Главная страница » Конспекты » Взгляд в прошлое » Тайны древних календарей (Н.Петрова)

Календарь Индии:

В многонациональной Индии, где отдельные княжества столетиями существовали изолированно друг от друга, использовалось множество календарей: солнечных, лунных и лунно-солнечных. Интересен традиционный индуистский календарь, которым до сих пор пользуются индийцы в религиозных целях.
Год индуистского календаря делится на 12 лунных месяцев, содержащих от 29 до 32 дней. Называются месяцы именами двенадцати созвездий и начинаются на следующий день после полнолуния или новолуния. Каждый месяц делится на две части: ясную, отсчет дней в которой ведется с новолуния, и темную, в которой дни отсчитываются от полнолуния. В каждой из половин месяца счет дней ведется от 1 до 15…
12 лунных месяцев индуистского календаря составляют величину лунного года – 354 дня. Для уравнения его с солнечным годом через каждые тринадцать месяцев добавляется еще один – 13-й месяц (адикмас).

похоже, опечатка – не через месяцев, а лет (иначе – бессмыслица).

Начинается год по индуистскому календарю обычно в самый жаркий сезон (апрель – май), в месяц вайшакха.

Календарь майя

В календаре майя использовались три года или цикла разной продолжительности: 1) короткий год в 260 дней (“цолькин”), который был применим только для ритуальных целей и ничего общего с астрономическим не имел. Период этого года, ставшего ритуальным циклом, начинался 1 Имиш (Ин). С окончанием периода счет прерывался и начинался вновь перед самым началом сезона дождей.

нигде в других источниках не фигурирует никакого “перерыва” между двумя последовательными 260-дневными циклами!.. Да и циклом он тогда бы не был, и использоваться совместно с другими календарями не мог бы… (Если же перерыва не было, то как его начало могло быть привязано к сезону дождей?) Откуда автор взяла эту идею – остается, по сути, загадкой… Чуть далее она ссылается на – А.Бородатова, “Игры богов и людей. Этносемиотический анализ иконографии древних майя” (рукопись). Следовательно, проверить первоисточник не представляется возможным… В итоге: и здесь и далее много сомнительных утверждений.

Продолжительность месяцев и недель короткого года, а также их количество определялось комбинациями цифр от 1 до 13.
Двадцать иероглифов обозначали названия дней, которые, безусловно, связаны с природными явлениями и находились под покровительством главных богов: 1 – Ин – “Семена”, день бога Ицамна; 2 – Ик’ – “Ветер” (несущий грозовые тучи), день бога ветра; 3 – Ак’ – “Темнота” (при дожде); 4 – Х’а – “Посевное зерно”, день бога изобилия; 5 – Чан – день бога грозы Тит Соот; 6 – Чам – “Смерть” (если в эти дни дожди не выпадали, то зерно погибало), день бога смерти; 7 – Чи – “Поедание” (молодые ростки могли поедать животные); 8 – Еч’ – “Когтистый” (древнее название кролика); 9 – Тох – “Гнать” (с полей животных); 10 – Оч – Опоссум” (видимо, общее название вредителей полей); 11 – К’и – “Рост”; 12 – Ееб – “Туман”; 13 – Бен – “Побеги” (сорняков); 14 – Хиш – “Ягуар”, день защитника полей бога Ягуара; 15 – Мен – “Работа” (прополка?); 16 – Чиб – “Укрепление” (всходов); 17 – Чаб-ан – “Гул земли” (от грозы); 18 – Хец’ – “Укрепление” (всходов?); 19 – Ку – “Гроза”; 20 – Ла – “Большой” – день правителя сезона дождей бога неба Ицамна.

заметно сильное стремление интерпретатора подогнать непонятный 260-дневный календарь под сельское хозяйство. Поскольку базовое предположение весьма сомнительно, постольку и получается весьма коряво…

Кроме 13 месяцев, содержащих по 20 дней, в коротком году были еще 13-дневные и 9-дневные недели. Дни в неделе считались соответственно от 1 до 13 и от 1 до 9.

Длинный год (“тун”) в 360 дней. В этом году, который приближался по продолжительности к солнечному, было 18 месяцев по 20 дней. Вероятно, именно год “тун” использовался майя наиболее долго, поскольку стал основной единицей хронологии.

Длинный год (“хааб”) – в 365 дней, состоящий также из 18 месяцев по 20 дней каждый. Жрецы майя уточнили продолжительность солнечного года и добавили пять дней. Добавочные дни помещались в конце года и назывались “днями без имени”. В эти дни происходила смена правителей и они считались праздничными. Именно годом “хааб” пользовались майя в быту.
Начинался год майя в месяце Пооп, который соответствовал середине июля по нашему календарю. Названия месяцев отражали, как и названия дней недели, природные явления или земледельческий календарь: Пооп – “циновка правителя”; Во – “лягушка”; Сип – “грех (пролить кровь на охоте)”; Соц’ – “летучая мышь”; Сек – “сгибание початков (кукурузы)”; Шуль – “конец”; Йашк’ин – “новое солнце””; Моль – “сбор урожая”; Ч’ен – “колодец”; Йаш – “новый”; Сак – “белый”; Кех – “олень”; Мак – “прекращение”; К’анк’ин – “желтое солнце”; Муан – “облачный”; Паш – “барабан”; К’айяб – “большой дождь”; Кумху – “шум грозы”.
Некоторые исследователи календаря майя считают, что новый год начинался в месяце Йашк’ин, начало которого приходилось на конец декабря и совпадало с зимним солнцестоянием. К тому же предшествующий месяц назывался “конец”, указывая на окончание старого года.
Новый год начинался в один из четырех дней: К’ан, Мулук, Иш, Кавак.

Все три года существовали в календаре майя не последовательно, а одновременно. Любопытно, что любой день мог быть выражен в трех циклах: коротком году и двух длинных. В обозначение дня года входило число 13-дневной недели, название дня, число и название месяца. Например, “6 Ахау 13 Муан” означало 6 число 13-дневной недели, день Ахау, 13 число месяца Муан.
Гармония любого календаря выражается в найденной его создателями цикличности. Майя установили следующие циклы своего календаря: 4 и 52.
Через четыре года “хааб” названия дней приходились на те же числа месяца, а через 52 года повторялись также дни и числа 13-дневной недели. Была найдена и связь короткого года с длинным: количество дней в 52-х годах “хааб” и в 73 коротких “цолькин” совпадало: 365х52=18980 дней и 260х73=18980.
Для отсчета более длительных промежутков времени использовались следующие единицы: “виналь” = 20 “к’ин” – 20-дневный месяц, “тун” – 360-дневный год, “к’атун” = 20 тунам, “бак’тун” = 20 к’атунам и др.
В своей истории майя отсчитывали годы от мифической даты, то есть “0 бак’тунов 0 к’атунов 0 тунов 0 виналей 0 к’инов 4 день 13-дневной недели, день Ахау, 8 число месяца Кумху”. По нашему летоисчислению это соответствует 3113 году до н.э.
В историю эта эра вошла под именем “эры майя”.
Хотя жрецы майя не обладали астрономическими инструментами и приборами, они сумели с очень большой точностью вычислить продолжительность солнечного года. По их подсчетам она составляла 365,2420 суток, что всего на 0,0002 меньше по сравнению с современными вычислениями. Такая погрешность составляет 1 сутки в 5000 лет, что делает календарь майя точнее современного григорианского.

абсолютно не ясно здесь, за счет чего достигалась такая точность. Ведь ни о каких поправках в виде високосных лет или месяцев нигде и речи нет!.. Так в чем проявляется точность?..

Древнеперсидский календарь

Древнеперсидский календарь, о котором известно уже с VI века до н.э., первоначально был лунным. Как и в других лунных календарях, основной единицей в нем являлся лунный месяц, состоявший из 29 или 30 дней. 12 лунных месяцев образовывали лунный год продолжительностью 354 дня.
Названия месяцев отражают сезонные явления или работы, проводившиеся в это время, а также, видимо, религиозные праздники.
Адуканиш – “чистка оросительных каналов”, Туравахара – “сильная весна”, Тайграчиш – “сбор чеснока”, Гармапада – “стояние жары”, Дрнабаджиш – “сбор налога с урожая”, Харапашия – “вязанка колючек на топливо”, Багаядиш – “поклонение богу Митре”, Вркаджан – “волчья охота”, Ассиядия – “поклонение огню”, Анамака – “безымянный”, Тваяхва – “лютый”, Вияхана – “копка”.
Для согласования лунного года с солнечным после месяца вияхана добавлялся тринадцатый месяц, не имевший названия. Один раз в 8 лет начало года в древнеперсидском календаре совпадало с весенним равноденствием. Просуществовал такой календарь до середины V века до н.э.

Зороастрийский календарь

Зороастрийский календарь явно испытал на себе влияние египетского солнечного календаря и вавилонской календарной традиции.
Год этого календаря состоял, как и египетский, из 12 месяцев по 30 дней каждый, что в сумме составляет 360 дней. Новый год начинался во время весеннего равноденствия самым большим праздником – ноурузом (перс. “новый день”).

Со временем зороастрийский календарь был реформирован: приближая год к солнечному, в конце года начали прибавлять еще пять дней. Их помещали… перед новым годом. Известно, сто реформа внесла определенную путаницу в жизнь верующих: некоторые продолжали отмечать праздник Ноуруз по старому стилю, некоторые – по-новому, а кто-то праздновал его дважды.

Поскольку зороастрийский календарь не знал системы високосов, то со временем календарный год стал отставать от солнечного в среднем на месяц каждые 120 лет. Это привело к тому, что праздник Ноуруз к VI веку отмечался уже не в весеннее равноденствие, а в июле месяце. В результате реформы начало года и шесть главных праздников были передвинуты на другие месяцы года. Однако и от прежнего новогодия тоже не отказались: оно стало первым днем гражданского года и днем коронации царей. Перенесенный на весну новый год теперь связывали с идеями воскресения и конца мира.

Календарь Омара Хайама

Последующее изменение иранского календаря связано с именем великого математика, астронома, философа и поэта Омара Хайама. Главной задачей, стоящей перед специальной комиссией, созданной для реформы календаря в XI веке, было “удерживать” начало года у весеннего равноденствия. Добиться этого можно было только введя систему високосов. В новом календаре, который получил имя О.Хайама, период из 33-х лет содержал 8 високосных и 25 простых лет. Високосным определили каждый четвертый год периода и последний, или 33-й год.
Предложенный О.Хайамом календарь учитывал неравномерное движение Солнца по эклиптике: месяцы первой половины года имели продолжительность в 31 день, а второй половины – 30 дней (кроме последнего). Начало года совпадало с весенним равноденствием.
Месяцы иранского солнечного года соответствовали зодиакальным созвездиям:

Фарвардин (март-апрель) – Овен
Урдбихишт (апрель-май) – Телец
Хурдал (май-июнь) – Близнецы
Тир (июнь-июль) – Рак
Мурдад (июль-август) – Лев
Шахривар (август-сентябрь) – Дева
Михр (сентябрь-октябрь) – Весы
Абан (октябрь-ноябрь) – Скорпион
Азар (ноябрь-декабрь) – Стрелец
Дай (декабрь-январь) – козерог
Бахман (январь-февраль) – Водолей
Исфандармуз (февраль-март) – Рыбы

За начало года берется день, в полдень которого солнце вступает в созвездие Овна, и начинается весна.

Первый год нового календаря начинался в весеннее равноденствие 1079 года, которое в этот год пришлось на 15 марта. Эта эра получила название эры Джалал ад-Дина по имени султана.
Средняя продолжительность года в календаре О.Хайама была больше тропического, по современным данным астрономии, всего на 0,0002 суток. Таким образом, расхождение календарного года О.Хайама с тропическим в одни сутки происходит через 5000 лет!

“Когда солнце вышло из созвездия Овна, и Сатурн, и Юпитер с другими светилами были там согласно повелению всевышнего Изада (древнеиранское, доисламское, название бога), положение мира изменилось и появились новые вещи, которые соответствовали миру и его судьбе. В это время цари Ирана для того, чтобы почтить Солнце, и, так как не всякий может найти этот день, отметили его, установили праздник и сообщили всем людям, чтобы это было всем известно и чтобы соблюдали эту дату. Говорят, что когда Кайумарс (согласно зороастрийской религии, первый человек или первый царь Ирана) установил этот день в качестве начала летосчисления, он разделил каждый солнечный год… на 12 частей, каждая по 30 дней, и назвал каждую из них по имени ангела из тех 12 ангелов, которых всевышний и святой Изад послал в мир. Затем он назвал большой оборот, содержащий 365 дней и четверть суток. Большим годом и разделил его на четыре части. Когда проходят четыре части большого года, совершается большой Науруз и происходит обновление состояния мира. У царей имеется обычай – в начале года им необходимо произвести определенные церемонии для благословения, установления даты и наслаждения. Тот, кто в день Науруза празднует и веселится, будет жить до следующего Науруза в весельи и наслаждении” (из трактата Омара Хайама “Надруз-наме”).

Календарь восточных славян

О том, как считали время наши предки до принятия христианства, почти ничего не известно. Есть предположение, что первоначально календарь был лунным, а затем – лунно-солнечным. Начинался год полнолунием, предшествующим или совпадающим с весенним равноденствием. 12 месяцев древнерусского календаря – “небесных”, как называли их летописцы, по названиям совпадали с “книжными2 месяцами юлианского календаря. Но продолжительность месяцев и года в древнерусском и юлианском календарях была разной: год в первом календаре состоял из 354 дней, а месяц – из 29,5 суток. Для приближения года к юлианскому солнечному использовались вставные месяцы с применением 19-летнего цикла. Более точные сведения о древнерусском календаре относятся уже ко времени принятия христианства. Диакон новгородского Антониева монастыря Кирик, живший в XII веке, написал трактат, свидетельствовавший о знании в Древней Руси таких понятий как Круг солнца, круг луны, индикт и рассказывающий о правилах вычисления Пасхалий.

Мусульманский календарь

…принципы построения некоторых календарей прямо продиктованы священными текстами или постановлениями церковных соборов. К подобным календарям относятся мусульманский и христианский календари.

Мусульманский календарь является чисто лунным календарем, то есть зависящим исключительно от видимых фаз Луны… В мусульманском календаре чередуются месяцы по 29 и 30 дней. 12 лунных месяцев составляют лунный год, который как известно, длится 354 дня. В определенные годы, именуемые високосными, для согласования первого числа месяца с новолунием в конце года добавляется 1 день. Таким образом, разница между солнечным и лунным годом составляет от 10 до 12 суток, в зависимости от того, какими являются солнечный и лунный годы – простыми или високосными. Подобное расхождение означает, что начало года по мусульманскому календарю не только не имеет фиксированной даты, но и “кочует” поочередно по всем временам года.
“Исправить” расхождение лунного года с солнечным… возможно, введя дополнительные, високосные месяцы. Однако подобные “исправления” категорически запрещены Кораном: “Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как он сотворил небеса и землю… Вставка – только увеличение неверия…”

Христианский календарь

На Никейском соборе в 325 году юлианский календарь был призван обязательным для всего христианского мира. За начало летосчисления было принято создание Адама, происшедшее в пятницу 1 марта 1 года мироздания. На соборе же были составлены правила для определения дня Пасхи.

Для того, чтобы перевести дату на современное летосчисление, т.е. от Рождества Христова, необходимо из даты от сотворения мира вычесть 5508, если событие произошло между 1 января и 31 августа, или 5509, если между 1 сентября и 31 декабря. Так, 1 сентября 7149 года от сотворения мира будет 1640 год от Рождества Христова: 7149-5509=1640.

Одной из главных задач, стоящих перед создателями христианского календаря, было определение дня Пасхи.

Поскольку юлианский календарь, состоявший из 365 дней и 6 часов не соответствовал точно тропическому году, а был длиннее его на 11 минут 14 секунд, то через 128 лет разница составила уже сутки, а через 1280 лет – 10 дней. Столь существенное различие влияло в первую очередь на вычисление дня Пасхи. В XVI веке весеннее равноденствие приходилось уже не на 21 марта, а на 11.

Григорий XIII… [создал] в 1582 году специальную комиссию, которая занялась усовершенствование юлианского календаря. Заметим, что на медали, отчеканенной в год проведения реформы, по приказу папы Григория XIII была помещена надпись: “Григорий XIII, наилучший верховный жрец”.
В чем же состояла суть реформы? Как было сказано в папской булле, необходимо вернуть весеннее равноденствие “на место” – 21 марта, где оно было во время Никейского Собора, и прикрепить его к этой дате “навечно”, то есть сделать так, “чтобы Луна со своих мест никогда не сдвигалась”. Для этого решено было передвинуть календарь на 10 дней вперед: вслед за 4-м октября 1582 года наступало не 5-е, а сразу следовало 15 октября.
Продолжительность года уточнили, по сравнению с юлианским, и определили в нем 365 дней 5 часов 49 минут 16 секунд, что составляло разницу с тропическим годом в 30 секунд.
Чтобы максимально приблизить календарный год к тропическому, было решено сократить число високосных лет. По юлианскому календарю каждые три года – простые, четвертый – високосный. По новому календарю, получившего название григорианский, – также. Разница заключается в определении високосных лет среди рубежных, оканчивающих столетия. В юлианском календаре, или по старому стилю, все годы, оканчивающиеся на нули, – високосные: 1700, 1800, 1900 и т.д. по григорианскому календарю, или новому стилю, високосными являются не все годы, оканчивающие столетия, а только те из них, две первые цифры которых делятся на 4. Таким образом, становятся високосными 1600-й, 2000-й, 2400-й. Годы 1700-й, 1800-й и 1900-й объявлялись простыми. Подобное новшество сокращало каждые 400 лет на три дня, приближая продолжительность календарного года к тропическому.

В новом календаре високосные и простые годы располагаются не однообразно: в юлианском календаре на 400 лет приходится 100 високосных, а в григорианском – 97.

Если же говорить о точности григорианского календаря, то и в нем имеется погрешность: за 3280 лет расхождение календарного года с тропическим составит сутки. Напомним, что известны и более точные календари…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: