Хеттские цари совсем не похожи на безликих восточных деспотов. Почти у каждого из них свой неповторимый, человеческий характер. Они – земные цари, что мечтают стать богами; они тянутся к небу и никогда при жизни не достигают его. Вот разочарованный Хаттусили I размышляет о своих детях и ни в ком не может найти опоры. Вот юный честолюбец Мурсили I проникает в величайший город Земли и крадет статуи богов – словно Прометей, похищающий священный огонь; вот он возвращается домой, и, как хищные птицы, домочадцы бросаются на него и терзают его тело. Вот недоверчивый Суппилулиума I вновь и вновь перечитывает письмо египетской царицы; он не всеведущ, он не знает судьбы; кажется, еще мгновение, и он бросит жребий, чтобы понять, как ему поступить. Вот хитроумный Хаттусили III гасит пламя войны и вражды, устанавливая вечный «мир во всем кровожадном мире».
Персонажи хеттских хроник, скорее, напоминают героев греческой истории. Нельзя не отметить, что безвестные хеттские летописцы (ученые сомневаются, стоит ли приписывать авторство хеттских хроник их царям) мастерски используют приемы, предвосхищающие стилистику греческих историков. Так, они вводят в повествование речи, произнесенные участниками событий, пересказывают письма, отправленные персонажами, оживляют рассказ историческими анекдотами – вот только не сообщают точные даты. Их «таблицы о мужественных деяниях» царей пестрят пометками «на следующий год», «на следующий год». Но с какого года вести отчет?
Долгое время хеттская хронология «висела в пустоте». У хеттов вообще не было своей хронологии. Они не отсчитывали события своей истории от определенного момента времени и, в отличие от других народов, не отмечали время правления своих царей. Если бы у хеттов не было никаких соседей, мы вряд ли установили бы, когда именно правили те или иные цари и даже когда существовали хетты.
Лишь сравнительная хронология позволяет нам восстановить время событий истории хеттов. Так, зная, что царь Мурсили взял штурмом Вавилон, мы обращаемся к вавилонской хронологии и определяем дату этого события, а значит, приблизительно устанавливаем время правления самого Мурсили, а также его предшественников и преемников. Вот другой пример: письмо вдовы Тутанхамона к царю Суппилулиуме I позволило определить время жизни последнего. Однако и здесь в работах различных историков появляются самые разные цифры: например, 1375–1335 (Маргарита Римшнайдер), 1380–1346 (Генрих Оттен), 1381–1355 (Фридрих Корнелиус), 1380–1346 (Экрем Акургал; Джеймс Маккуин), 1380–1330 (Хорст Кленгель), 1380–1340 (Оливер Герни).
В течение столетий Хаттуса приобрела пышный вид. Это – один из самых величественных памятников древности. В период расцвета ее площадь превышала 120 гектаров. Город украшали огромные дворцы и храмы. Здесь имелось несколько источников питьевой воды и была сооружена система водоснабжения и канализации. В Хаттусе было разбито несколько прудов. Жилые здания занимали менее половины городской территории. По оценке Джеймса Маккуина, в Хаттусе проживали 30–40 тысяч человек, но эти данные весьма спорны.
Город был обнесен циклопическими стенами, сложенными из громадных камней (длиной до двух метров) неправильной (полигональной) формы, прилегавших друг к другу без строительного раствора. Подобные стены встречаются и в Микенах, а вот в Трое и на Крите стены возводили из тесаных камней средней величины.
Исследователи отмечают, что хеттская архитектура скорее напоминает архитектуру Мохенджо-Даро и Хараппы, чем стран древнего Востока.
Высота стен Хаттусы, построенных уже к 1400 году до нашей эры, достигала шести метров, а ширина – восьми метров. Вероятно, над ними была возведена надстройка из сырцового кирпича, но она не сохранилась до нашего времени. Крепостные стены Хаттусы фактически состояли из двух расположенных рядом стен, промежуток между которыми был засыпан щебнем и камнями. Внешняя (главная) стена была выше и шире внутренней (вспомогательной). Между ними возводились поперечные переборки, мешавшие врагам проломить стену. Другие города хеттов также были окружены стенами подобной конструкции. Экрем Акургал справедливо называл хеттов «лучшими строителями крепостей на древнем Востоке».
Особенно хорошо Хаттуса была укреплена с юга, поскольку южный склон плато был пологим и нападения врагов приходилось ждать именно отсюда. Здешний отрезок стены частично уцелел до наших дней. Северный склон плато круто обрывался вниз, образуя естественную защиту.
В крепостной стене было обустроено несколько ворот. Из них хорошо сохранились лишь Восточные (Царские) и Западные ворота – две главные достопримечательности современного Богазкея.
С обеих сторон городские ворота были защищены прямоугольными башнями, чей вид можно реконструировать по имеющимся изображениям.
Наиболее известны Львиные (Западные) ворота. Их охраняют два сидящих льва. Правый лев сохранился практически полностью, а у левого сильно повреждена голова. Своими разверстыми пастями они отгоняют от города злые силы.
У Южных ворот возвышались два сфинкса, смотревшие в сторону города. В настоящее время их статуи выставлены в музеях Стамбула и Берлина. Львы и сфинксы – единственные уцелевшие произведения монументальной хеттской скульптуры. Почти все остальные памятники, дошедшие до нас, представляют собой рельефы.
Царская крепость Бююккале находилась на вершине скалы. С востока и юга она была неприступна, а с запада ее защищала еще одна система стен. Крепость достигала в поперечнике километра и была одной из крупнейших цитаделей древности. Она напоминала крепость Трои VI. Размеры самого большого здания крепости составляли почти 40 х 50 метров. Вероятно, оно служило хранилищем. Трудно судить однозначно о назначении остальных построек, датируемых XIV–XIII веками до нашей эры; от них остались лишь фундаменты и стены нижнего этажа. Лишь царский дворец выделяется своей капитальностью; он возведен из гранитных глыб. Перед дворцом простирался двор, окруженный колоннадой. Дворец был официальной резиденцией хеттских царей, но жить они предпочитали за стенами крепости, в городе.
Все постройки царской крепости меркнут на фоне крупнейшего городского храма – храма бога Грозы и богини Солнца Аринны. Он лежал в северо-западной части города. Этот храмовый комплекс занимал территорию размером 160 х 135 метров. Его план, как и весь план Хаттусы, выдает любопытное своеобразие хеттской архитектуры: весь город, как и отдельные здания, возведен совершенно асимметрично. Храмовое святилище, целла, лежит не прямо напротив входа, а в стороне от него. Главный вход в храм также расположен не посредине одной из стен, а смещен в сторону.
В отличие от греческих храмов, в хеттском святилище имелись окна, поэтому в дневные часы оно было освещено солнечными лучами. Яркий свет заливал статую божества, стоявшую в целле. Возможно, в глубокой древности хетты поклонялись своим богам на открытом просторе. Об этом может свидетельствовать и существование близ Хаттусы скального святилища Язылыкая.
Главный храм Хаттусы окружен узкими пристройками – хранилищами. В этом нет ничего удивительного, ведь жертвенные дары, принесенные богу, надо было где-то хранить, – а поскольку царь был одновременно и верховным жрецом, то сбор жертвенных даров мало чем отличался от сбора налогов с населения. В этих хранилищах, как и в Кносском дворце на Крите, нашли огромные глиняные кувшины (пифосы). Вообще весь храмовый комплекс напоминает критские сооружения.
Огромные подземные хранилища зерна были обустроены в различных частях Хаттусы. Так, во время раскопок 1990-х годов было найдено зернохранилище, запасов которого хватило бы, чтобы прокормить в течение года 30 тысяч человек. Здесь еще лежало несколько тонн обугленного зерна.
В Хаттусе располагалась и древнейшая библиотека мира. Для сравнения назовем время создания других известных нам древних библиотек: библиотека царя Тиглатпаласара I в Ашшуре и библиотека Ашшурбанипала в Ниневии были основаны соответственно около 1100 и 650 годов до нашей эры.
Эта библиотека находилась в царской крепости. Ее здание насчитывало не менее двух этажей и достигало 32 метров в длину. На его месте обнаружено множество глиняных табличек и их фрагментов. Первоначально эти таблички («книги») стояли на деревянных полках. С одной стороны таблички были слегка выпуклыми, что позволяло легко извлечь нужную «книгу» с полки. В помещении поддерживались чистота и порядок. Небольшие прямоугольные или овальные таблички (длина – 6–7 сантиметров; ширина – 4–5 сантиметров) указывали названия книг, представленных на той или иной полке. Очевидно, их прикрепляли к полке. Вот названия некоторых табличек: «Таблички о деяниях Мурсили», «32 таблички о празднике пурулли в городе Нерике». Археологи обнаружили также каталоги. В них скрупулезно помечено, все ли таблички («страницы») сохранились или какие-то отсутствуют.
Среди важнейших обязанностей хеттских царей было проведение праздника весны – пурулли – в честь бога Грозы; он длился 38 дней. Одним из главных событий этого празднества было представление, во время которого бог Грозы сражался со Змеем Иллуянкой – жизнь побеждала смерть, а добро торжествовало над злом.
Главным центром празднования пурулли было горное святилище Язылыкая (Расписные скалы), расположенное близ Хаттусы. Оно представляло собой два соединенных друг с другом ущелья. При Тудхалии IV перед ними был возведен храм.
Стены святилища были украшены рельефами, а также иероглифическими надписями. На западной (левой) стене ущелья А изображены 42 божества, в основном мужчины, а на противоположной стене – женские божества. Они словно бы движутся навстречу друг другу. У ног двух богинь находится двуглавый орел (впоследствии его изображение украсит герб Российской империи, а теперь – и Российской Федерации). В центре композиции изображены бог Грозы Тешуб и его супруга – Хепат. В глубине ущелья обе процессии богов – всего их здесь 63 – сходятся.
Любопытно, что в основном эти боги принадлежат хурритскому пантеону. В связи с этим также не раз высказывались предположения, что династия новохеттских царей, родоначальником которой стал Тудхалия II, была хурритского происхождения. Если вспомнить об именах, которые хеттские правители носили до своего воцарения, эта гипотеза становится еще более убедительной. Впрочем, Экрем Акургал считал, что речь идет лишь о «модной тенденции» – подражании всему хурритскому.
Боги святилища Язылыкая одеты в короткие туники или плащи, обуты в башмаки с загнутыми носками; на их головах – конические шапки. Они держат мечи. Богини облачены в длинные юбки. Те и другие носят серьги и браслеты. Если боги изображены в вавилонской и ассирийской манере – часть тела в профиль, а часть анфас, то богини показаны в полный профиль. Возможно, что это изображение было новаторским в древневосточном искусстве.
Самое большое изображение в Язылыкае – это изображение царя Тудхалии IV на восточной стене ущелья А. Его высота – 2,95 метра, в то время как «рост» участников процессии не превышает 2,20 метра. За его спиной открывается вход в ущелье В, охраняемый крылатыми чудовищами с львиными головами. Появление царского портрета свидетельствует о том, что мировоззрение хеттов изменилось. Теперь, подобно другим народам древнего Востока, они стали почитать своего царя как бога.
Это особенно заметно в ущелье В, превращенном в святилище царя Тудхалии IV. Там он изображен еще раз; бог Шаррума покровительственно берет его в руку, защищая и поддерживая. Возможно, что это помещение предназначалось для погребения царя. В небольшой нише, вырубленной в скале, мог храниться пепел покойного царя.
Следует добавить, что эта сценка – бог, хранящий царя, – выполнена с непривычным для хеттов композиционным мастерством. Высказывалось предположение, что идея этой композиции не могла принадлежать местному художнику.
Храмы Хеттской державы славились не только своими рельефами. В них устанавливали крупные статуи богов, отлитые из бронзы, серебра или золота. Об этом сообщают дошедшие до нас инвентарные списки. Сами же статуи практически не сохранились.
Долгое время была известна лишь одна статуя, найденная на холме близ Фасиллара, да и то она была сильно повреждена. Она изображала бородатого бога, стоявшего на двух львах. Среди недавних находок стоит упомянуть статую бога Грозы, обнаруженную в местечке Девлек. Большинство специалистов датируют ее XIV веком до нашей эры. В поднятой руке бог наверняка держал топор или пучок молний, – именно так традиционно изображали бога Грозы, – но здесь эта деталь утрачена. Облик других хеттских богов передают небольшие, иногда высотой всего несколько сантиметров, статуэтки из золота или серебра, которые хетты, возможно, брали с собой в качестве талисмана. Известны подобные статуэтки, относящиеся к X и даже VIII векам до нашей эры, например найденная недавно фигурка божества, стоящего на колеснице.
Нередко изображения богов были символическими, например бога Грозы представляли в виде быка. В перечнях жертвенных даров упоминаются «большой бык из железа», «большой бык, покрытый свинцом» или «большой бык из серебра» и т.п. Богов изображали также в виде оружия – меча или копья.
Важным археологическим событием последних лет стали раскопки холма близ деревни Кусакли в Центральной Анатолии, начатые около десяти лет назад. Эти раскопки ведет профессор Марбургского университета Андреас Мюллер-Карпе. Он идентифицировал найденное здесь поселение с Сариссой –известным из письменных памятников культовым центром хеттов. Здесь почитали бога Грозы Тешуба.
Город был защищен такой же системой укреплений, как и Хаттуса. Археологи раскопали здесь храм, посвященный богу Грозы. Это – самое большое из всех известных нам хеттских святилищ. Его внутренний двор достигал следующих размеров: 34 х 43 метра.
В 2001 году в Сариссе был найден и небольшой архив. Две самые крупные клинописные таблички (всего их обнаружено десять) содержат около семидесяти строк текста.
В окрестности Сариссы найдены следы еще одного хеттского города – возможно административного центра державы. Однако турецкое правительство пока не разрешило археологам проводить здесь раскопки.
В Сирии хетты создали два зависимых от метрополии вице-царства со столицами в Каркемише и Хальпе. Суппилулиума I назначил правителями этих царств своих сыновей, основав таким образом две дружественные Хеттской державе династии.
Судьба хеттской Сирии еще раз подчеркивает, как разительно отличалось Хеттское царство от восточных деспотий. Разве можно назвать сирийские владения хеттов «колониями» в традиционном смысле этого слова? Если бы эти страны были завоеваны хеттами в жестокой борьбе, а не присоединились к ним добровольно, то после распада державы здесь начались бы гонения на все хеттское. Язык прежних завоевателей был бы совершенно вытеснен местными языками. В Сирии же почти пять веков тщательно хранились и поддерживались хеттские традиции. Местные государства стали прибежищем для многих хеттов, вынужденных покинуть родину.
Хеттский язык в городах-государствах знали не только отдельные книгочеи, как латинский язык в эпоху Просвещения. Нет, в Сирии на нем составлялись царские указы. В хеттской Сирии мелькают и знакомые нам имена правителей, только произносят их несколько иначе: Сапалулме вместо Суппилулиумы, Каттуцил вместо Хаттусили, Муталлу вместо Муваталли. Очевидно, сирийские цари стремились постоянно напоминать о славном прошлом хеттского народа. Эпоха блестящих царствований, отразившись в этих славных именах, бросала свой отблеск на современность.
Нужно учитывать, что реально речь идет не об устном языке, а о письменности. И причина подобного отношения может быть совсем иная – по неким причинам (либо отточенность правил и всей системы письма, либо «священность», древность и т.п.) именно хеттская письменность считалась «выше» иных систем.
Важным центром хеттского искусства в это время стал Каркемиш. Многочисленные ортостаты – вертикально установленные плиты или камни, как и надписи, свидетельствуют о вековом сохранении традиций Хеттской державы. Правда, поздние рельефы Каркемиша уже напоминают ассирийские рельефы. Их персонажи облачены в длинные ассирийские мантии, ассирийские головные уборы и ботинки с прямыми носками. Пример тому – рельеф, изображающий царя Ярири с семьей и телохранителями (первая половина VIII века до нашей эры); он обнаружен неподалеку от храма.
Раскопки последних лет показали, что и в Хальпе сложилась своя скульптурная школа, своеобразно трактующая традиции метрополии.
Несколько десятилетий назад к северу от Хальпы, в Айн-Даре, раскопан огромный хеттский храм (38 х 32 метра), по своей архитектуре мало похожий на традиционные хеттские образцы. Он напоминает, скорее, типично сирийские постройки. Храм был украшен многочисленными базальтовыми фигурами львов и сфинксов, причем они очень походят на сфинксов Хаттусы.
Хетты были индоевропейцами, и потому их трудно было спутать с другими народами древнего Востока. Египетские художники, очень точно подмечавшие разницу между теми или иными народами, наделяли хеттов очень характерными чертами. Их профиль напоминает «греческий»: у них – высокий лоб, слабо намечена переносица. Телосложение хеттов, скорее, крепкое, коренастое, чем стройное; они несколько склонны к полноте.
В отличие от египтян и других азиатских народов, хетты не подрезали волосы, не выбривали голову наголо и не носили парики. Их светло-каштановые волосы свободно спадали на плечи. Иногда волосы были перевязаны лентой или заплетены в косицы. В эпоху Древнего царства хетты гладко выбривали лицо. Позднее в моду вошла борода; мода эта пришла из Сирии.
Хеттские цари изображались с накладной бородой и в шапке. Обычно цари носили круглые шапки, но по случаю важных государственных празднеств надевали высокую коническую шапку. Тогда же они облачались в длинный плащ.
Добавить комментарий