После сайта Санта Кристина сама собой возникла красивая гипотеза или лучше сказать картина о том, как первобытные племена разбредаются по опустевшему когда-то острову, находят чудо-строение и решают вокруг него поселиться.
Однако другие увиденные мною колодцы как-то не очень в нее вписывались. И если колодец Predio Canopoli еще был сравним по качеству обработки, то остальные колодцы раз от раза все больше огорчали качеством своего строительства.
Не желая так просто отказываться от возникшей теории, я предположил, что некоторые племена натыкались на полуразрушенные колодцы, которые они как могли, так и восстанавливали. А тем, для кого чудо-колодцев не нашлось, строили колодцы по образу и подобию тех, какими обладали соседи.
Если попытаться отбросить идею обожествления воды, когда колодец = храм, то конструкция колодца сама по себе вызывает недоумение. Зачем создавать такой сложный колодец, «как у соседей», если он нужен лишь для воды? На сайте «Sacro di Nuxis» подобный колодец выглядит вообще нелепостью, т.к. рядом с ним протекает горный ручей, – чистой воды в любое время года, что называется, хоть залейся! Неужели только «Эффект Карго», т.е. потребность построить нечто, чем и как пользоваться ты не знаешь, но с надеждой, что это обеспечит тебе сытную жизнь? Казалось бы, обожествлять воду естественно ожидать там, где ее мало, например в пустыне. Однако ни у арабов, ни у евреев, ни у шумеров, вода божеством не являлась. На Сардинии же воды вполне достаточно, а в древности было еще больше, если учесть, какими зелеными были Египет, Иудея или Ливан в библейские времена. Чем стройнее теория, тем меньше хочется испытывать ее на прочность. Приятно думать, что совершенные колодцы были созданы в допотопные времена, а много позднее были найдены и обожествлены выжившим народом, который даже письменности своей не имел и если не считать обычных находок вроде фигурок из меди, да глиняных черепков, кроме нурагических башен, ничего достойного упоминания не оставил. Как тут не начать подгонять идею под реальность и не начать объяснять наличие не столь безукоризненных строений или вообще примитивных строений желанием «отремонтировать» или «собезьянничать». Увы, все совсем не так.
Решив, что если Санта Кристина служила также обсерваторией, я решил, что и остальные колодцы могли быть построены для этих целей. Я подумал, что этом случае все колодцы должны быть одинаково сориентированы, однако ни один из обследованных мною колодцев не повторил ни его формы, ни его направления.
Позже, в работе Борута Яновича, посвященной исследованию Колодца санта Анастасиа, откуда взят последний рисунок, я нашел подтверждение своему наблюдению: все колодцы острова ориентированы с Запада на Восток через Юг. Т.е. ни один не ориентирован ни на Север ни на Северо-Восток, к примеру. Автор считает, что главной причиной такой ориентации было Солнце. В частности, в Санта Анастасия солнечные лучи 2 раза в год освещают колодец снизу и автор считает, что это было сделано с некоторым умыслом. В это вполне можно поверить, если учесть, что температура в погребах и колодцах чем ниже, тем лучше, так что оба сооружения должны смотреть на Север, а не в южную сторону.
Остается сделать вывод, что только Санта Кристина была создана, чтобы наблюдать за луной. Хотя это и возможно лишь либо стоя или сидя в луже (колодец совсем неглубокий), либо глядя на ее отражение в воде.
Насколько колодцы отличаются по качеству друг от друга можно судить по сравнительной таблице, которую я составил по сделанным фотографиям. Если блоки Сайтов Предио Канополи или Санта Виттории еще сравнимы с Санта Кристиной, то Санта Анастасия, Нуксис и Аренас явно сложены из необработанных или частично обработанных блоков.
Ступени
Стены
Отдельные блоки
Считается, что цивилизация «Нурагов» возникла где-то 1700 лет до н.э. и окончила свое существования, когда остров завоевали римляне в 238 году до н.э. Как ни обидно прощаться со своей собственной теорией, но вероятнее всего не первобытные люди набрели на совершенные колодцы, а сами «нуражане» научились со временем делать их все лучше и лучше. Этим естественнее объяснить наличие прекрасно обработанных камней поверх необработанных на сайтах святых Анастасии или Виттории.
И все же Колодец Санта Кристины остался для меня чем-то особенным. Интересно, что все прочие колодцы по форме были более менее похожи между собой.
Вниз вела сравнительно узкая шахта, как раз на ширину плеч человека. Ширина ее была либо постоянна, либо лишь незначительно расширялась к выходу. Все кроме Санта Кристины имели очень широкие стены с двойным рядом валунов и забутовкой между ними.
Сказанное о колодцах в равной степени относится и ко всем прочим строениям Сардинии. Также как и колодцы, жилища их, нураги, сильно отличаются в своей архитектурной сложности. Дело не в обработке камней как таковых, а в умении сложить многоэтажные конструкции из необработанных глыб в буквальном смысле, а не только по высоте. Сложить так, чтобы они простояли до наших дней, более 3,5 тысяч лет.
Был когда-то такой мирный народ, поклонявшийся Воде, как матери всего живого. Следы их, священные колодцы «с астрономическим уклоном» можно найти по всей Европе, например в Болгарии:
К сожалению, был он, видимо, слишком мирным и любил больше наблюдать звезды и воду, чем выплавлять металл и совершенствовать свое оружие. Вот и не дожил до наших дней, оставив после себя черепки, фигурки, нураги и колодцы.
а вот интересно, использовалась ли для этих колодцев, как сейчас, метод поиска водоносной жилы?
Эти колодцы – храмы Богини, скорее всего – гляньте вид сверху, ну это же, простите, вагина, прямо в подробностях)) А в разрезе -один в один чрево Богини.. вода – женская стихия, Луна изображалась на голове Богини и вообще, олицетворяет Богиню в трех ее ипостасях. В принципе, можно представить себе достаточно символичный обряд, в котором ты спускаешься в её чрево с молочной водой и возвращаешься обратно, рождаясь заново..
По-моему это классический туалет с выгребной ямой.