Археологические материалы, полученные при раскопках древнего Иерихона (ханаанейское название города), показали, что наличие непересыхающих источников воды обусловило возможность поразительно длительного (в течение тысячелетий), практически беспрерывного заселения вскрытого Телля (холма) эс-Султан, площадь которого составляла 4,05 га, а высота – 21,5 м,. Почти четырехметровый (протонеолитический (мезолит) по К.Кеньон) слой со следами легких хижин явственно демонстрировал производственные традиции натуфийской археологической культуры (и, прежде всего, в кремневом инвентаре).
В основании холма, у источника, открыто натуфийское святилище (XI-X тыс. до н.э.) – прямоугольное сооружение 6,5х3,5 м, огражденное стенами из камней и столбов. Легко видеть, что 6,5х3,5 м = 13х7 локтей, где 13 и 7 – астральные (зодиакальное и земное; см. Кн.I) сакральные числа, что в свою очередь указывает на астральный характер культа натуфийцев. Не исключено, что натуфийцы, культурно-мировоззренческая предтеча древних египтян и шумеров, подобно последним, воспринимали небо и землю, как единое божество (единение небесной и земной символики в конструкции святилища), способное порождать (двуполое), в последствии разделенное. То же и в древнеиндийских законах Ману (Гл.I; 32): Владыка Самосущий в процессе творения разделил свое тело, и одна его половина обрела мужскую сущность, а другая – женскую.
В следующем слое (вся толща холма состоит из остатков поселений и некрополей самых различных эпох), картина резко и неожиданно изменилась: следы хижин были перекрыты огромным пластом (свыше десяти метров) с остатками достаточно совершенных каменных и глиняных сооружений, с четко выраженными отпечатками формирования земледельческого хозяйства. Первые шесть метров этого слоя датируются 8500-7500 гг. до н.э., а остальная часть (второй этап «докерамического неолита») – 7500-6000 гг. до н.э.
Обнаружено, что Иерихон, как крепость, существовал уже в 8500-7500 гг. до н.э.. Площадь поселения этой эпохи превышала 2,5 га, а население составляло 1-1,5 тысячи человек. При раскопках города обнаружены круглые и овальные дома, диаметром 4-6 м, построенные на каменном фундаменте; двери с деревянными косяками; тщательно оштукатуренные стены, окрашенные в красный, розовый (и другие – ?) цвета, а иногда и покрытые фресками (стены сложены из камня или необожженного кирпича ручной лепки, плосковыпуклые, булкоподобные (месопотамского, видимо, протодравидийского, типа)). Пол вокруг аккуратных очагов и бассейнов белился известью и зачастую украшался узором (параллель с украшением полов в домах древней Месопотамии). Крыши были выполнены в виде плоских или купольных перекрытий из камыша, покрытого слоем глины (такой же материал применялся для изготовления крыши в домах шумерской бедноты). В некоторые дома вели особые деревянные лестницы.
Специальные зерновые ямы для хранения зерна (одна из которых была частично заполнена) были найдены в натуфийском святилище Иерихона.

Иерихон был обнесен стеной, сложенной из крупных блоков дикого камня, толщиной свыше 2 м, возведенной посреди рва шириной около 10 м и глубиной более 2 м. С внутренней стороны к стене была пристроена каменная башня высотой до 8 м (согласно мнения некоторых ученых, культового назначения). Крутая лестница из 22 ступеней вела к ее вершине. Монументальный характер имели и каменные зернохранилища, высотой свыше 3 м.
«Массивные конструкции, – отмечал А.Мазар, – свидетельствуют о существовании социальной организации и центральной власти… способных принять необходимые меры и найти рабочую силу для подобных строительных операций».
«Иерихон, – утверждал Джеймс Меллаарт, – заслуживает наименования «древнейшего города мира», и легенда об иерихонских стенах могла возникнуть задолго до Иисуса Навина». Он писал: «Есть в ранней натуфийской культуре какая-то любовь к искусству – иногда натуралистическому, иногда – более схематичному. Крадущаяся известняковая фигурка из пещеры Уммэз-Зувейтина, или ручка серпа из Эль-Вада, изображающая фавна, – роскошные примеры натуралистического искусства, достойного Франции верхнего палеолита».
Представители натуфийской культуры этой эпохи ваяли из камня полные экспрессии головы и фигурки людей и животных (головками ланей часто украшали каменные рукоятки костяных серпов), искусно резали из кости фигурные бусы и рыболовные крючки.

На втором этапе «докерамического неолита» в Иерихоне (когда ранее разрушенное поселение было отстроено заново неким пришлым этносом) новое влияние особенно заметно проявилось в архитектуре: округлые дома были заменены прямоугольными. Постройки эти достаточно сложны и технически совершенны (что говорит о длительной культурной предыстории этого этноса). Массивные стены домов возведены из кирпича-сырца сигарообразной формы (ручная лепка), отличающегося от плосковыпуклого образца первого этапа «докерамического неолита», и обмазаны (как и полы) известью (часто к ней примешивались красящие вещества, придававшие обмазке красноватый или кремовый оттенок). Большие прямоугольные комнаты (с округленными углами) имели широкие, порой фланкированные столбами, двери. Полы покрывались плетеными циновками. В специальных, обмазанных глиной, углублениях находились очаги. В домах было несколько помещений: большие жилые комнаты, иногда с нишами для сна; подсобные помещения (складские, производственные, кухонные). Кухни могли находиться и в открытых дворах, по сторонам которых группировались постройки. Из домашней утвари сохранились лишь искусно сделанные (вплоть до полировки) каменные сосуды из белого известняка.
Выявлено устроительство домашних святилищ (подобно месопотамским): в стене одной из больших комнат устраивалась специальная ниша, в которую на пьедестале помещали камни, символизирующие божество (в виде столбика высотой 40 и диаметром 16 см, например).

что же теперь – любую нишу в наших квартирах тоже надо принимать за «домашнее святилище»?..

Коллективное святилище этого периода обнаружено в Бейде (7200-7000 гг. до н.э.; Иордания): необработанная глыба песчаника (по-видимому, белого цвета и в форме конуса, как в Библском или Аскалонском святилищах Астарты) сильно деформированного за тысячелетия, находилась в центральном нефе трехчастной постройки, расположенной вблизи поселения (судя по символике, вероятно, храм богини-матери). Заметим, в частности, что и для последующего этапа раннего «керамического» неолита (Ярмукская культура, север Палестины), было весьма характерно изготовление особого типа глиняных женских статуэток (с продолговатой, заостренной головой и зернообразными глазами, с подчеркнутыми признаками пола, с руками, поддерживающими груди) – изображений богини-матери растительного плодородия, культ которой зафиксирован, начиная со времен натуфийской культуры в Прибрежной долине, в долине Иордана и на Среднем Евфрате. Дж. Мелаарт уверен, что именно в натуфийский период «положено начало… культу Богини-матери». Корни же его, как полагает Ж. Ковен (Cauvin, 1994), уходят в хайонимский период натуфийской культуры – X – начало IX тыс. до н.э. Считается, что сложение культа женского божества, «той, которая рождает плоды земли», началось одновременно с началом регулярных сборов дикорастущих злаков.

А разве на протяжении многих десятков тысяч лет до того не занимались регулярно собирательством (в том числе и зерен)?.. Как будто до того ели не регулярно… Ну и бред!..

Примечательно, что, в отличие от первого этапа «докерамического неолита» в Иерихоне 7500-6000 гг. до н.э., становятся лишь единичными находки крупных орудий (топоров, тесел и пр.) для рубки и обработки дерева, которое «продолжает применяться в строительстве, но весьма скупо». Для истолкования этого факта существуют различные предположения, однако, это явление, по-видимому, обусловлено существенным возрастанием почитания деревьев в русле становления и развития образа Великой матери, богини Неба, первоначально главы пантеона.

Еще одна глупость… Не знают объяснения – и вот давай все валить на культ!..

Двоичного Великого бога-отца, бога земли и преисподней, возможно, представляли храмы, состоящие из двух отделений: переднего и заднего. В переднем отделении здания такого храма находилось два алтаря, на которых постоянно поддерживался огонь. Задняя часть храма располагалась на некотором возвышении и туда вела дверь (или двери). В этом помещении стояла статуя бога, которому был посвящен храм. Богослужение у ханаанеев проводилось внутри храма, в переднем отделении.
Характерно, что в Чатал-Хююке встречаются храмы и с пятью (символика бога-отца) комнатами. В Чатал-Хююке, в ранний период, культ богини-матери часто сопровождает бородатый мужчина. Позднее мотив мужчины исчезает и, вероятно, заменяется изображением бычьей головы (символика бога-отца).

Культовый характер имели и каменные маски, найденные на втором этапе «докерамического неолита» в пещере Нахаль Хемар. Одна из них покрыта полосами красной и зеленой краски (т.е. является атрибутом одновременного отправления культа и богини-матери, и бога-отца).

Теперь все, покрашенное в эти цвета, будут относить к культам, что ли?.. Ну, и глупость…

Помимо двух масок археологи обнаружили в небольшой пещере Нахаль-Хемар (берег Мертвого моря) и веревочные корзинки, обрывки матов и подстилок, льняные головные уборы, деревянные наконечники стрел, гипсовые бусы, деревянный серп, кремневую утварь, а также разукрашенные человеческие черепа, на которых от затылка до темени была нанесена решетка из темных полосок. Вещество этих полос, похожее на асфальт, изучено химиком А.Ниссенбаумом (Институт им. Вейцмана в Реховоте) и оказалось искусственно изготовленным коллагеном (клей). Анализ показал, что оно сварено из шкур различных животных не менее 8200 лет назад.

В области земледелия (на втором этапе «докерамического неолита» в Иерихоне) отмечен явный прогресс (резко возросло число соответствующих орудий; но при этом лезвия серпов остались такими же, как и на первом этапе, – составные, роговые основы их изогнуты). Основные пищевые культуры: пшеница-одно- зернянка, эммеровая пшеница (твердая), культурный ячмень, конские бобы, чечевица, горох, нут. Твердая пшеница выведена искусственно. Однозернянка, в отличие от эммеровой пшеницы, не имеет в Палестине диких предков: обе они известны в Анатолии и Северной Сирии, что наряду с новой архитектурной традицией указывает на приток в Ханаан некой волны северного этноса.
Артефакты свидетельствуют, что в погребальном обряде «северного этноса» сохранились основные черты ритуала предшествующего этапа (что, как и данные палеоантропологии, свидетельствует о быстрой ассимиляции пришельцев, усвоивших и развивших далее традиции своих предшественников; хотя и есть немало противников гипотезы о смене населения и прихода «северного этноса»).

Читали бы лучше Вавилова и мифы… И не понадобился бы тогда никакой «северный этнос», следов которого и найти-то не могут.

Погребения натуфийцев совершались в самих поселках: в пещерах или под ними, под полами домов или рядом с ними (как и в древней Месопотамии). Древнейшие могилы – коллективные, с резко скорченными костяками (так, в Акр-эль-Ахмаре погребальная яма оштукатурена, а на перекрытии сооружен круг из камней); более поздние – индивидуальные, и костяки менее скорчены. Степень богатства погребального инвентаря захоронений (браслеты, подвески, ожерелья и диадемы) уже позволяет говорить о социальных различиях среди усопших.
Особое внимание при захоронении уделялось натуфийцами голове человека: в ряде случаев головы украшались сложными диадемами из раковин и хоронились отдельно от тела. Обнаружен следующий ритуал захоронения голов умерших: черепа без нижних челюстей отделялись от скелетов и группами сохранялись в домах под полами.

А с чего решили, то это – ритуал?.. Кому-то просто кирдык сделали, вот и голова отдельно. А кто-то трофейные черепа собирал и под полом хранил… Может, вообще – дом маньяка какого нашли…

На втором этапе «докерамического неолита» обычай отделения черепов получает дальнейшее развитие и распространение. С помощью глиняной или гипсовой обмазки, краски, раковин и битума, моделировались лица на черепах усопших. Так, каждая из одиннадцати обнаруженных в результате раскопок голов индивидуальна; некоторые лица выполнены с поразительным мастерством, предполагается, что они носят портретный характер. Подобные образцы «портретного» искусства (свидетельствующие об ареале расселения данного этноса) обнаружены также в Айн-Гхасале (Заиорданье), Бейсамуне (север Иорданской долины), Телль Рамаде (близ Дамаска). Выяснить, где в Иерихоне хранились такие черепа с моделированными лицами: в домах или в святилище, – не удалось. Утонченный тип лица жителей поселения Иерихон (второй этап), по общему мнению, не соответствовал среднему типу лиц обитателей Средиземноморья того периода.
Человеческие останки, обнаруженные в Ханаане этой эпохи, определяют как ранний (или возникающий) средиземноморский тип (БЭС: натуфийцы по физическому типу близки к индо-средиземноморской расе с некоторыми негроидными чертами, долихоцефалы, довольно крепкие, ростом около 150 см).

При всей своей уникальности, натуфийский Иерихон не единичен. Он являлся эталонным культурным памятником обширной системы, охватившей прибрежные районы Ханаана и долину Иордана (Иифтахель, Нахал Орен, Абу-Гхош, Айн-Маллаха, Эйн Хиям, Гальгаль, Манхатта, Бейсамун и др.), Иудейскую пустыню (Нахал Хемар), Негев и Вади Араба (Нахал Дившон, Нахал Иерон, Нитсана), Заиорданье (Айн-Гхасал), Иорданию (Бейда (у Вади Араба), площадь 8 тыс. м кв.; город считают высшим уровнем развитие местной натуфийской традиции; здесь зафиксирован плавный переход между культурами первого и второго этапов), Сирию (Телль Асвад, Телль Рамад, Эль Коум, Рас-Шамра), юго-восточную Турцию (Анатолия (культура Бельдиби, Бельбаси), Чайоню Тепеси, Кушистан и др.), Загрос (Гандж-Даре, Джармо, Али-Кош и др.), Средний Евфрат (Мюрейбит, Абу-Хурейра), Синджарскую долину Северо-Западного Ирака (Телль Магзалия).

Считается, что отделившаяся от натуфа культура хариф (пустыня Негев в Юго-Западной Иордании и Северный Синай в Египте, 10000-9420/8450-7950 гг. до н.э.) принадлежала носителям праегипетского языка.
Натуфийская керамика – это темные, полированные, монохромные гончарные изделия, которые известны также и как изделия из Суданской Сахары. Гончарные изделия такого же типа обнаружены и вблизи египетско-суданской границы. Раскопки Тип-Торха открыли в Ливийской Сахаре гончарные изделия типа Суданской Сахары, которые датированы 7100 г. до н.э. (метод С-14). Хотя и «происхождение этой африканской керамики неизвестно», как писала в 1987 году Мери Сеттегаст, но весьма вероятно, что натуфийцы не обошли своим вниманием и долину Нила в Египте.

Материалы натуфийских памятников позволяют говорить о заметных сдвигах и в организации самих человеческих коллективов, и в их социальной структуре. Появляются крупные, связанные близкородственными отношениями общины, а внутри них – определенная социальная дифференциация. Это подчеркивается и спецификой планировки поселков с тесно стоящими, сочлененными, домами, и выделением культовых сооружений, и особенностями погребений.

В начале VI тыс. до н.э. подобные поселения «докерамического» этапа неолита в Иерихоне и прочих местах внезапно прекратили свое существование, характер и причины чего, как считается, неясны. Зафиксирован явный и резкий культурный регресс: капитальные каменные сооружения сменяются примитивными жилищами (своего рода жилыми ямами с легкой наземной конструкцией из глины и мелких камней), поселения кратковременны (что указывает на состояние миграции новых поселенцев либо на их кочевой образ жизни). Основным нововведением наступившего периода явилось распространение лепной (гончарный круг еще не применяется) керамической (обожженной на огне) посуды. Изменяется также и погребальная обрядность, прежде бытовавшая в натуфийском Ханаане, – наиболее консервативная часть культа, что убедительно свидетельствует о смене этноса.

Чуть изменить датировки на пораньше, и получится Период Хаоса, отраженный в списке Манефона и шумерских плачах. И смена этноса тут не причем – во времена хаоса не до капитального строительства и помпезных захоронений. Хорошо, если трупы вообще успевали прикапывать…

Натуфийская культура, в голоцене трансформировавшаяся в древненеолитические культуры Леванта: протонеолит, докерамический неолит «А» (9700-8850/ 8200-7450 гг. до н.э.) и докерамический неолит «В» (8850-7130/6450-5950 гг. до н.э.), далее сменилась керамическим неолитом.
Наступивший период археологической культуры «керамического неолита» разделен пристально изучавшей его К.Кеньон на два этапа: этап «А» датируется 6000-5000 гг. до н.э.; и этап «В» – длится с 5000 по 4300 год до н.э.
В керамике этапа «А» выделяются два вида: грубая кухонная и тонкая, украшенная; и та, и другая – ручной лепки и слабого обжига. Хорошо выработанные на предыдущем, натуфийском, «докерамическом», этапе неолита формы зернотерок, пестов, ступ, тонких каменных сосудов исчезают, сменяясь резко обедненными формами предельно грубых каменных сосудов – ступ. Значительно изменилась и кремниевая индустрия. Вместо тонко заостренных лезвий составных серпов преобладают крупные лезвия с грубо зазубренным рабочим краем (еще одно свидетельство притока волн нового этноса). Поскольку, как установлено, подобные комплексы керамики (этап «А») и каменных изделий получили широкое, доминирующее, распространение по всей территории Палестины, следовательно, можно полагать, что автохтонное население, в основном, было вытеснено мощными волнами новых пришельцев из издревле обжитых им мест обитания. В Иерихоне, например, «жилые ямы» занимают всю площадь слоя холма Телль эс-Султан.

Все признаки вовсе не прихода нового этноса (хорошие орудия труда сохранились бы + поплонились бы чем-то принципиально новым), а именно Периода Хаоса!..

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: