Тантристское мировоззрение основывается на том, что кундалини, дремлющая в глубинах человеческого организма, – не что иное, как та же самая Шакти, вернее – ее малая, “микроскопическая” часть. Поэтому освобождение может произойти при одном непременном условии: “большая” и “малая” Шакти должны слиться воедино.
Способом их соединения и становится асана. Плотская сексуальная энергия мужчины и женщины, преобразуясь в ходе обряда, превращается во всепобеждающую духовную силу. Поэтому о сфере секса, с точки зрения тантризма, недопустимы никакие моральные суждения. Тело – как женское, так и мужское – не более чем инструмент, умелое применение которого позволяет человеку выйти за пределы своего индивидуального “я”. Но чтобы достигнуть этой цели, необходимо пройти далекий и нелегкий путь.
Первое, что необходимо для освобождения, это контроль над собственными мыслями, или сосредоточение. Только полностью сконцентрировав все свои устремления, можно рассчитывать на успех. Но мало того: шактисты разделяют еще одно традиционное индийское представление: …ради преодоления сансары следует поставить под контроль и дыхание. Без такого контроля (пранаяма) умственное сосредоточение остается бесплодным.
И, наконец, третьим, уже сугубо тантристским условием слияния с абсолютом является контроль над семяизвержением во время полового акта. Вопреки распространенному мнению, приемы шактистской эротики направлены не на “разрядку” сексуальной энергии, а на бережное ее сохранение. В тантрах часто повторяется мысль о том, что сохраненная энергия оргазма повышает внутреннее давление и преобразуется в энергию духовную – благодаря чему, собственно, и наступает мокша. Сексуальное наслаждение кратко, но оно открывает путь к подлинному, вечному блаженству.
…именно женщина играет в тантристских обрядах главную роль: для мужчины, соединяющегося с ней, она выступает как воплощение шакти, точнее, – как посредница между космической женской сущностью и той малой ее частью, которая изначально присутствует в мужчине, т.е. его “женской стороной”. Поэтому любая женщина, кто бы она ни была, в момент асаны становится богиней. При совершении некоторых эзотерических обрядов, например, чакра-пуджи, женщине воздаются почести как наставнику – гуру.
Чтобы достичь необходимой моральной раскрепощенности, приверженцы вамачарьи отнюдь не ограничиваются сугубо интеллектуальными средствами. В ход идут не только вино, мед или цветы, с их ароматическими свойствами, но и наркотики.Шактисты пьют бхариг – напиток, приготовляемый из листьев конопли, курят ганджу и натирают тело сажей.
…характерен для тантризма его особый, “тайный язык”. При описании церемоний вамачарьи постоянно используются непристойности и ругательства.
Свобода от “обычных”, повседневных запретов и норм ни в коем случае не предполагает… полной, абсолютной свободы. Как раз напротив: участник “божественной игры” должен подчиняться жестким правилам ритуальной техники. Все “посвященные”, допущенные к тайнодействию: и мужчины, и женщины, – должны строго соблюдать эти правила, зависящие от того, на какой ступени посвящения они находятся в данный момент.
Таких ступеней в вамачарье три: на первой ученик воспринимает тантристские духовные упражнения просто как обряд; после длительной тренировки он переходит на вторую ступень; теперь он становится “вирой” – героем – и может, по характерному выражению шактистов, “играть с огнем”, т.е. совершать различные действия, “рискованные”, с точки зрения непосвященных, пить вино и заниматься любовью с партнершей по обряду. Подлинный, символический смысл тантры открывается, однако, лишь тому, кто достигает третьей ступени; поднявшийся на нее – дивья – сливается в экстазе уже не с женщиной, но со своей собственной “женской сущностью”, с кундалини-шакти, и наслаждается не хмельным напитком, а “опьяняющим знанием”.
Без мантр – изречений, которые надлежит повторять во время обряда, – не обходится ни одно направление в индуизме. Особенность шактистской практики состоит в том, что здесь помимо мантр применяются специальные вспомогательные средства – янтры, или своеобразные “иллюстрации” к ним.
Более устойчивое формирование образа…
Наиболее сложное из всех шактистских “технических средств” представляет собой ньяса – это своеобразная “ритуальная проекция” различных частей человеческого тела.
Ньясу можно сравнить с “микроскопической лабораторией”, где в миниатюре воспроизводится мировой процесс. По-настоящему понять смысл ньясы можно, однако, лишь изучив язык тантристских символов. Правда, язык этот состоит не из слов, а из жестов. Содержание садханы выражается с помощью мудр – особых сцеплений пальцев.
Максимальное усиление образа через мышечные ощущения…
Но как бы ни было трудно искусство подлинной майтхуны, изощренная сексуальная техника составляет в тантризме только первую ступень восхождения к Шакти. Подняться же на следующую ступень – значит представить себе свою шакти как ШАКТИ, УПРАВЛЯЮЩУЮ МИРОМ, почувствовать в данной, конкретной женщине – безличную женскую сущность, абсолют.
На рисунке, изображающем янтру (один из магических символов шактизма), пирамида в чистом виде…
“Тантра учит йоге секса, йоге еды (даже – вкушения запретных блюд и напитков). Обычная жизнь сакрализуется, и таким образом любое явление превращается в способ, с помощью которого можно пожелать и достигнуть просветления посредством постоянного следования истине. В этом – в следовании истине и в осознании бессознательного, как на физиологическом уровне, так и на духовном – состоит высшая йога” (О.Хаксли).
Даосизм, в принципе, базируется на той же основе…
Постепенный, многоступенчатый процесс восхождения человеческого “я” к освобождению через экстаз представляет собой, несмотря на бесконечные эротические упражнения и символы, своеобразный вариант аскетизма. Это становится очевидно на завершающем этапе пути: пройдя все стадии слияния с Шакти, садхака в конце концов отказывается от секса в его “обычном” понимании. “Внешняя” женщина ему теперь не нужна: он наслаждается единством со своей собственной “женской стороной” – пробужденной кундалини. Примечательно, однако, что освобождение означает прекращение не только сексуальной, но и обрядовой практики.
В мире практически все виды измененного сознания используются в религиозных целях…
Образ Вишну встречается в Ведах, однако не занимает там сколько-нибудь значительного места. В первые века новой эры его образ обретает новые черты. Хотя Вишну имеет совершенно конкретный облик, он сверх того обладает множеством личин, в которых легко узнать образы местных, и не только местных, божеств. Эти личины вишнуиты называют аватарами, или “нисхождениями”. Аватары – это образы, в которых Вишну в разные времена являлся людям.
…основных, общепризнанных среди поклонников Вишну аватар всего десять. Первой из них является рыба, приняв вид которой, Вишну спас во время потопа отшельника-законодателя Ману, второй – огромная черепаха, спасшая мир после потопа, третьей – вепрь, убивший страшного демона Хираньякшу, чуть было не погубившего землю, погрузив ее в океанские глубины, четвертой – Нарасимха, человек-лев, расправившийся с другим демоническим существом – Хираньякшипу, захватившим власть над миром.
Три аватары неразрывно связаны с потопом !!! Отдельное внимание к четвертой, указывающей на эпоху Льва !!!
Захватывающий сказочный сюжет представляет собой история пятой аватары Вишну. Царь демонов Бали захватил власть уже не просто над миром, но над тремя мирами – земным, небесным и подземным. Желая посрамить гордеца, возомнившего себя повелителем не только людей, но и богов, Вишну прибегнул к хитрости. Он превратился в карлика и попросил у Бали ровно столько земли, сколько он, карлик, будет в состоянии покрыть, сделав три шага. Но стоило царю согласиться, как Вишну вырос до гигантских размеров и, сделав два шага, оказался обладателем неба и земли. Третью же область – подземный мир – он оставил Бали.
Сюжет с карликом…
Шестая аватара Вишну – Парашурама (в дословном переводе это имя означает “Рама с топором”) – была способом наказать забывших свои обязанности кшатриев, которые начали оскорблять и притеснять брахманов… Однажды Рама… узнал… о страшном злодеянии, которое учинил… царь Арджуна: обуянный гордыней и презревший дхарму правитель приказал своим дружинникам срубить деревья, росшие возле обители отшельника, и угнать теленка у священной коровы.
Это уже явно эра Тельца или позже…
Особое место среди аватар Вишну занимает Будда (девятая аватара).
…десятой аватаре – Калки, всаднику на белом коне с огненным мечом в руке, воителю… еще предстоит явиться людям, чтобы наказать порок и восстановить попранную дхарму. Многие исследователи обнаруживают черты, объединяющие это воплощение Вишну с буддой Майтрейей.
Подлинной популярностью обладают только две аватары – седьмая и восьмая. Это Рама и Кришна, которых поистине следует считать символами двух различных, но в равной степени важных аспектов индуистской религии.
С образом Рамы жители Индии в течение многих веков связывали представления об идеальном государственном правлении, идеальной дружбе и идеальной семье.
Зачин легенды о жизни Рамы похож на начало предания о его суровом тезке: снова нарушена дхарма, и опять Вишну приходится явить свой новый облик, чтобы восстановить ее.
“дхарма” – служение… Значит, и здесь люди “отворачивались от бога”, и он был вынужден заставлять их поклоняться ему…
Участие обезьяньего войска в разборках богов и людей может иметь совершенно иной подтекст: под обезьянами (как “говорящими мартышками”) могут пониматься либо сами люди (тогда под людьми – иная цивилизация), либо “инородцы” (которых по классическим индийским канонам считали “нелюдьми”)…
Если Рама воплощает арийские (кшатрийские) добродетели и демонстрирует пример движения по пути действия, то образ Кришны, несомненно, имеет неарийское происхождение. Об этом свидетельствует и его имя: на санскрите “кришна” означает “черный”. Необходимо отметить, что Кришна – аватара Вишну, Кришна, о котором идет речь в Пуранах, резко отличается от того Кришны, что знаком нам по Бхагавадгите. Это не грозный воин и не мудрый учитель, раскрывающий изумленному Арджуне сущность мироздания, а беззаботный и неотразимо привлекательный юноша пастух (правда, царского происхождения), сверхестественные способности которого появились уже в раннем детстве, но главную роль в жизни которого всегда играет любовь. И не приходится удивляться тому, что и от поклонников Кришны требовалась безоглядная, всеохватывающая любовь к своему божеству – бхакти. Эротический мотив в мифологии Кришны выражен… явно и недвусмысленно…
В Индии смена эпох почему-то закончилась в эру Тельца… Да и из более ранних знаков имеются лишь слабые намеки на эру Льва… Это, вообще-то, вполне сочетается с тем, что господствует принцип сохранение традиции (т.е. “традиция” была сформирована именно в эпоху Тельца)…
Царем Матхуры, согласно легенде, был в те времена Канса. На престол он взошел обманным путем и правил с чудовищной жестокостью… В конце концов сама Земля, приняв облик коровы, стала умолять Индру положить предел бесчинству. Вместе с другими богами Индра обратился к Брахме; последний, однако, переадресовал просителей к Шиве, а тот – к Вишну. И только Вишну обещал помочь, точнее – послать на помощь жителям Матхуры часть себя, воплощенную в образе Кришны. Чтобы облегчить задачу своему посланцу, Вишну направил в Матхуру огромного змея Шешу, принявшего облик Баларамы – старшего брата Кришны. Примечательна деталь: змей, на котором возлежит Вишну, столь бесконечно велик, что на создание Баларамы пошла лишь часть его…
Чтобы спасти …Балараму, потребовалось волшебство: его эмбрион был чудесным образом извлечен из утробы матери и перенесен в чрево другой женщины – Рохини, обитавшей на противоположном берегу Ямуны.
Появившись на свет, он [Кришна] сразу же дает родителям понять, кто он такой: являет им свой истинный вид – облик Адипуруши (Первочеловека)… Однако затем, приняв поздравления богов, явившихся его поприветствовать, Кришна – опять-таки силой волшебства! – заставил своих родителей начисто забыть все это.
… [Ямуна] немедленно обмелела, стоило лишь Кришне коснуться воды ногой.
Следует обратить особое внимание на конфликт Кришны со знаменитым ведийским богом Индрой. Громовержец и любитель Сомы вознамерился наказать чернокожего юношу за то, что он призывал матхурцев отказаться от поклонения ему, Индре. Желая показать пастухам, с кем они имеют дело, Индра обрушил на землю чудовищный ливень. И пастухи, и коровы непременно были бы смыты с поверхности земли, если бы не Кришна.
Это при условии того, что сам Кришна был результатом просьбы Индры… Неблагодарность Кришны не знает меры… + явное указание на эру Тельца…
В Пуранах, где идет речь о Кришне, рассказывается о раслилах, играх и танцах, которым Кришна предается с обожающими его пастушками.
Почитатели Вишну в различных его образах подразделяются на четыре традиции, или сампрадайи. В каждой из них сложились не только свои верования, но и своя “теория” – свой вариант “завершения Вед” – веданты, т.е. свои собственные комментарии к Упанишадам, к Бхагавадгите и к Брахма-сутрам.
Согласно вишнуистским представлениям, учение каждой сампрадайи было вначале возвещено тем или иным божеством, а затем на протяжении многих столетий передавалось цепочкой учителей; эту цепочку завершает основатель сапрадайи, который рассматривается как воплощение этого божества.
При всех различиях между сампрадайями, порой весьма существенных, значительно более важно то, что их объединяет, а именно – почитание Кришны и Радхи. Его психологический смысл не зависит от “вероисповедных” разночтений: цель обрядов и славословий состоит главным образом в том, чтобы, культивируя в себе страстную и преданную любовь к божественному пастуху и пастушке, дать волю чувству восторга и блаженства, которое всегда живет в глубинах человеческой души, но подавляется в повседневной жизни. Тот же, кому удается таким образом освободиться от земных страданий и от действия закона перерождений, становится после смерти участником их небесных игр.
Добавить комментарий