Главная страница » Конспекты » В.А.Пименов “Возвращение к дхарме” Часть 2

(конспект)

“Те же Веды учат, что бог, решив создать мир, не сразу привел в исполнение свое намерение, а сначала сотворил три совершеннейших существа: одно было Брахма, что означает “проникающий повсюду”, другое был Вишна, т.е. “существующий во всем”, и третье – Мегадева, т.е. “могущественный властелин”. При помощи Брахмы он создал мир, при помощи Вишны он поддерживает его существование, а при помощи Мегадева он собирается уничтожить его. Брахма по распоряжению бога опубликовал четыре Веды, и поэтому в некоторых храмах он изображается с четырьмя головами” (Франсуа Бернье).

“Воссияв, как сказано в Гите. Ярче тысячи солнц”, перед юным воителем [Арджуной] предстает сам бог Кришна – Бхагаван и обращается к нему с речью. Эта речь… и составляет содержание Бхагавадгиты, содержит изложение или, по крайней мере, упоминание многих важнейших для индуистской традиции учений, понятий, образов.

…мироздание представляет собой строго упорядоченную систему, и каждый человек занимает в ней свое, именно для него предназначенное место. Коль скоро это так, то и обязанности у каждого свои, отличные от обязанностей людей, пребывающих на других ступенях этой огромной лестницы. А следовательно, и к освобождению от кармы можно идти разными путями.

Таких путей в Бхагавадгите указывается три. Первый из них – самый трудный – доступен для немногих. Это джняна-марга, или путь знания. Вступивший на него должен осознать неподлинность, иллюзорность повседневного бытия, т.е. всего того, что мешает человеку достичь освобождения. На это способен лишь мудрец, лишь аскет, предающийся медитации.

Другой путь к освобождению – карма-марга (путь действия). Преодолеть действие закона кармы можно и не прибегая непременно к медитации… Он [воин] должен, напротив, участвовать в жизненном процессе, и, оказывается, такое участие тоже может принести избавление. Правда, при одном обязательном условии: оно должно быть бескорыстным…

…третий путь, доступный каждому человеку, независимо от его происхождения, ума, образованности. Это бхакти-марга, или путь любви… Бхакти – это и любовь, и чувство восхищения. И глубочайшая эмоциональная преданность божеству. Для того чтобы проникнуться этим чувством, не требуется ни духовного совершенства аскета, ни храбрости воина. Поэтому бхакти стало наиболее народной формой индуистской религиозной практики…

Другую группу религиозных произведений, отразивших мир индуистских верований, составили Пураны. Из этих преданий мы узнаем о богах, которым поклонялись индийцы, о многочисленных воплощениях этих богов, об устройстве вселенной и человеческих установлениях. Как и Итихаса, Пураны были предназначены для тех, кто не имел права изучать Веды.

Если в Бхагавадгите мы обнаруживаем изложение принципов объединения различных способов обрести освобождение, то Пураны демонстрируют нам тех, кого надлежало любить и почитать, к кому обращать мольбы, с кем связывать надежды. И здесь нам открывается еще один секрет индуизма – способ сведения бесчисленных божеств самого различного происхождения к нескольким основным персонажам.

В центре безбрежного индуистского пантеона находятся три фигуры. В состав этой “троицы” (тримурти) входят, по представлениям ученых пандитов, Брахма, Вишну и Шива. Формально главная роль среди них отведена Брахме, которого принято считать богом-создателем вселенной.

Если библейский Бог создает мир один раз, то Брахма делает это всякий раз заново в начале каждого нового мирового цикла (кальпа), открывающегося творением (сришти) и завершающимся разрушением вселенной (пралайя). Кроме того, создание мира означает – и для индийской мысли это имеет первостепенное значение – возникновение зла, страданий и кармы, а следовательно, не является во всех отношениях положительным деянием.

…если Брахме приписывается роль создателя мира, то Вишну рассматривается как его хранитель, надзирающий за исполнение дхармы, а Шива – как бог-разрушитель.

Если Брахма присутствует еще в Ведах, а Шива целиком и полностью является порождением культуры неарийских народов, аборигенов Индостана, то Вишну причудливым образом соединил в себе и арийское, и варварское начала.

Среди трех главных богов индуизма Шива – старший по возрасту.

Архаизм шиваитских культов проявляется, в частности, в том, что, в отличие от вишнуитов, почитатели Шивы продолжают приносить в своих храмах жертвы. Вероятно, этим объясняется тот факт, что неиндусам вход в них закрыт.

Вишну – бог-разрушитель, связанный с жертвоприношениями; новые боги Америки также требовали жертвоприношений… Может быть есть какая-нибудь (хотя бы хронологическая) связь ???

Образ Шивы сочетает несовместимые, на первый и особенно на европейский взгляд, черты. …это бог-разрушитель, бог, уничтожающий мир в конце каждой кальпы. Мотив смерти вообще чрезвычайно важен в преданиях, посвященных Шиве. Он рассматривается как божество кладбищ и мест сожжения трупов. Шива – покровитель аскетов-отшельников, изнуряющих себя умерщвлением плоти. Сам облик Шивы не может не напугать: у него множество рук и ног и длинные нечесаные волосы; отличительным его признаком является третий глаз, расположенный на лбу. Еще одна характерная черта его внешности – синяя кожа; недаром одно из прозвищ этого удивительного божества – нилакантха (синешеий). Правда, синяя шея Шивы – результат самопожертвования: он выпил яд, чтобы спасти мир. И он же разрушает этот мир, когда нечестие и зло переходят в нем все допустимые пределы. Интересен и способ, к которому прибегает разгневанный бог: его оружием становится танец, экстатическая пляска, от которой вокруг не остается камня на камне. Шива всегда рассматривался в Индии как бог – покровитель танца.

И вместе с тем он [Шива] покровитель йоги, защитник и помощник всех тех, кто посвятил себя искусству медитации. Он и сам считается знатоком йоги, а заодно и отцом Капилы, легендарного основателя древней философской школы, родственной йоге, – санкхьи. Аскетическим упражнениям Шива чаще всего предается в Гималаях.

самый древний бог Индии – медитирует в Гималаях (имеет нечеловеческий вид, третий глаз и пр.)… Это символично !!! А точнее – показательно !!!

Но, пожалуй, с европейской точки зрения, самым поразительным в его образе является соединение в нем черт аскетизма с откровенной и натуралистической эротикой. Даже фаллос Шивы (лингам) стал важным религиозным символом.

Синтез йоги и эротики в еще большей степени характерен для культа жены Шивы – богини Кали. Этот культ также, даже с еще большей очевидностью, чем культ Шивы, уходит своими корнями в глубины индийского прошлого – в традицию Хараппы. Кали – неарийская и небрахманская богиня. Ее жрецы не являются брахманами; напротив, чаще всего они принадлежат к низшим кастам.

совпадает с Элфордом в том, что в хараппской цивилизации (самой ранней в Индии) богиней была женщина…

У этой богини, которая может выступать и как защитница женщин, и как страшная великанша, уничтожающая врагов и в восторге танцующая на их трупах, не меньше почитателей и особенно почитательниц, чем у ее супруга.

Женой Шивы Кали сделалась, прибегнув к аскетической практике. Суровый характер богини дает себя знать и в семейной жизни: будучи верной супругой, она отнюдь не является покорной и безответной. Напротив, Кали строго следит за нравственностью мужа и всегда готова постоять за себя.

По поведению богов можно попытаться сделать вывод о времени их существования на Земле. В частности, Кали может быть связана с периодом самого раннего становления общества, когда боги выступали за элементарную нравственность и в поддержку семьи…

Шиваитский пантеон дополняют дети Шивы и Кали: Ганеша, бог мудрости, помогающий преодолевать жизненные препятствия, и Картикейя, бог войны и покровитель воров. Как индуизм в целом, шиваитская религия ни в коем случае не являет собой единого целого: почитатели всех этих персонажей распадаются на многочисленные секты.

…непреходящий индийский мотив: всякое божество, имеющее зримый, доступный восприятию облик, в конечном итоге – только воплощение подлинной сущности мира, присутствующей во всем, но не имеющей лица и потому скрытой от непосвященных. Такое учение сложилось и среди поклонников Кали – с той лишь особенностью, что эта безличная сущность – Шакти – подобно самой богине, имеет женскую природу. Шакти содержится во всем живом; они придает силу не только самой Кали, но любому божеству и человеку. Ни один бог, в том числе Шива, без Шакти не был бы в состоянии даже пошевелиться. При этом у каждого бога есть своя шакти, своя женская сторона. Что же касается Шивы, то в его судьбе Шакти играет особую роль: разрушив мир своей бешеной пляской, он сам спасается от гибели во время пралайи только благодаря всесильному женскому началу.

Основа – в отличии психологий. Запад называл это божественной непостижимой сущностью, а в Индии – это все настолько естественно, что даже личностно…

Если не считать Прото-Шивы из Хараппы, то самой древней из известных нам форм шиваизма является пашупата. Примечательно уже название этой секты: оно означает “покровитель зверей”.

Идентификация людей со зверьми неспроста…

…приверженцы школ капалика и каламукха почитают Шиву и Дургу в их “ужасном” обличье. …эти фанатичные поклонники бога-разрушителя не признают традиционного для индусов вегетарианства – они едят мясо и пьют вино, да при этом еще и используют в качестве посуды человеческие черепа.

Если для пашупатиков, капаликов, не говоря уже о совсем “экстремистских направлениях – агхори и канпахата-йоги (их адепты полностью отвергают ношение одежды и во время ритуальных церемоний едят человеческое мясо и кал), характерны в первую очередь необычные и вызывающие внешние эффекты, то в других “достижение другого берега” связано с переосмыслением самой природы реальности, т.е. с усвоением весьма непростых и зачастую парадоксальных религиозно-философских учений.

Рельефно выступает одно – важна не форма, а содержание – главное, поклонение богу + философия в основе…

Куль женского начла, одушевлявшего все сущее, какими бы именами это начало ни называлось, был в Индии настолько древним и, так сказать, самоочевидным, что индийцы не могли даже представить себе, что кому-нибудь он может быть чужд.

Шактистские секты принято делить на два основных направления: шактизм “правой руки” (дакшиначари) и шактизм “левой руки” (вамачари). Первые поклоняются как Шакти (и ее воплощению – Кали), так и Шиве. До сих пор они приносят им в жертву животных; более того, еще не так давно в некоторых сектах “правой руки” практиковались и человеческие жертвоприношения.

Обратить внимание на человеческие жертвоприношения – признак раннего происхождения…

В середине прошлого столетия европейцы с изумлением и ужасом узнали о существовании страшной секты “душителей” – тхагов. Дхарму эти почитатели Кали истолковывали своеобразно: свою преданность богине они выражали тем, что грабили путешественников, убивали их, а затем приносили награбленное ей в жертву.

А почему именно путешественников ???

“…Тхаги признают все средства позволительными для достижения своей цели: обманы, ложная клятва, самые искусные коварства им нипочем” (А.Салтыков).

Учение тхагов можно истолковать как крайний и даже патологический вариант шактизма. И в то же время – как своеобразную точку отсчета: ведь “душители” довели в своей “практике” до чудовищного предела тот принцип, который был с самого начала положен в основу шиваитской религиозности – впрочем, отнюдь не только шиваитской, – принцип жертвоприношения.

Приверженцев “правой” и “левой” руки разделяет очень многое – но в первую очередь представление о формах поклонения Шакти. Если в ритуале дакшиначарьев центральную роль играют жертвоприношения в точном смысле этого слова, то у вамачарьев мы обнаруживаем обряды совершенно иного рода.

…сущность ритуала “левой руки” состоит …в сложнейшей и поистине всеобъемлющей системе религиозной эротики, ничего подобного которой мы не встретим больше ни в одном направлении индуизма. Конечно, сексуальные символы играют важную роль в самых различных формах индийской религиозности. И все же только приверженцы вамачарьи превратили ритуальный секс в ключ к решению практически всех проблем человеческого существования, и прежде всего главной среди них – проблемы освобождения от сансары.

Многое роднит шактизм с ваджраяной – буддийским тантризмом. Собственно, это и есть два вида тантризма – буддийский и индуистский. Между ними существует, однако, принципиальное различие: если в ваджраяне активную роль играет мужское начало, то для шактистов сама эта мысль была бы кощунством – только женская сущность одушевляет мир, и только приобщение к ней приводит человека к освобождению.

Это – к важности роли сексуального стимулирования при целенаправленном воздействии на людей… И это же сочетается с тем, что как данная религия, так и этот способ воздействия относятся к ранней истории человеческого общества…

Собственно, пробуждение этой жизненной энергии – кундалини – и составляет основную задачу ритуала “левой руки”. Эликсир жизни содержится в каждом – необходимо только обнаружить его. В обычном состоянии кундалини дремлет, свернувшись в клубок, подобно змее, – ее вместилище, по мнению учителей тантры, находится где-то на уровне бедер. Задача же состоит в том, чтобы выпрямить ее и “поднять” до высших, “духовных” центров, располагающихся у темени. И средством такого “выпрямления” становятся различные – но строго определенные и ритуализованные – сексуальные позы (асаны). Соединяясь, мужчина и женщина сбрасывают оковы сансары. “Никто, – гласит шактистская мудрость, – не достигает совершенства, только подчиняясь трудным и мучительным упражнениям, совершенство обретают, лишь удовлетворяя желания. Подняться ввысь можно только тем, посредством чего падают”. Бхога – удовольствие и йога – техника освобождения – слиты в тантризме неразрывно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: