(конспект)
Археологические раскопки в Клэктоне, графство Эссекс, и в Сванскомбе, графство Кент, открыли множество предметов, относящихся к эпохе раннего каменного века. Во время раскопок были обнаружены кремниевые инструменты, наконечники стрел, даже топоры, а также следы племенных пиршеств – кости слонов, носорогов, пещерных медведей, львов, лошадей, оленей, овцебыков и других животных. На основании этих раскопок и находок был сделан вывод, что территорию Британии человек заселил приблизительно между 10000 и 8000 годом до н.э. По всей видимости, кочевники пришли на остров с материка, влекомые плодородными землями и лесами, изобилующими дичью.
кости слонов или все-таки мамонтов (климат-то был не столь уж и теплый)?..
где-то в этот период происходил подъем уровня мирового океана, до которого Британские острова были гораздо ближе к основному материку (если вообще не составляли его часть).
Переход от кочевого к оседлому образу жизни совпал по времени с зарождением сельского хозяйства; первые следы культурной обработки земли в Британии датируются примерно 5000 годом до н.э. Это уже эпоха неолита. В местечке Скара-Брэ и Райнио на Оркнейских островах обнаружены остатки неолитических поселений, судя по которым бывшие кочевники строили дома из камня и умели вырезать из дерева домашнюю утварь; схожие данные предоставили и раскопки в местечке Карн-Бри в Корнуолле.
составители умалчивают, что некоторые раскопки в Скара-Брэ открыли древние жилища, более подходящие для карликов, нежели для человека обычного роста.
Сельское хозяйство изменило ландшафт, девственные леса уступили место возделанным полям. Раскопки неолитического поселения Уиндмиллхилл в графстве Уилтшир свидетельствуют о том, что тогдашние жители Британии держали в качестве домашнего скота овец, свиней и коз, сажали овес и ячмень, собирали лесные плоды и усердно осваивали гончарное ремесло. Своих мертвецов они хоронили в длинных курганах – высоких рукотворных холмах, насыпанных поверх деревянных гробниц. Эти курганы в изобилии встречаются в южной Англии, где прежде всего и расселились бывшие кочевники, привлеченные плодородием почвы и мягким климатом.
любопытно, что очень похожий стиль “захоронений” (по официальной версии, это именно захоронения) в виде т.н. маундов наблюдается и по другую сторону Атлантического океана – в Северной Америке.
Начиная приблизительно с пятого тысячелетия до Р.Х. на обширном пространстве от современных Испании и Португалии до Бретани, Ирландии, Англии, Шотландии и Скандинавии стали появляться таинственные каменные строения, сооружение которых требовало изрядного умения и немалых познаний в строительстве. Среди древнейших и наиболее величественных строений такого рода – Нью-Грейндж в Ирландии, Маэс-Хоув на Оркнейских островах и Брин Келли-Дду близ Энглси. Их отличительная особенность – подземный коридор, потолок, стены и пол которого выложены каменными плитами; этот коридор ведет в подземную пещеру, поверх которой насыпан курган и во множестве сложены камни. Археологи обычно трактуют эти строения (“хенджи”) как гробницы, однако не подлежит сомнению, что функции мегалитических сооружений не ограничивались лишь погребальными обрядами.
Многие камни мегалитов, особенно в Ирландии, украшены рисунками неясного назначения. В книге М.Бреннана “Звезды и камни” доказывается. Что некоторые из этих символов изображены с таким расчетом, чтобы в определенное время года на них падал луч солнца или луны. Берннан также утверждает, что коридор, ведущий в подземелье, зачастую ориентировался таким образом, чтобы в конкретный день года луч света мог по нему проникнуть в подземную камеру. В Нью-Грейндже, к примеру: свет восходящего солнца попадает внутрь в день зимнего солнцестояния. Эти данные позволяют предположить, что мегалитические сооружения использовались не только как гробницы, но и как храмы, и как астрономические лаборатории.
Разумеется, мегалиты обладают, если так можно выразиться, национальными особенностями, однако сходств у британских и, скажем, испанских мегалитов гораздо больше, чем отличий, поэтому вполне логично предположить для этих сооружений общее происхождение и общее назначение.
Еще несколько лет назад считалось доказанным, что строители мегалитов двигались на север от средиземноморской “колыбели цивилизаций”, шли этакими конкистадорами или миссионерами к северным пределам Европы. Но недавние исследования показали, что монументы на Атлантическом побережье Европы значительно древнее своих предполагаемых средиземноморских прототипов.
о каких именно исследованиях идет речь?..
Это открытие заставило вспомнить незаслуженно отвергнутые гипотезы, выдвигавшиеся в конце девятнадцатого – начале двадцатого столетий. Одну из таких гипотез выдвинул увлекавшийся мистикой антиквар Дж. Фостер Форбс, автор нескольких книг по истории Британии, среди которых и книга “Неописанное прошлое” (1938), где, в частности, говорится:
“Эти камни воздвигались с восьмого тысячелетия до н.э., и устанавливали их люди с Запада, а именно жрецы, пережившие катастрофу Атлантиды. Они возводили свои грандиозные сооружения, дабы установить и поддерживать порядок в обществе. Мегалиты служили одновременно лунными обсерваториями и храмами, в которых велись священные календари; вдобавок они обеспечивали плодородие земли и процветание обществ, управляя магнетическими витальными потоками в земной коре”.
Идея западного “происхождения” мегалитов – уже вне “атлантического контекста” – представляется на сегодняшний день вполне обоснованной, равно как и гипотеза об астрономических и календарных функциях каменных кругов. В книгах А.Торна “Мегалитические лунные обсерватории” и “Британские мегалиты” на основании многочисленных измерений и тщательно анализа доказывается, что:
“Каменные круги строились в соответствии с определенными геометрическими прототипами в русле классической пифагорейской традиции. Единицей измерения при их возведении служил так называемый мегалитический ярд – 2,72 фута. Камни внутри и вовне кругов выстраивались таким образом, чтобы зафиксировать определенную точку горизонта, в которой луна и солнце занимали “экстремальное” положение, например, во время солнцестояния. Тем самым можно сделать вывод, что строители мегалитов обладали весьма глубокими научными познаниями, основанными на геометрии и науке чисел, и были весьма сведущими инженерами и астрономами”.
составители только упускают здесь тот факт, что вся мифология и сакральные подоплека традиционных праздников островов привязана к таким датам, которые соответствуют основным солярным точкам как минимум 6000 лет до н.э. (а то и ранее на пару тысячелетий!).
С начала 1970-х гг. предпринималось множество исследований британских каменных кругов. Были получены результаты, в значительной мере подтверждающие предположения Дж. Фостера Форбса. В частности, многочисленные экстрасенсы, равно как и официальная наука, изучали аномальные энергетические свойства мегалитов. Книга Т.Грейвса “Каменные иглы” представляет собой взгляд экстрасенса на проблему взаимодействия мегалитов с подземными магнетическими течениями. Использование счетчиков Гейгера и ультразвуковых детекторов позволило обнаружить аномальные пульсации энергии в пределах каменных колец. К примеру, многие исследователи отмечали, что уровни ультразвука и радиации в пределах мегалитических кругов значительно ниже, чем вовне.
Если принять как данность, что строители мегалитов возводили свои круги и иные монументы на местах, обладающих определенными физическими свойствами, – это означает, что они умели находить потоки природной энергии и использовать их на благо своего сообщества. Вполне логично предположить, что эти потоки, эти загадочные силы природы персонифицировались с духах, которым поклонялись в каменных кругах.
сугубая практичность в определении мест и глубочайший мистицизм в трактовке?.. Очень сомнительно.
Более того, в кочевом обществе святилища “задействовались” лишь в конкретное время года, совпадавшее с миграцией племени. А в сообществе оседлом святилища функционировали круглогодично. Этот духовный переход от кочевания к оседлости хорошо иллюстрируется мифологическими преданиями о победе над змеем или драконом. Согласно алхимическим толкованиям, змей – меркурианские земные токи, которые обеспечивают плодородие земли; победа над змеем и пригвождение его головы к земле колом или камнем – традиционный способ подчинения земного тока.
оригинально… Жуткая мешанина…
составитель упускает из вида тот момент, что археологические данные показывают более поздний приход скотоводства (по сравнению с земледелием), а не наоборот.
Храмы возводились на местах неолитических святилищ, между ними, как в незапамятные времена, пролагали толпы паломников, вдоль которых воздвигались камни-указатели и иные “метки”. В тоге ландшафт получил самую настоящую сеть монументов – “леев”, которые зафиксировали сакральное пространство Британии. Тропы между храмами и святилищами, кстати сказать, обладали особой святостью: они трактовались не только как дороги паломников, но и как тропы мертвых и тропы духов, на которых в известное время года можно встретить самых невероятных существ. Поэтому мегалиты, стоявшие на пересечениях таких троп, пользовались одновременно хорошей и дурной славой, как места исцеления и границы между посюсторонним и потусторонним мирами.
Какие паломники в примитивном обществе?!. Либо надо тогда вести речь о весьма развитом обществе с широкой коммуникационной сетью и общими представлениями на весьма широком пространстве; либо не вводить каких-то “паломников”…
Появление на островах так называемых “людей кубков” (прозвище связано с наиболее характерной для этой человеческой группой формой сосудов) ознаменовало начало обработки металлов. Вполне возможно, “люди кубков” использовали свои кубки для пива – они выращивали ячмень и умели варить пиво. На островах они смешались с другой группой переселенцев, известных как “люди боевых топоров”; последние приручили лошадей, пользовались тачками на колесах и обрабатывали медь. Согласно одной из филологических гипотез, “люди боевых топоров” принадлежали к индоевропейцам и принесли на острова один из вариантов праиндоевропейского языка.
В результате смешения этих двух групп возникло явление, получившее в науке наименование Уэссекской культуры. Поселений представителей этой культуры до сих про обнаружить не удалось, весь археологический материал почерпнут из богатых гробниц, прежде всего из кургана Силбери-хилл, высотой 39 метров, как бы состоящего из вереницы земляных платформ. В разрезах видно, что этот курган сооружался в три этапа: изначально был возведен круглый курган с ядром из гравия, обложенным дерном, окруженный кольцом из столбов и сарсеновых плит; затем первичная насыпь была расширена слоем мела из кольцевого рва, потом ров заполнили и холм достиг современных размеров.
версия – таких поселений и не будет найдено. Не было их. А представитель Уэссекской “культуры” – те самые древние боги Британии, переселившиеся на соответствующим этапе в холмы (ставшие “жителями холмов”). Простым смертным были не положены предметы богов…
Поблизости от Силбери находится знамениты хендж Эйвбери, одна из крупнейших ритуальных построек Европы. Монумент площадью 12 гектаров окружен рвом и внешней насыпью, в которой имеется четыре симметрично расположенных входа. Вдоль внутреннего края рва расположен ряд плит из песчаника, в центральной части находятся два кольца из камней, каждое в диаметре около 92 метров. От южного входа начинается аллея менгиров, состоящая из двух параллельных рядов камней и протянувшаяся на 2,5 километра; она заканчивается у ритуальной постройки – по всей вероятности, святилища.
…по легенде, изложенной у Гальфрида Монмутского, честь постройки Стоунхенджа принадлежит магу Мерилну. По Гальфриду, король бриттов Амброзий Аврелий решил увековечить память о своих подданных, предательски убитых саксом Хенгистом, причем ему хотелось, чтобы памятник представлял собой “новое и доселе невиданное сооружение”. Никто из мастеров не смог исполнить желание короля, и тогда Амброзий Аврелий обратился к прорицателю Мерлину. Последний предложил перенести в Британию комни из Кольца Великанов на горе Килларао в Ибернии (Ирландии): “Если ты хочешь украсить могилу убитых мужей отменно прочным сооружением, пошли к Кольцу Великанов, которое находится на горе Килларао в Ибернии. Оно выложено камнями, с которыми никто из людей нашего времени не мог бы управиться, не подчинив искусства уму. Камни огромны, и нет никого, чья сила могла бы их сдвинуть. И если расположить эти глыбы вокруг площадки, где покоятся тела убиенных, так же как это сделано там, они тут встанут навеки”. Войско бриттов высадилось в Ирландии, разгромило дружину иберийского короля Гилломаурия и захватило Кольцо Великанов. Они так и этак пытались сдвинуть с места камни, однако у них ничего не получалось. “Наблюдая за бесплодными их усилиями, Мерлин рассмеялся и измыслил свои собственные орудия. Затем, применив кое-какие необходимые приспособления, он сдвинул камни с невероятной легкостью; сдвинутые им глыбы он заставил перетащить к кораблям и на них погрузить. Ликуя, они отплыли в Британию и с попутными ветрами достигли ее, после чего привезенные камни доставляют к могилам убиенных мужей”. По велению короля Мерлин установил эти камни на гробнице жертв Хенгиста “не иначе, чем они были расставлены на горе Килларао в Ибернии, и доказал тем самым, что разум сильнее мощи”.
уж если быть точным, то речь должна идти не о постройке Мерлином Стоунхенджа, а лишь о переносе более древнего сооружения. Авторство вообще оказывается покрыто полным мраком. Хотя можно высказать предположение, что, поскольку в роли великанов у ирландцев очень часто выступали фоморы (обитатели моря – “злые” боги), то они и являлись авторами первоначального строительства.
интересно, а где именно находится “гора Килларао”?.. И если есть реальный прототип этой горы, то нет ли на ней каких-то следов, которые можно было бы подвязать под эту легенду?
Добавить комментарий