Глава 14. Строение “пирамиды души”, ее наследуемая и приобретаемая часть. Сознательная и бессознательная часть личности. Субличности. Коллективное бессознательное
“С джентльменом я всегда стараюсь быть
в полтора раза большим джентльменом,
а с мошенником я стараюсь быть в
полтора раза большим мошенником”Бисмарк
Что же все-таки представляет собой активная духовно-нематериальная составляющая человека, его душа? Каково ее устройство и свойства? Каким образом она взаимодействует с другой, материальной составляющей человека, его телом? На эти вопросы мы попробуем далее ответить, для чего опять-таки используем выводы, полученные психологами.
“С самого начала своего существования все живые существа наделены множеством наследственных механизмов, приспосабливающих их поведение к условиям окружающего мира. Эти врожденные константы психофизического процесса рано переплетаются с нарастающим многообразием приобретенных более или менее длительных “установок”, как индивидуальных, так и – в случае человека – возникших исторически (обряды, обычаи, социальные институты и т.п.). Все диспозиции этого рода я называю (частными) структурами; именно их организованная совокупность, или общая структура переживающего субъекта и имеется в виду, когда… говорят о конституции, характере или личности. Ни одна из этих структур, определяющих направление жизненных событий, не является абсолютно неизменной или жесткой… Все они без исключения пластичны и оказывают постоянное влияние как друг на друга, так и на общую структуру… В случае болезней, телесных или душевных кризисов, в ходе революций они могут частично, или даже полностью, разрушаться” (Ф.Крюгер, “Сущность эмоционального переживания”).
Приняв реальность духовно-нематериального мира с его объектами в виде “сгустков” некоей духовно-нематериальной субстанции, мы можем представить душу человека как сложную систему духовно-нематериальных элементов, взаимодействующих между собой через различные связи, и анализировать свойства души и психики человека как свойства обычных систем со сложными связями.
Но тогда “константы психофизического процесса”, упоминаемые Крюгером, – как врожденные, так и приобретаемые, – суть не что иное как некие совокупности групп элементов (являющихся составными единицами души) со всем набором связей между ними. То есть такие “константы” являются некими блоками-подсистемами единой системы – души.
По современным данным психологов, существуют как врожденные блоки, являющиеся наследуемой частью, так и приобретаемые (точнее – формируемые) человеком в течение его жизни. Но формирование блоков-подсистем происходит в результате повседневной деятельности человека, которая (как уже говорилось) зависит в том числе и от уже имеющихся у него блоков-подсистем, определяющих, собственно, характер человека. Тогда структура блоков-подсистем души, формируемых в более позднее время, должна неким образом зависеть от структуры ранее сформированной части души.
Если в этом случае изобразить душу (как духовно-нематериальную систему) в некоторой фазовой системе координат, одна координата которой отслеживает “возраст” элементов системы, то она будет представлять собой как бы перевернутую пирамиду, нижняя (более узкая) часть которой формируется еще до рождения человека, а верхняя непрерывно надстраивается по мере жизни и развития человека слой за слоем. При этом вновь формируемые элементы “пирамиды” образуют не только “горизонтальные” связи (как в слоеном пироге), но и “вертикальные” и “наклонные”, связывающие воедино новые элементы не только между собой, но и с более “старыми” элементами и с целыми их блоками и группами. В результате все элементы “пирамиды” образуют единую систему со сложным комплексом не только простых (связывающих попарно элементы системы), но и коллективных связей как в целом в системе, так и в различных блоках-подсистемах.
Ясно, что такое представление души и процесса ее “достраивания” в течение жизни наглядно показывает зависимость “верхних структур” (т.е. более поздно сформированных блоков-подсистем) от строения “нижних структур”. Но это же представление также позволяет наглядно иллюстрировать практически все происходящие в человеке психические процессы!..
“…каждый полный оборот психического процесса должен заключать в себе четыре момента или фазиса: 1) внешнее впечатление на психический организм; 2) переработка этого внешнего впечатления во внутреннее; 3) вызванное этим внутренним впечатлением такое же внутреннее движение; 4) внешнее движение организма на встречу предмета” (Н.Грот, “Психология чувствований в ее истории и главных основах”).
“Бывают… такие отклонения от правильной схемы развития процесса, которые могут быть истолкованы только действительным или кажущимся выпадением отдельных моментов из данных психических преемств. Это выпадение моментов может быть сведено к следующим шести главным случаям:
1) выпадают оба средних звена процесса;
2) выпадает одно из средних звеньев;
3) отсутствует первое звено процесса;
4) отсутствуют два первых звена;
5) отсутствует последнее звено оборота;
6) отсутствуют оба последних звена” (там же).
“Выпадение звеньев” в психическом процессе, как легко можно заключить, является следствием наличия “вертикальных” и “наклонных” взаимнопересекающихся связей между элементами и блоками-подсистемами в “пирамиде души”. Именно формирование таких связей позволяет сократить полный психический процесс, исключая из участия в нем “лишние” промежуточные элементы или блоки системы.
“Оба средних звена чаще всего выпадают, так как многочисленные рефлекторные движения и действия человека именно представляют большей частью прямое следование движения за ощущением, действия или поступка за идеей” (там же).
“Выпадение одного из средних звеньев объясняется тоже привычно, а именно ассоциацией, т.е. слиянием двух средних моментов в один: поглощением одного другим” (там же).
“Третий случай – отсутствие первого момента – чаще всего объясняется подобным же поглощением ощущения чувствованием” (там же).
“Отсутствие двух первых звеньев цепи встречается очень редко, ибо редко бывает, чтобы стремление не имело источником либо сознательного ощущения, либо чувствования. Но, однако, некоторые инстинктивные стремления вызываются “бессознательными” ощущениями и чувствованиями, как, например, стремление любить при наступлении зрелости человека” (там же).
Довольно очевидно, что способность к формированию в “пирамиде души” “вертикальных” и “наклонных” связей, сокращающих психический процесс, улучшает адаптацию человека к быстроменяющимся внешним и внутренним воздействиям, а, следовательно, и увеличивает его жизнеспособность. Таким образом, тенденция к усложнению связей между элементами “пирамиды души” получает эволюционное “подкрепление”. Здесь мы наблюдаем конкретизацию общей эволюционной тенденции к усложнению систем (см. ранее).
Наличие различных уровней “слоев пирамиды души” и развитые связи между ними обеспечивают психическую деятельность человека, которая (как это и должно быть по всей логике) усложняется с его развитием по мере “достройки” и усложнения “пирамиды души”; чем сложнее “пирамида души”, тем разнообразнее психическая деятельность человека. Каким же образом происходит этот процесс усложнения структуры такой системы как “пирамида души”?..
Обобщая известные исследования по развитию психической деятельности человека (и забегая немного вперед), можно констатировать, что, во-первых, “низшие слои пирамиды души” передаются человеку по наследству и обеспечивают тот минимум психических функций, который ему необходим для жизни и развития сразу после рождения. Эти слои составляют как бы “базис пирамиды души“. При этом эмпирические данные свидетельствуют о том, что основная масса врожденных психических способностей ориентирована на обеспечение необходимого режима функционирования физического тела (что является вполне естественным). Это именно те способности, которые традиционно относятся к “низшим” психическим способностям.
Во-вторых, вместе с “низшими” способностями, связанными с деятельностью физического тела, человек наследует и некоторые способности, обеспечивающие развитие непосредственно его духовно-нематериальной составляющей, т.е. самой “пирамиды души” (например, способность к усвоению информации). И более того, человек наследует даже целые “блоки” элементов “пирамиды души”, сформированные в процессе психологической эволюции человеческого рода и закрепленные в ее ходе в виде архетипов (см. далее).
В-третьих, по мере развития человека развивается и “пирамида души”, в которой “надстраиваются” “верхние слои” и целые новые “блоки”, обеспечивающие формирование у него так называемых “высших” психических способностей.
Такая последовательность формирования “пирамиды души” обуславливает, например, известную специалистам закономерность, согласно которой у душевнобольных в первую очередь нарушаются высшие психические функции. Ясно, что при тех психических болезнях, которые можно свести к нарушениям и отклонениям в структуре “пирамиды души”, наибольшему воздействию будут подвергаться “верхние слои” (как менее “прочные” и наименее связанные со всей “пирамидой” в целом).
Или, скажем, другое следствие такого формирования “пирамиды души”. Развитие различных типов связей делает принципиально невозможным выработку жестко определяемых методов хирургического лечения психических нарушений, т.к. имеет место сильнейшая зависимость видов и количества связей от индивидуальных особенностей структуры самой “пирамиды души” и факторов внешнего воздействия, повлиявших в свое время на ее формирование, что приводит к невозможности предсказания, какие именно из этих связей будут нарушаться или претерпевать изменения в результате хирургического вмешательства.
Более подробно к этим выводам мы еще вернемся немного позднее. Сейчас же нам нужна общая картина, без которой сложно идти дальше, и которую вполне, как выясняется, можно получить, связав психические способности человека с наличием у него определенных “блоков-подсистем” элементов “пирамиды души” со всей совокупностью соответствующих характерных связей как внутри “блоков-подсистем”, так и между ними.
Полная совокупность всех элементов и “блоков-подсистем” духовно-нематериальной “пирамиды” и всех связей между ними образует единый комплекс – личность. При этом наличие взаимопересекающихся связей между различными элементами и “блоками-подсистемами” в “пирамиде души” порождают некий коллективный эффект системы; порождают явление, называемое целостностью личности (или, по другим источникам, неделимостью души).
“При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления – психические свойства и состояния личности)” (С.Рубинштейн, “Проблемы общей психологии”).
Постепенная “достройка пирамиды души” в процессе развития человека на основе “базиса пирамиды” и накопленного (и, следовательно, закрепленного в определенных “блоках-подсистемах”) опыта приводит к наблюдаемой в реальной жизни связи деятельности личности со всей историей ее формирования.
“Поскольку внутренние условия, через которые в каждый данный момент преломляются внешние воздействия на личность, в свою очередь формировались в зависимости от предшествующих внешних взаимодействий, положение о преломлении внешних взаимодействий через внутренние условия означает вместе с тем, что психический эффект каждого внешнего воздействия на личность обусловлен историей ее развития” (там же).
Что является вполне естественным при свойстве целостности личности. Но “целостные свойства” личности проявляются “пирамидой души” в условиях непрерывного взаимодействия пар и групп элементов внутри “пирамиды”, носящего резонансно-диссонансный характер в силу духовно-нематериальной природы взаимодействующих элементов. И, как мы уже говорили, данное взаимодействие в условиях ограниченности сферы расположения элементов при тенденции системы к самосохранению является источником мотивов поведения человека.
Ясно, что в условиях множественности взаимодействующих пар и групп различные мотивы могут не совпадать друг с другом по направленности (а иногда и быть прямо противоположными). Поэтому в целях самосохранения единой системы должен быть обеспечен некий механизм, который позволял бы “блокировать” мотивы, порождаемые взаимодействием “мелких” групп элементов и имеющие направленность “во вред” системе в целом. Это, собственно, и есть механизм саморегуляции системы, реально наблюдаемый в жизни; механизм, функционирование которого обеспечивается, в частности, способностью человека к рефлексии, позволяющей оценивать общее состояние всей системы-человека в целом и последствия удовлетворения какой-либо потребности не для отдельной “части” человека, а в целом для него…
Но этот механизм должен в таком случае приводить к тому, что, как правило, мотивы, порождаемые “более крупными” взаимодействующими группами элементов “пирамиды”, будут доминировать над мотивами, обусловленными взаимодействием более “мелких” групп (интересы целого превалируют над интересами частного). Таким образом, должна образовываться сложная иерархия различных мотивов, которую мы реально и наблюдаем в жизни.
“Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных внутри себя иерархизированных мотивационных линий” (А.Леонтьев, “Деятельность, сознание, личность”).
Понятно, что в таком случае доминирующие в поведении человека мотивы (т.е. мотивы, стоящие на вершине иерархии) будут наиболее сильно связаны с целостными свойствами “пирамиды души”, с целостными свойствами личности. На это, в частности, мы опираемся в реальной жизни, когда оцениваем качества личности какого-либо человека по тем мотивам, которые им движут.
Где-то потерялась 22-я глава. После 21-й идет 23-я. Опечатка в нумерации? Или действительно потерялась?
опечатка в нумерации, авторская )