Главная страница » Конспекты » Взгляд в прошлое » Тайны древних календарей (Н.Петрова)

Греческий календарь:

В древнейших греческих календарях основными единицами измерения были лунный месяц и лунный год. Сутки начинались с заката солнца и включали в себя ночь и следующий день. В определении срока наступления различных природных явлений, необходимых для земледелия, грекам помогали наблюдения за звездным небом. “Начинай жатву, когда плеяды восходят, а пахоту, когда собираются заходить. Когда Сириус над головой – руби деревья. Появляется вечером Арктур – подрезай виноградные лозы. Орион и Сириус выходят на середину неба – собирай виноград” – так писал греческий поэт Гесиод (VIII в. до н.э.) в поэме “Труды и дни”.
Однако в быту греки использовали календарь, основанный на смене времен года. Известно, что в середине I тысячелетия до н.э. греческий календарь стал лунно-солнечным. Год делился на 12 месяцев, начинавшихся с новолуния. Для согласования длины лунного года со сменой времен солнечного года дополнительно вводился в високосные годы 13-й месяц. Единого общегреческого календаря в Греции не было: многие государства, области и даже отдельные города имели собственные календари, в которых названия месяцев и начало нового года не совпадали.
Известно около 400 названий календарных месяцев, а день начала нового года в разных областях приходился на период от конца июня до конца июля. Как правило, начало года совпадало с новолунием после солнцестояний или равноденствий.

если уж период июнь-июль, то какие могут быть равноденствия?.. Только летнее солнцестояние.

Каждый месяц в греческом календаре делился на декады по 10 дней в каждой. Первые 20 дней считались внутри месяца в обычном порядке, последние 10 – в обратном, начиная от конца месяца…
В греческом языке существовало различие между гражданским годом (etos) как условной единицей, начинавшимся, как правило, с момента вступления выборного лица в должность, и годичным циклом смены времен года (eniautos), определявшимся движением Солнца.
Начало нового календарного года в понимании греков праздником не было и никакими торжествами не отмечалось. А вот новолуние было одним из самых важных греческих празднеств. Любопытно отметить, что греки праздновали дни рождения не один раз в год, а каждый месяц, и ежегодные сроки возобновления договоров определялись не датой календаря, а приурочивались к определенным празднествам.
Способ включения добавочных дней в греческих календарях не имел устойчивого характера. Это мог быть двухлетний цикл с одним високосным годом или 8-летний цикл с тремя високосными годами (3-м, 5-м и 8-м годом). Сами греки считали свой календарь несовершенным, особенно по сравнению с солнечным египетским…

В V веке до н.э. афинский астроном и математик Метон разработал 19-летний цикл с 7 дополнительными месяцами. Метон не только определил удобную цикличность високосов, но и согласовал лунные месяцы и солнечные годы.

разработал или все-таки заимствовал?.. Ведь надо же учитывать и мощный интеллектуальный обмен между Вавилоном и Грецией в то время…

В IV веке до н.э. древнегреческий астроном Калипп уточнил метонов цикл, определив, что в 19-летнем цикле 6939,75 дней, то есть на 0,25 суток меньше. Чтобы число дней в цикле не было дробным, Калипп предложил новый цикл – 76-летний (19х4=76): 6939,75 дней х 4 = 27759 дней. Начало цикла Калиппа – 28 июня 330 года до н.э.
Дальнейшие открытия древнегреческих астрономов позволили уточнить продолжительность лунного месяца и тропического года. Гиппарх из города Никеи (II в. до н.э.), наблюдая новую звезду на небосклоне, решил создать звездный каталог. В процессе работы над каталогом он, сравнивая расположение звезд по картам, составленным ранее, открыл, что точка весеннего равноденствия перемещается примерно на 0,5 суток за 150 лет. То есть величина солнечного года составляет не 365,25 суток, а на несколько минут меньше. Поэтому длину 4-х 76-летних циклов Калиппа необходимо уменьшить на 1 день. Предложенная им поправка позволила уточнить и длину лунного месяца до величины, используемой в современной астрономии.

Римский календарь

Современный календарь в своей основе был создан в Древнем Риме, и само слово “календарь” происходит от латинского calendarium, что означает буквально “долговая книга”, поскольку в первый день месяца – календы – должники в Риме платили процент. Названия месяцев в нашем календаре также взяты из римского.
Первоначально римляне, как и греки, исчисляли время лунными годами. В древности (до VII в. до н.э.) римский год состоял из десяти месяцев и начинался весной, в маре…

Четыре месяца состояли из 31 дня, остальные – из 30. Таким образом, древнейший римский год продолжался 304 дня: 6х30+4х31=304.
Согласно легенде, второй римский царь Нума Помпилий, правивший после Ромула, провел множество реформ, желая “размягчить железный римский народ и сделать его кротким и справедливым”, как писал древний историк. Одной из реформ Нумы было упорядочение римского календаря.
В календаре появились еще два месяца: январь… и февраль…
Теперь год состоял из 12 месяцев. Семь месяцев имели по 29 дней, четыре – по 31, а один – 28 дней.

Принятый в сегодняшнем календаре счет дней внутри месяца – от первого до последнего числа – появился в римском календаре с VI века н.э.
Продолжительность римского года составляла 355 дней, почти совпадая с продолжительностью лунного года. Начало каждого месяца римляне также определяли по рождению новой луны.
Но продолжительность солнечного года… была длиннее. Поэтому календарный римский год отставал от, так сказать, настоящего на 10-11 суток. Со временем это привело к тому, что многие римские праздники поменяли свое традиционное время года, и праздник жатвы подчас приходилось отмечать зимой.
Дабы привести календарь в порядок, Юлий Цезарь по совету астронома Созигена в 46 году до н.э. провел реформу.
Еще до реформы римляне периодически вводили в календарь дополнительный месяц – марцедоний, насчитывавший 22-23 дня, помещая его не в конце года, а между 23 и 24 февраля. Подобное расположение месяца было продиктовано религиозными соображениями: дополнительный тринадцатый месяц необходимо было “спрятать” от взора богов. Внутри этого месяца считали дни следующим образом: после 23 февраля шло 1 марцедония, 2 марцедония и т.д., а затем – 24 февраля.
В год реформы добавили 2 дополнительных месяца: по 33 и 34 дня каждый, поместив их между декабрем и ноябрем. По своей удивительной продолжительности год получил название “беспорядочного” или “года замешательства”.
После реформы новый 45 год до н.э. стал насчитывать 365 дней. Чтобы избежать отставания календарного года от астрономического, состоящего из 365 суток и 6 часов, образующийся раз в четыре года “лишний” день добавляли к самому короткому месяцу – февралю, помещая его не в конце, а между 23 и 24 числами.

Новый календарь получил название юлианского по имени его создателя.
Даже после введения юлианского календаря римляне в своем земледельческом календаре по-прежнему сопоставляли звездные и юлианские даты, поскольку звезды считались предвестниками и даже причиной изменения погоды.

Продолжительность года по юлианскому календарь отличается от тропического года на 11 минут и 14 секунд. За 128 лет разница составляет сутки. Однако несмотря на подобную неточность, юлианский календарь отличает очевидная простота. Именно по этой причине юлианский календарь просуществовал до конца XVI века.

Китайский календарь

Известно, что уже в III тысячелетии до н.э. в Китае существовал лунный календарь. В определении равноденствий и земледельческих сезонов составители календарей руководствовались положением звезд, о чем можно прочитать в китайских документах: “В 1-м месяце рукоятка Ковша обращена вниз, в 6-м месяце в сумерках можно увидеть, что рукоятка Ковша повернута вверх”.
Со временем китайские астрономы установили дни солнцестояний и равноденствий, а также определили продолжительность лунного месяца в 29,5 дней. Лунный год состоял из 12 лунных месяцев, продолжительностью 29 и 30 дней.

Стремление согласовать лунный месяц и солнечный год привело к появлению в Китае лунно-солнечного календаря. Началом года в этом календаре являлось новолуние, предшествующее вступлению Солнца в знак Водолея, то есть январь – февраль. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых начинался в новолуние. Месяцы назывались по порядковым числительным: 1-й, 2-й и т.д. Для согласования лунного года с солнечным после зимнего солнцестояния 7 раз в 19 лет вставлялись дополнительные, 13-е месяцы. То есть в китайском календаре использовался уже знакомый нам “Метонов цикл”. В Китае 19-летний период начали использовать раньше, чем в Греции, – примерно с VI века до н.э. Он получил название “чжан”.
Поскольку за 4 “метоновых периода” (19х4=76 лет) лунный цикл обгонял Солнце на одни сутки, греческий астроном Калипп предложил один месяц в 76 лет из “полного” сделать “пустым”, выбросив одни сутки. В Китае также использовали подобную поправку, назвав период в 4 “чжан” 1 “бу”.
Этот цикл применялся также в буддийских календарях Тибета, Монголии, Японии и Вьетнама, в традиционном еврейском лунно-солнечном календаре.

Во II веке до н.э. в Китае проводится реформа календаря, названная “саньтунской”. Новый календарь использовался почти три столетия – до 85 года н.э. В 104 году до н.э. было вычислено, что продолжительность года составляет 365, 25 дня. В результате уточнения продолжительности тропического года и синодического месяца определили иную периодичность високосных лет в 19-летнем цикле: 3, 6, 9, 11, 14, 17 и 19-й годы. Время вставки дополнительных 13-х месяцев в году определялось следующими условиями: зимнее солнцестояние должно было приходиться на 11-ю луну, летнее – на 5-ю, весеннее равноденствие на 2-ю луну, осеннее – на 9-ю.

Живший в XIII веке астроном Го Шоу-цзин уточнил продолжительность тропического года – 365, 2425 суток, что всего на 26 секунд больше величины, определяемой современной астрономией. Созданный этим выдающимся астрономом календарь не отличался по точности от григорианского, который будет введен в Европе в XVI веке.
Одновременно с описанным календарем в Китае существовал в древности и сохраняется до сих пор сезонный календарь, в основе которого лежит годичное движение Солнца. По этому календарю крестьяне определяли сроки сельскохозяйственных работ. В сезонном календаре, не связанном с делением на месяцы, насчитывается 24 сезона, названных по различным явлениям природы: “начало весны”, “пробуждение насекомых”, “ясно и светло”, “колошение хлебов”, “малая жара”, “большая жара”, “белые росы”, “выпадения инея” и т.д.
Сезонный календарь определял и годовые праздники, существовавшие в жизни каждого народа. Главным праздником, как и у многих народов, был новый Год. Астрономический год начинался с зимнего солнцестояния, когда Солнце находится в 15о зодиакального знака Стрелец. Начало гражданского Нового года, который до сих пор широко отмечается в Китае, должно падать на первое новолуние после того, как Солнце вошло в знак Водолея, то есть по григорианскому календарю не ранее 21 января и не позднее 19 февраля.

Во многих странах восточной Азии: Китае, Вьетнаме, Корее, Монголии и Японии используется также счет времени по циклам. В основе этого цикла лежит идея древнекитайской мифологии и натурфилософии о существовании в мире двух противоположных начал: инь и ян. Первоначально знаки инь и ян обозначали темный и светлый склоны горы. Со временем знак ян стал обозначать небо, солнце, тепло, свет, жизнь, мужское начало, активность, юг, нечетные числа, левую сторону. Знак инь, соответственно, – все противоположное: луну, холод, тьму, смерть, женское начало, пассивность, север, четные числа, правую сторону. Комбинации инь и ян можно найти во всех областях жизни Китая: в науке, искусстве, литературе, быту.
Весь процесс мироздания и существования бытия рассматривался китайцами как постоянное стремление этих начал друг к другу, вплоть до слияния.
Взаимно превращаясь друг в друга, инь и ян пребывают в пяти первоэлементах или пяти стихиях.
Согласно китайской древней мифологии, миром правят 5 государей, каждому из которых соответствует одна сторона света (четыре стороны света плюс центр), время года (четыре времени года плюс переходный период), цвет, стихия (дерево, огонь, земля, металл, вода), часть тела человека, планета. Так, верховный владыка центра – Хуан-ди имеет помощника бога земли, его цвет – желтый, под его покровительством находится храм солнца. Правитель востока – Фу-си, его помощник – зеленый дух дерева, его время года – весна, стихия – дерево, цвет – зеленый, животное – дракон, часть тела – селезенка. Повелитель севера – Чжуай-сюй – зима, вода, черный цвет, черепаха, кишки и т.д.
Пять стихий соотносились также с животными, вкусовыми ощущениями, музыкальными нотами, конечностями человека, видами зерна, этическими нормами, видами счастья и несчастья и т.д.
Пять первоэлементов, или пять стихий, позднее, в древнекитайской философии, были осмыслены как пять движущих начал, – основ мироздания. Стихии находятся в сложной взаимосвязи “жизни – смерти”: дерево рождает огонь, огонь рождает землю (пепел), земля рождает металл, металл рождает воду (скапливаясь капельками росы), вода рождает дерево. Так замыкается круг жизни. В круге смерти дерево побеждает землю, земля побеждает воду, вода побеждает огонь, огонь побеждает металл, металл побеждает дерево.
Каждая из пяти стихий существует в двух противоположностях: в естественном состоянии и в применении ее человеком. Так, мы знаем огонь вулкана и огонь очага в доме, дерево, растущее в лесу, и дерево как материал для строительства, и т.д. Число пять – главное число символа ян. Числовым симоволом инь была шестерка. Система, основанная на комбинациях чисел пять и шесть, – и есть структура циклического календаря.
Две противоположности каждой из стихий – мужское и женское начало – объединяются в китайском календаре в “небесные ветви”. Приведем названия 5 стихий и их 10 “небесных ветвей”: Му (дерево) – Цзя и И, Хо (огонь) – Бин и Дин, Ту (земля) – У и Цзы, Цзинь (металл) – Гэн и Синь, Шуй (вода) – Жэнь и Гуй.
Кроме “небесных ветвей” имелись еще и 12 “земных ветвей”: Цзы, Чоу, Инь, Мао, Чень, Сы, У, Вэй, Шень, Ю, Суй, Хай. Каждой из “земных ветвей” соответствует название животного: мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, конь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья.
12 “земных ветвей” соответствуют 12 знакомым нам знакам зодиака:

Мышь – Овен
Вол – Телец
Тигр – Близнецы
Заяц – Рак
Дракон – Лев
Змея – Дева
Конь – Весы
Коза – Скорпион
Обезьяна – Стрелец
Петух – Козерог
Собака – Водолей
Кабан – Рыбы

Объединив 10 (5х2) “небесных” и 12 (6х2) “земных ветвей” пяти стихий, мы получим 60-летний (5х2х6) китайский календарный цикл. Расположив “небесные ветви” по горизонтали, а “земные” – по вертикали, можно увидеть схему календаря, которая наглядно показывает принцип его действия. Все годы цикла имеют два названия – по одному из каждой ветви. Например, первый год цикла называется “Цзя-Цзы” или “годом дерева и мыши”, второй – “И-Чоу” или “годом дерева и коровы” и т.д.
Поскольку каждое из животных повторяется в 60-летнем цикле 5 раз, то для обозначения конкретного года используется еще определенный цвет. Так, из 5 годов свиньи 12-й год обозначен синим цветом, 24-й – красным, 36-й желтым, 48-й – белым и 60-й – черным.
Китайцы употребляли 60-летний цикл также для обозначения дней недели и названия часов в сутках. Например, 11 часов называли Цзы-Чу – “часом мыши”.
Циклический китайский календарь был, как и многие древние календари, не только способом счисления времени, но и материальным воплощением осмысления времени и пространства.

Циклический календарь до сих пор широко используется в жизни народов Китая и Центральной Азии. Китаец на вопрос о возрасте называет животное, под знаком которого находится год его рождения: например, “год мыши” или “год свиньи”. А уж захочет ли он уточнить цвет, – зависит только от отвечающего. В древности ни один брак не мог быть заключен до тех пор, пока родители невесты и жениха не обменяются “восемью знаками”: сведениями о годе, месяце, дне, часе и т.д. рождения молодых.
Первый год китайского циклического календаря соответствует 2397 году до н.э. (по некоторым источникам – 2697).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: