Тиштрия – божество, звезда, отождествляемая с Сириусом. Функции Тиштрии – управление дождем и иными водами… Спутником Тиштрии является Сатаваэса, идентифицируемый с Альдебараном либо Антарисом, – божество, непосредственно распределяющее дожди.

Аши – богине счастья и благой судьбы посвящается “Яшт” 17. Полагают, что описание счастливой жизни мужчин, должным образом почитающих Аши, содержащееся в данном “Яште”, стало основой мусульманского рая с его гуриями. Отцом Аши в гимне объявляется Азурмазда, а матерью – Спента Армайти – Святое Благочестие.

Вайю. Существующее в одном из современных изданий определение этого бога как бога ветра, посредника между небом и землей, между добром и злом, покровителя воинов, имеющего особую связь со временем и сторонами света, выглядит несколько упрощенно. В посвященном ему “Яште” 15 говорится, что Вайю поклонялся сам Азурмазде – этой чести удостоились лишь Митра, Анахита и Тиштрия. Далее следует перечисление мифических героев, приносивших жертвы Вайю, и долгий перечень имен и эпитетов, с которыми следует к нему обращаться.

Похоже, функция Вайю двойственна – у него есть, так сказать, хорошая и плохая стороны. В пехлевийских священных текстах благой Вайю проводит души правоверных умерших зороастрийцев через мост Чинват на место вечного упокоения. Его двойник, злой Вайю, отождествляемый с демоном смерти, напротив, причиняет душам вред. В тех же пехлевийских текстах проводится попытка синтеза двух Вайю и двух ипостасей одного бога: он становится олицетворением пространства промежуточного, находящегося между верхним царством света и нижним царством тьмы. Именно в этом пространстве происходят столкновения зла и добра, света и тьмы.

Хаома (Хаума), в дословном переводе это слово означает “выжимать”. Иногда слово “хаома” означает особый божественный напиток, иногда – растение, из которого этот напиток приготовляется, а иногда оно является именем божества. Эти и иные характеристики Хаомы позволяют идентифицировать ее с ведической сомой. Существуют различные мнения относительно того, из какого именно растения приготовлялся у индоевропейских народов этот божественный галлюциногенный напиток, дарующий не опьянение, а возбуждение и, более того, дарящий даже простым смертным качества, присущие лишь богам. К числу исходных компонентов причисляют эфедру, белену, иные близкие к ней растения, содержащие атропин, а также мухоморы – носители мощных галлюциногенов. Впрочем, из контекста некоторых индоевропейских мифов следует, что сомой-хаомой является попросту брага.

Так или иначе, известно, что сотворение различных богов и великих героев иранской мифологии, в том числе и Заратуштры, зачастую происходило при участии Хаомы. В большинстве “Яштов” среди указаний, каким именно образом следует чтить конкретное божество, практически везде встречается требование приносить ему жертвы в виде хаомы.

Хаоме приписываются способности сохранять здоровье, продлевать жизнь и даже давать бессмертие. Часто хаому разбавляют молоком. Именно так был выкормлен Заратуштра.

Приготовлять божественный напиток следовало только в определенное время – от рассвета до полудня, – время суток, за которым наблюдал один из Рату – страж.

м.б. тут есть связь с ориентацией объектов по сторонам света !?. – это могло бы быть сильно… Т.е. приносится в жертву, определенным образом насыщенный энергией напиток…

Еще одно весьма сложное понятие древнеиранской мифологии – Хварна, соответствующее Фарна периоду ахменидов, а также слову Фарр – “блеск, великолепие” в современном персидском языке. Хварну посвящен “Яшт” 19, начинающийся воспеванием божества земли ЗАМ и описанием происхождений гор, названия которых по большей части остаются невыясненными. Сообщается, что всего на свете существует 2244 горы. Далее в гимне восхваляется Хварна – “самое славное, превосходящее, наилюбезное, наиразящее, наиловчайшее, неуловимое, высшее средь созданий”.

…из современных понятий этого слова ближе всего находится понятие “харизмы”, как некоей сакральной сущности, обладание которой дает удачу, могущество, способность овладевать умами огромных масс людей и управлять этими людьми.

В соответствии с “Яштом” 18, обладателями хварно были Азурмазда и его шесть бессмертных: Йима, царь династии Пардата; затем хранителем хварно, находящегося в озере Варукаша, за неимением достойных владельцев, стал Апам-Напат – дух вод, – возможно, иносказательное обозначение индоиранского божества волны; а потом – цари династии Кави – Кейяниды “Шах-Наме”. Последние из смертных, обладавшие этим даром, – пророк Заратуштра и его покровитель царь Виштаспа.

Зерва (Зурван) – бог времени и судьбы, высший бог зерванизма, персонификация бесконечности времени. Происхождение зерванизма весьма спорно, как и вопрос о том, насколько распространен был этот культ. Скомпилированный из ряда отдельных источников (в том числе и неиранского происхождения) текст сообщает, что некогда не существовало ни неба, ни земли, ни живых существ, а был лишь один Зурван. На протяжении тысячи лет он совершал жертвоприношения для того, чтобы создать небо и землю и все остальное, населяющее их. Наконец в его чреве зародились Ормазд и Ахриман. Ахриман, воспользовавшись простодушием брата-близнеца, явился к Зурвану, представившись первенцем; однако Зурван, сначала поддавшись на обман, вскоре восстановил справедливость и на первые 9000 лет согласился с двоецарствованием добра и зла с тем, чтобы по истечении этого срока единоличная власть перешла к Ормазду.

Кроме загадочного божества Вайю, существует более простое божество ветра, приносящего тучи, – Вата. Огнем же ведает Атарш, воплощение истины, сын Азурмазды. Он тесно связан с одним из членов Амеша Спенты… Это шесть эманаций и помощников Азурмазды, созданные им в самом начале творения при помощи Спента Ма Майнья – духа святого, осуществляющего, согласно Заратуштре, свободу выбора между добром и злом. Именуются они Вохумане – “благая мысль”, Аша Вахишта (Арта) – “истина”, Спента Армайти (Армати) – “святое благочестие”, Хштра Вайрья (Хшатра) – “власть желанная”, Хаурватат – “целостность” и Амертат (Амртата) – “бессмертие”. Эти шесть помощников покровительствуют скоту, огню, земле, небу, воде и растениям. Известен миф о семи явлениях Амешта Спенты Заратуштре в различных географических пунктах Западного Ирана, которые явились началом зороастрийской веры на земле.

Злые силы в учении Заратуштры воплощают дэвы – демоны. В “Гатах” дэвы и те, кто им поклоняется, именуются порождением злой мысли, и почти во всех “Яштах” неоднократно указывается, что данный бог никогда не окажет своего покровительства тому, кто общается с дэвами. Как правило, индивидуальные свойства этих существ выражены не слишком отчетливо, хотя отдельные представители царства тьмы рассматриваются в “Авесте” более подробно. К ним относится… трехглавый дракон Дахаку. Этот дракон – соперник бога огня Атара. В борьбе за Хварну, символ царского суверенитета, его победил Трайтаона. Однако победа Трайтаона не окончательна. Ему удалось заковать дракона в цепи и повесить его в пещере горы Дамавенд. Когда будет близиться конец света, Дахаку сбросит с себя путы, вырвется на волю и воцарится на земле. Окончательная победа над ним суждена Керсаспу, от руки которого падет Дахаку.

Достаточно подробно описывается дэв Акван, у которого голова, как у слона, длинные черные волосы, огромные зубы, белые глаза и черные губы. Он страшен так, что на него невозможно смотреть, не впадая в панику; отличительный признак дэва Сервара – это то, что он рогатый змей…

Однако о большинстве дэвов мы можем судить только по тем порокам, которые они воплощают. Так, например, дэв Айшма – это воплощение буйства и разнузданности; Бушйаста – имя демона женского рода, долгорукого чудовища; воплощающего собой лень, удерживающего людей в постели, не дающую им творить благие дела (напомним, что хаому следовало приготовлять с утра).

Араска – дэв зависти, появившийся среди людей после окончания “золотого века”. Друг (Дружд) – весьма важный и неоднократно упоминавшийся дэв, имя которого означает “ложь”. Именно он искушал Заратуштру. Ака Мана – дэв злонамеренности.

Сведения относительно участи душ умерших в “Авесте” несколько противоречивы. Можно указать не менее двух, а то и четырех мест локализации рая.

мысль не по теме – современный обычай у мусульман хоронить сразу же умерших (до прошествия трех суток) обусловлен стремлением закрыть доступ к постижению знаний о посмертном существовании – исключается возможность “воскрешения”, т.е. возвращения к жизни после длительного пребывания на том свете…

Загробная судьба умершего решается в соответствии с принципами учения Заратуштры: человек сам является творцом своей судьбы и несет за нее ответственность. …душа умершего после смерти следует к месту Чинват, достигая его на четвертые сутки после смерти. У моста его встречают Митра, Сраоша и Рашну, причем последний производит справедливое взвешивание мыслей, слов и поступков человека. Добрые дела его принимают облик юной прекрасной девушки, если же человек при жизни творил дурные поступки, то его встречает девушка, “которая совсем не похожа на юную девушку”, и такая душа, пройдя сквозь три круга злых мыслей, слов и деяний, попадает наконец к Ахриманья и его злым дэвам, которые окунают ее в кипящий металл.

Если неправедного человека встречает мост шириной с лезвие ножа, то для праведника открывается дорога “шириной в девять копий или двадцать девять стрел”. Такая душа, пройдя небеса благих мыслей, благих слов и благих деяний, с четвертым шагом достигает “бесконечного света” и навсегда поселяется с божествами, блаженствуя во веки веков. Термин “во веки веков” не равняется вечности. В будущем предстоит окончательное чудесное преображение мира, который с тех пор станет вечным, идеальным, неизменным.

Авестийский Фрашекрти (пехлевийский Фрашкарт) – суд последний и некоторым образом Страшный, отличающийся от суда над душами умерших. Его результатом будет окончательное поражение и гибель ахриманьи со всеми его злыми силами, а затем воскрешение мертвых. Воскрешение произведут Саошьянты, три сына Заратуштры, которые после его смерти должны появляться с интервалом в тысячу лет. После соединения тел умерших с душами и грешники и праведники подвергнутся испытанию расплавленным свинцом, причем праведникам этот металл покажется парным молоком. Наконец, Спасители обеспечат бессмертие воскрешенных, угостив их напитком бессмертия – белой хаомой, после чего весь сущий мир станет бессмертным.

…Заратуштра – единственный пророк, в полной мере воздавший должное собаке, являющейся другом человека с незапамятных времен. Заратуштра говорил о греховности дурного обращения с животными вообще, призывал заботиться о них и беречь, в особенности от злых людей, истребляющих живых существ, однако собака занимает в его учении особое место. Она называется самым бескорыстным другом человека, поскольку сторожит его добро, от которого ей ничего не достается.

можно поискать параллели с воззрениями американских индейцев…

Заратуштра дает прямые указания того, как следует обходиться с собакой, и подчеркивает, что делает это по прямому указанию Азурмазды.

…пророк …полагал, что собака в возрасте четырех месяцев становится союзником человека в борьбе со злом, ибо уже в этом возрасте способна отгонять своим взглядом демона. В борьбе против одного из самых злых демонов – демона лени Бушйасты огромную роль играет петух – живой будильник…

Для непосвященного учение Заратуштры и культ огня практически синонимы. Действительно, на всей территории Древнего Ирана археологи обнаруживают остатки многочисленных храмов и алтарей огня, а в последние десятилетия факт существования культа огня подтверждается и данными нумизматики. В то же время письменные источники, касающиеся культа огня, по меньшей мере спорны. В самой “Авесте” нет терминов, обозначающих храмы и алтари огня, а разные ее разделы трактуют тему огня по-разному. В “Гатах” огню посвящена целая глава (34), и там он является символом истины, орудием окончательного отделения Добра от Зла. При этом отсутствует его персонификация, не указывается его статус в небесной иерархии.

В другом месте – в “Ясне семи глав” – он именуется телом Азурмазды и, таким образом, отождествляется с главой пантеона богов, но при этом само верховное божество попадает в разряд природных стихий, что противоречит учению пророка Заратуштры. Есть в “Авесте” и упоминание огня как сына Азурмазды…

Здесь, похоже, имеет место путаница в терминологии – все свалено в кучу: и огонь, и плазма, и дух…

Если верховный бог имеет духовную, “легкую” сущность, сравнимую с огнем, то это вовсе не значит, что он тождественен природной стихии !!!

очень похоже на то, что Заратуштра лишь вынужден был синкретически вписывать более древний культ огнепоклонников в свое учение…

Внешние источники, ссылающиеся на “Авесту” (напомним, что значительная часть первоначальных текстов утеряна) – от древнегреческих до мусульманских, – сообщают о некоем четвертом варианте культа огня, где он связан с такими персонажами, как Митра, Анахита, Вртрагна…

Данный парадокс вылился в ожесточенную борьбу теорий и гипотез иранистов – за исключением археологов, которые на основе своих находок полагают, что никакого размежевания культов огня не было, доказательством чего служат материальные памятники, разбросанные на расстоянии тысяч километров и разделяемые во времени тысячью лет.

Связь ряда мотивов древней мифологии Греции и критскими верованиями (истории о Зевсе, Европе и Миносе, Тезей и Минотавр, Дедал и Икар…) несомненна.

Космогония и теогония [Греции] (в основном по Гесиоду): вначале был хаос, из которого произошла богиня земли Гея. В необъятных глубинах земли возник Тартар – мрачная бездна. Из хаоса возникли Эрос – любовь, Эреб – мрак, Нюкта – ночь; позже появились Эфир – свет и Гемера – день. Земля породила Небо-Урана, став одновременно и его супругой. От этого брака произошло шесть титанов, в свою очередь породивших воды земли, солнце – Гелиоса, Зарю – Эос, Луну – Селену, а также ветры. Землею же были порождены гигантские циклопы и многоглавые сторукие великаны.

Уран заключил своих детей-великанов в недра их матери-земли, которую давило это тяжкое бремя. По призыву Геи младший из титанов – Хронос – сумел ниспровергнуть своего отца и занять его место. Богиней Нюктой были порождены в этот период ужасные божества: Танат – смерть, Гипнос – тяжкий сон, Эрида – раздор, Апата – обман, Кера – уничтожение, Немезида – богиня отмщения.

…никаких сведений о культе Урана и Хроноса не имеется. Предполагается, что эти два поколения богов были созданы постфактум – для того, чтобы придать верховному богу Зевсу солидную – по образцу ближневосточных мифологий – биографию.

Хронос, желая обезопасить себя от судьбы, аналогичной судьбе своего отца, стал проглатывать детей жены своей Геи, успев поглотить пятерых: богиню очага – Гестию (римская Веста), богиню плодородия Деметру (римская Церера), Геру (римскую Юнону), Аида (римского Гадеса) и Посейдона (римского Нептуна).

Рея, дочь Урана и Геи, отправилась по совету своих родителей на Крит и там в глубокой пещере родила сына – Зевса. Спрятав его на острове, она отправилась к Хроносу, подсунув ему вместо младенца камень, завернутый в пеленки. Зевс (римский Юпитер) вырос, возмужал, узнал о судьбе своих братьев и сестер и, восстав против отца, заставил его изрыгнуть проглоченных им детей. Эти дети во главе с Зевсом начали борьбу с Хроносом.

мощнейшее пересечение римской и греческой мифологий дает все основания полагать, что Рим лишь перенял божественную мифологию Греции, добавив незначительные изменения… Но зачем ему это было нужно ??? Со всей этой толпой богов с их разборками, которые еще надо запоминать и выучивать, а еще им и поклоняться… Должен был быть какой-то мощный стимул !!!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: