На пустынном чилийском побережье сохранились самые древние для Нового Света свидетельства существования индейской общины с достаточно сложной для своего уровня социальной организацией. В раннем архаическом периоде, в VII тысячелетии до н.э., здесь строились круговые поселения, ориентированные по сторонам света. Одно из таких поселений, получившее от археологов название Ача состояло из 11 полукруглых жилищ, выложенных в основании камнем. Сохранились следы от опорных столбов, поддерживавших крыши жилищ. Посередине каждого дома размещался очаг для приготовления пищи — об этом можно судить по результатам химических анализов углей и золы. Жители этих древних поселений изготовляли крючки из раковин, каменные грузила, гарпуны из дерева, шлифовальные камни, сети и сумки из растительных волокон, скребки, ступки для измельчения стручков рожкового дерева.

а как это можно сориентировать по сторонам света круговые поселения?.. Прямо-таки — новое слово в геодезии…

Однако первая искусственная мумия, относящаяся к культуре Чинчорро, датируется методом радиоуглеродного анализа только 5050 годом до н.э. Это был младенец из Долины креветок. Его возраст не превышал нескольких месяцев. Возможно, что изготавливать мумии начали раньше — но мы судим только по имеющимся археологическим свидетельствам.

В позднем архаическом периоде хозяйственная деятельность древних чилийцев становилась все разнообразнее и сложнее. Основным кормильцем продолжало оставаться море, и поэтому эти прибрежные рыболовы, охотники и собиратели вели оседлый или полуоседлый образ жизни, не удаляясь на значительные расстояния от основного поселения…
Техника мумифицирования значительно упростилась: сначала появляются так называемые «красные» мумии, а затем покойников и вовсе лишь наскоро обмазывают глиной, как бы имитируя мумифицирование.
Последние мумии жители Чинчорро изготовили во II тысячелетии до н.э., передав эстафету другой не менее любопытной перуанской культуре — Паракас.

У 18% мужских скелетов имелись следы переломов костей ног. Антропологи затрудняются дать объяснение подобному странному факту. По-видимому, следует исключить природно-климатическое причины, поскольку а «переломанной» группе нет женщин. Прибрежные рыболовы-мужчины могли бы иметь подобные профессиональные переломы, только если бы они глушили рыбу динамитом, стоя по колено в воде, что абсурдно в случае пятитысячелетней давности. Остается предположить участие мужчин Чинчорров военных действиях и наличие у их противников какого-то особенного и очень странного оружия, о котором нам ничего не известно. Во всяком случае, среди погребального инвентаря ничего подобного обнаружено не было.
Женщин подстерегали иные беды — так, у каждого пятого из женских скелетов отчетливо сохранились следы остепороза. Обычно это заболевание возникает при избыточном весе или в преклонном возрасте. Однако в данном случае речь идет о низком содержании кальция в костях, вызванном многочисленными беременностями, отсчет которых велся начиная с подросткового возраста.

а почему бы нехватке кальция не иметь каких-либо иных причин?.. Тогда и переломы у мужчин вполне объяснимы (из-за недостатка того же кальция).

Разные типы мумий получили от археологов словные названия: «черные» мумии, «красные» мумии и «покойники, обмазанные глиной».
«Черные» мумии. Прежде всего, тело покойника очищалось, вынимались внутренности, отделялась голова. С помощью каменного ножа специальный человек отделял кожу, мышцы и вырезал органы, в том числе и глаза. Кисти рук и ступни оставались нетронутыми. Затем снятую кожу вымачивали в соленой морской воде, что гарантировало ее сохранность и пластичность, чтобы позже ею легко было вновь покрыть тело.

это получалось уже не тело, а скелет.

а куда девали отделенное мясо?.. Съедали?..

Вместе с тем, не все тела очищались вручную — иногда покойника оставляли в болотистой лощине, где через некоторое время птицы и насекомые обрабатывали кости до белизны.
В некоторых случаях лицевая и затылочная половины черепа разделялись для извлечения мозга. Однако некоторые черепа сохранились без повреждений — по всей видимости, мозг из них был извлечен через отверстие для позвоночного столбы. Сведений о том, как поступали с извлеченными органами, не сохранилось.
После столь радикальной очистки тело заполнялось соломой и золой. Нижняя челюсть подвязывалась к лицу с помощью прочных веревок из растительного волокна. Позвоночник крепился на две тонкие рейки, и на него насаживался череп. Для укрепления «шеи» использовали пучки тростника. Кости ног прикреплялись к продолжению идущих от позвоночника через таз реек. Мастер заполнял скелет и придавал телу объем, обвязывая кости веточкам и камышом. Грудная полость заполнялась золой и соломой, замешанными на воде и натуральном протеиновом клее из птичьих яиц, рыбьего отвара, крови морского льва. Нерасчлененные кисти рук и ступни привязывались веревками. Затем многие тела покрывались слоем светло-серой глины глиняной пасты, почти скульптурно воссоздававшей вид тела. С ее же помощью воспроизводились и половые органы. Так же поверх черепа лепилось, наподобие маски, лицо, имевшее нос и овальные углубления для глаз и рта. У многих мумий рот выглядел в виде ровного кружочка или буквы «О». Затем тело обтягивалось выдубленной кожей, а к черепу прикреплялись волосы, что должно было придавать мумии человеческий вид. Однако надетая кожа часто ссыхалась, и тогда прорехи покрывались лоскутами из шкур животных.
После того как мумия была изготовлена, она тонировалась слоем черной краски, что, по всей видимости, считалось важным элементом обряда — не случайно в некоторых погребениях были обнаружены приборы для растирания черного песка. К песку добавлялась вода, и затем полученная взвесь наносилась на тело при помощи специальной травяной кисточки.
Подобные погребения были коллективными — в одну могилу клали от пяти до семи человек, принадлежавших, судя по всему, к одному семейному клану. Мумии укладывали на спину, плечом к плечу друг с другом. Могильники формировали более крупные погребальные комплексы, что наводит на мысль о родовых связях.

а зачем вообще вся такая колгота?.. Может быть, они все-таки мясо съедали, а далее как бы восполняли забранное в качестве «компенсации»?.. Уж, очень непростая технология просто для того, чтобы «создать видимость», ведь это не было мумификацией как таковой…

«Красные» мумии. Большинство чинчоррских мумий относится к «красному периоду», длившемуся с 3160 по 2200 год до н.э. Речь идет о смене не только цвета, но и самой техники изготовления мумий.
Внутренние органы извлекались через аккуратные разрезы в районе брюшной полости, паха, колен и плеч, которые затем зашивались человеческим волосом с помощью кактусовых иголок. Скелет уже не расчленялся и кожа не снималась. Тела заполнялись растительными волокнами, водорослями, шкурами лам, железноокисной землей. В отличие от остального тела, лица мумий этого периода часто покрывались черной краской. В нескольких случаях — когда краска изготовлялась на основе оксида меди — лица мумий оказались зелеными…
Тело же мумии целиком покрывалось красной краской. Любопытно, что в некоторых случаях хорошо прослеживаются несколько разновременных слоев нанесения краски. А это уже свидетельствует о странных контактах живых с умершими на протяжении длительного времени, во время которого мумии изнашивались и портились, что требовало постоянного ремонта.

Среди умерших младенцев был даже один внутриутробный плод, погребенный, тем не менее, по всем правилам.

«Простые», или «обмазанные глиной», мумии. Примерно с 2200 года до н.э. начинается новый этап в жизни мумий. Он длится вплоть до 1790 года до н.э. Здесь уже не встречаются коллективные могильники — каждого хоронили в своей собственной могиле. Процесс подготовки покойников к погребению значительно упростился, сведясь лишь к внешней обработке.
Тело, как правило, некоторое время держали вблизи огня — по всей видимости, с целью быстрого высушивания. Затем труп покрывался защитным слоем примерно сантиметровой толщины. Состав для покрытия изготовлялся из песка, скрепленного рыбьей кровью и клеем или другими клеящими веществами. Иногда могильники так торопились, что защитный слой не успевал затвердеть. Так, в Эль-Морро более двадцати мумий оказались буквально впаянными в грунт могилы.

В те же времена, когда одних покойников подсушивали и обмазывали глиной, с другими поступали еще проще. Если первых мы еще с натяжкой можем назвать мумиями, то вторые под эту категорию уже никак не подпадают. Проводя исследования погребений третьего периода, археологи обнаружили множество захоронений без элементов какой бы то ни было мумификации. Покойники были просто накрыты шкурами лам или пеликанов (иногда одновременно и тем, и другим) или завернуты в циновки с геометрическим орнаментом.

Как виделось существование после смерти жителям Чинчорро? Во-первых, они полагали, что душа уходит от умершего в страну мертвых, но затем вновь возвращается к живым, возрождаясь в младенце. Страна мертвых считалась как бы зеркальным отражением мира живых, но по ту сторону земли. Там живут божественные прапредки и проводят некоторое время души умерших. По представлениям древних чилийцев (и вообще жителей южного полушария земли), страна мертвых находилась на юге -там, куда днем не заглядывает солнце, поскольку оно уходит в преисподнюю вечером и светит мертвым ночью. Соответственно считалось, что вход в преисподнюю находился на западе. Луна же бродила между мирами по своим собственным правилам, появляясь преимущественно ночью и следя за тем, чтобы мертвые не задерживались в стране предков и возрождались среди живых.
По всей видимости, считалось, что душа окончательно закрепляется за ребенком после определенного обряда, тогда как новорожденные еще не являются полноценными людьми. Именно с этими поверьями и связаны особые практики в подготовке мумий младенцев. Отмечены случаи, когда у новорожденных были заткнуты ноздри, что явно связано с представлениями о душе-дыхании. Забота о душе-дыхании имела особое место при изготовлении мумий — им оставляли круглое, в виде буквы О, отверстие для рта и дырочки ноздрей, видимо, чтобы душа смогла вернуться в любой момент. Младенцы явно не обладали полноценной душой, и потому пути для ее входа у слишком рано умерших должны были быть закрытыми. Другой новорожденный был весь обмотан полосой ткани — наподобие невидимок в кинофильмах.
Любопытно и еще одно обстоятельство, подмеченное археологами. Пальцы рук и ног и мумий чинчорро, как правило, переплетались толстой нитью. При этом у взрослых и старших детей плетение шло в виде S, тогда как пальцы грудных младенцев переплетались в виде Z. Можно предположить, что это делалось с целью закрепления пальцев. Однако мифы, сохранившиеся у некоторых южноамериканских народов, говорят о другом. Боливийцы и до сих пор считают, что «когда душа покидает тело, следует сплести для умирающего веревочку из трех нитей с кручением слева направо, то есть в противоположную от нормального плетения сторону. Это делает для того, чтобы уходящая душа совсем не оторвалась от тела». Выходит, что корни этого поверья следует искать на пустынном чилийском берегу, где в VII тысячелетии до н.э. особым плетением нити удерживали, когда это было необходимо, душу умершего в пределах досягаемости.

…более ранние мумии должны были воплощать жителя «страны мертвых». Они покрывались черной краской, имитирующей трупное потемнение. Головой их ориентировали на существование там же, в «стране мертвых», которая расположена в самом мертвом месте мироздания — на юге или западе, где исчезает солнце, то есть со стороны моря.

В III тысячелетии до н.э. происходит переосмысление цикличности жизни в привязке к пространству и времени. Древние жители побережья больше заботятся не об уходе, а о возвращении умерших и потому пытаются придать им вид живых — красная краска у всех народов является в погребальном обряде символом крови и жизни. Головой покойников обращают к солнцу — на север и северо-восток, откуда для жителей южного полушария земли вместе с солнцем приходит обновление жизни.

Эта традиция изготовления мумий, зародившаяся на чилийском побережье в VII тысячелетии до н.э., превратилась в главный элемент погребального обряда многочисленных индейских племен Южной Америки и просуществовала вплоть до империи инков. Мумии считались плотью обожествленного предка, через которую можно было установить связь с его душой, затерянной где-то в бескрайнем Космосе.

…на пустынном побережье… существовала с 1500 года до н.э. по 400 год н.э. культура, получившая название Чавин — по названию индейского селения, расположенного между реками Моша и Вачехса в перуанском департаменте Анкаш на севере Перу.

очень часто встречается упоминание пустынности мест обитания ранних культур. Впрочем, места обитания ранних культур и в Старом Свете ныне представляют собой весьма непривлекательные регионы. Все это говорит о том, что нужно учитывать изменение климатических условий!.. И те же оросительные системы могли не иметь задачей бороться с пустыней, которой в то время вполне могло и не быть…

Памятники, относящиеся к культуре Чавин, разбросаны вдоль Тихоокеанского побережья по полосе примерно в 800 км длиной и 150-200 км шириной. Главный центр, Чавин-де-Унтар, находится в горах примерно посередине этой территории — в 100 км от побережья. Наиболее характерный центр на севере — Куписнике. На самом юге земель Чавина расположен Паракас, главный центр культуры-«преемницы».
Однако было бы ошибкой представлять себе культуру Чавин как некое государство со столицей и подчиненными землями. Скорее, это было некое предгосударственное образование, когда на обширной территории проживало достаточно большое количество однородных в этническом и культурном плане общин. Их развитие постепенно приводило к выделению уже не просто святилищ, но ритуально-административных центров, и некоторые из них постепенно набирали силу. Поэтому долгое время отдельные центры чавинской территории рассматривались исследователями в качестве самостоятельных культур. Как бы то ни было, Чавин считается «прародительницей» всех андских цивилизаций, играя примерно ту же историческую роль, что и ольмекская в Мезоамерике.

…Чавин представлял собой теократическое общество с сильно развитой вождеской и религиозной властью. Своеобразной церемониальной столицей считался собственно Чавин-де-Унтар. По всей достаточно обширной подчиненной территории равномерно распределялись менее значимые ритуальные центры. Они возводились в стратегически выгодных местах, а вокруг селились общинники.

Хозяйственная деятельность включала земледелие, ограниченное пригодной землей, которую можно было найти только в долинах рек. Естественно, в суровых условиях засушливой пустыни увеличение посевных площадей было возможно лишь при наличии развитой сети оросительных каналов и дренажных сооружений. Население не забывало и важные традиционные промыслы — рыболовство и охоту. Судя по всему, уже тогда древние чавинцы, большая часть которых проживала в горной местности, одомашнили лам и викуней. Мясо шло в пищу, а из шерсти изготовлялись великолепные ткани.

Керамика хорошо обжигалась и не была тяжелой…
Очень часто сосуд выполнялся в виде головы кошачьего — ягуара или пумы (это достаточно деликатный вопрос, поскольку явный ягуар появляется лишь в чавинской культуре лишь на некоторое время, а затем как бы вытесняется пумой или другими кошачьими). Древние мастера с особым чувством выполняли круглые ушки, глаза, пасть с торчащими клыками и даже «пламенеющие» брови — так же, как это примерно в то же время делали далекие мексиканские ольмеки. Эти странные совпадения продолжают оставаться загадкой для археологов. Еще более странным кажется появление на чаавинских сосудах стилизованного изображения «лестницы», завитков улитки и горы с пещерой. Эти рисунки в Мезоамерике служили символом древней прародины. Почему эти важные символы появляются за тысячи километров от Мексики, когда нет почти никаких других свидетельств возможных контактов и культурного обмена? На этот вопрос ответить пока невозможно, как и в целом на вопрос о происхождении культуры Чавина. Парадоксально, но если в начале ХХ века существовали разные гипотезы на этот счет, то современные ученые считают проблему возникновения самой ранней андской цивилизации «тупиком без выхода».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: