Современная египтология частично реконструировала эволюцию о Горе, выделяя несколько стадий. Гор-сокол был одним из древнейших богов Египта, богом неба и света, птицей с распростертыми крыльями, один глаз которой – солнце, а другой – луна. Затем, с распространением культа Ра как верховного божества, образ Гора-сокола распался на множество ипостасей: Гор-Вер, видимо, самостоятельное божество неба и света; Гор – сын Осириса, – и в этом качестве мы уже видели его в свите бога солнца, истребляющим врагов Ра, обычно имеющих образы водяных чудовищ – змей, крокодилов, гиппопотамов. Есть у него и другие ипостаси…
Око было одним из самых популярных мифологических образов на протяжении всей истории Древнего Египта. Вместе с тем толкование этого образа, его интерпретация относятся к наиболее спорным вопросам египтологии.
К наиболее древним понятиям относят око Гора, того самого Гора, который был всемогущим божеством, а не Гором из мифа об Осирисе. Но и у Гора великого могло быть либо два “Ока” – Солнце и Луна, либо в дополнение к двум обычным глазам бога-сокола был еще третий глаз, тождественный змею Урею – вздыбленной кобре. Именно такое око было украшением корон божественных фараонов.
В этом же ряду – око Ра или Атума (солнечное Око) – символ верховной власти, а иногда – могучее оружие, поражающее врагов смертоносными лучами (это око тоже часто изображали в виде Урея).
Версия – око – символ (и не только символ, а устройство) слежения либо со стороны “змеев”, либо “солнца” – в зависимости от того, кто на вершине власти…
Несколько иначе представляется Око в мифе об Осирисе – Сет – Горе. Оставаясь символом верховной власти, око Уаджет (“зеленое”) приобретает магические свойства, дающие возможность воскрешения мертвых… Око изготавливали как амулеты, которые клали умершим, чтобы обеспечить им воскресение после смерти.
В более поздних мифах образ… Ока связывали с Луной, с цикличностью ее изменений. Луна убывает, когда Сет рубит вырванное око Гора, и растет, когда бог Тот сращивает куски разрубленного ока. Изображения частей разрубленного ока использовали для письменного обозначения четных дробей.
Аментет – богиня Запада, встречавшая умерших во вратах царства мертвых. Отождествлялась с Хатхор.
Анубис – в наиболее древних верованиях он считался богом царства мертвых, и культ его был чрезвычайно распространен. Постепенно функции главного божества подземного мира перешли к Осирису, и Анубис стал божеством некрополей, погребальных церемоний, покровителем процесса мумифицирования. Анубиса могли изображать в виде шакала или вместе с шакалом.
Ануке – одна из многочисленных египетских богинь плодородия и богиня порогов Нила. Дочь либо сестра богини Сатис.
Астарста – Анат – иногда имена употреблялись для обозначения одной и той же богини, а иногда – для двух разных. Астарта (Иштра) – Анат проникла в Египет в период Гиксосского владычества (XVI-XVII вв. до н.э.). Богиня войны, а особенно – боевых колесниц, в этой роли отождествлялась дочерью Ра или его Оком. В ипостаси Анат – богиня охоты.
Банебдженет – один из богов плодородия, изображавшийся в виде козла или барана.
Бастет – первоначально почиталась как дочь или жена Ра, помогавшая ему в схватках с Апопом. Позже стала олицетворять аспект Ра, связанный с плодородием земли, и в такой трактовке отождествлялась с Исидой. Изображалась в виде кошки или женщины с кошачей головой.
Бата – брат Анубиса, один из древнейших богов, почитавшийся в образе быка.
Ваал (Баал) – в период владычества Гиксоссов почитался как бог плодородия. Придя из Междуречья, он утратил присущую ему на исторической родине функцию бога-громовержца и божества дождя…
Гарпократ – новорожденное солнечное божество, сын фараона, готовящийся принять у отца престол, олицетворяющий восходящее солнце. Изображался в виде младенца, сосущего свой палец.
Геб – в процессе эволюции верований Геб вначале олицетворял землю и плодородие, затем стал воплощением мира подземного, являясь одновременно отцом и защитником Осириса. В рамках Гелиопольской космогонии бог земли, входящий в великую девятку.
интересно провести параллель между эволюцией ипостасей богов с реальным изменением их положением во власти и их смертью (переходом в подземный мир)…
Джесертеп – один из гигантских змеев, являющихся врагами Ра-Солнца, символ зла, как и змей Индиф.
Исида. На протяжении всей истории Древнего Египта Исида изображалась в головном уборе из рогов небесной коровы и солнечного диска, так что ее связь с небом следует считать непрерывной. Позже она известна как супруга Осириса, покровительница умерших. Столь широкий диапазон деятельности придал ей огромную популярность. И далее она почиталась как богиня домашнего очага, любви, материнства, магии, плодородия. Ее отождествляли как мать Гора с царицей-матерью, как звезду Сириус – слезу Исиды по убитому Осирису – с Сатис, а позже – с Бастет.
Маат… В некоторых текстах Маат употребляется как абстрактное понятие естественного миропорядка и правды как этической нормы. В то же время существуют упоминания и о персонифицированной Маат, почитаемой как око и дочь Ра или Тота.
Мафдет. В начале Древнего Царства – солнечная богиня. Затем она упоминается наряду с Ра, а позже, вытесненная его культом, Мафдет становится богиней возмездия, сестрой Сешет.
Мерит-Сегер – богиня, связанная с древними представлениями о змеях, об их связи с царством мертвых. Ее изображали в виде змеи или львицы со змеиной головой.
Мерт – богиня-покровительница торжествующих ритуальных гимнов и музыки вообще. Изображалась в виде танцующей женщины.
Мехента. Образ этого божества связан с представлениями о связи змей с царством мертвых. Мехента входит в состав свиты Ра, путешествующего по подземному миру.
Интересна мысль о связи змей с миром мертвых !!! Можно поразвивать…
Мехить – богиня-львица.
Месхенет – богиня деторождения, от нее зависит предсказание доброй судьбы при рождении ребенка, во многом уже в этот момент она предрешала его судьбу в жизни земной и загробной.
Мин – поначалу, в рамках фиванской космогонии, выполнял ту же роль, что бог Амон. Позже стал считаться одним из богов плодородия, а также покровителем тех, кто отправлялся с караванами к Красному морю. Его священное животное – белый Бык.
Монт – богиня фиванской космогонии, почитавшаяся первоначально как богиня неба, позже вошедшая в состав фиванской триады великих богов.
Нейт – в додинастическую эпоху почиталась, вероятно, как богиня неба и нередко изображалась в виде небесной коровы. Позже – богиня войны и охоты, покровительница супруг фараона. Впоследствии приобрела функции богини плодородия, покровительницы ткачества. Согласно одному из мифов, Нейт родила Себека, и потому ее часто изображали кормящей грудью крокодила.
Непри – бог, которого в ходе путешествия по подземному царству встречает Ра. Он в загробном мире занимается кормлением умерших. Одно из божеств плодородия в Египте. Позже в паре с ним выступает его супруга, выполняющая те же функции, – богиня Непит.
Нефертум – бог, имя которого связано с лотосом, и согласно одному из вариантов космогонии из лотоса-нефертума родился Ра.
Нефтида – согласно “Текстам пирамид” сопровождает Ра в его плавании по подземному царству. Видимо, поэтому ее изображали на саркофагах с распростертыми крыльями как защитницу умерших. Иногда считалась покровительницей домашнего очага.
Нехебет – иногда отождствлялась с Мут как богиня-мать, матерь всех богов. Изображаемая в паре с Уаджеть символизирует объединение Верхнего и Нижнего Египта в единое государство.
Нехебкау – один из стражей входа в подземное царство, спутник Ра в подземном царстве, а также божество плодородия.
Птах – в додинастический период мемфисское божество земли и плодородия. В дальнейшем Птах отождествлялся со множеством богов.
Точнее, наверное, множество богов отождествлялось с Птахом (подстраивалось под него)…
Ренетут – первоначально – одна из богинь плодородия и урожая, позже принимающая многие черты Шаи, становящаясяс богиней судьбы. С середины Нового Царства ее стали связывать с загробным культом, введя в состав загробного суда. Сатис – одна из богинь подземного царства. В эпоху Нового Царства приобрела черты богини – защитницы южных границ Египта, а позже – богиня охоты. Себек – бог воды, обеспечивающий разливы Нила, и, следовательно, плодородие. Культ его расцвел в эпоху завершения постройки ирригационной системы, кишевшей крокодилами, священными животными Себека. В одном из вариантов мифа об Осирисе крокодил Себек собирает разрубленное на части Гором тело Сета. Иногда Себек выступает как враг Ра в подземном царстве. Позже появляется женская параллель Себека – богиня Себектед.
Селкет – эта богиня помогает лечиться злому змею Апопу после его еженощных битв с Ра и его свитой. Изображалась в виде женщины со скорпионом на голове или в виде сфинкса без скорпиона.
Сепа – один из богов плодородия и разлива Нила, изображавшийся в виде ядовитой сороконожки – священного насекомого Атума. Иногда – помощник Ра в его битвах с Апопом.
Сешет – первоначально богиня знаний, покровительница строителей, позже почиталась как жена Тота.
Сиа – олицетворение разума, мудрости, познания; абстрактное божество.
Сотис – божество начала нового года и разливов Нила, персонификация звезды Сириус. В загробном мире является одной из покровительниц умерших. Иногда отождествлялась с Исидой.
Сехмет – богиня мемфисской триады, считавшаяся покровительницей фараонов, сопровождавшая их в военных походах, помогавшая сражаться с врагами. Позже стала отождествляться с другими богинями-львицами, иногда упоминалась как защитница Ра, считалась покровительницей медицины и врачей.
Таурт – богиня плодородия и деторождения. Ее имя связывали и с загробным культом; с момента рождения человека и до его прибытия в царство мертвых осуществляла покровительственные функции.
Тефнут – одна из богинь великой девятки, божество влаги. С возвышением культа Ра стала отождествляться с другими богинями-львицами, а иногда с Маат.
Хапи – в древности, вероятно, персонификация Нила. Позже Хапи стал распоряжаться разливами, выполняя функции бога плодородия, отождествлялась с Себеком.
Хат – Исида, воплощенная в облике самки коршуна.
Хатхор – в древнейших верованиях – небесная корова, родившая солнце и остальных богов. Позже ее стали считать богиней Запада, принимающей в руки вечернее солнце, уходящее в загробный мир. В эпоху возвышения культа Ра стала считаться его дочерью и Оком, отождествлялась с иными богинями-львицами. Затем Хатхор взяла на себя функции богини любви, веселья и музыки, продолжая, тем не менее, на протяжении всей истории культа отождествлялась с ролью матери богов – Нут. Отождествлялась они и с Исидой, в роли няньки Гора и кормилицы его земного воплощения – фараона, идентифицируясь с супругой фараона.
Хекет – богиня воды, плодородия, покровительница рожениц и новорожденных. Как и иные божества, выступающие в этой роли, одновременно была связана и с загробным царством, способствуя воскресению умершего.
Херишеф – на протяжении истории его роль менялась от бога-творца и отца богов до покровителя рыболовства и охоты на водоплавающую дичь.
Хнум – бог плодородия и урожая, хранитель истоков Нила, распоряжающийся наводнениями. Считался также покровителем рожениц, а потому владел судьбой человека.
Шаи – первоначальное божество доброй судьбы, удачи и богатства, покровитель и хранитель человека. Позже его стали связывать с загробным миром. Первоначально изображался в виде змеи и человека, а позже – и в виде козла.
Шеду – бог, защищающий от укусов скорпионов и змей, изображавшийся в виде мальчика, вооруженного луком и стрелами с поверженным скорпионом у ног.
Добавить комментарий