Найденные в прошлой поездке следы обработки на изрезанном блоке Храма № 2 оказались малой толикой в количественном и качественном сравнении с обнаруженными на территории Хатуссы в этот раз.

Для ориентировки в дальнейшем материале ниже приводится схема комплекса с принятыми обозначениями.

Хаттуса

Храм №1

Хаттуса

Измерены более точно параметры следа большой дисковой пилы на блоке, найденном в прошлый раз — диаметр пилы был 1,8 метра (прим. ред. — поздние расчеты показали, что диаметр 80-90 см).

Хаттуса

На полу храма найден еще один блок с надрезами.

Хаттуса

За прошедшее с нашей прошлой поездки время немецкие археологи провели небольшие раскопки возле северной стены наиболее древней части храма. Они углубились всего примерно на метр, но это уже дало весьма важные результаты.

Во-первых, выявилась нетривиальная форма одного из блоков кладки, который, как оказалось имеет выступ.

Любопытно, что в кладке храма имеются блоки с аналогичной формой углублений (ответная часть). Похоже, что сочленение таких блоков активно применялось в кладке храма, но его просто не видно в плотном соединении блоков.

Хаттуса

Во-вторых археологи начали понимать, что обломки с пропилами это не тоже самое что и остальной мусор. Из небольшого раскопа они достали значительное количество таких обломков и аккуратно сложили рядом. На этих обломках попадаются следы явно машинной обработки.

Львиные ворота (№ 13 на плане)

Стиль львов явно схож со стилем сфинксов Аладжа-гуюка — одно время изготовления. Кладка ворот и рядом явно собрана по новой (хеттами или кем-то другим в древности).

Хаттуса

Если хочешь спрятать какую-то вещь, лучше всего положить ее на самое видно место. Именно эта поговорка подходит к Львиным воротам. В прошлый раз мы умудрились не заметить, что стойки ворот имеют следы инструментов (на обратной стороне от львов).

На право стойке — следы плоской пилы (почти по всей высоте стойки).

На левой стойке — закругленные следы с отчетливыми рисками. Инструмент до конца не понятен -подобные следы (если ориентироваться на характер изгиба) может оставить обычная плоская пила, покачиваемая в вертикальной плоскости, однако каждая дуга оставлена за единый проход инструмента, что даже современной пиле не под силу (материал — частично мраморизованный известняк).

Хаттуса

На этой же стойке — две дуги, оставленные какой-то фрезой по всей длине блока. Хотя можно допустить и применение «пластилиновой технологии».

Хаттуса

Скальный выступ, обнесенный каменной кладкой (№ 15 на схеме)

Подобный строительный прием часто встречается в Перу.

Кладка из среднего размера блоков с элементами полигональности, хотя особо выдающимся качеством не отличается. Нижний ряд блоков вписан в скалу, для чего на скальном выступе делались специальные выемки — тоже полный аналог перуанским конструкциям.

Храм № 20

Хаттуса

Кладка основания храма мегалитическая с элементами полигональности. Кладка может уходить глубже — видна лишь земля, но не скальное основание.

Кладка местами имеет «заплатки» из рваного камня — признак древнего ремонта (как на о.Пасхи).

Хаттуса

В юго-западном углу наверху блок беловатого цвета имеет следы машинной распиловки. Ширина режущей кромки в глубине надрезов порядка 1-2 мм.

Храм №21

Хаттуса

Кладка основания храма мегалитическая с признаками полигональности.

Хаттуса

Рядом с южной стороной — несколько обломков блока из черного базальта (зеленоватого цвета) с отличными плоскостями и следами машинной распиловки.

Хаттуса

Неподалеку наверху в храме еще один аналогичный осколок.

Версия: было что-то вроде алтаря, который в дальнейшем целенаправленно раскололи (кто — не ясно, можно свалить на «народы моря» по примеру историков).

Хаттуса

С восточной стороны — обломки блоков из того же материала со следами машинной обработки — в куче «отходов» раскопок.

В развале обвалившейся кладки (явно древней — возможно, хеттской), был найден еще один обломок с явными признаками машинной обработки.

После того, как блок вынули из завала, на нем обнаружились дополнительные надрезы, оставленные дисковой пилой (кромка распилов имеет изогнутость).

Храм № 22

Остов полигональной кладки дополнили в пробелах стеной из мелкого рваного камня — признак древнего ремонта (как смогли хетты, так и отремонтировали). Красивое и нетрудоемкое дизайнерское решение, олицетворяющее к тому же признак «святости» строения. Как и отражающее то, что хетты пришли уже на почти полные руины.

Хаттуса

Аналогичную конструкцию имеет и ограждающая непонятно что стена, примыкающая к храму.

Все три храма (№№ 20, 21, 22) представляют собой наверху ровные площадки — хоть место для посадки летательных аппаратов, хоть для мангала или еще чего. Исходное предназначение не ясно.

Царские ворота (№ 23 на схеме)

На внешних стойках ворот дугой через разные блоки идет след какого-то инструмента (типа фрезы или пластилиновая технология) — такой же, как и на Львиных воротах.

Если судить по стойке, от которой осталось три блока — след был оставлен уже после сборки кладки.

Похожий, но все-таки отличающийся след имеется на древней части одной из внутренних стоек ворот (с другой, фасадной стороны этого блока — современная лепнина).

Хаттуса

Зона близ скалы с надписями (№ 31 на схеме)

Возле водовода — несколько камней и обломков со следами нетривиальных инструментов.

Хаттуса

Царский дворец (№ 33 на схеме)

Два блока со следами нетривиальной машинной обработки.

Один из блоков имеет вогнутую поверхность, до конца не обработанную — инструмент совершенно не понятен (можно допустить пластилиновую технологию).

Второй блок имеет разные выровненные плоскости, криволинейные поверхности и даже V-образные углубления.

Хаттуса

Несколько обломков с ровными плоскостями.

Хаттуса

В целом:

Откопанные фундаменты как-то не очень соответствуют городу — улиц как таковых нет, а некоторые сооружения в плане больше похожи на загоны для скота с пристройками для пастухов.

Выравнивание плоскости «пола» (чуть поднятого над уровнем окружающей земли) имеет место только в «храмах» и «дворцах» — как раз там, где имеются признаки развитых технологий. Все остальное — кладка по рельефу (похоже — поздняя хеттская).

Вряд ли хетты специально собирали в одном месте камни со следами высоких технологий.

Отсюда версия: в Хаттусе был какой-то функциональный центр богов — под эти функции и были сделаны платформы на разном уровне.

Обилие высокотехнологичных артефактов и следов развитой машинной обработки, а также кладки, схожей с перуанской, вполне объясняет то, почему хетты выбрали именно это место в качестве столицы — место «святое».

Музей в Богазкее

«Экспозиция битого фарфора». По нашей теме ничего (что странно, учитывая место находок). А главное — ни одного «штандарта» (которые считаются «культовыми предметами»), хотя в городе проводились пышные религиозные праздники.

Очень выразительные лица сфинксов

Забавный саркофаг античного периода

Хаттуса

Смешная инсталляция «мастера за работой по изготовлению статуи» — гораздо лучше подходит для иллюстрации недоумения хеттов при обнаружении ими объектов древней высоко развитой цивилизации.

Хаттуса

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: