Неизвестно прямое назначение пирамид. Почти ни в одной из них, и в первую очередь построенных ранее комплекса Гизе, не обнаружены мумии фараонов.
Во время своего пребывания в Египте довелось древнегреческому историку Геродоту побывать и у пирамид Гизе и в окрестностях Фаюмского оазиса. Пирамиды вызвали большой интерес историка, из-за возникшего вопроса о том, кто их построил и с какой целью. Геродот констатирует, со слов жрецов, что строились они для захоронения фараонов. Так впервые появилась историческая версия о том, что пирамиды являются усыпальницами фараонов. Однако достаточно приземленная цель, хотя и подтвержденная находками в некоторых пирамидах останков фараонов (в основном в отдельных пирамидах фараонов V-VI и последующих династий), резко контрастировала с колоссальными затратами времени, средств и труда, необходимыми на их возведение, и не находила подтверждения относительно пирамид III-IV династий, где останки фараонов вообще отсутствовали, а сами пирамиды являлись самыми большими и безымянными из всех сооруженных.
Подступы к тайнам египетских пирамид покрыты не только мраком тысячелетий, но и, по-видимому, преднамеренной дезинформацией об истинном назначении этих сооружений и столь внезапном возникновений знаний и умений строителей пирамид. Тайны невозможно развеять, если не сделать предположения о привнесении элементов этих знаний и умений некоторой внешней относительно Египта цивилизацией. Привнесении долгом, кропотливом, настойчивом, направленном отдельными параметрами не только на египетскую цивилизацию, но и на другие, возникающие в древности в различных местах западного, а возможно, и восточного полушария, человеческие сообщества.
Вавилонский царь Камбиз, поработив в 525 г. до н.э. Египет, вырезал все остатки просвещенного жречества.
У египтян датировка событий и документов определялась временем вступления на трон нового правителя, что позволяло достаточно легко ориентироваться в пределах времени его правления, но очень затрудняло определение времени, прошедшего от царствования отдаленных фараонов.
“Привязывать” правление отдельных фараонов к этому “плавающему” летоисчислению так, чтобы они образовывали единую временную последовательность, трудно и потому, что попадаются периоды, когда в разных концах Египта правили одновременно разные фараоны, а в сохранившихся записях они как бы наследуют трон друг у друга. Да и сами списки правления фараонов частично утрачены, отдельные места их умышленно стерты или в них переправлены имена и годы царствования правителей, свергнутых или впавших в немилость. Все это значительно усложняет возможность составления хронологии событий египетской истории и приходится мириться с разбросом дат для древнего периода ±100-150 лет, для приближающихся к нашей эре – ±50 лет.
В работе [Г.Хэнкок, “Следы богов”] приводится пример определения различными учеными важнейшей даты Древнего Египта – образования единого государства: “В качестве примера можно привести попытки установить дату объединения Египта Мени (Менесом)”, которую древние египтяне считали началом своей истории: Шампольон считал этой датой 5867 г. до н.э., Мариэт – 5004, Эмиль Бруш – 4455, Шаби – 4000, Лапсиус – 3892, Мейер – 3180, Уилкинсон – 2320, Пальмер – 2225, Штейндорф – 3200, Брестед – 3400, В.В.Струве – 3200″. Разброс в 3500 лет впечатляет и демонстрирует успешное “применение” египетской хронологии.
Попытки привести в порядок хронологическую последовательность правление фараонов и основные события египетской истории предпринимались еще в глубокой древности, но, видимо, большинство из этих хронологий до нас не дошло. И только четыре из них частично уцелели. И они оказались настолько удивительными, что историки отказались им доверять. (Уточним: доверяют лишь той части, которая относится к тридцати “историческим династиям”, правящим после объединения, полностью отвергая все, что относится к более раннему времени.) И неверие это связано с тем, что списки охватывают невоспринимаемо громадный промежуток времени и начинаются с Первого времени (Зеп Тепп по-египетски), около 34000 лет до н.э., когда Египтом правили боги.
Из сохранившихся экземпляров хронологии два списка царей правящих династий были вывезены в Европу и хранятся в ее музеях. Первым – Палермский камень (датируется XXV в. до н.э. – V династия), второй – Туринский папирус (относится к XIII в. до н.э. – XIX династия) и третий – Абидосский список царей, включающий 76 фараонов.
Имеется свидетельство Верховного жреца Манефона из Гелиополя (рождением из Себенита), который, опираясь на утерянные впоследствии источники, составил обширную историю, в которой приводится подробный список правителей всего династического периода Египта. И его история простирается к тем самым отдаленным временам, когда в долине Нила фараонами были боги.
…списки фараонов, правящих за 30 с лишним тысяч лет до I династии, фигурируют не только у Манефона. Эти списки независимо от него частично сохранились и на Туринском папирусе и на Палермском камне. Папирус от небрежного обращения рассыпался на множество кусков, которые ученые в течение нескольких лет складывали в фрагменты и изучали. И все же более половины текста восстановить не удалось. Но и сохранившаяся часть обрывков поражает: “В одном из списков, например, мы читаем имена десяти Нетеру, причем каждое имя вписано в картуш (удлиненную рамку) примерно таким же образом, как впоследствии это делалось с именами исторических царей Египта…” (Г.Хэнкок, “Следы богов”).
И, наконец, третий источник додинастических времен – Палермский камень. Сохранившаяся часть его содержит запись, относящуюся к правлению 120 царей Верхнего и Нижнего Египта последнего додинастического периода, предшествующего объединению страны в 3100 г. до н.э.
И хотя по спискам правящих фараонов трудно определить, что за цивилизация и какая государственность существовали и в таком необозримом для нас промежутке времени, факты для аргументированного утверждения отсутствуют.
Первым фараоном Древнего царства, ставшим основателем пирамидостроения, как считается был Джосер, родоначальник III династии. Предполагают, что именно он “приказал” построить себе в Саккаре на традиционном мемфисском кладбище первую в истории Египта ступенчатую пирамиду, до сих пор вызывающую всеобщее восхищение. И в пирамиде этой имеется множество доказательств того, что она строилась по распоряжению Джосера и предназначалась для его захоронения (хотя совершенно не доказано, что Джосер был похоронен в этой пирамиде).
Наследник Джосера фараон Сехемхет начал строить аналогичную пирамиду вблизи пирамиды Джосера. Эта пирамида, которую “вычислил” в пустыне и откопал в 1954 г. египетский археолог З.Гонейм, осталась, по всеобщему убеждению, незаконченной. Она также была ступенчатой и, по расчетам З.Гонейма, должна была состоять из 7 ступеней. Причина, по которой она осталась незаконченной, неизвестна. Но именно строительство второй пирамиды, как полагают, породило традицию возведения пирамид-некрополей.
III династия, по перечню Манефона, включала девять правителей. Последовательность их правления еще недостаточно понятна, но только два из них завершили свою деятельность сооружением пирамид. Один – Небка – начал возводить для ступенчатую пирамиду у деревни Завиет-эль-Ариан и, как полагают, не завершил ее. Сохранились только подземные сооружения и часть второй ступени.
Другой фараон Хуни начал строить большую ступенчатую пирамиду в Медуме и по одним источникам построил ее, а по другим то ли заканчивал ее, то ли перестраивал в “истинную” пирамидальную из ступенчатой фараон IV династии Снофру. Это была первая и единственная до XII династии пирамида, удаленная более чем на 40 километров к югу от столицы. Она находится практически в безлюдном месте пустыни и потому совершенно непонятно, чем руководствовался Хуни, выбрав данное место для пирамиды. Еще более непонятно, какую цель преследовал фараон Снофру, взявшись за ее перестройку. Тем более что и для себя Снофру, как полагают единственный из фараонов, заложил и построил еще две большие пирамиды в предместье столицы Дашуре. А потому непонятно, зачем ему понадобились две пирамиды? И как он умудрился построить три?
Больше всего прославились три фараона Древнего царства, наследовавшие от Снофру друг за другом (?) египетский престол: Хуфу (полное имя – Хнемхуфу, по-гречески Хеопс), Хафра (греческое имя Хефрен) и Менкаура (грецезированное – Микерин), которым приписывается последовательное и независимое возведение трех самых больших в Египте пирамид на плато Гизе. (Отметим, что третья из них, пирамида Менкаура, одной из самых больших не является. Дашурские и Медумская пирамиды больше нее, но в “компании” с другими пирамидами Гизы производит впечатление очень большой.
Вот практически и все, что нам известно об этих правителях из египетской истории. Манефон в своих списках отводит на правление каждого из них более 60 лет, но, по другим источникам, например, Хуфу правил 23 года, а Менкаура – 18 лет.
Возможно, что у Хуфу трон наследовал Джедефра (есть сведения, что именно он заложил пирамиду в Абу-Руваше), а после Хафра – Хорджедеф. Но вряд ли он строил или закладывал пирамиду. Исторически об этом ничего не известно, да и по логике возведения для него и Шепсескафа “свободных” пирамид не оставалось. Видимо, это основная причина (конечно, если исходить из версии, что пирамиды строились по воле царей), по которой последний фараон IV династии Шепсескаф решился на строительство не пирамиды, а большой мастабы в достаточно уединенном и низком месте, в неглубокой впадине к югу от Саккары, получившей название “Мастаба фараона”.
Добавить комментарий