновидение во времени дает возможность видеть прошедшие и будущие события. Ничто не исчезает из того, что происходит на Земле – не исчезают мысли, следы любых событий, сопровождаемых определенными энергетическими и информационными процессами, – все это находит отражение (записывается) в астральной плоскости. При ясновидении прошлого наш шестой астральный орган чувств, воспринимая информацию о прошедших событиях, передает ее сознанию. В астральной плоскости сохраняются не только следы всех прошедших событий, но и отражается настоящее. Мало того, задолго до любого события в физической плоскости жизни оно начинает формироваться в астральной плоскости в зачаточной форме. На восприятии этой зачаточной информации в астральной плоскости и передаче ее сознанию основывается ясновидение будущего” (Ю.Иванов, “Как стать экстрасенсом”).
Данную цитату ни в коем случае нельзя, конечно же, воспринимать дословно. Во-первых, ничто не может гарантировать вечную сохранность информации. Информация, с нашей точки зрения, объективно сохраняется и передается в виде образов-объектов духовно-нематериального мира. Поэтому, раз возникнув, образ-объект может (и должен) в какой-то момент “времени” (напомним, что речь идет о духовно-нематериальном “пространстве-времени”) прекратить свое существование, а вместе с ним исчезнуть и информация, несомая данным образом. При этом как сохранение материи после распада какого-либо материального объекта не является сохранением самого объекта, так и сохранение духовно-нематериальной субстанции при распаде образа не является сохранением образа. Информация, как говорилось ранее, связана со структурой системы (в данном случае – образа), и если разрушается структура (образ распадается на элементы духовно-нематериальной субстанции), то теряется и информация.
А во-вторых, “принцип неопределенности будущего” (см. ранее) отвергает предопределенность развития событий в мире, обуславливая некорректность попыток объяснения в некоторых случаях воспринимаемой информации как “узнавания” будущих событий. Этот вопрос мы уже достаточно подробно рассмотрели и поэтому не будем на нем останавливаться еще раз. По сути, в подобных случаях “ясновидения будущего” мы сталкиваемся лишь с прогнозированием, а не узнаванием будущих событий. Будущего еще нет, – значит, нет и информации о нем. Максимум что может быть – это какой-либо наш прогноз о будущем развитии событий, который на деле может и не сбыться. Собственно, этого не отрицает и большинство опытных экстрасенсов…
“Из совокупности информации о настоящем можно экстраполировать отдельные элементы будущего” (В.Сафонов, “Несусветная реальность”).
Далее. Для ясновидения, судя по экспериментальным данным, характерно свойство независимости от материального пространства-времени.
“Некоторые эксперименты по диагностике на далекие расстояния свидетельствуют, что ни время, ни расстояния не служат препятствием для извлечения нужной информации из таинственного “поля всезнания” даже при диагностировании через посредника” (там же).
Это свойство воспринимаемой информации говорит о том, что при ясновидении человеческое сознание выходит за рамки материального пространства-времени и черпает информацию непосредственно из мира духовно-нематериального.
Природа же явления ясновидения кроется в том, что (как говорилось ранее) каждый материальный объект имеет свой образ-объект в духовно-нематериальном мире; образ, несущий в себе информацию о материальном объекте (и интерпретируемый иногда в качестве некоего “поля” или “астрального двойника” объекта). Человек, в силу двойственности своей природы, имеет доступ в этот духовно-нематериальный мир, т.е. имеет принципиальную возможность получения информации непосредственно из духовно-нематериального мира.
“…сам человек является приемником особого рода, способным в известных условиях, при соответствующем стимулировании и тренировке, обнаружить реактивность, скрытую от физических приборов” (В.Налимов, Т.Дрогалина, “Вероятностная модель бессознательного. Бессознательное как проявление семантической вселенной”).
Где-то потерялась 22-я глава. После 21-й идет 23-я. Опечатка в нумерации? Или действительно потерялась?
опечатка в нумерации, авторская )