Главная страница » Конспекты » Тайны » Археоастрономия и история культуры (Владимирский Б. М., Кисловский Л. Д.)

Возникновение астрономических знаний принято относить к “седой древности”. Накопление этих знаний, согласно наиболее распространенному сценарию, стимулировалось практическими потребностями общества. Обычно называют две: необходимость ориентироваться при миграциях и регламентация сельскохозяйственных работ. Полагают, что происхождение астрологии как целостной доктрины, трудноотделимой (вплоть до конца средневековья) от практической астрономии, также следует отнести к аналогичной “седой древности”. Одни считают, что астрология возникла позже – выделилась из “практической” астрономии под влиянием некоторых социальных потребностей (каких – неясно). Согласно другой точке зрения, реальные практические астрономические знания накапливались первоначально в рамках астрологической парадигмы. Астрономия выделилась из астрологии в процессе “распада” мифологемы тотального “поклонения Небу”. Причины такого “распада” обычно не обсуждаются и, в общем, остаются непонятными.

Все эти идеи и соображения не вызывают принципиальных возражений. Однако как быть, например, с упомянутыми стимулами возникновения астрономических знаний, если сейчас известно, что в древнем обществе могли использоваться иные, нежели астрономические системы ориентации, а пристальный интерес к астрономическим наблюдениям, похоже, возник до начала развития производящего хозяйства, т.е. регламентация сельскохозяйственных работ, видимо, не была основной причиной интереса к астрономии? Устойчивое накопление количественных эмпирических знаний кажется невозможным вне развития письменности, но именно с такой ситуацией приходится сталкиваться при рассмотрении места и значения древнейших астрономических знаний в системе архаической культуры. Продолжают оставаться неясными обстоятельства появления и развития астрологической доктрины. В развивавшихся автономно цивилизациях Нового Света астрология, видимо, играла важную роль – не менее важную, чем в системе культуры евроазиатских очагов цивилизации. Если это так, то ее возникновение не отражает ли какие-то существенные закономерности социального развития древних обществ? Какие это закономерности?

Археоастрономия свидетельствует о том, что древние сообщества придавали астрономическим наблюдениям очень важное значение. Вероятно, эта особенность социальной активности около 7000 лет назад носила глобальный характер. В последующие эпохи (скажем, рубеж н.э.) во многих районах Ойкумены астрономическим наблюдениям уже, видимо, не придавалось такого значения.

…социальные функции календаря для наших далеких предков были иными, нежели сейчас. В наши дни календарь считается совершенным, если в нем удовлетворительным образом целое число суток согласовано с длительностью так называемого тропического года (промежутка времени между последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия). Древние календари, как правило, лишены арифметической простоты и кажутся неоправданно сложными. Во всех без исключения древнейших очагах цивилизации Месопотамии, Египте, Греции, Индии, Китае, Мезоамерике – древние календари были лунными либо лунно-солнечными. В последнем случае требовалось согласовать смену лунных фаз (синодический месяц, 29,53 суток) с годичным движением Солнца (365,24 суток). Для такого согласования необходимо было найти календарные циклы, в которых целое числе лет с достаточной точностью равнялось бы целому числу лунных месяцев.

Все эти усложнения, однако, представляются вполне оправданными и целесообразными, если учесть, что для древних критерием совершенства календарей была их согласованность не только с сезонами года, но и со многими другими циклами (ритмами) биосферы. Даже в хорошо разработанной единой календарной системе провести такое согласование очень сложно. Решение этой задачи нередко достигалось иным путем – применением одновременно нескольких календарей, действовавших параллельно. Например, в Древнем Китае, помимо “обычного” лунно-солнечного календаря и сезонного сельскохозяйственного календаря, широко использовался бытовой 60-летний циклический календарь.

По сложившейся традиции возникновение 60-летнего календаря относят к эпохе правления легендарного китайского императора Хуан-ди (26 в. до н.э.). Некоторые исследователи полагают, что эта календарная система является еще более древней и ее основные элементы заимствованы китайцами у кочевых племен Центральной Азии. Ее устройство вкратце таково: каждый год внутри одного полного цикла имеет двойное название. Эти названия отражают сложную символику древней восточной натурфилософии, включающей представления о пяти основных элементах мира (огонь, земля, металл, вода, дерево), их диалектических качествах (“инь”, “янь”) и их “земных корнях”. “Земных корней” всего двенадцать, что соответствует 12-летнему животному циклу (мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья), 60-летний интервал включает 5 таких циклов по 12 “лунных” лет, причем число дней в году может быть 354-355 или 383-384. Если использовать названия животных для 12-летнего цикла, то каждый год 60-летнего интервала дополнительно кодируется с помощью цветовой символики. Например, год овцы, приходящийся на 8-й, 20-й, 32-й, 44-й и 56-й годы 60-летнего цикла именуется, соответственно, так: белая овца, далее – черная, синяя, красная, желтая. Календарь корректировался, видимо, наблюдениями Юпитера и Сатурна (соответственно 5 и 2 оборота за 60 лет).

В описанной системе нетрудно заметить некоторые известные сейчас ритмы биосферы. Собственно 60-летний цикл давно известен в вариациях толщины колец деревьев, для некоторых регионов- в урожайности, что объясняет его присутствие в потребительских ценах (упомянутые “волны Кондратьева”).

Еще один аргумент, свидетельствующий о глубоком экологическом смысле 60-летнего календаря животных, – этот цикл фигурирует в рекомендациях по применению древнейшего терапевтического средства восточной медицины – иглоукалывания (акупунктуры). Как известно, в акупунктуре важное значение придается и суточному и месячному (лунному) биоритмам. И согласно древнему медицинскому канону, воздействие на определенные активные точки с целью добиться возможно большего лечебного эффекта должно учитывать фазу основных календарных циклов. Любопытно, что связь состояния активных точек с уровнем геофизической возмущенности европейская наука обнаружила совсем недавно.

Для выработки столь сложных календарных систем, позволяющих регламентировать социальную и хозяйственную активность первобытной общины в согласии с естественной ритмикой биосферы, требуются, очевидно, очень большие интервалы времени. Неоднократно предпринимались попытки оценить порядок величины этого временного отрезка. В настоящее время такая оценка стала возможной в связи с замечательными археологическими открытиями, существенно изменившими наше представление о человеке палеолита. Похоже, начальные стадии создания сложных календарей… можно непосредственно наблюдать. И такие события должны быть отнесены к верхнему палеолиту – 20 тыс. лет тому назад.

какая-то ерунда… столь совершенные календари без каких-либо временных “коррекций” столь давно?..

Самые древние календари. Многие предметы, найденные на местах стоянок палеолитического человека, украшены орнаментом, обычно очень несложным. Суть открытия, о котором идет речь, состоит в том, что во многих случаях такой орнамент представляет собой календарную пиктограмму. Убедительные доказательства этому были получены в 60-х годах независимо в нашей стране Б. А. Фроловым и журналистом и писателем А. Маршаком в США. Б. А. Фролов провел детальное изучение орнаментов на почти двухстах палеолитических предметах Евроазиатского континента. Обнаружилось, что для элементов орнамента характерны группировки по 5, 7, 10 и 14. Например, на браслете, вырезанном из бивня мамонта (стоянка Мезин у р. Десны, неподалеку от Чернигова), нанесены насечки простейшего орнамента: по краю каждой пластины браслета (их всего 5) нарезаны группы линий под углом 45 относительно края пластины. Оказывается, через каждые 14 черточек их направление меняется на 90 . Две такие серии с изменением наклона (14+14) можно сопоставить, по мысли Б. А. Фролова, с лунным месяцем – нарастанием диска Луны до полнолуния и последующим его убыванием до новолуния (28-29 дней). Браслет, таким образом, представляет собой как бы наручный лунный календарь. Более того, общее число насечек суммарно на всех пяти пластинах обставляет 560-удвоенное число 280 (10 лунных месяцев, длительность цикла беременности). Аналогичные закономерности обнаруживаются и на другом браслете из той же стоянки. В более сложном рисунке опять можно обнаружить группировку элементов по 7 и 14, найти число 282 и дополнительно отыскать соотношение, дающее число дней солнечного года (366 дней). Естественно предположить, что этот календарь мог служить для установления соответствия между фазами Луны и сезонами года. Такая сложная структура орнамента встречается не всегда. Во многих случаях нарезки на фрагментах бивней, костях, камнях соответствуют числу дней в одном или двух лунных месяцах (группировка по 7; группы элементов по 5 и 10 отражают, видимо, “пальцевый” счет).

какие-то уж очень сложные навороты для простейших вещей…

В это же время американец А. Маршак нашел очень близкие к описанным “календарные мотивы” в некоторых образчиках наскального искусства пещер Испании. В одном случае (пещера Канчаль-де-Маома, 7-е тыс. до н.э.) была даже просто изображена последовательность лунных фаз: от молодого месяца к полнолунию и далее к противоположно направленному серпу Луны последней четверти.

вот в этом-то нет ничего удивительного…

Очень правдоподобным кажется предположение, что именно в ту далекую эпоху человек стал придавать особое значение числу 7, игравшему позже, как известно, важную роль в истории культуры (семь цветов радуги, семь смертных грехов, семь чудес света, семь персонажей – героев мифов и т. п.). Среди различных гипотез происхождения “магической” семерки “космический” вариант, связанный с членением лунного месяца, думается, самый убедительный. Обнаружение околонедельной биологической ритмики позволяет считать, что для первобытного охотника с его острой наблюдательностью лунный месяц естественно распадался на недельные (или двухнедельные) интервалы.

…разработка календарей должна была сопровождаться строительством обсерваторий.

опять полная ерунда!.. Для каких-то календарей, в которых и приблизительной точности вполне хватает (ведь работают они с целыми числами, и, следовательно, округление неизбежно!), вдруг понадобилось строить мегалиты!?.

…в эпоху конца неолита-начала бронзы северо-запад Европы был покрыт целой сетью обсерваторий для наблюдений Солнца и, что несколько неожиданно, наблюдений Луны. Многие из таких обсерваторий выглядят довольно скромно – это просто стоячие камни (менгиры), использовавшиеся как визиры, или кольца из стоячих камней (кромлехи). Некоторые из этих сооружений по своим размерам едва ли уступают Стоунхенджу. Таков, например, исследованный экспедицией А. Тома комплекс, расположенный в районе Карнака (Бретань, Франция). Одним из центров комплекса служил некогда Большой Разбитый Менгир – упавший и расколовшийся на четыре части камень общей длиной 22,5 м. До своего падения (вероятно, при землетрясении) он возвышался над поверхностью земли на 19 м. Монолит, известный у местных жителей как “Камень Феи”, весил около 330 т. Ближайшее место выхода гранита, из которого состоял монолит, до точки установки отстоит на 80 км. Он, несомненно, был подвергнут обработке (поперечное сечение-овал). Чтобы реализовать возможность наблюдений с помощью Большого Менгира, необходимы четкие линии визирования в направлениях восходов и заходов Солнца и Луны, причем длина линий – для обеспечения точности в доли градуса – должна составлять километры. Для некоторых астрономически значимых направлений, связанных с Луной, действительно удалось разыскать остатки ближних визиров на ожидаемых расстояниях. У одного из такого рода визиров располагаются две большие системы стоящих камней (Ле-Менека и-Кермарю). Обе эти системы обладают четкими геометрическими особенностями и, несомненно, являются счетными структурами.

такие сложности для уточнения календарей?.. Зачем это было нужно охотникам и собирателям?.. Или пусть даже земледельцам?.. Да еще и ворочать такие камни черти куда!..

…что писал о менгирах в начале века Жак де Морган, один из крупнейших археологов того времени:

“Во Франции менгиры еще более многочисленны, чем дольмены (мегалитические могильники.-Авт.). А. Де-Монтилье (французский археолог.-Авт.) насчитывает 6192 менгира, считая в том числе и каменные аллеи и кромлехи… Наибольший из них найден в Эр-Гра (камень Феи), ныне опрокинутый и разбитый… Мы теряемся в предположениях относительно первоначального назначения этих памятников… Кромлехи представляют собой большие круги от 50 до 60 метров диаметром, образованные 113 менгиров. Эти памятники очень многочисленны у нас во Франции, на Британских островах, в Швеции и Дании. Они встречаются также и в Передней Азии. Все же объяснения, данные на их счет, представляют из себя область фантазии”.

Многолетние работы А. Тома позволили выявить многие древние обсерватории по той причине, что они были мегалитическими (хорошо сохранились). Кроме того, они были “однотипными” – использовались, видимо, одни и те же алгоритмы измерений. По их особенностям они теперь легко узнаваемы. Сооружения такого рода встречаются, похоже, в самых разных уголках Евразии (например, в Японии). В путевых заметках Н. К. Рериха встречаем следующее интересное для нас место:

“Особую радость доставило нам открытие в Тибете, в области Трансгималаев, типичных менгиров и кромлехов. Вы можете представить себе, как замечательно увидеть эти длинные ряды камней, эти каменные круги, которые живо переносят вас в Карнак, в Бретань, на берег океана. После долгого пути доисторические друиды вспомнили свою далекую родину…”

Здорово! Однотипность – весьма важный фактор. Во-первых, это действительно означает ЕДИНЫЙ АЛГОРИТМ; а во-вторых, это не могло быть делом рук людей неолита (у них не было развитых средств коммуникации на столь обширных территориях) !!!

Приемы и методы наблюдений, использовавшиеся в древних сообществах, должны были, думается, быть довольно разнообразными – в зависимости от широты местности, типа ландшафта, традиции. Астрономические “устройства” могут очень по-разному быть совмещены с ритуальными и погребальными сооружениями. Интересным примером может служить обнаружение “астрономических аспектов” древнего святилища в Хакасии (долина реки Белый Июс). Здесь В. Е. Ларичеву удалось разыскать специально оборудованную площадку для астрономических наблюдений, “привязанную” к меридиану. В общем, совсем не исключено, что в настоящее время некоторые “типы” древних обсерваторий остаются нераспознанными. Как можно было бы догадаться об астрономическом назначении системы базальтовых столбов близ оз. Туркана (северо-западная Кения), если бы не было заранее известно, что календарная система древнеафриканского государства Куши была лунно-звездной (игнорирующей движение Солнца)?

несколько противоречит предыдущей идее… Но с другой стороны, подобный учет географического положения уже свидетельствует о предварительном ЗНАНИИ географии!!! И знании на весьма неслабом уровне!!!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: