В учении Зороастры нет упоминаний об иноверцах, об их преследовании, об их истреблении. По учению зороастризма, человек имеет свободу выбора. От него зависит, творить добро или зло. Но считалось, что все же судьба человека определена изначально.

Что касается устройства мира, то зороастрийцы представляли его так. История существования мира насчитывает 12 тысяч лет. Она делится на четыре периода, каждый из которых длился 3 тысячи лет.

От какого момента времени идет отсчет ?..

В первый период не было ни идей, ни вещей. Но в это время уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это был период «невидимого», «духовного» мира.

Во второй период произошло творение реального мира. В это время Мудрый Господь создал небо, звезды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка.

Явно сквозит эра Тельца…

Обиталище Господа находится за сферой Солнца. Планеты и кометы созданы Злым духом. Дело в том, что они не подчиняются законам равномерного движения небесных сфер и поэтому могут быть причиной катастроф. Злой дух загрязнял воду и послал смерть на первого человека и первобыка. До этого от первого человека рождаются мужчина и женщина, а от них весь род людской. От первобыка произошли все животные. Весь мир пришел в движение от столкновения противоборствующих начал (плюса и минуса). В результате воды стали текучими, возникли горы, пришли в движение небесные тела. Поскольку планеты созданы вредными, злыми силами, то Мудрый Господь к каждой планете приставил своих духов.

После второго периода начался третий. Он длился до рождения Зороастры. В этот период произошли многие важные события, в частности Потоп. В это время действовали мифологические герои Авесты. Среди них Иима Сияющий. В его царстве нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти. Во время Потопа Сияющий спас и людей и скот. В это время действовал и правитель Виштапса, который затем приютил Зороастру и принял его веру.

Чехарда с датировкой…

После Зороастры начался четвертый период эволюции нашего мира. В каждом тысячелетии этого периода человечеству должны являться по три Спасителя. Это сыновья Зороастры. Последний такой Спаситель (Саошьянт) решит судьбу всего человечества и вообще всего мира. При нем наступит апокалипсис. Злой дух будет побежден, то есть добро победит зло. Наступит вселенский конец, мир очистится «потоком расплавленного металла». После огненной смерти старого мира все жившие ранее воскреснут. Все — как праведники, так и грешники. Последние будут раскаиваться в своих злодеяниях. Но источник зла в мире будет уничтожен раз и навсегда. Мир преобразится. Преобразятся Земля и люди. Жизнь на Земле вступит в новую фазу. Это будет моментом торжества, радости, концом зла и смерти. Поэтому надо ждать апокалипсис без ужаса, без страха, но с надеждою, с верою в новый преображенный, справедливый мир, в котором будут жить счастливые люди, не знающие, что такое злоба, зависть, гнев, подлость, предательство и т.п.

Подробно суть учения изложена в Откровении Зороастры, в Святом Писании (Авесте). Это Евангелие или Коран зороастризма. В Авесте дан не только свод священных текстов учения Зороастры, но и биографические сведения об основателе учения. На сегодняшний день известны три книги Авесты — Ясна, Яшта и Видевдата. Широко использовался сборник повседневных молитв — Младшая Авеста. Первая книга Аветы, Ясна, состоит из 72 глав. 17 глав составляют гимны, сочиненные Зороастрой.

Сколько сходства с христианством…

Учение Зороастры его соотечественниками не было принято. То же самое было и с учением Христа (евреи его не приняли), в первое время и с учением Мухаммеда (Мекка его не признавала), с учением Будды (Индия продолжает исповедовать добуддийскую религию — индуизм). На родине Зороастру преследовали.

Сторонники учения Зороастры были огнепоклонниками. Символом Мудрого Господа (Ахуры Мазды) был огонь (Атар). Священные огонь имел разные проявления — небесный огонь, огонь молнии, огонь, который дает жизнь человеческому телу, и тепло, и огонь, который зажигали в зороастрийских храмах… Среди всех шестнадцати огней самым главным был огонь от удара молнии в дерево. Его долго ждали и тщательно берегли.

Главные ритуалы и обряды были связаны с празднованием Нового года, и культом предков, и почитанием священного напитка, и приобщением подростков к вере, вступлением в брак, рождением ребенка, похоронами и т.п. Эти обряды обязательно режиссировали священослужители.

Важное место в зороастризме занимала (и занимает) молитва. Как и позднее в исламе, в зороастризме было положено обращаться к Мудрому Господу не реже пяти раз в день. Предписывается совершать молитву и в ночные часы. Зороастрийцы упоминали Господа утром и перед сном, выходя из дома и входя в него, при совершении очищения, а также при проведении других ритуальных церемоний. Молиться можно везде, а не только в храме. Во время любой молитвы лицо молящегося должно быть повернуто на юг.

Не слишком ли много общего с более поздними религиями?.. Фантазии у разработчиков, что ли, не хватало ?..

Важное место в зороастризме занимают обряды очищения… Чистота понимается как в физическом, так и в моральном смысле.

Последователи учения Зороастры решали проблему жизни и смерти следующим образом. Смерть настигает только физическое тело человека. Душа человека переходит в загробный мир. Там она вначале отправляется к вершине Горы справедливости. Ей предстоит преодолеть мост Чинват. Вся трудность состоит в том, что это под силу только душам праведников. Если мост переходит душа праведника, мост расширяется. Он становится безопасным и удобным. Для души грешника мост сужается настолько, что превращается в тонкую нить. Поэтому душа грешника падает в бездну. Дальнейшая судьба души грешника не рассматривается. Ада как такового в зороастризме нет. А рай есть. Туда попадают души праведников. Там находится и золотой трон Бога.

Явная недоработка — если душа не умирает, то ей должно быть безразлично и падение в любую бездну с любого моста…

Особое место в загробном мире занимают души умерших предков, героев, учителей зороастрийской веры. Это касается и духов-покровителей. Все эти души в зороастризме обозначены одним словом — фраваши. Фраваши всячески заботятся о людях, живущих на земле… Фравашей почитают так же, как и других божеств.

На определенном этапе фраваши (небесный человек) жил вселенской жизнью. Эта жизнь в отличие от земной была широкой, свободной и полной. Но в какой-то момент произошло падение Небесного Человека.

А как же Злой Дух? Его нет, он не соблазнял человека. Это призрак, который существует в сердце. Наружу это зло из сердца выходит тогда, когда в самом человеке раскрывается злое начало. Так когда же впервые зародилось зло в Небесном Человеке? У него было все, как и у Бога. Но у него была и возможность противопоставить себя Целому. Этот Человек захотел поставить себя в центр. Соблазн победил Небесного Человека. Он захотел выделить свое «я», противопоставить себя всему остальному миру. Человек выделился из окружающего его мира, разорвал нити, связывающие его с ним. Сознание его раздробилось и превратилось в обломки разрушенного целого. Человек с большой буквы превратился в человека. Об этом сказано так: «Как музыка, звучащая полным аккордом, может быть сведена на нет, если во время ее исполнения думать об отдельных звуках, так и целостное чувство жизни в Боге раздробилось на две составные части подобно разорванному ожерелью». Так Небесный Человек совершил падение. Он был растерзан центробежной силой самости.

Именно с зороастризма начинается тема «вредности» самости, личного начала… Но с него же и начинается разделение духов на злых и добрых; постепенный переход к единому главному богу (правда, при наличии духов и других богов); а также происходит разделение душ умерших на две большие категории (кто за и кто против — вместо ранее наличествовавшего многообразия судеб и подходов)…

В окружении Мудрого Господа были разные боги. Среди них был и бог Митра. Слово «митра» означает «согласие», «договор»… Культ бога Митры возник в древности (IV тысячелетие до н.э.). Его мы находим в Ведах и Авесте.

Митра обеспечивает нормальную жизнь общества. Он устанавливает согласие между людьми, охраняет страну от раздоров и войны, наказывает врагов. Митра определяет моральные нормы в обществе. Он следит за всем, что создал Мудрый Господь. Бог Митра является богом Солнца. День рождения Митры праздновали в день зимнего солнцестояния, то есть 25 декабря. По-видимому, и в христианство перешла эта дата — день рождения Христа (Рождество Христово). Митра является сыном Мудрого господа и его супруги богини земли Армайти.

Это косвенный указатель на эру Тельца, что сочетается как с датой возникновения религии, так и с почитанием быка… Но он — бог Солнца !!! (обратить внимание)…

Вообще, в христианстве очень много подражания зороастризму (в том числе и в том, что Христос также сын Бога)…

Души умерших по пути в загробный мир должны были пройти мост Чинвад. На этом мосту находился бог Митра со своими двумя братьями и вершил суд, кого пропустить, а кого сбросить в пропасть. Он взвешивал на весах справедливости не только все поступки человека, но и все его помыслы. Верующие в Митру видели его посредником между Мудрым Господом и Злым духом. Вечно юный Митра охранял человечество от зла и делал все для торжества добра. Он обладал благой мыслью, благим словом и благим делом. Митра охранял мораль и всеобщий порядок, был главным помощником Мудрого Господа. Поэтому и мораль в митраизме такая же, что и в зороастризме.

Богу Митре молились от зари до полудня. Ему посвящали шестнадцатый день каждого месяца. В его честь и в честь Солнца в этот день пели гимны.

Священнодействия в честь бога Митры чаще всего совершались в пещерах и подземельях. Алтари устраивались в скалах. Их называли «скалистыми Митрами». В такие скалистые помещения вела лестница в семь ступеней Число семь во всех религиях Древнего Востока было магическим.

Довольно странное решение для почитания солнечного бога… Ведь Солнце лучше наблюдать с возвышения на открытом месте, а не под землей… На основе же какой логики было принято столь странное решение ???

Во время весеннего равноденствия Митру оплакивали как покойника. Его изваяние ночью клали в каменный гроб. А утром вынимали и пели прославляющие его гимны.

Откуда такие подробности, и в чем связь смерти с весенним равноденствием ?..

…в честь Митры верующие ели хлеб и пили вино и сладкое питье. В христианстве обряд причащения также связан с хлебом и вином (тело и кровь Христова). Более того, в митраизме существовало и крещение. В процессе крещения с человека снимались грехи. Человек при этом соединялся с богом Митрой. Во время этой церемонии в жертву Митре приносили хлеб. Руки и язык того, кого крестили, намазывали медом. Это делалось для того, чтобы в сознание и тело человека не могли проникнуть грехи.

Многие идеи и обряды в митраизме очень похожи на христианские. Христианский учитель Тартуллиан вполне правомочно находил в обрядах митраизма сходство с христианскими таинствами. Собственно, и идеи митраизма были близки идеям Христа.

В чем вообще психологический смысл (якобы) необходимости религии и ее столь важного места в жизни общества ??? Ведь на протяжении всей истории человечества постоянно существовали общества, в которых вовсе не обязательно была нужна единая религия и находилось значительное количество атеистов… Веру в духов здесь вполне можно причислять к атеизму (а не к религии, как это принято делать), поскольку это принципиально разные существа — дух и бог: происхождение духа земное, а богов небесное !!!

Митраисты, как и христиане, считали себя братьями. Они обращались друг к другу со словами «возлюбленный брат». Так же поступали и «братья во Христе».

Это всего лишь служит более тесному сближению единоверцев, подчеркивая их «родство»…

Христиане, как и митраисты, праздновали воскресенье (а не субботу, как евреи). Рождение Христа и Митры праздновалось в один день — 25 декабря.

Проповедником Света был великий учитель Древнего Востока Ману. Он родился в аристократической семье в III веке н.э. Его мать принадлежала к царствовавшему в то время в Вавилонии парфянскому роду. Родной город пророка Ктесифон был для него тем же, что и Галилея для Христа.

Когда [Ману] исполнилось четыре года, отец забрал его к себе в [религиозную] общину. Так ничилось религиозное обучение Ману. Но у Ману было свое призвание. Уже в 12 лет его стали посещать яркие видения, во время которых он беседовал с божественным посланником. Этого посланника мальчик называл «близнецом» или «двойником». Божественный посланник сказал мальчику, что ему следует оставить общину, поскольку ему поручается особая миссия: он должен принести людям весть об освобождении. Но выйти из общины ему предписывалось в будущем, а пока мальчик должен был набираться знаний и опыта. Так прошло еще двенадцать лет. В день рождения, когда Ману исполнилось 24 года, божественный посланец объявил Ману, что он должен самостоятельно начать проповедовать Благовестия истины.

Это несмотря на Христа… Но к этому времени христианство «провалилось» на Востоке и сместилось в район Европы…

Высшим богом в учении Ману является Отец Света или Отец Величия. Он является Правителем Царства Света. Он воплощает в себе добро и благодать и проявляется в четырех божественных формах. Это Божество, Свет, Сила (Могущество) и Мудрость. Отец Света наделен умом, знанием, рассудком, мыслью и осмотрительностью, поэтому мудро правит миром. Конкретизируются, проявляются Божественные черты в двенадцати благодатных качествах или добродетелях. Это верховная власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет.

В борьбе Света с Тьмой до Ману участвовал Иисус Христос. Затем эту борьбу продолжил Ману. Человек нуждается в спасении, поскольку его душа заперта в оковах плоти. Если человек принимает учение Ману, он становится сыном, прямым наследником Бога-Отца. Человек забыл о своем божественном происхождении, о своей миссии спасти мир от Тьмы. Но человек может осознать свое падение и вернуться в Царство Света.

Если человек и имел часть божественного происхождения, то ему слишком долго указывали на его отличие от богов и на невозможность им достичь божественных сфер и равенства с богами…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: