Главная страница » Конспекты » Ю.В. Мизун, Ю.Г. Мизун “Тайны богов и религий” Часть 2

В Ведах боги многофункциональны (если можно так выразиться) – они одновременно отвечают за многие стихии. Ученые говорят, что ведические боги имеют синкретический характер (от греческого – соединение, объединение).

У индусов старшинство богов весьма своеобразное: верховным богом объявляется тот, к которому в данный момент обращаются. Тем не менее стабильно верховным богом считается бог Варуна (слово “вар” означает окружать, покрывать). Это судья и законохранитель, который установил весь миропорядок. Он разделил небо и землю и “обозревает мир тысячью глаз”. Варуна судит людей и насылает на них возмездие за грехи. Другим верховным богом является Митра, что означает друг, договор, согласие. Он выступает в паре с Варуной, только он олицетворяет солнце и день, тогда как Варуна в большей степени ночной бог. Бога неба Дьяуса называют отцом. Богиня земли Адити олицетворяет вечность и бесконечность. Детьми Адити являются Индра, Митра, Варуна и еще четыре бога.

Своеобразие древних богов выражает бог Сома. Он и дождь, и божественный напиток, который готовят из стеблей растения. Этот напиток в смеси с молоком возбуждал и опьянял. Слово “Сома” означает на санскрите “луна”.

Бог Вишну, который впоследствии считался одним из самых могущественных, в Ведах упоминается как рядовой бог, которых очень много.

В ведические времена храмов не строили – религиозные обряды (поклонение огню и жертвоприношения) совершали прямо под открытым небом. Жертва защищала человека всю его жизнь. Для богов устраивали веселый пир. Богов принимали как самых дорогих гостей, кормили их вкусно и обильно, стараясь угодить им во всем. В их честь исполняли хвалебные гимны, танцы. Обильно воскуряли благовония, что характерно для индийских культов.

В ведический период религиозные культы были близки к магии и колдовству. Брахманы (жрецы) предсказывали, занимались “приворотом” и “отворотом”. Они занимались лечением и для этого широко использовали травы, амулеты, камни.

Кормили богов вегетарианской пищей. Только в особых случаях в жертву им приносили животных. Чаще всего пищу богов составляли аналоги современных лепешек, блинов, клецок из пшеничной или рисовой муки. Поили богов молоком и напитком Сомы, который, как полагают специалисты, обладал наркотическим действием.

Жертвоприношениями праздновали наступление каждого времени года. Основной жертвой при этом был козел. Мясо приведенного в жертву козла предлагали в пищу богам и делили между людьми. Когда приготовляли напиток Сому, то закалывали сразу одиннадцать козлов.

Почему именно козлов ??? Какой-то странный выбор…

Иногда в жертвоприношениях участвовал весь народ. Они устраивались по специальному указу царя. К этому жертвоприношению готовились весь год. При этом приносили в жертву коня. Такое жертвоприношение называлось асмаведа.

Нужно подтверждение из других источников столь странных жертвоприношений…

В Индии явная мешанина от разных эпох – особенно, Тельца и Овна…

В эпоху брахмаизма появляется новый бог, творец Вселенной – Брахма. Такого бога в Ведах нет. Там есть брахман, некоторое начало всего, первопричина. Но в Ведах это скорее философский термин, нежели бог с именем. В эпоху брахманизма он превратился в главного бога. Понятие брахман в Ведах носило безличностное начало. В эпоху брахманизма возникло понятие личностного начала – атман, что означает “я”.

Загробный мир находится под землей. Каждый умерший отправляется туда через широкую реку на корове. Там правит бог мертвых Яма. Человек в загробном мире получает новое тело, которое не подвержено ни болезням, ни уродствам, ни физическим страданиям. … в загробном мире много коров, молока, масла и меда.

У ариев ведического периода отношение к смерти отрицательное. Они не стремятся оборвать бесконечную цепь страданий, а молитвами стараются отвести смерть от своего дома. Согласно Ведам в потустороннем мире нет никакого ада, хотя сказано, что тех, кто не почитает при жизни жрецов-брахманов, ждет после смерти кровавый поток.

В Ведах вы не найдете учение о душе, которая существует отдельно от тела. Оно появилось позже, в эпоху брахманизма.

Почти все индийские религиозно-философские учения содержат в себе идею переселения душ, идею перерождения. Слово сансара (перерождение) означает блуждание, переход, круговорот. Суть теории перерождений, суть сансары состоит в следующем. Со смертью человека его душа не умирает. Она переселяется в новое существо или даже в материальное тело. Таким существом может быть как человек, так и животное. Материальным телом, в которое переселяется душа умершего человека, может быть любой объект. Переселение душ происходит не произвольно, а по строгим законам. Главным из них является закон кармы. Слово карма означает деяние, поступок. С некоторой натяжкой можно сказать, что карма – это судьба человека. Она определена для каждого заранее, “дана свыше”, но обладая свободной волей, человек может делать свою карму лучше или хуже, “утяжелять” или “облегчать” ее. Человек этого достигает своими поступками.

Прослеживается достаточно четкая линия – все, что появляется позже Вед, обладает определенными противоречиями… Если в Ведах нет переселения душ, а есть загробный мир, то реинкарнация (с ее многочисленными противоречиями) не состыкуется даже и с культом предков (который также имеет древнейшее происхождение)… Здесь же указание на еще одно противоречие: судьба определяется заранее, но ее можно изменить…

Завоеватели [Индии] арийцы (что значит “благородные”) стали называть себя индусами (что значит “смуглый”, “синий”).

Что же касается Закона Ману, то он был чем-то вроде Закона Моисея для евреев… Законами Ману, как и Талмудом, регламентировались все стороны как духовной, так и физической жизни.

В “Ведах” описан ранний период жизни арийцев на берегу Инда, до того, как они распространились на юг и восток страны. В это время еще не существовало каст и сословий.

датировка под вопросом, но мысль об отсутствии каст в Ведах интересна !!!

В ведический период индусы верили в множество богов. Но в последующем жрецы-брахманы выработали более глубокое мировоззрение. Бога они представляли себе как Вселенную, ее духовное начало – общую суть явлений природы.

…в Ригведе воспевается один Бог, которого называют “Господь созданий” или “Всесоздатель”. В более позднее время Бог называется словом “Сам”, “Я” или словом Брахман. Раньше слово Брахман служило заклинанием, которым, как полагали, можно было подчинить себе и богов. Но впоследствии этим словом стали называть субстанцию, которая пребывает в вечном покое. Это практически информационное поле Вселенной. Эта субстанция (поле) везде присутствует (вездесущий библейский Бог), от нее все исходит и к ней все возвращается. Эта субстанция-поле является первопричиной всего существующего. Она обеспечивает все происходящие превращения.

Отшельничество в период Будды и до него было очень развито в Индии. К отшельникам относились с глубоким сочувствием, давали им на пропитание, а также непритязательную одежду. Отшельников могли приглашать “на обед” знатные особы и даже цари. Более того, и сами цари на старости становились отшельниками – они оставляли свое царственное положение и на природе занимались созерцанием. Царевич Будда тоже покинул дворец и стал отшельником. Случай редкий, но для тогдашней Индии естественный.

…род [Будды] восходил к сыну законодателя Ману, автора “Законов Ману”.

В 29 лет Будда был позван выполнить поставленную перед ним задачу. Так был позван Христос в свои 30 лет, Мухаммед в свои 42 года, так были позваны Моисей и Авраам.

Исследователи буддизма считают, что свое учение Будда совершенно не обосновал философски. …он категорически отклонял чисто теоретические вопросы.

Собственно, также обстоит дело и с христианством…

…учение Будды вращается вокруг двух вопросов – страдания и спасения.

Вместо христианского, лаконичного “не убей” в Джамикасутте Суттанипаты [буддизм] сказано следующее: “Не должно убивать, ни заставлять убивать какое бы то ни было живое существо, ни одобрять, когда другие убивают; но нужно остерегаться причинять страдания существам, как тем, которые сильны, так и тем, которые дрожат в мире”. Таким образом, по учению Будды, грешит не только тот, кто убивает сам, но и тот, кто приказывает совершить убийство. Виновны в грехе и те, кто присутствует при убийстве, а также тот, кто, хотя и косвенно, вызывают это убийство. Причем речь идет об убийстве любого живого существа, а не только человека.

Первая заповедь буддизма призывает пощадить живых существ… Вторая… для мирян гласит: “Ты не должен красть”… Буддизм предписывает человеку не только любить ближнего и делиться с ним всем, что имеется, но и охотно жертвовать своей жизнью, если это необходимо для спасения ближнего… Третья заповедь буддизма предписывает: “Ты не должен жить нецеломудренно”… Четвертая буддистская заповедь гласит: “Ты не должен лгать”… Пятая заповедь для мирянина гласит: “Ты не должен пить опьяняющих напитков”.

Хотя в контексте 4-й заповеди подразумевается очень узкий смысл – не оболгать другого…

Таким образом, запрещается пить и напиток богов…

Монахам буддизм предписывает исполнение дополнительно еще пяти заповедей: не есть в неуказанное время, не принимать участия в пляске, пении, музыке и представлениях, не пользоваться венками, благовониями и украшениями, не спать на высокой или широкой кровати, не принимать золота и серебра. Первые три из этих дополнительных заповедей рекомендуется выполнять и мирянам.

“Всякое смирение тщетно, пока сохраняется самость, пока самость продолжает испытывать влечение к земным либо к небесным наслаждениям. Но тот, в ком погасла самость, свободен от вожделения; тот не будет желать ни земных, ни небесных наслаждений, и удовлетворение своих естественных потребностей не осквернит его. Пусть он ест и пьет в соответствии с потребностями тела” (Будда).

“Чувственный человек – это раб своих страстей, а ищущий наслаждений ничтожен и груб. Но удовлетворение естественных потребностей жизни не является злом. Сохранять тело в добром здравии – это обязанность. Потому что иначе мы не будем способны привести в порядок светильник мудрости, не сможем сохранять наш ум сильным и ясным” (Будда).

“Трудно контролировать ум, ибо он хитер, подвижен, неуловим, парит везде, где пожелает, но контроль над ним является благом; контролируемый ум является проводником счастья” (Будда).

“Все деяния живых созданий становятся плохими из-за десяти пороков; а если избегать десяти пороков, то они становятся хорошими. Существует три порока тела, четыре порока жизни и три порока ума. Порок тела – это убийство, воровство и прелюбодеяние; порок языка – это ложь, клевета, оскорбление и пустой разговор; порок ума – это жадность, ненависть и заблуждение. Я учу вас избегать десяти пороков: 1. Не убивайте, не имейте почтение к жизни. 2. Не крадите и не отнимайте чужого; но помогайте каждому быть хозяином плодов его труда. 3. Воздерживайтесь от нечистоты, ведите целомудренную жизнь. 4. Не лгите, но будьте правдивы. Говорите правду благоразумно, бесстрашно и с любящим сердцем. 5. Не выдумывайте ложных слухов и не повторяйте их. Не критикуйте, но обращайте внимание на хорошие стороны ближних, так чтобы вы могли с искренностью защищать их от врагов. 6. Не ругайтесь, но говорите скромно и с достоинством. 7. Не тратьте время на болтовню; или говорите, не отклоняясь то темы, или сохраняйте молчание. 8. Не домогайтесь чужого и не завидуйте, но радуйтесь удаче других людей. 9. Очищайте ваши сердца от злобы и не имейте ненависти, даже к своим врагам; но относитесь с добротой ко всем живым существам. 10. Освобождайте ваш ум от неведения и старайтесь узнать истину, особенно о том, о чем знать необходимо, чтобы вам не стать жертвой ни скептицизма, ни заблуждения” (Будда).

Практически 10 заповедей христианства… А ведь это – за тысячи километров от Моиесея…

“…дух мой освободился так же, как погас светильник” [Будда]… Фраза “как погас светильник” на языке пали звучит так: падипассева ниббана. Последнее слово ниббана в санскритской форме звучит нирвана. Это слово состоит из префикса нис (из), который переходит перед звучащими гласными в нир, и корня ва – “дуть”, “веять”, и суффикса “на”. Таким образом, слово нирвана означает буквально “вывеяно”, “выдуто”, “погашено”, “потушено”.

Одна молитва [в буддизме] все-таки есть. Эта молитва или, как ее называют, святая молитвенная формула: “Ом мани надхе хум”. В переводе это значит: “Да, ты драгоценность в лотосе! Аминь”.

Религиозное учение кришнаизм основано на вере в бога Кришну и на законах, содержащихся в древнейшем индийском письменном памятнике – Ведах.

“Четыре Веды поощряют удовлетворение материальных желаний через поклонение полубогам. Например, желающие наслаждаться сексом поклоняются царю небес Индре, а те, кто хочет иметь хорошее потомство, должны почитать великих прародителей, Прадокапати. Кто ищет удачи, должен поклоняться богине Дурге, а тот, кто жаждет силы, должен почитать Агни, бога огня. Стремящийся к богатству должен почитать Весу, а тот, кто хочет, чтобы тело его было сильным, – Землю. В любом случае ведическая литература говорит о полубогах не как о продукте воображения, но как о наделенных властью исполнителях высшей воли, управляющих делами вселенной. Природа не действует сама по себе, за любым ее проявлением стоит личность. Например, Индра распределяет выпадение дождей, а Варуна ведает морской стихией. Однако следует заметить, что ни один из этих богов – а их насчитывается около тридцати трех миллионов – не равен Всевышнему, Бхагавану, Высшей Абсолютной Истине (ом тат сат)” (Сатсваруна доса Госвами).

Четки [кришнаитов] (джапа) похожи на христианские, они состоят из 108 бусин. Арифметика такова: на каждой бусине преданный один раз произносит мантру Харе Кришна; ежедневно он должен повторять по шестнадцать кругов мантры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: