Найденные в прошлой поездке следы обработки на изрезанном блоке Храма № 2 оказались малой толикой в количественном и качественном сравнении с обнаруженными на территории Хатуссы в этот раз.

Для ориентировки в дальнейшем материале ниже приводится схема комплекса с принятыми обозначениями.

Храм №1

Измерены более точно параметры следа большой дисковой пилы на блоке, найденном в прошлый раз – диаметр пилы был 1,8 метра (прим. ред. – поздние расчеты показали, что диаметр 80-90 см).

На полу храма найден еще один блок с надрезами.

За прошедшее с нашей прошлой поездки время немецкие археологи провели небольшие раскопки возле северной стены наиболее древней части храма. Они углубились всего примерно на метр, но это уже дало весьма важные результаты.

Во-первых, выявилась нетривиальная форма одного из блоков кладки, который, как оказалось имеет выступ.

Любопытно, что в кладке храма имеются блоки с аналогичной формой углублений (ответная часть). Похоже, что сочленение таких блоков активно применялось в кладке храма, но его просто не видно в плотном соединении блоков.

Во-вторых археологи начали понимать, что обломки с пропилами это не тоже самое что и остальной мусор. Из небольшого раскопа они достали значительное количество таких обломков и аккуратно сложили рядом. На этих обломках попадаются следы явно машинной обработки.

Львиные ворота (№ 13 на плане)

Стиль львов явно схож со стилем сфинксов Аладжа-гуюка – одно время изготовления. Кладка ворот и рядом явно собрана по новой (хеттами или кем-то другим в древности).

Если хочешь спрятать какую-то вещь, лучше всего положить ее на самое видно место. Именно эта поговорка подходит к Львиным воротам. В прошлый раз мы умудрились не заметить, что стойки ворот имеют следы инструментов (на обратной стороне от львов).

На право стойке – следы плоской пилы (почти по всей высоте стойки).

На левой стойке – закругленные следы с отчетливыми рисками. Инструмент до конца не понятен -подобные следы (если ориентироваться на характер изгиба) может оставить обычная плоская пила, покачиваемая в вертикальной плоскости, однако каждая дуга оставлена за единый проход инструмента, что даже современной пиле не под силу (материал – частично мраморизованный известняк).

На этой же стойке – две дуги, оставленные какой-то фрезой по всей длине блока. Хотя можно допустить и применение “пластилиновой технологии”.

Скальный выступ, обнесенный каменной кладкой (№ 15 на схеме)

Подобный строительный прием часто встречается в Перу.

Кладка из среднего размера блоков с элементами полигональности, хотя особо выдающимся качеством не отличается. Нижний ряд блоков вписан в скалу, для чего на скальном выступе делались специальные выемки – тоже полный аналог перуанским конструкциям.

Храм № 20

Кладка основания храма мегалитическая с элементами полигональности. Кладка может уходить глубже – видна лишь земля, но не скальное основание.

Кладка местами имеет “заплатки” из рваного камня – признак древнего ремонта (как на о.Пасхи).

В юго-западном углу наверху блок беловатого цвета имеет следы машинной распиловки. Ширина режущей кромки в глубине надрезов порядка 1-2 мм.

Храм №21

Кладка основания храма мегалитическая с признаками полигональности.

Рядом с южной стороной – несколько обломков блока из черного базальта (зеленоватого цвета) с отличными плоскостями и следами машинной распиловки.

Неподалеку наверху в храме еще один аналогичный осколок.

Версия: было что-то вроде алтаря, который в дальнейшем целенаправленно раскололи (кто – не ясно, можно свалить на “народы моря” по примеру историков).

С восточной стороны – обломки блоков из того же материала со следами машинной обработки – в куче “отходов” раскопок.

В развале обвалившейся кладки (явно древней – возможно, хеттской), был найден еще один обломок с явными признаками машинной обработки.

После того, как блок вынули из завала, на нем обнаружились дополнительные надрезы, оставленные дисковой пилой (кромка распилов имеет изогнутость).

Храм № 22

Остов полигональной кладки дополнили в пробелах стеной из мелкого рваного камня – признак древнего ремонта (как смогли хетты, так и отремонтировали). Красивое и нетрудоемкое дизайнерское решение, олицетворяющее к тому же признак «святости» строения. Как и отражающее то, что хетты пришли уже на почти полные руины.

Аналогичную конструкцию имеет и ограждающая непонятно что стена, примыкающая к храму.

Все три храма (№№ 20, 21, 22) представляют собой наверху ровные площадки – хоть место для посадки летательных аппаратов, хоть для мангала или еще чего. Исходное предназначение не ясно.

Царские ворота (№ 23 на схеме)

На внешних стойках ворот дугой через разные блоки идет след какого-то инструмента (типа фрезы или пластилиновая технология) – такой же, как и на Львиных воротах.

Если судить по стойке, от которой осталось три блока – след был оставлен уже после сборки кладки.

Похожий, но все-таки отличающийся след имеется на древней части одной из внутренних стоек ворот (с другой, фасадной стороны этого блока – современная лепнина).

Зона близ скалы с надписями (№ 31 на схеме)

Возле водовода – несколько камней и обломков со следами нетривиальных инструментов.

Царский дворец (№ 33 на схеме)

Два блока со следами нетривиальной машинной обработки.

Один из блоков имеет вогнутую поверхность, до конца не обработанную – инструмент совершенно не понятен (можно допустить пластилиновую технологию).

Второй блок имеет разные выровненные плоскости, криволинейные поверхности и даже V-образные углубления.

Несколько обломков с ровными плоскостями.

В целом:

Откопанные фундаменты как-то не очень соответствуют городу – улиц как таковых нет, а некоторые сооружения в плане больше похожи на загоны для скота с пристройками для пастухов.

Выравнивание плоскости “пола” (чуть поднятого над уровнем окружающей земли) имеет место только в “храмах” и “дворцах” – как раз там, где имеются признаки развитых технологий. Все остальное – кладка по рельефу (похоже – поздняя хеттская).

Вряд ли хетты специально собирали в одном месте камни со следами высоких технологий.

Отсюда версия: в Хаттусе был какой-то функциональный центр богов – под эти функции и были сделаны платформы на разном уровне.

Обилие высокотехнологичных артефактов и следов развитой машинной обработки, а также кладки, схожей с перуанской, вполне объясняет то, почему хетты выбрали именно это место в качестве столицы – место “святое”.

Музей в Богазкее

«Экспозиция битого фарфора». По нашей теме ничего (что странно, учитывая место находок). А главное – ни одного “штандарта” (которые считаются “культовыми предметами”), хотя в городе проводились пышные религиозные праздники.

Очень выразительные лица сфинксов

Забавный саркофаг античного периода

Смешная инсталляция “мастера за работой по изготовлению статуи” – гораздо лучше подходит для иллюстрации недоумения хеттов при обнаружении ими объектов древней высоко развитой цивилизации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: