Найденные в прошлой поездке следы обработки на изрезанном блоке Храма № 2 оказались малой толикой в количественном и качественном сравнении с обнаруженными на территории Хатуссы в этот раз.
Для ориентировки в дальнейшем материале ниже приводится схема комплекса с принятыми обозначениями.
Храм №1
Измерены более точно параметры следа большой дисковой пилы на блоке, найденном в прошлый раз – диаметр пилы был 1,8 метра (прим. ред. – поздние расчеты показали, что диаметр 80-90 см).
На полу храма найден еще один блок с надрезами.
За прошедшее с нашей прошлой поездки время немецкие археологи провели небольшие раскопки возле северной стены наиболее древней части храма. Они углубились всего примерно на метр, но это уже дало весьма важные результаты.
Во-первых, выявилась нетривиальная форма одного из блоков кладки, который, как оказалось имеет выступ.
Любопытно, что в кладке храма имеются блоки с аналогичной формой углублений (ответная часть). Похоже, что сочленение таких блоков активно применялось в кладке храма, но его просто не видно в плотном соединении блоков.
Во-вторых археологи начали понимать, что обломки с пропилами это не тоже самое что и остальной мусор. Из небольшого раскопа они достали значительное количество таких обломков и аккуратно сложили рядом. На этих обломках попадаются следы явно машинной обработки.
Львиные ворота (№ 13 на плане)
Стиль львов явно схож со стилем сфинксов Аладжа-гуюка – одно время изготовления. Кладка ворот и рядом явно собрана по новой (хеттами или кем-то другим в древности).
Если хочешь спрятать какую-то вещь, лучше всего положить ее на самое видно место. Именно эта поговорка подходит к Львиным воротам. В прошлый раз мы умудрились не заметить, что стойки ворот имеют следы инструментов (на обратной стороне от львов).
На право стойке – следы плоской пилы (почти по всей высоте стойки).
На левой стойке – закругленные следы с отчетливыми рисками. Инструмент до конца не понятен -подобные следы (если ориентироваться на характер изгиба) может оставить обычная плоская пила, покачиваемая в вертикальной плоскости, однако каждая дуга оставлена за единый проход инструмента, что даже современной пиле не под силу (материал – частично мраморизованный известняк).
На этой же стойке – две дуги, оставленные какой-то фрезой по всей длине блока. Хотя можно допустить и применение “пластилиновой технологии”.
Скальный выступ, обнесенный каменной кладкой (№ 15 на схеме)
Подобный строительный прием часто встречается в Перу.
Кладка из среднего размера блоков с элементами полигональности, хотя особо выдающимся качеством не отличается. Нижний ряд блоков вписан в скалу, для чего на скальном выступе делались специальные выемки – тоже полный аналог перуанским конструкциям.
Храм № 20
Кладка основания храма мегалитическая с элементами полигональности. Кладка может уходить глубже – видна лишь земля, но не скальное основание.
Кладка местами имеет “заплатки” из рваного камня – признак древнего ремонта (как на о.Пасхи).
В юго-западном углу наверху блок беловатого цвета имеет следы машинной распиловки. Ширина режущей кромки в глубине надрезов порядка 1-2 мм.
Храм №21
Кладка основания храма мегалитическая с признаками полигональности.
Рядом с южной стороной – несколько обломков блока из черного базальта (зеленоватого цвета) с отличными плоскостями и следами машинной распиловки.
Неподалеку наверху в храме еще один аналогичный осколок.
Версия: было что-то вроде алтаря, который в дальнейшем целенаправленно раскололи (кто – не ясно, можно свалить на “народы моря” по примеру историков).
С восточной стороны – обломки блоков из того же материала со следами машинной обработки – в куче “отходов” раскопок.
В развале обвалившейся кладки (явно древней – возможно, хеттской), был найден еще один обломок с явными признаками машинной обработки.
После того, как блок вынули из завала, на нем обнаружились дополнительные надрезы, оставленные дисковой пилой (кромка распилов имеет изогнутость).
Храм № 22
Остов полигональной кладки дополнили в пробелах стеной из мелкого рваного камня – признак древнего ремонта (как смогли хетты, так и отремонтировали). Красивое и нетрудоемкое дизайнерское решение, олицетворяющее к тому же признак «святости» строения. Как и отражающее то, что хетты пришли уже на почти полные руины.
Аналогичную конструкцию имеет и ограждающая непонятно что стена, примыкающая к храму.
Все три храма (№№ 20, 21, 22) представляют собой наверху ровные площадки – хоть место для посадки летательных аппаратов, хоть для мангала или еще чего. Исходное предназначение не ясно.
Царские ворота (№ 23 на схеме)
На внешних стойках ворот дугой через разные блоки идет след какого-то инструмента (типа фрезы или пластилиновая технология) – такой же, как и на Львиных воротах.
Если судить по стойке, от которой осталось три блока – след был оставлен уже после сборки кладки.
Похожий, но все-таки отличающийся след имеется на древней части одной из внутренних стоек ворот (с другой, фасадной стороны этого блока – современная лепнина).
Зона близ скалы с надписями (№ 31 на схеме)
Возле водовода – несколько камней и обломков со следами нетривиальных инструментов.
Царский дворец (№ 33 на схеме)
Два блока со следами нетривиальной машинной обработки.
Один из блоков имеет вогнутую поверхность, до конца не обработанную – инструмент совершенно не понятен (можно допустить пластилиновую технологию).
Второй блок имеет разные выровненные плоскости, криволинейные поверхности и даже V-образные углубления.
Несколько обломков с ровными плоскостями.
В целом:
Откопанные фундаменты как-то не очень соответствуют городу – улиц как таковых нет, а некоторые сооружения в плане больше похожи на загоны для скота с пристройками для пастухов.
Выравнивание плоскости “пола” (чуть поднятого над уровнем окружающей земли) имеет место только в “храмах” и “дворцах” – как раз там, где имеются признаки развитых технологий. Все остальное – кладка по рельефу (похоже – поздняя хеттская).
Вряд ли хетты специально собирали в одном месте камни со следами высоких технологий.
Отсюда версия: в Хаттусе был какой-то функциональный центр богов – под эти функции и были сделаны платформы на разном уровне.
Обилие высокотехнологичных артефактов и следов развитой машинной обработки, а также кладки, схожей с перуанской, вполне объясняет то, почему хетты выбрали именно это место в качестве столицы – место “святое”.
Музей в Богазкее
«Экспозиция битого фарфора». По нашей теме ничего (что странно, учитывая место находок). А главное – ни одного “штандарта” (которые считаются “культовыми предметами”), хотя в городе проводились пышные религиозные праздники.
Очень выразительные лица сфинксов
Забавный саркофаг античного периода
Смешная инсталляция “мастера за работой по изготовлению статуи” – гораздо лучше подходит для иллюстрации недоумения хеттов при обнаружении ими объектов древней высоко развитой цивилизации.
Добавить комментарий