К VII году относятся походы в страны Кулха и Уихи-рухи. Сардури жестоко расправился со страной Кулха, оказавшей ему упорное сопротивление. В побежденной стране были сожжены не только поселения и крепости, но и люди. На развалинах и пепелище страны Кулха Сардури установил свои победные стелы.
В VIII год был совершен поход в Закавказье, в район оз. Севан, где в стране Уедури-Этиуни покорены цари Аркукини, Каамни и Луеруни.
События IX года изложены в тексте на постаменте стелы. Там упоминаются походы на северо-запад, в страны Куриани и Игани, причем царем Игани назван уже не Диуцини, упоминаемый при описании событий IV года, а Капурини. К IX году относятся и походы в Закавказье, а именно – в страны Абилианихи, Эриахи и Уеликухи, имя правителя последней страны – Нидини. Осенний поход этого же года был направлен в Севанский район, в страны Аркукини, Адахуни, Луипруни, Эшумал, Каамни, Кухаалбани, Ухунини и Териани.
Данные приведенной летописи отчетливо показывают, что при Сардури II, продолжавшем политику своего отца Аргишти I, территория государства Урарту расширяется, а его мощь возрастает; Урарту занимает ведущее положение среди стран Передней Азии. Урарты совершают походы на запад – в северную Сирию, в страны Мелита и Куммух. После присоединения к Урарту девяти городов, среди которых назван и город Тумишки (Томиса), р. Евфрат становится укрепленной западной границей Урартского государства. Таким образом, Ванское царство захватывает в свои руки основные транзитные пути средиземноморской торговли.
Продолжалось закрепление урартской власти и в горной местности, к юго-востоку от оз. Ван, в районе Шуприи. Летопись отмечает покорение страны Арме и страны города Нихириани. На северо-западе своего государства Сардури II вел борьбу с Игани и Куриани. Много внимания было уделено и странам, лежащим к юго-востоку от центра Урарту, в приурмийском районе. Упоминаются походы в страну Мана и Бабилу, близлежавшую к стране Баруата. Бабилу находилась к югу от оз. Урмия, и И. М. Дьяконов, полагая, что это урартское слово связано с названием «Вавилония», относил эту страну к долине р. Диала, где находилась к тому времени страна Намру. Продолжалось также освоение и присоединение к Ванскому царству и южных областей Закавказья.
Крупной военной крепостью при Сардури II оставался город Эребуни, где в 1950 г. была найдена надпись, рассказывающая о постройке закромов вместимостью 5100 капи. В Тейшебаини найдено большое количество высокохудожественных бронзовых изделий с именами Сардури I, часть которых ранее хранилась в Зребуни. Из этой крепости урарты направляли свои походы вверх по р. Раздан к оз. Севан.
В Севанском районе урарты подчинили себе западный и южный берега оз. Севан, о чем рассказывают как летопись, так и отдельные надписи, найденные на территории Закавказья. О покорении страны Уеликухи (район Нор-Баязета) мы знаем и из летописи Сардури и по тексту стелы из церкви Сурб-Погос в Ване. Последняя надпись отмечает также покорение города Тулиху, местоположение которого определяется Атамханской наскальной надписью на юго-западном берегу озера.
Летопись Сардури говорит также о покорении нескольких приозерных стран, среди которых находится и страна Аркукини. Эта страна была окраинной на юго-восточном побережье оз. Севан. У современного сел. Цовак, на массиве, перерезающем низменное побережье, расположена древняя крепость, напоминающая по местоположению крепость у сел. Лчашен (Ордаклю). На скале, под древней крепостью, находится клинообразная надпись, рассказывающая о покорении Сардури страны Аркукини.
Во времена Сардури урартским административно-хозяйственным центром в Закавказье оставался Аргиштихинилн. Из района Армавирского холма происходят шесть клинообразных надписей строительного и культового характера с именем Сардури, сына Аргишти. В них отмечается постройка крепостей, храмов, разведение виноградников, сооружение стел с культовыми надписями («ворота бога Халди») и приношения жертв. По этим надписям, Аргиштихинилн представляется урартским центром, жившим полнокровной жизнью.
Вместе с тем интенсивная строительная деятельность проводилась и в центре государства. Сохранились надписи о постройке закромов около Вана и около Патноца и о разведении виноградника на севере от оз. Ван, названного именем царя. Все это говорит о больших богатствах, скапливавшихся в центре Урартского государства.
В середине VIII в. Ванское царство находилось в расцвете своего могущества, и Сардури, сын Аргишти, носил титулы царя «страны стран» и «царя царей». В это время господство Ванского царства в Передней Азии не встречало противодействия.
В начале второй половины VIII в. положение дел в Передней Азии изменяется. В 745 г., после восстания в Калху, на ассирийский престол вступил Тиглатпаласар III. Произведя реорганизацию армии, значительно усилившую мощь ассирийского войска, Тиглатпаласар приступил к восстановлению прежних границ Ассирии и к возврату потерянных владений.
Естественно, Ассирию особенно тревожило Ванское царство и в первую очередь укрепление урартов в северной Сирии, через которую шли все торговые сношения с Малой Азией. Можно проследить все этапы усиления урартского влияния в северной Сирии с целью захвата основных узлов транзитной торговли (особенно железом) и изоляции Ассирии. Этот процесс вторжения Урарту в северную Сирию, начавшийся при Менуа и особенно усилившийся во времена Аргишти I и Сардури II, т.е. в первой половине и середине VIII в., совпал с сильным экономическим и политическим упадком Ассирии. Урартам в это время удалось создать военный союз Урарту и сирийских стран, направленный против Ассирии.
Северная Сирия как центр транзитной торговли была жизненно нужна Ассирии: без восстановления ассирийского влияния в Сирии возрождение Ассирийского государства было бы непрочным. Это отлично сознавал Тиглатпаласар.
По дошедшим до нас ассирийским перечням событий мы знаем, что в III год своего правления, т.е. в 743 г., Тиглатпаласар двинулся в северную Сирию, к городу Арпаду, и одержал победу над урартским войском. Следующие три года он был занят укреплением ассирийской власти в Сирии, после чего стал готовиться к походу на Урарту, который и осуществил в 735 г.
Сведения о войне Тиглатпаласара с урартами имеются в его анналах, в двух надписях из Нимруда и в тексте на глиняной табличке Британского музея. Анналы дошли до нас в сильно разрушенном состоянии, так как большинство камней с текстом было использовано при постройке дворца Асархаддона, причем поверхность камней с клинописью подвергалась отеске. Это весьма затруднило установление последовательности частей текста, вырезанного на отдельных камнях. Изложение событий в надписях Тиглатпаласара группируется в большинстве случаев не по годам, а по отдельным областям, что затрудняет решение вопроса, к какому году (743 или 735) относятся сообщаемые ассирийскими текстами сведения о военных действиях ассирийцев против урартов.
Текст анналов, в котором рассказывается о победе Тиглатпаласара над Сардури следует, по-видимому, датировать 734 г. Там сообщается о союзе Сардури с четырьмя сирийскими князьями: Матиилу из страны Агуси, Суламалом, князем Мелиты (район Малатьи), Тархулара из Гургума (Мараш) и Кушташпи из Куммуха (Коммаген), упомянутом в летописи Сардури в нише Ванской скалы. Далее говорится о победе над этой коалицией и захвате огромного числа пленных, которые были уведены в Ассирию. Сам Сардури бежал под прикрытием ночи, и Тиглатпаласар преследовал его только до границ Урарту, до моста (точнее переправы) через р. Евфрат. В анналах перечисляется богатая добыча, захваченная в урартском военном лагере, среди которой находились походное ложе урартского царя, его драгоценности, кольцо-печать и царская колесница.
В надписях из Нимруда рассказывается о союзе Сардури с Матиилу и о поражении урартов в местности между Киштан и Халпу (области страны Куммух). В одной из надписей сообщается, что Сардури после разгрома своего войска спасся бегством. «Весь его стан я отнял у него, горечи оружия моего он убоялся, и, ради спасения своей жизни, на кобыле ускакал он и ночью бежал на недоступную гору Сибан (или Сиху)». Указание на то, что урартский царь ускакал на кобыле, является, по-видимому, насмешкой над воином, потерявшим своего боевого коня.
Далее рассказывается о походе ассирийцев в Урарту и об осаде цитадели города Тупшы (Турушпы), в которой отсиживался Сардури. «Сардури урарта в Турушпе, его главном городе, я запер, большое побоище устроил перед городскими воротами, изображение моего величества установил я напротив города».
Разгромив город у Ванской скалы, Тиглатпаласар направился в глубь Урарту и прошел страну «сверху донизу», не встретив сопротивления. «60 беру пути по обширной стране Урарту сверху донизу победоносно я прошел и не встретил соперника. Страны Уллуба и Хабху, расположенные у подножия горы Нал, я завоевал целиком и включил в границы Ассирии. Изображение моего величества я установил в стране Кулимери; в стране Уллуба я построил город и назвал его имя – Ашурикиша». В конце описания похода в Урарту сообщается, что несколько урартских крепостей (поселений) и р. Каллама были присоединены к провинции ассирийского туртана, а частью – и к стране Наири.
По-видимому, в обоих текстах из Нимруда рассказывается о событиях 735 г., но вполне возможно, что они содержат сведения о войне ассирийцев с урартами сразу за два года (743 и 735). В научной литературе существуют различные мнения относительно маршрута похода Тиглатпаласара в Урарту.
Бельк полагал, что ассирийская армия двигалась прямо из Ассирии, и считал возможным два пути: первый – из Ниневии или Калху по Большому Забу до Джуламерка и далее до Башкала, а оттуда по урартской военной дороге в Ван; второй – из Джуламерка, через Били – Мерване – Шатах и Мукус, к южному берегу оз. Ван.
Но Леман-Гаупт справедливо возражал Бельку, говоря, что путь, восстанавливаемый Бельком, очень труден и почти невозможен для продвижения войска, и считал, что Тиглатпаласар двигался в Ванское царство с запада. На это указывают и ассирийские тексты, в которых страны перечислены в последовательности завоевания, начиная с города страны Энзите (район истоков Тигра). По всей видимости, опорой для походов в Урарту был город Арпад.
Мы очень мало знаем о конце царствования Сардури…
Выше я уже писал о том, что обломки стелы из церкви Сурб-Погос являются частями памятника, находившегося в восточной нише. Трудно сказать, кем и когда была разрушена стела восточной ниши. Возможно, она была разбита ассирийцами при осаде Ванской цитадели, так же как урарты после снятия осады до основания уничтожили рельеф с изображением Тиглатпаласара, который был высечен на скале около Тушпы, о чем рассказывает ассирийская летопись.
Военные успехи Тиглатпаласара нанесли серьезный удар Ванскому царству и привели к тому, что при ослаблении центральной урартской государственной власти от Урарту стали отпадать области, входившие в его состав, и преемнику Сардури, Русе, пришлось заново собирать земли Урарту.
…следует отметить крайнюю непрочность государственных объединений и неустойчивость их границ. Эта особенность, присущая всем государствам древнего Востока, проходит красной нитью через всю историю Урарту.
Естественное разделение труда между отдельными районами, особенно между горными и низменными областями, очень рано привело в Передней Азии к широкому, междуобщинному обмену, а затем к развитой торговле.
В начале III тысячелетия в Каппадокии существовала аккадская торговая фактория, и купцы, отлично знавшие караванные пути, предлагали Саргону I свои услуги в качестве проводников его армии, которая доходила до «кедрового леса» и «серебряных гор», т.е. до Ливана и Тавра. В середине III тысячелетия правитель Лагаша Гудеа, как рассказывается в его надписях, доставлял в Шумер строительный лес с гор Амана и диорит для статуй из Аравии, для чего снаряжались специальные караваны.
Передняя Азия начала I тысячелетия была перерезана путями, связывавшими ее отдельные районы, в общих чертах совпадавшими с более поздними караванными дорогами, имевшими немалое значение при возвышении того или иного государства древнего Востока.
Сохранились обломки позднеассирийских написанных на глиняных табличках дорожников, составленных, как и арабские дорожники IX-X вв., с указанием расстояний в днях между отмеченными в них местностями.
Металл к тому времени (I тысячелетие) стал уже обычным предметом обмена, и в закавказских могильниках встречаются бронзовые браслеты, связываемые по весу с основной древневосточной мерой веса – миной. В могильниках Нагорного Карабаха, который не входил в состав Ванского царства, но был с ним в постоянных сношениях, обнаружены отдельные золотые предметы переднеазиатского происхождения.
Так, в Арчадзорском кургане, раскопанном в 1894 г. Реслером, был найден цилиндр из листового золота с изображениями животных. А в Ходжалинском могильнике, откуда происходит агатовая пронизка с ассирийской клинописью, в которой упоминается имя царя Ададнирари, в кургане № 20 был обнаружен золотой обломок в виде головы льва.
На связи Древнего Востока с Кавказом в начале и середине II тысячелетия до н. э. указывают находки как Майкопского кургана, так и курганов эпохи ранней бронзы в Триалети и Кировакане.
Широкие торговые сношения и междуобщинный обмен обусловливали также частые войны между отдельными областями, во время которых обмен заменялся насильственным захватом. При непрочных политических объединениях война приобретала исключительное значение как своеобразная форма обогащения; куда не мог проникнуть торговец, туда пробирался воин, и ассирийские цари в своих надписях именуются иногда «доблестными героями, открывающими горные пути».
Войны сопровождались походами на дальние расстояния. Во время похода Саргона в 714 г., который по сравнению с другими не может считаться особенно далеким, ассирийская армия прошла около двух тысяч километров. Эти далекие походы совершались не в неведомые страны и никогда не являлись случайными.
Клинописные ассирийские документы показывают, что походам предшествовали подготовительные работы, в частности наблюдения за действиями противников, о чем свидетельствуют донесения ассирийских разведчиков, направлявшихся во вражеские страны со специальными заданиями.
Эти постоянные войны приносили огромные разрушения, особенно ирригационной системе. Ассирийская литература оставила нам описания опустошений захваченных областей и жестокой расправы с непокорными противниками.
Урарты в этом отношении мало в чем уступали ассирийцам, и в летописях урартских царей постоянно встречается ставшая стереотипной фраза: «страну захватил, поселения сжег и разрушил, страну опустошил, мужчин и женщин увел в Биайну».
Древневосточные источники постоянно отмечают переселение и угон жителей из захваченных областей, особенно четко это отражено в ассирийских источниках как письменных, так и изобразительных. Плененные жители вместе со скотом, а часто и со всем имуществом переселялись на другие места, иногда чрезвычайно удаленные от их родины.
Как использовались такие переселенцы, можно видеть из текста, помещенного на рельефах Ашурнасирпала II: «Древний город Калху, выстроенный Салманасаром, царем Ассирии, моим предшественником, пришел в ветхость и разрушился. Этот город я вновь выстроил и в нем поселил людей, захваченных моей рукой, из стран, которые я победил». Далее идет перечень местностей, откуда происходят переселенцы. В строительных надписях Синахериба и Асархаддона неоднократно приводятся перечни местностей, где были захвачены пленные, участвовавшие в строительных работах.
Часть пленных уводили в Ассирию в качестве рабов. На рельефах дворца Синахериба имеются изображения носильщиков, выполнявших тяжелую работу по переноске корзин с землей и крупных камней, людей, закованных в кандалы, что указывает на их подневольное положение. И в Урарту, как во всяком раннеклассовом обществе, рабство имело большое значение. До нас дошли сведения о переселении пленных для построек урартских административных центров (города Эребуни в Закавказье).
Урартские письменные источники и археологические материалы содержат мало данных для разрешения основных вопросов социально-экономической истории Ванского царства, но, несмотря на скудость источников, все же работа в этом направлении предпринята и дала уже некоторые результаты.
Как и все государства древнего Востока, Урарту было рабовладельческим государством. Это, конечно, не означает, что в Ванском царстве были только рабовладельцы и рабы, безусловно существовали и земледельческие общины, но основная форма эксплуатации была рабовладельческой, а главный источник рабской рабочей силы – военнопленные. Руками рабов возводились величественные, монументальные постройки крепостей, дворцов и храмов, сооружались каналы, обрабатывалась земля государственных хозяйств. На свободное население также накладывались повинности – строительные и военные, часто тяжелые, но все же рабская сила при сооружении тех грандиозных памятников Урарту, которые дошли до наших дней, была основной. Возможно, что вражеские воины, захваченные во время походов, так же как и в Ассирии, включались в урартское войско, хотя Г. А. Меликишвили справедливо указывает на то, что Урарту никогда не достигало такого могущества, такого распро-странения своей власти, как Ассирия, и не привлекало чужеземцев в свое войско.
Во главе Урартского государства стоял царь, власть которого, как во всех древневосточных рабовладельческих государствах, была наследственной, неограниченной и деспотической. В руках царского рода сосредоточивалась и верховная жреческая власть. Царь был собственником больших земельных территорий, его именем назывались крупные центры (не только военные крепости, но и царские хозяйства), долины и виноградники. Члены царского дома также были владетелями земельных участков.
Как подтверждение этой мысли можно привести текст, в котором рассказывается о том, что сделал Саргон после разгрома области Армарили, на северо-востоке от оз. Ван. Он «мимоходом пошел на Арбу, население рода Урсы, и на Рийар, поселение Сардури; семь окрестных селений, где были поселены его братья, семья его царственности, и где охрана была сильна, – эти города я разрушил, сравнял с землей, разрушил его святилище».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Добавить комментарий