Южная Америка стала местом, где процесс заселения и формирования культур оказался гораздо более сложным и запутанным, нежели у северных соседей в Мезоамерике. В результате сложилась весьма пестрая этнокультурная мозаика, немало осложняющая жизнь историкам и археологам. Многие проблемы происхождения южноамериканских культур не находят своего решения уже на протяжении десятилетий, вызывая яростные споры среди специалистов.
Долгое время считалось, что развитие этого региона отставало от центральноамериканского. Однако в последние годы последовал ряд открытий и датировок, которые с каждым разом все больше “удревняют” культуры южной оконечности континента.
Первым ударом по традиционным представлениям об истории американского континента стало обнаружение так называемого “Человека из Отовало”… Результаты исследований оказались просто ошеломляющими – хотя останки и не принадлежали неандертальцу, но все же их возраст составлял примерно 28 тысяч лет! Эта дата для начала 70-х годов казалось попросту невозможной. Тут же появилось немало опровержений достоверности датировок, подозрений в фальсификации и т.д. Кончилось все тем, что о человеке из Отовало исследователи стараются не упоминать, чтобы не погибнуть под грудой обвинений во всех мыслимых и немыслимых научных грехах.
впрочем, им не привыкать… Громадная масса артефактов просто не упоминается во избежание проявления полной беспомощности в их объяснении; в том числе и в этой самой книге…
И все потому, что научное сообщество оказывает суровое сопротивление утверждению фактов, способных серьезно поколебать сложившуюся картину цивилизационных процессов на континенте – для такого пересмотра нужны неопровержимые доказательства. В качестве одного из примеров можно привести незатихающую дискуссию по поводу чилийской стоянки Монте-Верде. Здесь радиокарбонные даты, полученные в 1977 году Томом Диллехаем в артефактном горизонте, показали 33000 лет до н.э.! Причем пробы с такими результатами располагались не на самой глубине, а в более позднем горизонте MV-7. А из горизонта MV-11 была получена дата в 12500 лет. Как отмечали работавшие в Монте-Верде археологи, даже если не принимать окончательно датировки в 33000 лет, достаточно того, что культурный горизонт MV-11 превышает на целую тысячу лет дату североамериканской стоянки Кловис, которая долгое время всеми признавалась древнейшей для Америки. Как бы то ни было, Монте-Верде углубляет наши представления о заселении Америки, уже потому, что эта археологическая стоянка находится в 16000 км к югу от Берингова моста. Нет сомнений в том, что результаты этих чилийских раскопок предполагают принципиально иную картину заселения человеком Нового Света, нежели та, что традиционно строилась вокруг первоначальной “модели Кловис”.
…верховной богиней индейцев чибча считалась таинственная и чарующая богиня воды по имени Сиа или Сиэ, а все лагуны и озера почитались как святилища. Именно на встречу с богиней в рассветных лучах солнца выплывал правитель, неся с собой богатые дары.
Чибча вообще считали священную воду источником жизни. Об этом повествует их легенда о появлении людей, записанная уже при испанцах. Рассказывают, что в труднодоступном ущелье, разделяющем долины Тунха и Сакенсипа, существует продуваемое всеми ветрами пустынное и мрачное озеро. Трудно понять, почему чибча считают это зловещее место прародиной человечества. Сейчас там можно увидеть руины католической церкви, которая была воздвигнута прямо на месте древнего храма прапредков, которые вышли из вод на заре времен. Прародительница по имени Бачуэ или Фурачогуа, что означает “хорошая женщина”, вышла из воды, ведя за руку трехлетнего мальчика. Они спустились с перевала в селение Игуаке, построили дом и жили там до тех пор, пока мальчик не вырос и не женился на женщине. Брак оказался плодовитым – женщина каждый раз рожала по 4-6 детей. Очень быстро эти дети заселили всю землю, поскольку славная парочка постоянно бродила по горам и долам, повсюду оставляя свое потомство. Так продолжалось много лет, пока прародители не состарились. Тогда они вернулись в родное селение. Всеобщая мать созвала людей, выступила с речью, завещав, как водится в таких случаях, всем жить в мире, соблюдать законы и поклоняться многочисленным богам. В завершение под плач и стенания она попрощалась с собравшимися и превратила себя и своего мужа в больших змей, которые тут же уползли в воды мрачного озера. Больше их вместе никто не видел, хотя, как рассказывают, Бачуэ часто являлась индейцам, чтобы те могли благодарить ее за сделанное.
…следует упомянуть о Творце всего сущего – боге по имени Чиминигагуа, считавшемся всемогущим и добрым, носителем одновременно мужского и женского начал. Самым прекрасным из созданного творцом было солнце и его постоянная спутница луна, и потому само божество стало отождествляться с солнцем, источником света. В давние времена свет был спрятан внутри Чиминигагуа, пока тот не рассеял его по всей Вселенной с помощью больших черных птиц, которые выклевывали из клювов сияющие облака.
Главным божеством, правда, созданным Творцом и обладавшим человеческим обликом, считался Бочика. Чиминигагуа и Бочика вполне соответствуют христианским Богу-Отцу и Богу-Сыну. Именно Бочика индейцы продолжали поклоняться, хоть и тайно, даже при испанцах. Он всегда изображался с золотым жезлом в руке, что позволило некоторым исследователям отождествить его с высшим божеством, изображенным на Воротах Солнца в Тиаунако.
Культура чибча-муисков получила свое название по родовому имени одного из правителей. Возникла она сравнительно поздно, практически при испанцах, – в XV-XVI веках, сложившись на высокогорном плато Восточных Кордильер в Колумбии, по преимуществу в долинах реки Кауака и верховий Магдалены.
Социально-экономической единицей общества чибча-муисков являлась территориально-родовая община с коллективной собственностью на землю и личным, посемейным землепользованием. В районе Кундинамарка испанцы обнаружили восемь государственных образований. Кроме того, на этой территории успели сформироваться и крупные территориально-политические объединения: Багата (Богота) и Хунца (Тунха). В Гуатавите жили и работали в основном ремесленники, а Согамосо известен как жреческий религиозный центр с главным храмом – Храмом Солнца.
Власть носила военный теократический характер. В подчинении у правителя находилась знать, делившаяся на две категории: знать по крови и знать по службе. Основную массу населения составляли свободные общинники. В рабство попадали те пленники, которых почему-то не стали приносить в жертву.
так, а на чем держалось это сообщество?.. Собственность коллективная, общинники свободные…
Это государство было создано земледельческими племенами, строившими искусственные террасы и использовавшими искусственное орошение для выращивания традиционных сельскохозяйственных культур, к которым следует отнести картофель, кукурузу, киноа, юкку (из агавовых, в пищу идут цветки и плоды), бобовые, томаты, тыкву, ананасы, авокадо, табак, хлопок и коку. Чибча-муиски практиковали также сбор меда.
Белковый рацион восполнялся за счет оленины. Нетрудно предположить, что, как и в других регионах, ее ели исключительно по праздникам – два-три раза в год.
странная подробность…
В качестве орудий использовались деревянные кирки, мотыги и лопаты.
Чибча-муиски активно занимались торговлей, предметом которой были изделия из хлопка, соль, некоторые виды продуктов, керамические изделия, предметы из серебра и золота, изумруды. Соль ценилась едва ли не дороже изумрудов. Регулярно устраивались ярмарки – как местные, так и “межрайонные”, на которые собирались торговцы из самых дальних земель. Рассказывают даже о монетах чибча, так называемых тунха. Это были диски, выплавленные из золота, без каких-либо изображений. Диаметр таких монет составлял 3-4 см. Согласно хронистам, размер монеты определялся фалангой пальца, хотя не очень ясно, какой именно. Согласно другим свидетельствам – количеством оборотов нити. Однако в этом случае выходит, что монеты должны иметь различное достоинство.
а почему в абсолютно разных (по официальной истории не сообщающихся) регионах приходят к одной и той же форме и фактуре денег??? Или все-таки здесь влияние испанцев?..
Чибча-муиски известны как великолепный мастера по золоту, серебру и тумбаге (сплав золота и меди). Однако из этих металлов изготовлялись украшения и ритуальные предметы. Железо и бронза и вовсе не были известны.
Помимо ювелирного, существовали и другие ремесла. Развито было гончарное производство – характерные амфоры и по сей день создаются для приготовления особого ферментированного напитка. Было развито также ткачество. Известно также, что единицей обмена служили не только золотые диски, но и хлопчатобумажные плащи. Жрецы – хеки – составляли особую касту внутри общества и были хранителями религиозных знаний и идеологии. Существовали специальные куки – закрытые жреческие школы, где ученики в течение долгих лет получали соответствующие научные и мистические знания. Немало было и колдунов, в которые иногда заделывались “старые бездельники”, по определению хронистов, бродившие по дорогам, предсказывая будущее и продавая целебные амулеты. Причем, если судить по возмущенным комментариям все тех же хронистов, профанация эзотерических знаний была столь массовый характер, что привела к созданию новых культов и опошлению классической астрологии чибча. Она же способствовала появлению кровавых обрядов жертвоприношений, во время которых умерщвлялись невинные дети.
Культовые практики были тесно связаны с особой ролью различных животных, которые могли говорить и потому передавать необходимые послания. Змеям отводилось важное место в отношениях между мирами – достаточно вспомнить, что именно в этих рептилий превратились прародители чибча. Однако самым священным животным, находящимся в прямом контакте с солнцем и водой, считалась жаба. Именно в теле жабы умершие проделывали путь до своего нового рождения в вечной цепи реинкарнационных циклов. Чибча полагали, что души жаб являлись душами умерших людей, которые ожидали своего рождения. Жаба умирала в момент рождения человека, передавая младенцу его бессмертную душу.
В элитарных погребениях покойнику “давали с собой” подарки для ранее умерших предков-правителей и их родственников. В могилу клались также специальные травы, необходимые в посмертном путешествии. Согласно представлениям чибча, мертвые должны были пересечь большую реку, чтобы попасть в страну предков. За перевоз расплачивались все теми же тунхами, которые клали между зубов покойного.
Календарь чибча-муисков был смешанным, лунно-солнечным…
Год состоял из 12 месяцев и начинался в день зимнего солнцестояния, которое отмечалось специальной церемонией под названием Хуан. 12 жрецов в красных накидках танцевали вокруг тринадцатого, покрытого голубой накидкой. Танец сопровождался песнопениями о смертности человека и неясности его судьбы после смерти. Эта церемония была направлена на введение 12 дополнительных дней в декабре, чтобы привести в соответствие годовой солнечный цикл из 365 дней и цикл из 12 лунных месяцев по 29 дней. При этом за восемь лет набегал один лишний день, из-за чего через каждые восемь лет во время церемонии в танце участвовали только 11 жрецов в красных плащах.
Год делился на четыре хозяйственных сезона… в зимнее солнцестояние, которое приходилось на сухой период, приступали к обработке полей. С января начинался посев, который должен был закончиться на ущербе луны в марте. С начала посева до завершения сбора урожая в декабре должно было пройти 12 месяцев. Весеннее равноденствие отмечалось обрядами в честь солнца, которые сопровождались сжиганием хозяйственного мусора и вынесение пепла на поля в качестве удобрения. В этот день мыли детей, пороли их розгами и с заплечной сумкой отправляли на сбор диких плодов. Считалось, что чем больше плодов приносил ребенок, тем выше были шансы на хороший урожай. Тогда же происходила и паломническая беготня по святилищам, после которой победителям вручали награды. Ближе к летнему солнцестоянию, после прополки, повторялся обряд удобрения полей. В засушливое лето жрецы проводили в горах специальные церемонии, рассеивая пепел для привлечения дождевых облаков. На осеннее равноденствие приходился главный праздник, посвященный солнцу. По всем дорогам ходили ряженые. В древности именно в эти дни проводились жертвоприношения.
это – район экватора. Какое им дело до равноденствия?..
Крупнейшим циклом считался период в 70 лет, называвшийся бшогоноа, что переводится как “возраст” и соответствует средней продолжительности нормальной человеческой жизни.
Известно несколько культур, сменявших друг друга в горах современной Колумбии. Одна из них – Кимбайя.
Она располагалась в долине реки Кауака (на северо-западе Колумбии). Согласно археологам, время ее существования приходится на период с 600 года до н.э. по 1400 год н.э.
Основные памятники Кимбайи – это глубокие подземные шатхы-гробницы…
Следующей (по времени) является культура Тайрона, которую даже относят к крупнейшим цивилизациям региона. Она существовала на северо-востоке Колумбии в X-XV веках.
Известно более 200 поселений тайрона, обладавших городскими характеристиками. Это каменные дома с портиками и колоннами, крепости в стратегически важных точках, защитные сооружения, каменные лестницы, дороги, каналы, резервуары для хранения воды.
Приблизительно то же время в венесуэльских Андах существовала культура, получившая название Куика-тимоте. Она датируется X-XV веками.
Это были земледельцы, выращивавшие на склонах гор Юкку и картофель. Занимались местные жители и животноводством, разводя в основном домашнюю птицу.
Известно, что их религиозные представления основывались на традиционном культе Солнца. Основными мистическими животными считались летучая мышь и олень, а также некая птица пауха, символизировавшая власть.
Мертвых куика-тимоте мумифицировали и хоронили в пещерах…
Самым любопытным фактом из того, что известно о куика-тимоте, является использование ими ядов, которые действовали на протяжении определенного времени. Видимо, им была известна техника микродозировок…
Есть также сведения, что куика-тимоте заживо хоронили своих пленных. Побежденных они принуждали совершать самоубийства. Складывается впечатление, что эти венесуэльские земледельцы в свободное от разведения индюков время очень активно занимались проблемами психики мозга.
…были обнаружены самые древние в мире мумии, изготовлявшиеся по крайней мере за 2000 лет до того, как этим стали заниматься жители долины Нила в Египте. В местечке на Тихоокеанском побережье Чили, названном Чинчорро, в последние десятилетия археологами были сделаны поистине сенсационные находки.
Была подмечена и одна любопытная закономерность. Как известно, у египтян мумифицировали сначала только умерших царей, и только со временем этот способ сохранения тел покойников превратился в обычную практику. Здесь, на песчаном Атакамском берегу, все происходило по-другому: сначала, с VI тысячелетия до н.э., мумифицировали всех подряд, без каких бы то ни было социальных, половых или возрастных предпочтений. Различия начали проявляться лишь спустя несколько тысячелетий, в протогородских культурах Тихоокеанского побережья Перу – начиная с Паракаса (I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.). И только у инков в XV веке н.э. мумифицирование становится характерным признаком царских и элитарных захоронений.
Добавить комментарий