Следует заметить, что целые антары чаще всего встречаются в погребениях, что, по всей видимости, связано с представлениями древних насканцев о странствии душ умерших. В большинстве же случаев они подвергались ритуальному повреждению. Так, например, за полевой сезон 1994-95 года в Кауачи было найдено в одном тайнике 27 антар со следами намеренного повреждения. Какое событие могло произойти в середине IV века, чтобы было сделано такое странное приношение богам? Да и сами антары не выглядели обычными. Их отличает особая тщательность изготовления и необычайно большие размеры. Антары из Кауачи состояли из 10-15 трубок и достигали 90-сантиметровой длины. При этом выполнены они были из очень тонкого слоя глины, толщина которого составляла всего около 1 мм. Внутренняя поверхность трубок была абсолютно гладкой, что необходимо для хорошего звучания. Акустические исследования показали, что древние мастера умели предельно точно настраивать свои инструменты.
Могилы свидетельствуют о значительном социальном расслоение этого общества [Наска]. Особенно отчетливо это видно по захоронениям Чавиньи. Здесь есть как бедные могилы, так и принадлежащие знатным личностям, которые уходили на тот свет в сопровождении слуг и домочадцев.
Детишкам, как это было принято, продолжали деформировать черепа, путем сдавливания лба и затылка. Некоторым взрослым иногда трепанировали черепа – но уже не в таком массовом порядке, как это происходило в Паракасе. Любопытно, что отношение общества к этим людям (вернее, головам) резко изменилось. Судя по всему, все “трепанированные” состояли на особом учете. И когда они умирали, их головы отделялись от туловища, а в погребение клали обезглавленное тело с приставленной к нему небольшой тыквой! Опасные (или особо ценные?), по всей видимости, головы захоранивались отдельно, в специальных тайниках.
Этот, казалось бы, странный факт может служить доказательством гипотезы Л.П.Гирмака о попытках древних американцев достичь с помощью нейрохирургического вмешательства измененного состояния сознания. Люди, перенесшие трепанацию, становились “колдунами” или ясновидящими и неизбежно занимали особое положение в обществе. Совершенно очевидно, что в Паракасе были и великолепные хирурги, и множество ясновидящих. В Наска по неизвестной нам причине эта традиция постепенно утрачивается. Очень может быть, что новая власть решила разделаться с колдовскими практиками, для чего головы умерших (возможно, убитых) колдунов стали отделяться от тел. Как известно, нарушение целостности тела при захоронении, согласно поверьям многих народов, предопределяет невозможность реинкарнации или возрождения умершего…
Можно предположить и иное – постепенно исчезла традиционная школа нейрохирургов, и потому все более редкие трепанированные головы колдунов стали носить особый сакральный характер. Так или иначе, практика трепанаций черепа в культуре Наска угасает и постепенно практически сходит на нет.
вряд ли дело в постепенном исчезновении нейрохирургов. Один хирург может за свою жизнь прооперировать массу народу (не месяцами же шла операция). Следовательно, по этой причине трепанация бы исчезла в одночасье – со смертью последнего хирурга…
Иногда отрезанные засушенные человеческие головы оказывались в чужих погребениях в качестве сопроводительного инвентаря. Эти головы носили следы традиционной для Наска деформации. Они были прикреплены к шнурам, на которых их некогда носили. Археологи называют их “головами-трофеями”, полагая, что они были отрезаны у побежденных врагов.
Культ так называемых “мертвых голов” занимает особое место в этой культуре. Головы встречаются не только в погребениях. Их изображение появляется на керамике и тканях и имеет в себе черты сходства с “плачущими масками” из Паракаса. Иногда это круглый сосуд, выполненный в виде головы и расписанный как человеческое лицо, а иногда – роспись на сосуде, где появляется орнамент из голов. Изображаются и птицы, несущие головы под крыльями или даже в клюве. “Лицо” (голова) иногда изображается поглощаемым неким фантастическим ягуароподобным существом. А сам “бого-кот” или “кото-демон” представлен в виде одного из обязательных украшений приличного человека – …золотой маски, изображавшей усатую морду кошачьего.
Любопытно, что “лицо” в некоторых случаях вписывается в прямоугольный контур – этот графический прием хорошо известен в мезоамериканском письме. И даже дополняется знаком “холодной лестницы” – мексиканского символа пещеры-преисподней. Таким образом, мы вновь и вновь возвращаемся к странным совпадениям в темах и сюжетах перуанцев и мексиканцев на рубеже нашей эры.
Анализ керамики и фрагментов дерева, обнаруженных в непосредственной близости от геоглифов, позволяет предположить, что созданы они были в 300-800 годах н.э.
то же мне “основание”!.. А если бы нашли разбитые бутылки, датировали бы ХХ веком?.. Плохо искали: они там, наверняка есть…
…благодаря астрометрическим замерам и расчетам Марии Райхе удалось первой определить время создания рисунков в пустыне. Они указывали на положение солнца в V веке н.э. И только значительно позже, когда на пересечении двух линий был обнаружен деревянный столб, радиоуглеродный анализ подтвердил правильность ее рассуждений.
…дотошные археологи: обшарив в свойственной им манере окрестности, они обнаружили, что многие из изображений, вполне поддаются обзору с окрестных возвышенностей и гор.
При пересечении нескольких линий возникали “центры в виде звезды”. Как описывает Райхе, “они все расположены в местах небольшого выступа на почве таким образом, что камни, которыми облицовывалось такое место, и поныне видны с довольно большого расстояния”. Благодаря подобным поднятиям фигуры с высоты пресловутого “птичьего полета” выглядят объемными.
Оказалось, что контур каждой фигуры был выполнен из непрерывной линии. Кривые линии, составлявшие фигуры, складывались из сегментов кругов, центры которых отмечались с помощью камня, размер которого точно соответствовал одной сотой радиуса. При этом каждая из фигур имела в своем непрерывном контуре один-единственный разрыв, к которому вел, как правило, своеобразный коридор. Случайно или нет, но эти входы практически во всех случаях размещались на уровне гениталий изображенной фигуры. Все фигуры примыкали к остальным в основном через эти самые окна или же находились в непосредственной близости с ними.
не особо-то и подтверждается снимками…
Т.Морисон… предположил, что линии могли быть священными дорогами, а пустые пространства – местами отправления культа. Сами фигуры должны были воплощать мифических божеств и духов-животных. Это убеждение подкреплялось и существованием в доколумбовом Перу такого понятия, как уака. Термин уака (священный объект) не является определением предмета. Под уака могут подразумеваться и фигурки, и места поклонения, и памятники, и духи воздуха. Инки называли уака всю систему разветвленных дорог вместе с культовыми объектами. Уака служили местом поклонения следующим образом: вдоль всего пути располагались специальные пункты, как, например, горный перевал или место стоянки. Они отмечались кучей камней. Это сооружение почиталось как уака. Каждый проходящий клал туда свой камень или комочек из жеваных листьев коки. Возможно, что древние обитатели Наски не ограничивались выявлением естественных священных мест, а создавали их специально, приспосабливая для отправления культов. Вместо каменных храмов они создавали святилища из линий в двухмерном пространстве.
Любопытны и физические эффекты, возникающие в этом открытом храме, подмеченные Марией Райхе. Местность продувается сильными ветрами, переносящими песок, “тогда как в нескольких сантиметрах от поверхности сила ветра значительно ослабевает, что объясняется наличием темного камня, поверхность которого притягивает горячие лучи, создавая тем самым эффект тепловой подушки, защищающей площадь от резких ветров. И наоборот, в тех местах, где поверхность окрашена в светлые тона, отраженные лучи поднимают тепло, образуя микродуновения… Рисунки создают, кроме того, и небольшое магнитное поле благодаря камням, имеющим сильное оксидное покрытие с характерным цветом. Данный физический феномен совпадает с символическим значением линий – они становятся связующим звеном между магнитными полюсами и, вместе с тем, между двумя центрами, двумя комплексами фигур, центром и поселением, центром и некрополем…”
…техника выполнения рисунков Наска идентична огромным геоглифам на столовых горах низовий Колорадо, которые были обнаружены только в 1932 году.
…одна из небольших фигур Наска представляет собой знаменитого “кото-бога” или человека в маске кошачьего. В самом факте появления изображения древнейшего, еще с Чавина, племенного прапредка нет ничего странного. Но каково было изумление археологов, обнаруживших на расстоянии 800 км от Наска, в горах Серро-Унитас на севере Чили, увеличенную копию этой фигуры! Копия была выполнена куда более тщательно и детально, нежели оригинал, и достигала 90 метров в высоту. Вход все так же располагался на уровне женских гениталий, а основной лабиринт разместился в пышных кошачьих (ягуара или пумы) усах.
…инки, политически и религиозно подчинившие себе всех земледельцев и пастухов, не очень-то жаловали тех, кто продолжал сохранять свои собственные традиции. К таким “отщепенцам” относились, в частности, так называемые чачапойя, ли “народ облаков”. И инки, и позже испанцы обвиняли в отчаянной воинственности эти племена, которые укрывались высоко в горах и возводили поселения на спрятанных в облаках вершинах. Известно, что чачапойя были земледельцами и обрабатывали свои поля на горных террасах. Горный климат вынудил их статьи великолепными ткачами, а духовная независимость заставляла соседей относиться с опаской и уважением к местным идеологам – шаманам.
История этого народа пока полна тайн. Первые свидетельства о существовании “народа облаков” восходят к IX столетию н.э., то есть на 600 лет опережают появление инкской империи. Чачапойя занимали покрытые лесами горы между реками Уайяга и Мараньон на площади в 30 тысяч км2. Они возвели сотни поселений на недоступных вершинах гор. Некоторые поселения состояли из нескольких десятков зданий, в других их насчитывалось до четырехсот. Поселения укреплялись мощными оборонительными сооружениями – это была защита от своих же соседей, поскольку других групп населения в этих местах практически не было. Однако, несмотря на всю кажущуюся таинственность, основные характеристики этой культуры явно восходят к древним перуанским традициям – это и захоронение мумий, и каменные постройки, и традиция изготовления тканей.
Самым известным и одним из самых удивительных городов доиспанской Южной Америки считается поселение-крепость чачапойя Куэлап, расположенное на большой высоте у истоков реки Уткубамба, в стратегически исключительно выгодном месте. Поселение, состоявшее из более чем 400 построек, было обнесено мощной стеной высотой в 20 м. Дома были сложены из камня, устанавливались на платформе и имели круговую планировку. Сверху они покрывались высокой конусообразной крышей из листьев. При ежегодном количестве осадков в 4000 мм подобные архитектурные изыски оказывались совсем не лишними.
Опасность затопления и скопления непроточных вод учитывалась и при создании погребальных сооружений. В одних случаях, когда в целом позволяли условия сухого микроклимата, у подножий скальных образований возводились каменные или деревянные мавзолеи – чульпы, которых, кстати, на восточных склонах Анд обнаружены тысячи. В других случаях предпочитали использовать природные горные пещеры и укрытия. А иногда и вообще мумию как бы замуровывали в своеобразный вертикальный “саркофаг” из глины, камня и травы, наподобие гипсовой фигуры со специально выполненным “лицом” и покрытым красно-белой росписью “телом” – видимо, воспроизводился “портрет” покойного. Высота такой фигуры достигала 2,5 м. Их устанавливали в ряд по несколько штук в нишах скальных поверхностей “лицом к народу”. Так, например, в каньоне Карахия установлено пять таких фигур, группками в две и три.
Около 1470 года инки вторглись с юга на земли чачапойя, и те, пытаясь сохранить независимость, были вынуждены мигрировать в недоступные места. Примечательно, однако, что оккупанты освоили не только хозяйственные территории ушедших чачапойя, но и стали использовать их могильные сооружения, в которых археологи теперь обнаруживают предметы, принадлежащие обеим культурам.
Огромное государство инков сформировалось на прилегающих к Тихому океану прибрежных землях и в высокогорных районах Анд на основе местных культур. Произошло это не сразу и не вдруг. В XII веке началось достаточно бурное возвышение инкской общины Куско, где этим племенем было ассимилировано местное родственное население. Затем инки возглавили союз племен (в основном кечуанских) для борьбы с воинственными чанками и, войдя во вкус, с 1440 года стали активно развивать военную экспансию. В XV-XVI веках к инкским владениям были присоединены территории запада Эквадора, Перу, юго-западная часть Боливии, северная часть Чили, северо-западная часть Аргентины, часть Колумбии. Таким образом, к XVI веку сформировалось огромное государство, называвшееся Тауантинсуйю.
Столицей государства стал город Куско, получивший свое имя от названия долины. При этом на языке кучуа слово куско (коско) означает “пуп земли”.
Изначально слово инка означало проживающих в Куско индейцев, говорящих на языке кечуа. Испанцы же называли так все народы, входившие в империю инков. Однако Инка с большой буквы означало уже династическое имя верховных правителей. Титул верховного правителя был Сапа-Инка, что переводится как “Единственный Инка”.
Уже само название государства инков Тауантинсуйю несло черты державности. Это слово на языке кечуа буквально означает “Четыре соединенные между собой стороны света”. По странам света происходило и административное деление: на севере находилась провинция Чинчасуйю, на юге – Кольясуйю, на западе – Контисуйю и на востоке – Антисуйю.
Существует множество вариантов легенды о возникновении и самих инков, и их столицы Куско. Одна из версий повествует о том, что первым правителем инков был Манко Капак – сын Солнца (Инти) и, естественно, Луны (Кильи). Вместе со своей сестрой-женой Мама Окльо он вышел из вод того самого озера Титикака. От отца Манко Капак получил золотой жезл, который должен был указать место, где следует основать центр государства. И вот там, где магический жезл легко вошел в почву, и был основан город, ставший столицей великой империи. Манко Капак назвал этот город Куско.
опять тема сестры-жены!..
Согласно еще одному мифу, прапредки инков – четыре брата и четыре сестры (жены) – появились из каменной двери пещеры на острове Титикака, неподалеку от Тиауанако. По другой версии, это была пещера Тампутоко в долине Апуримак. Как бы то ни было, один из вышедших на свет, к солнцу, братьев вернулся в пещеру, после чего его, правда, больше никто никогда не видел. Два других брата попросту превратились в камни, а третий, Манко Капак, основал Куско и четырьмя камнями обозначил четыре страны света. Были ли среди валунов окаменевшие братья, история умалчивает.
В ту самую легендарную эпоху, когда племя инков лишь обосновывалось в долине, успело смениться семь правителей – Манко Капак, Синчи Рока, Льоке Йупанки, Майта Капак, Капак Йупанки, Инка Рока и Яуар Уакак. Восьмым правителем стал Виракоча. Согласно некоторым версиям мифов о сотворении мира, Виракоча появился из озера Титикака. Тогда он создал из камня Человека, Солнце, Луну и Звезды, после чего разделился на три ипостаси. Затем разрушил все, что было, и создал род людской заново – основал Куско и заложил основы инкской империи. После чего пересек всю территорию Тауантинсуйю и исчез на западе в водах Тихого океана.
Время нахождения у власти Виракочи является переходным периодом между легендарным отрезком истории инков и историческим. Правда, под конец его правления произошел конфликт между инками и их соседями. К стенам Куско подошли чанки. В этот ответственный момент Виракоча и его сын Уркон почему-то покинули город или даже, по некоторым сведениям, сдались в плен. Оборону Куско возглавил другой его сын, не обладавший правом наследования, – Пачакутек. Заметим, что “других сыновей и дочерей” у Виракочи было очень много – и законных и незаконных. Но толковым оказался только один – Пачакутек. Под его руководством чанки были разгромлены и вынуждены были отойти от города. Позже они стали союзниками победителя. О героическом возвращении отца и сына в освобожденный город легенды ничего не говорят, зато достоверно известно, что после смерти Виракочи, случившейся около 1438 года, власть перешла к Пачакутеку. Он тут же подчинил соседние общины, казнил противников и начал завоевательные войны, которые и привели к созданию великой империи инков. Так или иначе, 1438 год считается годом основания государства Тауантинсуйю, и с этого времени история инков обретает черты реальности.
судя по всему, автор смешала в одно “бога” Виракочу и человека под тем же именем, но который был значительно позже…
Особое значение Пачакутек придавал походам в южном и юго-западном направлениях – в район озера Титикака, где находилась легендарная “прародина” инков. В результате этих завоеваний во владении инков оказались огромные стада лам и альпак. А это уже позволяло решать проблемы с транспортом, в частности, с доставкой одежды и продовольствия для действующей армии. Расчетливый Пачакутек тут же объявил стада лам собственностью верховного Инки, даже не догадываясь о том, что тем самым он заложил основу имперского сектора экономики, ресурсами которого распоряжалась непосредственно царская власть.
Естественно, что столь быстрое расширение территории и рост численности подданных требовали изменений в сложившейся системе управления. Для начала Пачакутек начал распределять власть между преданными ему вождями покоренных племен. Непокорных он попросту уничтожал. Язык кечуа, на котором говорили инки, был объявлен официальным языком империи. Впрочем, обитателям “провинций” не запрещалось пользоваться и своим родным языком. Обязательное знание кечуа требовалось лишь от должностных лиц.
В 1463 году к власти пришел Тупак Йупанки, сын Пачакутека. Поначалу он мирно правил южными окраинами, заселенными племенами уанка-бамба и палта. После вялого сопротивления ему почти добровольно подчинились каньяри. Вдохновленный победами, Тупак Йупанки приступил к традиционной политике завоеваний и подчинил северные районы Эквадора (царство Кито) и земли Боливии. Правда, продвижение дальше на юг уже оказалось не столь удачным – инкам никак не удавалось подчинить себе аураканов, индейцев, издревле проживавших на территории пустынного побережья Чили. Нои без аураканов численность жителей подчиненных земель увеличилась настолько, что Тупак Йупанки распорядился провести первую перепись населения империи. Он же ввел десятичную административную систему, с помощью которой можно было собирать налоги и вести точный подсчет подданных. Для реализации этого замечательного плана все наследственные вожди были заменены кураками. Этот же правитель ввел практику массовых переселений на покоренных территориях.
переселения куда и зачем?..
Добавить комментарий