Главная страница » Конспекты » Наследие » Возвращение к дхарме (В.А.Пименов), часть 2

Тантристское мировоззрение основывается на том, что кундалини, дремлющая в глубинах человеческого организма, – не что иное, как та же самая Шакти, вернее – ее малая, “микроскопическая” часть. Поэтому освобождение может произойти при одном непременном условии: “большая” и “малая” Шакти должны слиться воедино.

Способом их соединения и становится асана. Плотская сексуальная энергия мужчины и женщины, преобразуясь в ходе обряда, превращается во всепобеждающую духовную силу. Поэтому о сфере секса, с точки зрения тантризма, недопустимы никакие моральные суждения. Тело – как женское, так и мужское – не более чем инструмент, умелое применение которого позволяет человеку выйти за пределы своего индивидуального “я”. Но чтобы достигнуть этой цели, необходимо пройти далекий и нелегкий путь.

Первое, что необходимо для освобождения, это контроль над собственными мыслями, или сосредоточение. Только полностью сконцентрировав все свои устремления, можно рассчитывать на успех. Но мало того: шактисты разделяют еще одно традиционное индийское представление: …ради преодоления сансары следует поставить под контроль и дыхание. Без такого контроля (пранаяма) умственное сосредоточение остается бесплодным.

И, наконец, третьим, уже сугубо тантристским условием слияния с абсолютом является контроль над семяизвержением во время полового акта. Вопреки распространенному мнению, приемы шактистской эротики направлены не на “разрядку” сексуальной энергии, а на бережное ее сохранение. В тантрах часто повторяется мысль о том, что сохраненная энергия оргазма повышает внутреннее давление и преобразуется в энергию духовную – благодаря чему, собственно, и наступает мокша. Сексуальное наслаждение кратко, но оно открывает путь к подлинному, вечному блаженству.

…именно женщина играет в тантристских обрядах главную роль: для мужчины, соединяющегося с ней, она выступает как воплощение шакти, точнее, – как посредница между космической женской сущностью и той малой ее частью, которая изначально присутствует в мужчине, т.е. его “женской стороной”. Поэтому любая женщина, кто бы она ни была, в момент асаны становится богиней. При совершении некоторых эзотерических обрядов, например, чакра-пуджи, женщине воздаются почести как наставнику – гуру.

Чтобы достичь необходимой моральной раскрепощенности, приверженцы вамачарьи отнюдь не ограничиваются сугубо интеллектуальными средствами. В ход идут не только вино, мед или цветы, с их ароматическими свойствами, но и наркотики.Шактисты пьют бхариг – напиток, приготовляемый из листьев конопли, курят ганджу и натирают тело сажей.

…характерен для тантризма его особый, “тайный язык”. При описании церемоний вамачарьи постоянно используются непристойности и ругательства.

Свобода от “обычных”, повседневных запретов и норм ни в коем случае не предполагает… полной, абсолютной свободы. Как раз напротив: участник “божественной игры” должен подчиняться жестким правилам ритуальной техники. Все “посвященные”, допущенные к тайнодействию: и мужчины, и женщины, – должны строго соблюдать эти правила, зависящие от того, на какой ступени посвящения они находятся в данный момент.

Таких ступеней в вамачарье три: на первой ученик воспринимает тантристские духовные упражнения просто как обряд; после длительной тренировки он переходит на вторую ступень; теперь он становится “вирой” – героем – и может, по характерному выражению шактистов, “играть с огнем”, т.е. совершать различные действия, “рискованные”, с точки зрения непосвященных, пить вино и заниматься любовью с партнершей по обряду. Подлинный, символический смысл тантры открывается, однако, лишь тому, кто достигает третьей ступени; поднявшийся на нее – дивья – сливается в экстазе уже не с женщиной, но со своей собственной “женской сущностью”, с кундалини-шакти, и наслаждается не хмельным напитком, а “опьяняющим знанием”.

Без мантр – изречений, которые надлежит повторять во время обряда, – не обходится ни одно направление в индуизме. Особенность шактистской практики состоит в том, что здесь помимо мантр применяются специальные вспомогательные средства – янтры, или своеобразные “иллюстрации” к ним.

Более устойчивое формирование образа…

Наиболее сложное из всех шактистских “технических средств” представляет собой ньяса – это своеобразная “ритуальная проекция” различных частей человеческого тела.

Ньясу можно сравнить с “микроскопической лабораторией”, где в миниатюре воспроизводится мировой процесс. По-настоящему понять смысл ньясы можно, однако, лишь изучив язык тантристских символов. Правда, язык этот состоит не из слов, а из жестов. Содержание садханы выражается с помощью мудр – особых сцеплений пальцев.

Максимальное усиление образа через мышечные ощущения…

Но как бы ни было трудно искусство подлинной майтхуны, изощренная сексуальная техника составляет в тантризме только первую ступень восхождения к Шакти. Подняться же на следующую ступень – значит представить себе свою шакти как ШАКТИ, УПРАВЛЯЮЩУЮ МИРОМ, почувствовать в данной, конкретной женщине – безличную женскую сущность, абсолют.

На рисунке, изображающем янтру (один из магических символов шактизма), пирамида в чистом виде…

“Тантра учит йоге секса, йоге еды (даже – вкушения запретных блюд и напитков). Обычная жизнь сакрализуется, и таким образом любое явление превращается в способ, с помощью которого можно пожелать и достигнуть просветления посредством постоянного следования истине. В этом – в следовании истине и в осознании бессознательного, как на физиологическом уровне, так и на духовном – состоит высшая йога” (О.Хаксли).

Даосизм, в принципе, базируется на той же основе…

Постепенный, многоступенчатый процесс восхождения человеческого “я” к освобождению через экстаз представляет собой, несмотря на бесконечные эротические упражнения и символы, своеобразный вариант аскетизма. Это становится очевидно на завершающем этапе пути: пройдя все стадии слияния с Шакти, садхака в конце концов отказывается от секса в его “обычном” понимании. “Внешняя” женщина ему теперь не нужна: он наслаждается единством со своей собственной “женской стороной” – пробужденной кундалини. Примечательно, однако, что освобождение означает прекращение не только сексуальной, но и обрядовой практики.

В мире практически все виды измененного сознания используются в религиозных целях…

Образ Вишну встречается в Ведах, однако не занимает там сколько-нибудь значительного места. В первые века новой эры его образ обретает новые черты. Хотя Вишну имеет совершенно конкретный облик, он сверх того обладает множеством личин, в которых легко узнать образы местных, и не только местных, божеств. Эти личины вишнуиты называют аватарами, или “нисхождениями”. Аватары – это образы, в которых Вишну в разные времена являлся людям.

…основных, общепризнанных среди поклонников Вишну аватар всего десять. Первой из них является рыба, приняв вид которой, Вишну спас во время потопа отшельника-законодателя Ману, второй – огромная черепаха, спасшая мир после потопа, третьей – вепрь, убивший страшного демона Хираньякшу, чуть было не погубившего землю, погрузив ее в океанские глубины, четвертой – Нарасимха, человек-лев, расправившийся с другим демоническим существом – Хираньякшипу, захватившим власть над миром.

Три аватары неразрывно связаны с потопом !!! Отдельное внимание к четвертой, указывающей на эпоху Льва !!!

Захватывающий сказочный сюжет представляет собой история пятой аватары Вишну. Царь демонов Бали захватил власть уже не просто над миром, но над тремя мирами – земным, небесным и подземным. Желая посрамить гордеца, возомнившего себя повелителем не только людей, но и богов, Вишну прибегнул к хитрости. Он превратился в карлика и попросил у Бали ровно столько земли, сколько он, карлик, будет в состоянии покрыть, сделав три шага. Но стоило царю согласиться, как Вишну вырос до гигантских размеров и, сделав два шага, оказался обладателем неба и земли. Третью же область – подземный мир – он оставил Бали.

Сюжет с карликом…

Шестая аватара Вишну – Парашурама (в дословном переводе это имя означает “Рама с топором”) – была способом наказать забывших свои обязанности кшатриев, которые начали оскорблять и притеснять брахманов… Однажды Рама… узнал… о страшном злодеянии, которое учинил… царь Арджуна: обуянный гордыней и презревший дхарму правитель приказал своим дружинникам срубить деревья, росшие возле обители отшельника, и угнать теленка у священной коровы.

Это уже явно эра Тельца или позже…

Особое место среди аватар Вишну занимает Будда (девятая аватара).

…десятой аватаре – Калки, всаднику на белом коне с огненным мечом в руке, воителю… еще предстоит явиться людям, чтобы наказать порок и восстановить попранную дхарму. Многие исследователи обнаруживают черты, объединяющие это воплощение Вишну с буддой Майтрейей.

Подлинной популярностью обладают только две аватары – седьмая и восьмая. Это Рама и Кришна, которых поистине следует считать символами двух различных, но в равной степени важных аспектов индуистской религии.

С образом Рамы жители Индии в течение многих веков связывали представления об идеальном государственном правлении, идеальной дружбе и идеальной семье.

Зачин легенды о жизни Рамы похож на начало предания о его суровом тезке: снова нарушена дхарма, и опять Вишну приходится явить свой новый облик, чтобы восстановить ее.

“дхарма” – служение… Значит, и здесь люди “отворачивались от бога”, и он был вынужден заставлять их поклоняться ему…

Участие обезьяньего войска в разборках богов и людей может иметь совершенно иной подтекст: под обезьянами (как “говорящими мартышками”) могут пониматься либо сами люди (тогда под людьми – иная цивилизация), либо “инородцы” (которых по классическим индийским канонам считали “нелюдьми”)…

Если Рама воплощает арийские (кшатрийские) добродетели и демонстрирует пример движения по пути действия, то образ Кришны, несомненно, имеет неарийское происхождение. Об этом свидетельствует и его имя: на санскрите “кришна” означает “черный”. Необходимо отметить, что Кришна – аватара Вишну, Кришна, о котором идет речь в Пуранах, резко отличается от того Кришны, что знаком нам по Бхагавадгите. Это не грозный воин и не мудрый учитель, раскрывающий изумленному Арджуне сущность мироздания, а беззаботный и неотразимо привлекательный юноша пастух (правда, царского происхождения), сверхестественные способности которого появились уже в раннем детстве, но главную роль в жизни которого всегда играет любовь. И не приходится удивляться тому, что и от поклонников Кришны требовалась безоглядная, всеохватывающая любовь к своему божеству – бхакти. Эротический мотив в мифологии Кришны выражен… явно и недвусмысленно…

В Индии смена эпох почему-то закончилась в эру Тельца… Да и из более ранних знаков имеются лишь слабые намеки на эру Льва… Это, вообще-то, вполне сочетается с тем, что господствует принцип сохранение традиции (т.е. “традиция” была сформирована именно в эпоху Тельца)…

Царем Матхуры, согласно легенде, был в те времена Канса. На престол он взошел обманным путем и правил с чудовищной жестокостью… В конце концов сама Земля, приняв облик коровы, стала умолять Индру положить предел бесчинству. Вместе с другими богами Индра обратился к Брахме; последний, однако, переадресовал просителей к Шиве, а тот – к Вишну. И только Вишну обещал помочь, точнее – послать на помощь жителям Матхуры часть себя, воплощенную в образе Кришны. Чтобы облегчить задачу своему посланцу, Вишну направил в Матхуру огромного змея Шешу, принявшего облик Баларамы – старшего брата Кришны. Примечательна деталь: змей, на котором возлежит Вишну, столь бесконечно велик, что на создание Баларамы пошла лишь часть его…

Чтобы спасти …Балараму, потребовалось волшебство: его эмбрион был чудесным образом извлечен из утробы матери и перенесен в чрево другой женщины – Рохини, обитавшей на противоположном берегу Ямуны.

Появившись на свет, он [Кришна] сразу же дает родителям понять, кто он такой: являет им свой истинный вид – облик Адипуруши (Первочеловека)… Однако затем, приняв поздравления богов, явившихся его поприветствовать, Кришна – опять-таки силой волшебства! – заставил своих родителей начисто забыть все это.

… [Ямуна] немедленно обмелела, стоило лишь Кришне коснуться воды ногой.

Следует обратить особое внимание на конфликт Кришны со знаменитым ведийским богом Индрой. Громовержец и любитель Сомы вознамерился наказать чернокожего юношу за то, что он призывал матхурцев отказаться от поклонения ему, Индре. Желая показать пастухам, с кем они имеют дело, Индра обрушил на землю чудовищный ливень. И пастухи, и коровы непременно были бы смыты с поверхности земли, если бы не Кришна.

Это при условии того, что сам Кришна был результатом просьбы Индры… Неблагодарность Кришны не знает меры… + явное указание на эру Тельца…

В Пуранах, где идет речь о Кришне, рассказывается о раслилах, играх и танцах, которым Кришна предается с обожающими его пастушками.

Почитатели Вишну в различных его образах подразделяются на четыре традиции, или сампрадайи. В каждой из них сложились не только свои верования, но и своя “теория” – свой вариант “завершения Вед” – веданты, т.е. свои собственные комментарии к Упанишадам, к Бхагавадгите и к Брахма-сутрам.

Согласно вишнуистским представлениям, учение каждой сампрадайи было вначале возвещено тем или иным божеством, а затем на протяжении многих столетий передавалось цепочкой учителей; эту цепочку завершает основатель сапрадайи, который рассматривается как воплощение этого божества.

При всех различиях между сампрадайями, порой весьма существенных, значительно более важно то, что их объединяет, а именно – почитание Кришны и Радхи. Его психологический смысл не зависит от “вероисповедных” разночтений: цель обрядов и славословий состоит главным образом в том, чтобы, культивируя в себе страстную и преданную любовь к божественному пастуху и пастушке, дать волю чувству восторга и блаженства, которое всегда живет в глубинах человеческой души, но подавляется в повседневной жизни. Тот же, кому удается таким образом освободиться от земных страданий и от действия закона перерождений, становится после смерти участником их небесных игр.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: