Введение
Аккадская цилиндрическая печать VA 243 приобрела широкую известность благодаря Захарии Ситчину, который в своей книге «Двенадцатая планета», использовал ее в качестве главного аргумента, подтверждающего, что шумерам было известно о двенадцати планетах Солнечной системы (к которым они причисляли и Солнце). Согласно гипотезе Ситчина, эти знания шумерам передали некогда прибывшие на Землю представители двенадцатой планеты – Нибиру, которых шумеры принимали за богов. Сенсационная книга Ситчина, журналиста по профессии, подверглась уничтожающей и, надо признать, справедливой критике со стороны ассириологов и лингвистов за слишком вольную интерпретацию шумеро-аккадских текстов и порой откровенно ложный перевод в угоду гипотезе о двенадцатой планете. Правда, при этом ученые как-то обходят молчанием сам необычный рисунок на печати. Дошедшие до нас астрономические и астрологические тексты Древней Месопотамии свидетельствуют о том, что древним астрономам было известно лишь о пяти планетах Солнечной системы, видимых невооруженным глазом. Что же в этом случае изображено на загадочной цилиндрической печати? В этой работе мы и попытаемся найти ответ на этот вопрос.
Цилиндрическая печать, о которой идет речь, находится в коллекции Переднеазиатского музея в Берлине под номером VA 243.
Цилиндрическая печать изготовлена из серпентина и датируется аккадским периодом (ок. 2350 – 2150 гг. до н.э.). Согласно короткому сопроводительному описанию, на печати изображен восседающий на троне бог с плугом в поднятой руке. Напротив него стоит бог-покровитель, который держит за руку верующего (очевидно, владельца печати), представляя его сидящему божеству. Позади сидящего на троне бога на уровне головы видна секира. Спинка трона заканчивается головой дракона. Верующий в длинном халате держит на руках козленка. В верхнем регистре печати, между представляющим богом и верующим, изображена звезда в окружении сфер, а внизу – булава, кинжал и мотыга. Под полем с текстом изображены козерог и горы. Текст на печати следующий: Дубсига (личное имя), Или-иллат (имя владельца), ваш/его слуга.
Интерпретация изображения
Поскольку композиция со звездой и сферами на печати VA 243 действительно примечательна и уникальна в своем роде, необходимо попытаться разобраться что же представляет собой это изображение и как его можно интерпретировать в свете современных знаний о Древней Месопотамии. Как уже отмечалось, спорное изображение расположено в верхнем регистре цилиндрической печати, между фигурами верующего и бога-покровителя, и представляет собой одиннадцать сфер или окружностей разных размеров, сгруппированных вокруг центральной звезды. Для наглядности эта композиция представлена ниже в увеличенном виде.
Захария Ситчин утверждает в «Двенадцатой планете», что на цилиндрической печати изображена Солнечная система в том виде, в каком она была известна в Древней Месопотамии. Солнечная система в понимании шумеров, по версии Ситчина, состояла из восьми известных нам планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун), плюс Плутон и Луна, которую древние астрономы также считали планетой, и гипотетической планеты Нибиру, откуда когда-то, собственно, и прилетели на Землю представители внеземной цивилизации, передавшие шумерам свои знания. Насколько обоснована такая гипотеза? Ассириологи безоговорочно утверждают, что в Древней Месопотамии знали только о пяти планетах, которые можно было наблюдать невооруженным глазом, – это Меркурий, Венера, Марс, Сатурн и Юпитер. Действительно, в дошедших до нас астрологических и астрономических текстах упоминаются только эти пять планет, а также Луна и Солнце. Таким образом, у нас нет никаких свидетельств, что жителям Древней Месопотамии могло быть известно о планетах Солнечной системы, находящихся за орбитой Сатурна. Следовательно, гипотеза Захарии Ситчина о том, что в Древней Месопотамии было известно об одиннадцати планетах Солнечной системы, не находит каких-либо подтверждений.
С другой стороны, нет ни одной интерпретации этого изображения со стороны ассириологов или других специалистов по Ближнему Востоку. Единственное исключение – статья американского библеиста и эксперта по семитским языкам д-ра Майкла С. Хайзера «Миф о 12- ой планете: краткий анализ цилиндрической печати VA 243», целиком посвященная опровержению гипотезы Захария Ситчина. С работой д-ра Хайзера можно познакомиться здесь: http://www.sitchiniswrong.com/VA243seal.pdf. Д-р Хайзер убедительно показал в своей работе, что символ в центре композиции является не Солнцем, а звездой. Действительно, в месопотамской глиптике Солнце обычно изображается в виде круга с четырьмя лучами в виде треугольников, перемежающихся волнистыми линиями, в то время как звезда традиционно изображается в виде круга с семью или восемью лучами в виде тех же треугольников, но без волнистых линий. Изображения астральной символики Древней Месопотамии приводятся и в книге Джереми Блэка и Энтони Грина «Боги, демоны и символы Древней Месопотамии» (Black, Green 2004).
И хотя на цилиндрической печати VA 243 звезда имеет шесть лучей, это не принципиально, поскольку количество лучей может быть различным в зависимости от масштаба изображения и размеров самой печати. Следовательно, традиции месопотамского изобразительного искусства неопровержимо свидетельствуют о том, что на печати VA 243 изображена звезда, а не Солнце. Далее в своей статье д-р Хайзер переходит к анализу сфер или «точек» вокруг звезды и пишет, что «точки также звезды, что лучше всего демонстрируется шумеро-месопотамскими изображениями Плеяд (семью точками с достаточной астрономической точностью, поскольку они видны невооруженным глазом)». Далее д-р Хайзер заключает, что «имеются многочисленные прецеденты чтобы утверждать, что точки на VA 243 являются звездами. Возможно, печать «говорит»: Созвездие – с 11 звездами». В поддержку этого тезиса д-р Хайзер цитирует Дугласа Ван Бурена, эксперта по изобразительному искусству Шумера и Месопотамии, который пишет, что на самом раннем этапе семь точек изображались в виде круга или розетки. Начиная со старовавилонского периода семь точек стали группироваться наподобие звезд в созвездии Плеяд, а в последней четверти II тысячелетия точки стали впервые изображаться в виде звезд. Таким, образом, д-р Хайзер делает вывод, что, поскольку семь точек (сфер) изображают звезды (см. рис. 3 выше), то точки на печати VA 243 также изображают звезды. Однако, при этом д-р Хайзер, похоже, игнорирует ряд фундаментальных отличий между изображением Плеяд в виде семи точек (сфер) и точками (сферами) вокруг звезды на цилиндрической печати VA 243, а именно:
Во-первых, начиная со старовавилонского периода (ок. 1894 – ок. 1595 гг. до н. э.), семь звезд созвездия Плеяд обычно изображаются в виде симметричной фигуры – розетки с шестью точками вокруг центральной точки или двух рядов из трех точек и одной точкой посередине справа или слева, как на рис. 3 выше, причем позднее звезды Плеяд стали изображаются не точками, а звездочками. На печати VA 243 сферы вокруг звезды не образуют упорядоченный рисунок, – сферы находятся на подчеркнуто разных расстояниях от центральной звезды, к тому же сфер одиннадцать, а не семь.
Во-вторых, в то время как семь звезд Плеяд неизменно представлены сферами или точками примерно одинакового размера, кружки на VA 243 разительно отличаются друг от друга по размеру, от совсем небольшой точки в правом верхнем углу до ряда крайне крупных окружностей слева от звезды.
И, наконец, в-третьих, созвездие Плеяд неизменно представлено в глиптике семью точками ИЛИ семью звездами в зависимости от периода происхождения изображения. В шумеро- месопотамской глиптике неизвестны случаи, когда созвездие Плеяд (или какое-либо вообще созвездие) было представлено одновременно и точками и звездами, к тому же разного размера.
Если древний художник действительно хотел передать идею созвездия, насчитывающего одиннадцать звезд, как предполагает д-р Хайзер, то это было гораздо проще и нагляднее сделать, изобразив группу одинаковых точек или звездочек – как, к примеру, изображалось созвездие Плеяд. Нет никакой необходимости изображать одну звезду из созвездия в виде собственно звезды, а остальные звезды – в виде сфер. Это скорее приведет к заблуждению, чем передаст идею созвездия. В поддержку своего тезиса д-р Хайзер приводит цилиндрическую печать XXXIII-d из книги Фрэнкфорта, на которой, как утверждает д-р Хайзер, также изображена звезда вместе с точками. Эта печать изображена на рисунке ниже.
На цилиндрической печати XXXIII-d изображены уже знакомое нам созвездие Плеяд и шестилучевая звезда. Но и здесь мы видим разительные отличия по сравнению с изображением на печати VA 243, которые трудно не заметить. В то время как на печати XXXIII-d звезда и семь точек под ней представляют собой два размещенных рядом, но разных символа (звезда и Плеяды), рисунок на печати VA 243 явно представляет собой единую, неделимую композицию.
Можно привести массу шумеро-аккадских изображений, на которых астральные символы располагаются рядом друг с другом в самых различных сочетаниях: это обычно символы солнца, полумесяца, звезды и Плеяд.
К примеру, на цилиндрической печати VA 508 из того же берлинского музея в верхнем регистре соседствуют астральные символы: полумесяц, Плеяды (на этот раз в виде звездочек), крылатый диск и семилучевая звезда. Совершенно очевидно, что, как и на печати XXXIII-d, мы видим здесь ряд отдельных астральных символов, которые традиционно изображаются рядом друг с другом. В книге «Боги, демоны и символы Древней Месопотамии» отмечается, что, по крайней мере со среднеассирийского периода, семь точек в качестве символа фигурируют рядом с другими астральными символами, – такими как солнечный диск и полумесяц. Таким образом, сравнение звезды и семи точек на печати XXXIII-d, представляющих собой два различных, но расположенных рядом символа, с рисунком на печати VA 243, несомненно представляющим собой единую композицию, вызывает большие сомнения. У нас нет никаких оснований интерпретировать изображение на печати VA 243 как созвездие. Скорее имеются веские основания НЕ интерпретировать это изображение именно таким образом.
Сферы на цилиндрической печати VA 243 очевидно находятся в своеобразной оппозиции к центральной звезде, противопоставляются звезде. Центральная звезда занимает в композиции доминирующее положение, как по месту в композиции, так и по своим размерам, – фактически, точно такое же, какое занимает всякая звезда в планетарной системе. С другой стороны, существенно различные размеры сфер, их расположение на разном расстоянии от центральной звезды, отсутствие лучей, – все это недвусмысленно указывает на то, что сферы изображают планеты, вращающиеся вокруг крупной звезды, а вся композиция в целом – планетарную систему.
Д-р Хайзер далее в своей работе выдвигает еще одно предположение: звезда или сферы могут обозначать божеств, поскольку божества в Древней Месопотамии с давних времен ассоциировались со звездами и, следовательно, художник мог изобразить божеств в виде звезд: «Можно предположить, что центральная звезда символизирует божество, которое ассоциируется с плодородием (урожаем), так как надпись описывает подношение со стороны верующего (имя которого указано) сидящему божеству, которое ассоциируется на печати с богатым урожаем». Такая интерпретация вызывает еще больше вопросов, на которые трудно найти ответы. Почему одно божество изображено в виде звезды, а остальные в виде точек или сфер? В шумеро-аккадском искусстве вряд ли можно найти примеры когда божества обозначаются сферами или точками, тем более расположенными вокруг центральной звезды (божества). Если даже допустить, что звезда и сферы символизируют богов, почему центральной крупной звездой обозначается божество, ассоциирующееся с урожайностью, а не главный бог шумеро-аккадского пантеона Ан (Ану) или пришедший ему позднее на смену Мардук? Почему сферы, символизирующие остальных богов, различны по размерам и удаленности от центральной звезды? Ответов на эти вопросы нет и подобная интерпретация носит явно надуманный характер, свидетельствуя скорее о попытке найти хоть сколько-нибудь рациональное объяснение рисунку на печати VA 243 в рамках традиционной научной парадигмы. Что касается сидящего божества, то, скорее всего, это Нинурта. Согласно мифологической композиции «Правители Лагаша», после Потопа, когда «царствие спустилось с неба» во второй раз, именно бог Нинурта дал человечеству такие орудия труда как мотыгу, лопату, корзину, а также плуг (присутствующий на печати), и которые «означали жизнь для страны» (The Rules of Lagash (2.1.2), ETCSL: http://etcsl.orinst.ox.ac.uk/cgi- bin/etcsl.cgi?text=t.2.1.2#). И хотя бог Нинурта безусловно занимал важное положение в пантеоне Древней Месопотамии и также был известен под именем Нингирсу в качестве бога- покровителя Лагаша, он никогда не стоял во главе пантеона. Д-р Хайзер признает, что его интерпретация носит субъективный характер. Тем не менее, такая интерпретация не находит подтверждения в глиптике и традициях Древней Месопотамии, что фактически возвращает нас в начальное положение. Можно сказать, что с точки зрения современной ассириологии композиция на цилиндрической печати VA 243 не поддается сколько-нибудь обоснованной интерпретации.
В заключение д-р Хайзер отмечает, что, независимо от того, что могут обозначать эти точки, можно быть уверенным в одном: поскольку звезда в центре не является Солнцем, рисунок не является изображением Солнечной системы. Доказывая несостоятельность гипотезы Захарии Ситчина, д-р Хайзер упоминает также известного американского астронома Тома Ван Фландерна, который опровергает гипотезу Ситчина с чисто астрономической точки зрения. В своей статье «Анализ аккадской печати астрономом» (Van Flandern, Tom, An Astronomer’s Analysis of The Akkadian Seal: https://web.archive.org/web/20080205194138/http://www.lauralee.com/vanflan.htm) Ван Фландерн убедительно показал, что относительные размеры сфер на печати VA 243 совершенно не соответствуют относительным размерам планет Солнечной системы. Расстояния сфер относительно друг друга и относительно «солнца» также не соответствуют относительным расстояниям в Солнечной системе. Однако, при этом Ван Фландерн отмечает, что печать (VA 243) «сама по себе является для астронома лишь художественным изображением звезды в окружении планет… Возможно, на аккадской печати изображена какая-то другая планетарная система вокруг какой-то другой звезды; похоже, рисунок вряд ли изображает нашу Солнечную систему». Таким образом, можно заключить, что хотя на цилиндрической печати VA 243 изображена не Солнечная система, тем не менее это изображение планетарной системы. Что это за планетарная система, можно лишь догадываться. Возможно, это схематическое изображение планетарной системы. Но, возможно, что именно так в Древней
Месопотамии представляли себе планетарную систему, где находилась родина богов, спустившихся на землю.
Как бы то ни было, перед нами довольно убедительное доказательство, что в Древней Месопотамии имелось представление о планетарных системах, в которых планеты вращаются вокруг центрального светила. Более того, изображение планет в виде сфер без лучей предполагает, что древнему художнику могла быть известна фундаментальная разница между излучающим свет звездами и не излучающими свет планетами. Главный вопрос заключается в том, является ли это изображение планет единственным в своем роде? Вполне возможно, что художник лишь механически перенес на печать, т.е. воспроизвел, увиденное где-то изображение, не вдаваясь в его детали и смысл, просто потому что это изображение казалось ему достаточно важным по неизвестным нам причинам или этот изображение, также по неизвестным причинам, ассоциировалось именно с восседающим на троне божеством или имело к этому божеству какое-то отношение. С другой стороны, если есть аналогичные или похожие изображения планет, то, возможно, в Древней Месопотамии действительно осознавали разницу между звездами и планетами, несмотря на то, что для неискушенного наблюдателя эта разница не видна, поскольку планеты сияют на небосводе точно также как звезды. Трудность идентификации планет в глиптике заключается в том, что, в отличие от звезды или Солнца, которые легко узнать по лучам, планеты предстают в образе точек или сфер, которые можно относительно уверенно идентифицировать как планеты только в том случае, если они соседствуют с другими небесными светилами. Также важно помнить, что изображение семи упорядоченно расположенных сфер или точек всегда символизирует созвездие Плеяд.
Возможно, еще одним подобным артефактом с изображением планет является ассирийская цилиндрическая печать, представленная на рисунке ниже.
Оттиск этой цилиндрической печати на староассирийской табличке, относящейся к 1920-1740 гг. до н.э., экспонируется в Британском музее под номером 113583. Сама печать не сохранилась, – до нас дошел только ее оттиск на табличке. Помимо характерной для месопотамской глиптики так называемой банкетной сценки, на которой божество в присутствии двух других богов и верующего, которого ему представляют (возможно, владельца печати), пьет напиток через длинную трубку, в верхнем регистре между сидящим божеством и верующим отчетливо видны астральные символы: восьмилучевая звезда (возможно, Солнце), а также, полная луна и полумесяц. Еще ниже изображены три кружка разных размеров, причем вокруг нижнего кружка прорисовано кольцо. Наличие Солнца (звезды) и Луны позволяет предположить, что кружки изображают планеты, причем нижний кружок с кольцом – Сатурн. Этому рисунку трудно дать какое-либо иное объяснение. Если эта интерпретация верна, мы сталкиваемся с еще одной загадкой – кольца Сатурна не видны невооруженным глазом даже в идеальных атмосферных условиях. В пояснении музея к этому экспонату ничего не говорится об астральных символах. В поисках ответов автор обратился за комментариями в Британский музей. Через какое-то время пришел ответ от д-ра Александры Флетчер, куратора отдела Древнего Ближнего Востока, в котором д-р Флетчер довольно подробно остановилась на происхождении экспоната и обстоятельствах, при которых был найден оттиск печати, но ничего не было сказано об изображенных астральных символах. Автор еще раз написал д-ру Флетчер, попросив сообщить ее мнение относительно трех кружков рядом с хорошо узнаваемыми астральными символами, но так и не получил ответа. Тем не менее, это изображение на цилиндрической печати, очевидно, свидетельствует о том, что в Древней Месопотамии имелись представления не только о неизвестной планетарной системе, но и о Солнечной системе, а также было известно о кольцах Сатурна. Считается, что кольца Сатурна были впервые открыты Галилеем в 1610 году с помощью телескопа. Таким образом, рассмотренные здесь артефакты указывают на наличие в Древней Месопотамии продвинутых, аналогичных современным представлений о небесных телах и планетарных системах, которые не могли появиться сами по себе или в ходе астрономических наблюдений. Такие знания, возможно, могли быть переданы представителями внеземной цивилизации, чье появление и деятельность на территории Древней Месопотамии и послужили толчком к возникновению шумерской цивилизации после того как, согласно Шумерскому царскому списку, «царствие спустилось с неба».
Выводы
- С большой долей вероятности можно утверждать, что на цилиндрической печати VA 243 изображена планетарная система, состоящая из центральной звезды и одиннадцати планет.
- Согласно рассмотренным артефактам, в Древней Месопотамии имелись общие представления о планетарных системах, а также понимание, что планеты, в отличие от звезд, не испускают собственный свет. Скорее всего эти знания не были широко распространены и ограничивались лишь узким кругом посвященных.
Литература и источники:
- Black, Jeremy and Green, Anthony, 2004, Gods, Demons and Symbols of Ancient Mesopotamia, An Illustrated Dictionary, The British Museum Press, London.
- Heiser, Michael S., The Myth of a 12th Planet: A Brief Analysis of Cylinder Seal VA 243:
- http://www.sitchiniswrong.com/VA243seal.pdf
- Horowitz, Wayne, 2011, Mesopotamian Cosmic Geography, Eisenbrauns, Winona Lake, Indiana.
- Kasak, Enn, Veede, Raul, 2001, Understanding Planets in Ancient Mesopotamia, Folklore Vol. 16, Tartu.
- Kelley, David H., Milone Eugene F., 2011, Exploring Ancient Skies: A Survey of Ancient and Cultural Astronomy, Springer.
- Kurtik, G.E., Astral Symbolism in Mesopotamia in the 3-rd Millennia BC (In Russian)
- Legrain, L., 1936 Archaic Seal-Impressions, Ur Excavations, Volume III. Ornan, Tallay, 2005, The Triumph of the Symbol.
- Rochberg, Francesca, 2001, A consideration of Babylonian astronomy within the historiography of science.
- Van Buren, Douglas, The Seven Dots in Mesopotamian Art and their Meaning, Archiv für Orientforschung, 13. Bd. (1939-1941), pp. 277-289 (13 pages)
- Van Flandern, Tom, An Astronomer’s Analysis of The Akkadian Seal: https://web.archive.org/web/20080205194138/http://www.lauralee.com/vanflan.htm
09.12.2018
Добавить комментарий