Итак, перед нами еще одна загадка: есть следы жилых построек, есть целые кладбища с сотнями погребенных – однако отсутствуют узнаваемые ритуальные сооружения.
и никак не видно “базы” для трепанации…
Любопытно, что главным героем мифов практически по всему Перу было существо, известное под именем “Лунный кот” или “Зверь Рекуай”. Поскольку, как известно, настоящих котов в Америке до появления испанцев не было, то следует пояснить, что речь идет о некоем кошачьем существе мужского пола – скорее всего, пуме. Кошачий зверь победно переходил от культуры к культуре горной части и береговой полосы Перу – при этом, удивительно, никто не может с уверенностью определить характер занятий этого персонажа. Одни считают, что он бессовестно совокуплялся с женщинами, другие же видят в нем посланника Космоса и смерти, задиравшего время от времени очередную жертву. В целом эта интерпретационная неразбериха напоминает дискуссии по толкованию ольмекского рельефа 4 из Чалькацинго, где когтистые пумы изображены поверх запрокинутых обнаженных женских тел.
Культура Серро-де-Тринидат просуществовала немало – тысячу лет [500 г. до н.э. – 500 г. н.э.]. Однако памятников осталось не так уж и много, да и сама жизнь этих обитателей побережья не отличалась разнообразием.
Надо сказать, что ближе к рубежу тысячелетий здесь стали появляться церемониальные центры. Один из них, в Серро-де-Кулебра (“Змеином холме”), представлял собой комплекс платформ с двориками и пирамидой в центре. Внутренняя стена пирамиды была покрыта росписями, выполненными красной, черной белой и желтой красками. Это был переплетающийся геометрический орнамент, а также изображения змей и рыб. К западу от этого комплекса, условно названного “храмовым”, располагался квартал, в котором были обнаружены остатки дома с массивными стенами из сырцового кирпича. Была обнаружена и хозяйственная зона – ямы для хранения зерна и даже яма с запасами мелкой рыбы.
Культура Викус, просуществовавшая на северном побережье приблизительно с V века до н.э. по V век н.э., считается малоизученной и все еще загадочной. Она получила свое название по названию отдельно стоящей горы в андских Кордильерах (депаратамент Пьюра, примерно в 1000 км от столицы Перу)…
Археологами подмечено удивительное стилистическое сходство с культурой Толита, расположенной достаточно далеко – в 700 км к северу от Викус, на побережье Эвадора…
Что же представляли собой центры Викус? Это были комплексы из платформ и пирамид с лестницами. Отчасти они даже напоминали мезоамериканские постройки. Впрочем, этот тип сооружений оказался характерным для всего Нового Света. Для строительства викуссцы использовали сырцовые кирпичи – адобы…
Вообще, следует отметить, что слой Викус оказывается перекрытым и сверху, и снизу – это и Мочика, и Сикан, и Чиму-инка. Наверное, поэтому саму культуру бывает очень трудно выделить среди более известных соседей.
Культура Салинар возникла на северном побережье, в долине реки Чикама, распространилась отчасти до долины Виру и просуществовала с 400 года до н.э. по 600 год н.э.
Создатели этой культуры жили в поселениях двух типов: в одних дома складывались из обработанных камней, а в других – из адобов специфической формы. Дома в селениях первого типа были разбросаны без специальной планировки и не имели определенной формы. Во втором случае дома соседствуют между собой, что приводит к появлению прямых углов как в строительстве, так и в общей планировке. Забавно, что эти домики местные мастера с удовольствием воспроизводили в глиняных фигурках или фигурных сосудах. И потому мы можем достаточно детально представить себе эти славные древние жилища, которые строились на платформах, а посредине имели опорный столб, поддерживающий поперечную балку, на которой крепилась плоская односкатная крыша. В домах были окошки – до трех на стену. Некоторые сомнения остаются по поводу входа в жилище – если судить по керамическим фигуркам, то в этих домиках попросту отсутствовала одна стена.
а что здесь странного?.. По типу пещеры…
Эта культура существовала на северном побережье с 400 года до н.э. по 600 год н.э. Она относится. Пожалуй, к наиболее известным тихоокеанским культурам доколумбовой Южной Америки. Следы культуры Мочика, или Моче, обнаруживаются на территории протяженностью около 300 км вдоль береговой полосы Перу.
Развалины так называемой Пирамиды Солнца находятся у самой реки. А остатки не менее условно названной Пирамиды Луны примыкают к Серро-Бланко.
Обнаружение этих гигантских ступенчатых пирамид и позволило исследователям говорить о Моче как о крупном протогородском центре. Прямоугольная Пирамида Солнца состояла из пяти террас высотой 18 м. Размеры ее основания составляли 228х136 м. Пирамида являлась частью архитектурного ансамбля, поскольку с севера к ней примыкала платформа меньших размеров с пандусом длиной 90 м. С южной стороны платформы поднималась пирамида из семи ступеней высотой в 23 м.
Пирамида Луны также представляет собой архитектурный комплекс из платформ и террас, возвышающийся над долиной на высоту 21 м. Площадь его основания, без примыкающих зданий, составляет 80х60 м.
Естественно, что обе пирамиды не были одиночными сооружениями, а входили в сложный городской ансамбль, от которого к настоящему времени сохранилось не так много. Данный центр был, возможно, самым крупным, но не единственным на территории прибрежных долин моче. Так, в долине Виру обнаружены и другие пирамиды, сложенные из адобов. В верхней части долины для построек применялся камень. Из него складывались невысокие пирамиды высотой от 2 до 6,5 м. Как правило, эти постройки были прямоугольными, но встречается и одна круглая. Иногда на одной платформе размещалось по несколько пирамид. Здесь найдены и следы каких-то общественных построек, хотя и не очень ясно, как именно они использовались. Дело в том, что от этих зданий сохранились только прямоугольные каменные стены, огораживающие пространства от 20 до 2000 м2.
…жизнь мочиков была, видимо, не столь уж безоблачна – не случайно на вершинах холмов возводились укрепленные пункты.
Климат пустыни заставлял мочиков особенно трепетно относиться к воде, столь необходимой для земледелия. Поэтому на всей территории были проведены каналы и акведуки. Существовала даже специальная схема каналов: два основных канала проводились по краям долины от самых верховий реки до океана, от них отходила сетка мелких распределительных каналов, которая обеспечивала водой хозяйственные прямоугольные участки, размеры каждого из которых составляли примерно 20 м2.
С инженерной точки зрения эти ирригационные сооружения были столь совершенны, что, например, водопровод Ла-Кумбре, идущий от верховий реки Чикама в 133 км от побережья, действует и сейчас. Он расположен на высоте 15 м, а его протяженность составляет 1400 м.
Естественно, что народ, осуществлявший столь сложные и объемные работы, должен был иметь и развитое хозяйство. У мочиков оно основывалось на ирригационном земледелии и на использовании заливных земель около рек. На участках выращивались маис, фасоль, картофель, юка, чиле, томаты и еще около 50 окультуренных растений. Урожайность повышалась за счет использования природного удобрения – гуано. Птичий помет скапливался на побережье в огромных количествах и ценился, как сказали бы в Старом Свете, “на вес золота”.
Мочики достигли большого искусства в обработке металлов – золота, серебра и меди. Они умели плавить, паять и покрывать позолотой медные предметы. Изделия они отливали или выделывали из расплющенных в тонкие листы слитков. Позолота у моче накладывалась на медь путем электролитической (электрохимической) реакции. Металлы в основном шли на изготовление украшений, хотя есть и отдельные находки медных клиновидных долот. В украшениях часто использовалась бирюза.
Запросто может оказаться, что всякие мелкие “культуры” являются на самом деле частями гораздо меньшего количества более крупных культур. Что-то уж очень автор дробит… А сходства в погребениях и других артефактах хватает!.. У автора получается, что чуть ли не каждая новая деревня, открываемая археологами является самостоятельной культурой…
Эта культура [Пуэрто-Моорин] просуществовала в долине Виру на северном побережье с начала нашей эры по 500 год. О ней известно не так много – в основном то, что сохранили погребения…
На черепах сохранились следы деформации – уплощения затылка.
Так же, как Пуэрто-Моорин, культура Гальинасо просуществовала на северном побережье с начала нашей эры по 500 год и при этом оставила мало памятников. Правда, к настоящему времени раскопано более сотни могил, относящихся к культуре Гальинасо, при этом опубликовано не все и не полностью.
Хоронили умерших здесь в узкой могиле… Рядом ставили обычно три-четыре сосуда. В рот обязательно клали кусочки металла, чаще всего меди. Маленький кусочек металла встречается иногда и рядом с костяком.
плата богам медью… Значит богам была нужна медь…
Эта культура [Рекуай] просуществовала целое тысячелетие – с начала нашей эры по 1000 год. Она возникла на севере Перу, в долине Кальехон-де-Уайлас. Свое название культура получила по названию местной реки – Рекуай.
О самой культуре имеется не так много сведений. Вместе с тем, обнаружение ее выглядело достаточно таинственно: с Рекуай связываются подземные галереи или прямоугольные камеры, в которых была найдена керамика знаменитого стиля Рекуай. Галереи имели в длину от 5 до 20 м и находились на глубине до 2 м. Входная яма представляла собой колодец небольших размеров, прямоугольной формы. Стены были выложены камнем, а не адобами, что характерно для горных регионов – не только из-за обилия этого строительного материала, но и из-за его лучшей устойчивости в климате с частыми ливневыми дождями. Примерно на половине глубины колодец перекрывался плитой. Считается, что эти галереи связаны с погребениями, но, как и в шахтно-галерейных погребениях культуры Викус, в Рекуай сохранились лишь незначительные фрагменты костных останков.
Сложные могильные сооружения свидетельствуют и о достаточно развитых религиозных представлениях, предполагавших наличие специальных жрецов, следивших за выполнением обрядов и стилистикой ритуальных изображений.
религиозная цензура?.. Что-то явно надуманное и привнесенное из современного мира… Да и в современном мире даже при существующих канонах, например, христианства и регулировании церковью религиозных изображений существует весьма мощный “профанный” слой околорелигиозной и религиозной продукции, слепленной без какого-либо цензурного контроля.
Мастера Рекуай оставили образцы великолепной скульптуры – статуи сидящих на корточках людей со сложенными на груди руками. У них огромные головы, острые подбородки, круглые глаза и излишне крупные носы. Судя по тому, что в своих руках эти милые персонажи держат щиты и палицы, а сами украшены отрезанными человеческими головами, можно предположить, что все они – воины. На их головах – уборы и изображениями хищников. Правда, сохранились и скульптурные изображения женщин рекуай.
Любимая тема монументальных изображений на каменных плитах – кошачий зверь. Он сидит на задних лапах, наподобие человека. Некоторые исследователи называют его “лунным котом”, другие – “Зверем Рекуай”.
…образ “Зверя Рекуай” связан с представлениями древних перуанцев о загробном мире. Луна, как и у многих других народов, отождествляется у них с местом реинкарнации душ умерших, а мифологическое кошачье существо принимает эти души в стране мертвых. Подобное, кстати, мы встречаем и в иконографии мексиканских ольмеков.
Эти культуры [Каньете и Чинча] южного побережья относятся к 800-1500 годам. Свое название они получили по названиям рек, в долинах которых были обнаружены.
Самый известный памятник этой культуры – Серро-дель-Оро – это холм, на котором расположены террасы с подпорными стенками из адобов. Здесь же находятся и многочисленные погребения. Пришедшее позднее в долину население использовало юго-восточный склон холма для могильника. При этом они нарушили целый ряд погребений культуры Каньете.
Эта культура [Ика] южного побережья возникла в долине реки Ика уже довольно поздно и просуществовала с 1000 по 1500 год.
О ней вообще практически ничего не известно. Сведения о могилах, из которых происходит керамический материал культуры Ика, очень скудны. Уле говорит о ямах “в форме параллелепипеда”, которые часто перекрыты тростниковой кровлей. Перекрытие поддерживается столбами. На ранних этапах культуры использовались по преимуществу кирпичи полусферической формы, а затем перешли к квадратным и прямоугольным адобам.
В могилы помещались мумии, завернутые в пакет. Население практиковало черепную деформацию – уплощение затылка.
и это – все, что сказано в книге о данной культуре. Ни словом не упомянута знаменитая коллекция камней Ики, хотя о ней уже столько всякой информации… Не упоминается даже в контексте какой-нибудь “фальшивки”… Масса описаний керамики той же культуры Рекуай, и полная тишина о камнях Ики… Вот и замечательный пример того, как академическая история обходится с фактами: то, что не вписывается в ее картину или не находит объяснения с позиций этой академической истории, просто не упоминается вообще!!!
Эта культура [Чанкай] центрального побережья возникла в 800-900 годах и просуществовала до 1475 года. Свое название она получила по названию долины Чанкай, что в провинции Уарал, департамент Лимы, в 60 км к северу от перуанской столицы…
Долина Чанкай была заселена, по крайней мере, в III тысячелетии до н.э…
Сменилось немало обитателей долины, пока в VII-IX веках в долине не возникла культура, которая и получила название Чанкай. Это уже были не кочевые племена, сменявшие друг друга, но зрелое и устоявшееся общество, закрепившее за собой определенную территорию. Вместе с тем, Чанкай стала типичной для Перу начала II тысячелетия культурой – с развитой социальной структурой, сходной с инкской, сельским хозяйством и животноводством, ремеслом, торговлей.
В чем народ чанкай преуспел, пожалуй, больше, чем остальные перуанские соседи, – это в ткачестве. Язые, на котором говорит современное население района культуры Чанкай, – аймара. И слово чанка на аймара означает “нить”, “ткать”. Ткани изготовлялись разных типов – цветные с тканым рисунком, плотные с набивным рисунком, тонкие ткани и кружева, многоцветные ковры.
Поселения Чанкай представляли собой городские образования, в которых выделялся центральный поднятый на платформе акрополь. В город входили церемониальный центр, жилые и ремесленные кварталы, окрестности. Совсем рядом с городом располагалось кладбище.
Самым интересным архитектурным комплексом считается Пачакамак, раскинувшийся на площади в 9 км2. Он расположен на обрывистом мысу на высоте 75 м над долиной реки Лурин. Здесь, у подножия небольшого холма, находилась главная святыня чанкайцев – храм божества Пачакамак. Он представлял собой возведенное на террасах прямоугольное здание длиной 120 м и шириной 55 м, ориентированное с северо-востока на юго-запад. Сохранились даже остатки настенных росписей. В основном это были изображения людей, птиц, рыб и растений. Вокруг храма была возведена ограда, которая образовывала довольно большой двор. Улицы Пачакамака перекрещивались под прямым углом, образовывая четыре больших квартала. Здесь-то и располагались дома, разделенные между собой широкими стенами, которые одновременно служили “улицами” или “пешеходными зонами” со ступенями.
Археологом Уле выделено два типа зданий, которые возводили чанкайцы. Один тип он назвал “дворцами”. “Дворцы” располагались на невысоких платформенных пирамидах (3-6 м). Внутри они были поделены на несколько комнат. Перед платформой строилось странное сооружение наподобие входного лабиринта и башня. Вообще, лабиринт был излюбленной фигурой чанкайцев.
Второй тип сооружений названия не получил, но по сути он очень напоминает североамериканские кивы. Это окруженные глухими стенами помещения со входом сверху в виде специального спуска со ступенями вдоль стен. Высота их составляет от 2 до 4 м. Эти сооружения всегда примыкали к дворцам.
Судя по сохранившимся сведениям, общество чанкай состояло из различных социальных и профессиональных сословий. Здесь были рыболовы, земледельцы, ткачи, гончары, торговцы, жрецы и правители. Причем это самодостаточное общество было так хорошо организовано, что сюда практически не проникало влияние инков.
разве в таких случаях дело только в организованности?..
В… женском погребении найдены две собаки, что опровергает представления об этом животном как спутнике охотника. Возможно, что в Перу, как и в древней Мексике, считалось, что собака является проводником душ умерших в селения предков.
Добавить комментарий