Согласно представления ацтеков, Вселенная была создана Тескатлипокой и Кетцалькоатлем из мифического чудовища Тлальтекутли, разодранного ими на две части – небо и землю.Этот мир прошел через четыре периода развития.
Во время первого периода верховным божеством в образе бога солнца был Тескатлипока. И период этот назывался “четыре ягуар”. Закончился он тем, что ягуары истребили племя гигантов, которые в те времена населяли землю.
Вторым солнцем стал Кетцалькоатль, и эра эта, называвшаяся “четыре ветер”, завершилась приходом ураганов и превращением людей в обезьян.
Третьим солнцем был Тлалок, и эра эта, называвшаяся”четыре дождь”, завершилась всемирным пожаром.
Четвертым солнцем стала богиня Чальчиутликуе, и эта эра завершилась потопом, а люди превратились в рыб.
Современная эпоха считается пятой, она называется “четыре движение” или “четыре землетрясение”. Правит ею бог солнца Тонатиу, и завершится она страшными катаклизмами.
Критическим моментом существования каждой системы являются особые даты, повторяющиеся каждые пятьдесят два года. Окончание каждого такого цикла и начало нового сопровождалось у ацтеков особо значительными обрядами, поскольку именно в такие моменты боги решали, продлить существование Вселенной на новый период или позволить ей быть уничтоженной.
Подземный мир Миктлан делился на девять преисподних. Умерший должен был пройти между двумя грозящими раздавить его горами. Пересечь восемь пустынь. Подняться на восемь гор и вынести морозный ветер, метавший в него камни и лезвия. Последнее препятствие -широкую реку умерший пересекал на спине маленькой собаки и, добравшись до правителя подземного царства Миктлантекутли, получал место на одном из девяти уровней подземного мира.
Кетцалькоатль. Это божество играло значительную роль в пантеоне богов большинства племен Мезоамерики. Его имя иногда переводят как “змея, покрытая зелеными перьями” или “драгоценный близнец”.
про близнеца – очень интересно…
…разные племена создали многозначную, космических масштабов мифологическую фигуру, связанную одновременно с водой, землей и небом, в соответствии с разными источниками. Кетцалькоатль значится как бог ветра, бог солнца, посланник других богов, бог, очищающий дороги, первооткрыватель кукурузы, бог планеты Венера, то есть он воплощает едва ли не все существующие силы природы.
Впервые в мифологии Кетцалькоатль появляется в качестве одного из Техкатлипоки (“курящиеся зеркала”) – четырех сыновей верховного дуального бога. В этом варианте мифологии один из братьев, пожелав главенствовать, превратил себя в солнце и ради собственных надобностей населил землю первыми людьми, сотворенными из пепла. Именно Кетцалькоатль вмешался, чтобы разрешить это первое солнце и учинить потоп, погубив всех людей, не отвечавших требованиям остальных братьев-богов.
В соответствии с этим вариантом сотворения мира Кетцалькоатль (в данном случае он действовал в одном из своих воплощений, называясь Эекатль, то есть “воздух”) участвовал в создании второго поколения людей. Он спустился в подземный мир и попросил у бога Миктлантекутли “пепел мертвых, “чтобы сделать других людей, бог подземного мира дал только одну кость величиной в один локоть и немного пепла; и как только он дал ему кость, в этом сильно раскаялся, так как это была вещь, которую он хотел больше всего, чем все, что имел, и поэтому преследовал Эекатля для того, чтобы забрать у него кость. Но когда Эекатль убегал, кость упала на землю и разбилась, почему человечек и вышел маленьким… Итак он принес остаток костей и пепла и… позвал всех других богов для создания первого человека. Они совершили жертвоприношение кровью и таким образом начали первый день творения человека… и на четвертый день были сделаны мужчина и женщина, но они не были сразу большими, во всяком случае, не в натуральную величину” (“История Мексики” А.Теве).
куча пересечений с другими мифологиями…
Кетцалькоатль, в соответствии с большинством источников, принес людям и кукурузу.
В соответствии с одним из мифов, пятое солнце – то, при котором живем мы, было создано при активном участии Кетцалькоатля. Этот миф связан с обычаем огненного жертвоприношения: Кетцалькоатль хотел, чтобы его сын стал солнцем, а бог дождя Тлалок пожелал сделать своего сына луной. Совершив необходимые магические действия, боги разожгли огромный костер, в который Кетцалькоатль бросил своего сына. Из пламени и вышло то солнце, что и поныне освещает землю. Послетого как огонь угас, Тлалок бросил в пепел своего сына, так появилась луна, которая потому менее яркая, чем солнце. До появления светил в эту эпоху люди (созданные раньше) жили во мраке.
…мифы (имеющиеся во множестве вариантов) описывают Кетцалькоатля как одного из богов-творцов, но существует не меньше мифов, где он выступает в иной роли – той, что принято называть “культурным героем”. В этойтрактовке его отцом считается Мишкоатль (“облачныйзмей”), а матерью – Нимальмат или Шочикецаль.
…имя Кетцалькоатля носили выдающиеся жрецы мексиканских племен в разные времена, так что оно стало собирательным, и различить,где заканчивается правда и начинается вымысел о герое с этим именем не всегда представляется возможным.
это вообще традиция в Америке – брать имя богов…
Кетцалькоатль -“культурный герой”, давший людям злаки, науку, медицину, наставления в области морали и этики, – фигура столь противоречивая, что вплоть до нашего времени существуют теории, в соответствии с которыми он был реальным историческим лицом, прибывшим: из Атлантиды, из Палестины, из кельтских стран, что он был апостолом Фомой, который решил нести слово Христово в другое полушарие… Если делать привязку по введению в культуру кукурузы, то окажется, что он мог прибыть из Атлантиды, поскольку методы датировки по углероду-14 показывают: эта культура выращивалась на территории Мезоамерики по меньшей мере уже девять тысяч лет назад.
В тольтекских сказаниях… правитель или жрец Кетцалькоатль ввел покаянные обряды и отменил жестокие кровавые жертвоприношения. Он обучил свих подопечных различным видам искусства, ремеслам, создал календарь и попытался ввести монотеизм.
а вот здесь внимание !!! монотеизм в других регионах пытались ввести в I-IIтысячелетии до н.э.
Чрезвычайно интересны, например, календари, а точнее -календарные системы древних майя и ацтеков. Достаточно заметить, что астрономический (в отличие от ритуального) календарь майя определял длину истинного астрономического года с точностью, превосходящей современный григорианский календарь (в третьем знаке за запятой). Попытки объяснить существование столь точного календаря нуждами сельского хозяйства кажутся совершенно неубедительными: все народы, которые могут прокормить себя, пашут и сеют не по астрономическому календарю, а попросту говоря – “по погоде”.
Точность- вежливость жрецов, которым следует вовремя являться на свидание с богами, однако ритуальный календарь с годом в двести сорок дней гораздо менее точнее астрономического. Обе календарные системы взаимосвязаны, и совпадения в них определенных моментов, таких как, например, начало года, было в соответствии с представлениями древних индейцев связано с важнейшими моментами истории – такими, как гибель государств и даже завершение очередного цикла Вселенной.
такая функция жрецов почти однозначно указывает на важность определенного астрономического положения Земли, солнца и…еще какого-то объекта, непосредственно связанного с богами !!! Это определяет эффективность (т.е. к.п.д.) жертвоприношений и церемоний !!!
Горячим сторонникам теории о происхождении всех мифов из некоего единого праисточника удается усмотреть общие генетические корни мифов индейцев Мексики и народов Старого Света, однако при этом трудно объяснить такие разительные расхождения в развитии материальной культуры двух полушарий. Как отсутствие в Западном полушарии в доколумбову эпоху колеса, системы весов и некоторых иных изобретений, являющихся основополагающими в материальной культуре Восточного полушария нашей планеты.
просто все эти “расхождения” есть следствие очень ранней общности корней (до указанных открытий)… хотя вряд ли… на ряд “открытий” вполне мог в некий момент последовать запрет очередных богов…
Добавить комментарий