Довольно большой комплекс, расположенный примерно в 130 км (если ориентироваться по показаниям спидометра на довольно извилистой дороге) на юг от Мехико. Довольно мало известен не только туристам, но и местному населению – нам пришлось изрядно поколесить, начиная с самой столицы, чтобы его найти. Комплекс расположен на вершине невысоких гор так, что с него удобно осуществлять контроль над всей окружающей долиной.

В целом, по технологии обработки камня и строительству комплекс практически ничем не отличается от Монте-Албана – те же простейшие приемы. Единственным выделяющимся на общем фоне является так называемый храм Кетцалькоатля, богато украшенный роскошными барельефами по периметру.

Пожалуй, некоторое сомнение в полном авторстве индейцев в создании храма Кетцалькоатля вызывают ровные блоки, кое-где видимые на верхнем ярусе и внутри храма. И хотя материал – мягкий туф, слишком они ровно выглядят на общем фоне. К тому же, их расположение не совсем логично – то незаконченный ряд, то просто вставки в кладке…

Можно было бы предположить, что ровные блоки – дело рук реставраторов. Но они явно многое восстановили обычной кладкой из рваного камня на растворе, и в изготовлении ровных блоков у них не было никакой необходимости. Судя по обстановке на месте продолжающихся работ (снимок ниже) стройматериала у них итак достаточно. Да и техники для распиловки туфа не видать…

В местном музее несколько любопытных экспонатов. Например, изделия из обсидиана с округлыми формами. По их исполнению видно, что изготавливались они путем простого скалывания. И результат говорит сам за себя – с высокими технологиями не спутаешь.

Но в другом зале – две прямоугольные пластины из того же обсидиана, отполированные до зеркального блеска. Полировка обсидиана до такого состояния – дело весьма нелегкое, требующее хороших абразивов. Кроме всего прочего – нужно выдержать при обработке плоскость. Для левой пластины еще можно допустить ручное изготовление, при котором в ходе шлифовки и полировки неизбежна определенная степень “завала” краев – тут как раз весьма заметная выпуклость поверхности, видимая по искажению отражаемых предметов. А ручное изготовление такой плоскости, какую имеет правая пластина – под очень большим сомнением. Тут уже не видно абсолютно никаких огрехов…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: