Шумерский “Царский список” был скомпилирован непозднее конца III тысячелетия до н.э., в эпоху правления так называемой третьей династии Ура, а может быть, и несколько раньше. Составляя известный вариант “Списка”, переписчики, несомненно, пользовались династическими списками, которые на протяжении столетий велись в отдельных городах-государствах. Не исключено, что имевшиеся в их распоряжении списки иногда также представляли собой компиляции, т.е. в них перечислялись правители не только данного города, но и зависимых городов или таких, от которых он сам зависел. Вполне вероятно, что шумерские переписчики-компиляторы, создавшие версию, дошедшую до наших дней, сами не все понимали в трудах своих предшественников – в династических списках или в существовавших уже, по-видимому, промежуточных компиляциях – прототипах “Царского списка”. Работа писцов, составителей известного нам “Списка”, носила в значительной степени механический характер: в тексте встречаются обороты, вышедшие из употребления несколько поколений назад, некоторые знаки содержат ошибки – то ли оригинал был испорчен, то ли писец не сумел разобрать смысла. По всей видимости, имело значение и то обстоятельство, откуда родом был писец и для какого правителя он составлял свой труд. Иначе как объяснить тот факт, что та или иная из перечисляемых династий вдруг оказывалась более древней, чем другие, которые на самом деле были древнее ее?

Любопытно, что не только до потопа цари жили и царствовали неправдоподобно долго. Представители первых династий после потопа тоже правили по несколько тысяч лет и уж никак не меньше столетий. Может быть, таким образом подчеркивалась принадлежность этих сказочно-легендарных правителей к богам? Надо сказать, что к большинству из них действительно относились как к бога мили полубогам.

“Царский список” сообщает, что после потопа царство было в Кише и что в течение 24.510 лет здесь правили 23 царя. После этого “Киш был поражен оружием; его царство в Эанну было перенесено”. Эанна… – это название храма в Уруке. Значит, речь идет об этом городе. Здесь последовательно в течение 2310 лет царствовали 12 царей. Когда Урук “был поражен оружием”, царство переместилось в Ур, где династия из четырех царей правила в течение 177 лет. Затем власть переходит к Авану, городу в стране Элам, где три царя находились у власти 356 лет. После этого на исторической арене вновь появляется Киш, где вторая династия из восьми царей властвовала 3195 лет. Следующей столицей царства был Хамази (город, по-видимому расположенный в горах, недалеко от Киркука, который упоминается также и в других текстах, но скорее всего не сыгравший, за исключением этого единственного случая, никакой роли), где один (?) царь занимал трон 360 (?) лет. После того как Хамази “был поражен оружием”, царство было перенесено в Урук (вторая династия – один (?) царь – 60 (?) лет), затем в Ур (вторая династия – четыре царя – 116 лет), затем в Адаб (один царь – 90 лет), и, наконец, столица оказалась в Мари (речь идет о соседнем с Шумером государстве), где шесть царей правили в течение 136 лет. Затем столицей царства снова становится Киш, где третья династия представлена царицей, правившей 100 лет, затем Акшак (шесть царей -99 лет), снова Киш (четвертая династия – семь царей – 491 год) и в третий раз Урук, где единственным и последним правителем перед завоеванием Шумера Аккадом в течение 25 лет был Лугальзагеси.

Если сложить годы правления всех царей, перечисленных в “Списке”, получится ошеломляющая цифра – 30.000 лет. Это полностью подтверждает мнение ученых о том, что компиляторы механически перечисляли одну за другой одновременно царствовавшие династии, в каждом из династических списков, которыми они пользовались, древнейшим царям, как реальным, так и вымышленным, легендарным, приписывался сверхъестественный возраст, тогда как время правления более поздних, чье существование, с точки зрения переписчика, было “исторически доказано”, указывалось нормальное, соответствующее действительности.

надо учитывать, что древние шумеры с уважением относились к наследию своих предков, чтобы настолько искажать данные древних текстов.

При чтении “Царского списка” прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что в нем подчеркивается важное значение Киша (заметим, что археологические материалы не дают для этого оснований).

А вот что говорится в “Царском списке” о предпоследнем правителе (первой династииКиша): “Энмебарагеси, тот, кто захватил в качестве трофея оружие страны Элам, стал царем и царствовал 900 лет…”

оружие играло какую-то особую роль?.. Ведь важен именно его захват, а не изготовление…

После Энмеркара и Лугальбанды (о последнем говорится, что он царствовал 1200 лет) к власти пришел “божественный Думузи”… Когда Думузи после 100 лет царствования был низвергнут своей божественной супругой Инанной в… Кур, “страну без возврата”, правителем Урука стал Гильгимеш – отец которого был демоном-лиллу – верховный жрец “Куллабы”, царствовавший 126 лет… Сын Гильгамеша царствовал уже только 30 лет. Время правления остальных шести представителей первой династии Урука тоже укладывается в нормальные временные рамки (от 6 до 36 лет).

Самое большое, что может найти историк в том или ином шумерском литературном произведении, – это намеки, которые весьма условно и со многими оговорками могут быть приняты во внимание при попытке воспроизвести историю этого народа, его государства, цивилизации… Чтобы не удивляться этому, нужно постараться проникнуть во многие стороны жизни шумеров и прежде всего понять до конца саму эпоху, когда жили “писатели” и ученые древнего Шумера. Мы должны. Насколько это возможно, узнать и постичь их философию и мировоззрение, их представления о вселенной и месте в ней человека, мы должны, как говорится, побывать в их шкуре и посмотреть на мир их глазами.

…Крамер признал, что основой мышления древних шумеров было убеждение, что известный им мир остается неизменным с момента его сотворения богами. Он писал: “Вряд ли кому-либо из шумерских мудрецов, даже самым прозорливым, приходило в голову, что некогда их страна была заболоченной пустынной равниной с редкими бедными поселениями и что Шумер стал таким, каким они его знали, лишь постепенно, в результате усилий многих поколений, в результате неустанного труда его обитателей, которые с удивительным упорством и мужеством добивались все новых достижений”.

но откуда-то такая точка зрения должна была взяться!!! Тем более, что шумеры знали о “заболоченной пустынной равнине”!..

“удивительное упорство и мужество” для тысячелетней работы не может взяться просто так, ниоткуда. Для него нужен мощнейший стимул!..

Шумеры оставили после себя огромное количество разного рода перечней и списков. Ученые располагают множеством табличек с бесконечными перечнями грамматических форм, с математическими задачами, решениями, графиками, табличками со сводами законов. Но все это лишь “списки”. Каких-либо обобщений, определений, формулировок вы не найдете. До сих пор не ясна цель, ради которой составлялись длинные списки названий растений, животных и минералов. Были ли это “учебные пособия” для шумерских учащихся? А может быть, что-то иное? Вот к какому выводу пришел Гордон Чайлд: “Шумерские перечни наименований – это не просто словники, с их помощью можно приобрести власть над теми предметами, которые в них названы. Чем длиннее список, тем большим числом предметов овладеет человек путем их изучения и использования. Возможно, именно это являлось причиной, побуждавшей шумеров составлять и бережно хранить перечни наименований различных предметов”.

Это отсутствие обобщений сбивает с толку исследователей… “Надо сразу сказать: в Шумере не было историографов в общепринятом смысле этого слова, – пишет Крамер. – Ни один из шумерских авторов не представлял себе историю так, как мы понимаем ее сегодня, т.е. как определенную последовательность событий, которые определяются общими закономерностями”.

Ключ к постижению этого своеобразия – по-видимому, система мышления шумеров. Их представление о мире не было гомоцентричным. По их понятиям, боги создали вселенную, сотворив людей лишь для того, чтобы избавить себя от необходимости заботиться о собственных нуждах. Все на земле принадлежит богам. Человек же – лишь их слуга и исполнитель распоряжений и приказов. При таком подходе отношение к человеку, к его действиям и опыту как к основному предмету размышлений было невозможно. Таким образом, в центре внимания шумерских мудрецов оказывался не человек, а окружающий его мир.

По мнению Финкельштейна, вряд ли когда-либо еще существовала цивилизация, подобная шумерской, с таким нагромождением информации при полном отсутствии каких-либо обобщений или выводов.

Что же касается истории, то шумеры скорее всего ощущали себя не творцами ее, а лишь исполнителями предначертаний богов, ответственными за их нерушимость и неприкосновенность. Правитель, захвативший землю своего соседа, ссылался на традицию, утверждая, что восстанавливает давний, учрежденный богами порядок.

Выдающийся голландский историк Иоган Хейзинга назвал историю интеллектуальной формой отчета человечества о своем прошлом. Шумеры понимали это по-своему… Их отчет заключался в легендах, в надписях, казалось бы не имеющих отношения к истории, в текстах предсказаний.

…период, характеризующийся высоким уровнем развития культуры, заканчивается, согласно общепринятой хронологии, около 2600 г. до н.э. Как подчеркивают исследователи, именно в это время в истории Шумера произошли важные события, оказавшие огромное влияние на развитие культуры. В вещественных памятниках этой эпохи обнаруживаются бесспорные и весьма существенные изменения по сравнению с предметами типа Джемдет-Наср. Некоторые ученые считают их свидетельством “примитивизации”, “регресса культуры”, “оскудения эстетических ценностей”.

В версии Ситчина данный переломный момент произошел позже…

В строительстве… вместо изящных, удобной формы кирпичей появляются большие, похожие на буханки хлеба плоско-выпуклые кирпичи… Храмы в этот период строятся уже без того архитектурного размаха, какой был характерен для периода культуры Джемдет-аср. Они более приземисты, закрыты, к главному жертвенному столу ведет только один вход, расположенный далеко от него. Резко меняются и особенности отделки сосудов, и характер рельефов на фресках и цилиндрах. Вместо полных жизни фигур мы видим лишь схематическое их изображение. Движения, экспрессии становится меньше. Искусство делается более абстрактным.

Среди правителей шумерских городов-государств, оставивших после себя надписи… есть и полулегендарные персонажи, историчность которых не подтверждена археологическими данными. Например: “Мари было поражено оружием, его царство было перенесено в Киш. В Кише Ку-Баба, корчмарка, та, которая укрепила основы Киша, стала “царем” и царствовала 100 лет…” Сам по себе этот факт необычайно интересен: во-первых, правителем стала женщина, а во-вторых, они никак не была связана с предшествующими династиями.

вообще-то ни одно из захоронений того периода не дает такого возраста!.. Что-то с переводом чисел и дат… Вряд ли с биологией…

…царские гробницы Ура дали возможность подробно ознакомиться с жизнью и обычаями шумеров. В мрачной усыпальнице Шуб-ад Вулли, потрясенный величием и красотой увиденного, обнаружил не только прах знатной дамы. На земле лежали останки ее придворных дам и одного мужчины, арфиста, до последних минут жизни державшего в руках свою арфу. В гробнице Шуб-ад были найдены останки 25 человек из ее свиты. В усыпальнице Абарги обнаружены останки 60 человек. Подобная картина наблюдалась и в других могилах… Ничто не говорило о насильственной смерти или принуждении по отношению к свите умершего.

Спор по этому поводу ведется по сей день. Наиболее правдоподобным представляется следующее утверждение: мы столкнулись с редким, не имеющим аналогий обычаем (подобные захоронения кроме Ура найдены только в Кише), восходящим к какой-то неизвестной нам традиции. Люди, которые шли на смерть за своим царственным повелителем, делали это добровольно. Желание умереть вместе со своим царем или жрецом могло возникнуть на основе господствовавших в то время представлений о загробном мире.

может быть, принадлежность царя к линии богов определяла столь экзотический способ. Если иначе, то почему так мало подобных захоронений?..

Вначале Вулли отнес эти погребения к середине IV тысячелетия до н.э. Однако позднее он существенно “омолодил” свою находку, и в настоящее время в науке принято считать, что царское кладбище Ура возникло в XXVII-XXVI вв. до н.э.

…Ур-Намму создает основы нового государства, укрепление и совершенствование которогостанет задачей его преемника… Перед сыном Ур-Намму Шульги, когда он вступил на трон (около 2093-2046), стояла более простая задача – укрепить государство и продолжить дело отца… Могущество Шульги было столь огромно, что он решил взять себе титул бога: в надписях перед его именем, как и перед именами древних шумерских богов, стоит знак – символ бога… В глазах шумеров и аккадцев он был равен богам. Он открыл пути во все страны, принес народу богатство и благосостояние. Энлиль, Инанна, весь огромный пантеон шумерских богов – далеко, Шульги же – рядом. И от этого создавалось ощущение уверенности в завтрашнем дне.

значит, он уже не боялся гнева богов. Следовательно, их уже не было…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: