Геоглифы плато Наска и ПальпаДоступ непосредственно к геоглифам для туристов закрыт, а издали понять что-то невозможно, но нам удалось все-таки осмотреть ряд линий и рисунков в разных местах как на плато Наска, так и на плато Пальпа.

Основные выводы, данные и гипотезы:

При создании линий и рисунков не происходило какого-либо «испарения» или исчезновения камней (как считается в одной из весьма популярных гипотез). Камни, потемневшие из-за времени на солнце, просто сгребались или убирались чуть в сторону, обнажая светло-желтый песок под ними.

В исполнении геоглифов имеет место сильное различие: рисунки и некоторые линии выполнены существенно проще, чем многокилометровые линии, прямоугольники и трапецоиды.

Весьма похоже, что рисунки наносились гораздо позже больших линий. Также и небольшие линии и трапецоиды — лишь позднее подражание, с заметно кривыми границами и нередко плохой расчисткой камней. Многокилометровые же геометрические фигуры и линии выполнены гораздо более тщательно, хотя говорить об идеальности их границ было бы преувеличением (тут вполне возможно воздействие на их состояние и фактора времени). По сути, надо разделять местные геоглифы на две существенно разные группы.

В ходе экспедиции в целом подтвердилась версия образования обоих плато при Потопе. В процессе схода воды (от накрывшей материк потопной цунами) с гор обратно в океан селеобразный поток оказался в большой ложбине, где его содержимое осело, образовав плоскую поверхность. Эта плоская поверхность и образовала два плато (по сути представляющих две части ранее единого объекта), которые в дальнейшем использовались в качестве «холста» для геоглифов. В дальнейшем многочисленные ручейки и реки проточили в массиве высохших осадков огромные «овраги», в результате чего и образовались «горы» с причудливо плоскими вершинами. Они резко отличаются рыхлостью состава от действительных гор вокруг (которые сложены из обычных морских осадочных пород, спрессованных давлением и временем до монолитного состояния). Данная версия попутно объясняет появление слоя камней поверх песка на обоих плато, что создало предпосылки для создания геоглифов (такое распределение при осаждении селевого потока вполне обычно). Более того, это дает возможность и датировки самих геоглифов послепотопным временем. При этом нанесение по крайней мере части больших линий и фигур происходило явно до образования окончательного «рисунка» «оврагов» (края этих линий и фигур явно подмыты).

Сухой пустынный климат и постоянные ветры приводят к режиму «самоподдержки» линий и рисунков. Постепенно выдувая песок с расчищенных участков, ветер и небольшие смерчи (которые тут вполне обычны) постепенно увеличивают глубину линий — хотя этот процесс и замедляется тем, что в составе песка явно имеются цементирующие вещества, которые образуют на поверхности несколько уплотненную корку. Это делает излишней версию того, что некоторые линии при создании специально углублялись. И это же дает возможность косвенной (и весьма ориентировочной) сравнительной датировки линий: глубина больших линий доходит до полуметра, в то время как рисунки находятся практически на одном уровне с окружающей местностью.

В левом верхнем углу последнего ранее приведенного снимка виден трапецоид на плоской «горе». На его оконечности в течение нескольких лет проводились раскопки в поисках культурных слоев непосредственно под линией. Попытка подобной датировки оказалась безуспешной — никаких культурных слоев не найдено. Снимки, приводимые далее — снимки как раз данного трапецоида и примыкающих к нему линий.

Создается впечатление, что если маленькие линии и рисунки и создавались вручную, то тут не обошлось без грейдера или аналогичной техники.

Рисунки как на плато Наска прослеживаются в разных изделиях местной культуры. Ниже приведены снимки изображений на деревянных столбах, которые находятся в частной коллекции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: