Главная страница » Статьи » Священные колодцы Сардинии-I. Santa Cristina.

“Сардиния входит в состав Италии. Однако древние сооружения тут обладают определенной спецификой, и остров заслуживает того, чтобы быть рассмотренным отдельно.”

Андрей Скляров. Из отчета по круизу в 2011 году.

В целом, как следует из вышеупомянутого отчета, Сардиния на Андрея не произвела большого впечатления, что совершенно неудивительно, учитывая ее размеры и то время, которое имелось у участников экспедиции на ее осмотр. Надо отдать должное его основательности, что после посещения одного из самых популярных туристических мест Сардинии – Барумини, он не вычеркнул остров из перечня объектов достойных внимания.

До 2018 года я бывал на Сардинии дважды, видел 2 нураги, и мнение мое от скляровского отличалось скорее в негативную сторону. Интерес возник вновь, когда я увидел фотографию непонятного сооружения с указанием, что оно находится в Сардинии.

Как я теперь знаю – это так называемый колодец Святой Кристины.

Достопримечательностей на Сардинии много, и турагентства их не различают. В одной корзине лежат и нураги, и церкви, и много чего еще. Следует сказать, что разнообразнейшей древности в Сардинии, похоже, больше, чем где-либо еще. Вероятно, это связанно с тем, что после завоевания ее римлянами около 200 года до н.э., она оставалась полупустынным островом, не знавшим войн и конфликтов, каким и остается до сих пор.

Так как я не знал точно, что хочу посмотреть, то первоначально в моем списке были некрополи, нураги, гробницы гигантов, дольмены, менгиры, загадочные домики эльфов, какие-то колодцы и римский храмовый комплекс с базальтовыми полами. Непонятно, как я собирался успеть осмотреть все это, если учесть и время, необходимое на осмотр, и традиционную южную сиесту (все закрыто с 13 до 16-18 часов!), и качество дорог, особенно проселочных, по которым предстояло добираться до некоторых достопримечательностей. Некоторые объекты находились на таких крутых и узких дорогах без асфальтового покрытия, что мне приходилось оставлять машину и топать пешком, а потом километры сдавать задом вниз до места, где можно было, наконец, развернуться. Некоторые дороги оказались закрыты по причине аварийного состояния. Также оказалось, что какие-то музеи закрыты или больше не существуют, а по каким-то объектам была дана столь неадекватная информация, что я просто не смог найти их в густой траве и колючем кустарнике. И, наконец, некоторые из объектов оказались на частной территории. В одном из таких мест я едва успел добежать до машины, спасаясь от пастушьих собак. Моя шутка, что я еду «не отдыхать», а в командировку за свой счет, оказалась шуткой лишь частично.

Санта Кристина. Описание

Сначала я стал смотреть все подряд, двигаясь буквой Z по острову с запада на восток и с севера на юг. После осмотра одного некрополя, одной нураги и захоронения гигантов я уже стал думать, что теряю зря время, как доехал до того самого объекта, который так заинтересовал меня еще до поездки. После пирамид, Серапеума и Баальбека, это четвертый объект, который произвел на меня очень сильное впечатление.

Строение поражало не размерами, а точностью и изяществом постройки. Оно также очень сильно отличалось от всех построек, окружавших сам колодец.

«Нурагический храм», как его иногда называют, сложен из небольших приблизительно 60x30x30 см, аккуратных блоков из пористого базальта. В других источниках – базальтового туфа. Это очень прочный и долговечный материал. Тем не менее, благодаря пористой структуре, медный инструмент, в отличие от гранита, следы на нем может быть и оставит…

Ни одного пропила или каких бы то ни было следов реза на блоках, из которых сложен колодец, я не нашел. Следы обработки похожи на многочисленные удары зубила или молотка, однако поверхность почти идеально ровная, насколько это применимо к пористой поверхности. Очень интересны и «современны» следы обработки на блоках. В 2014 году я заснял традиционную обработку блоков, после которой остаются похожие следы. Обратите внимание, что инструмент очень похож на тот, который я увидел на витрине археологического музея Кальяри.

Колодец – не пирамида и создать его исключительно вручную не представляется столь невозможной задачей.

Поражает он прежде всего избыточной сложностью формы, если предположить, что это действительно всего лишь колодец. Профиль у поверхности земли представляет собой правильную трапецию, которая ниже, ко входу в колодец, начинает сужаться.

Как это хорошо видно на снимке выше.

Кроме того, так же сложна форма каждого блока конструкции. Только ступени имеют прямоугольное сечение, остальные детали значительно сложнее. И если округлые блоки, из которых сложен резервуар колодца, функционально объяснимы, то сложное трапецеидальное сечение блоков стен лестницы представляется просто выпендрежем того, кому нечем было заняться и у кого был под рукой совершенный фрезерный станок!

Верхние блоки имеют острый угол в верхней своей части, средние блоки имеют прямоугольное сечение, а нижние имеют сечение, где острый угол уже внизу блока. Причем мало того, что у них наклон не под 90°, у них еще достаточно сложная форма обращенной к земле части.

И несмотря на то, что я не нашел блоков со следами пропилов, резаные блоки в конструкции присутствуют.

В целом, невозможно поверить, что это объект, датируемый 11-9 веком до н.э.

Как сказано в описании, впервые о нем заговорили в середине 19 века, а первые раскопки были проведены в 60-х годах прошлого столетия. Там же назван и материал постройки – базальт. А еще сказано, что уровень воды в колодце зависел от времени года, пока археологи, дабы обеспечить туристам доступ ко входу в колодец круглый год, не прорыли под его дном дренажную канаву для отвода избыточной воды. С тех пор уровень воды в колодце не превышает 20 сантиметров – высоты блоков лежащих в основании колодца.
Если учесть, что дренаж находится на дне постройки, то нельзя быть уверенным на 100%, что в процессе ремонта, они не заменили все блоки на современные. По счастью, я не первый, кто оказался столь подозрителен. Исследователи ссылаются на средневековые свидетельства и рисунки, доказывающие, что колодец был именно таким, каким мы его видим сейчас.

Размеры и возможное назначение

О размерах блоков, из которых сложена эта достопримечательность, я уже упоминал, остается вкратце упомянуть общие характеристики. Я подумал, что угловые размеры постройки могут заинтересовать математиков группы Павлова.

Впечатление, что этот колодец чужд тем, кто его вроде бы построил, посетило не только меня. И дело не только в качестве обработки, а в чуждости подобной архитектуры. Аборигенам были не свойственны постройки с углами. Пользуясь необработанным материалом, все, что они строили, имело плавно скругленные формы, было чуждо архитектурной строгости прямых форм. Тем не менее, при всем обилии эзотерики, которую можно найти в интернете в связи с колодцем, оспаривание предполагаемой даты постройки – 1000 лет до н.э., мне не попалось.

Это место считается храмом. По всей планете, у всех культур храм – это место, которое украшают. Было бы естественно и здесь, если это храм, увидеть хоть намек, хоть какую-нибудь попытку украсить каменным узором стены или потолок. Нет также ни малейшего намека на намерение установить дверь в это святилище. В целом, колодец при всей своей строгой красоте оставляет впечатление, сходное с тем, какое оставили у меня пирамиды, – строго функционального строения.

Есть серьезные исследования, посвященные астрономическому аспекту возможного назначения колодцев, например, работа Арнольда Лебефа, профессора истории религий Ягеллонского Университета в Кракове, доказывающие, что Санта Кристина была местом предсказаний наблюдений за Луной. Лунная астрономия значительно сложнее, чем многие себе это представляют. Благодаря тому, что орбита ее наклонена по отношению к плоскости экватора земли, лунные циклы не ограничиваются растущей, полной и убывающей Луной, а влияние ее на жизнь на земле трудно переоценить.

В своей работе «Колодец Санта-Кристины – лунная обсерватория» он предположил, ссылаясь на астрономические данные Луны на тот исторический период, что если бы колодец был построен около тысячи BC, точность ориентации составляла одну двадцатую градуса. Ошеломляющая точность, если учесть, что Луна понижается на одну десятую градуса каждые 300 лет, если проводить измерения в момент северного «луностояния», момента, когда Луна максимально высоко стоит над горизонтом с северной стороны. Он также считает, что системой измерения лунного движения служили еще и края ступеней. С их помощью, регистрируя высоту Луны, можно получить диахронические циклы – узлы лунной орбиты, по которым в свою очередь можно предсказать лунные затмения.
На презентации своей книги Арнольд Лебеф своем интервью на вопрос, какая польза могла быть для nuragici (древнего народа, построившего колодцы) от расчетов затмений и узлов орбит Луны и Солнца, ответил следующее:
– Политическая и экономическая. Если вы знаете секреты неба, вы обладаете властью. Греческие тексты говорят о войнах, завоеваниях и эксплуатации, предсказанных астрономическими явлениями.
– Не является ли совершенство колодца результатом реконструкции и реставрации в более позднее время?
– Нет. В старых репродукциях зафиксировано, что Энрико Атцени только реконструировал вершины лестницы, однако это было не нужно с астрономической точки зрения. Измерения настолько точны, что они не могут быть совпадением. Мы столкнулись с архитектурным чудом. Во Франции и в Мексике есть две древних лунных обсерватории, но Санта-Кристина предшествует им, более чем полтора тысячелетия.

Гвидо Коссар, архео-астроном, в интервью Паоло Курели сообщает интересные подробности строения:

– Отношения между основанием и высотой купола скважины совпадают, с очень небольшим пределом погрешности, с астрономической геометрией. Линия, начинающаяся с северной точки основания купола и достигающая отверстия наверху, образует угол, который совпадает с углом, который Луна достигает в крайней точке своего движения по небу. Эта точка является аналогом точки солнцестояния, момента, в который Луна достигает максимального склонения своего месячного цикла. Строители работали с абсолютной точностью.
– Каждые 18 лет и шесть месяцев луна отражается на дне колодца. Это означает, что цивилизация, построившая его, разбиралась в лунных циклах. Наблюдения за ними гораздо сложнее, чем наблюдения за солнцем и звездами, – поясняет ученый.
– Исходя из этого, можно предположить, что это была настоящая астрономическая обсерватория. Многие цивилизации приписывали Луне большую силу, чем солнцу, из-за кажущейся сложности ее движения, и если наблюдение за положением солнца было связано с сельскохозяйственными работами, то наблюдения за Луной были важны для соблюдения ритуалов. Эта цивилизация, должна была быть способна передавать наблюдения и знания через многие поколения, чтобы построить столь необычайный артефакт. Именно эта способность наблюдать, изучать небо, а затем планировать строительство, позволяет нам увидеть мир гораздо менее примитивный, чем вы можно было бы себе представить.

После таких серьезных заявлений мои сравнения Колодца с резонаторами (акустическими и СВЧ) выглядели бы весьма наивно, если бы я не наткнулся на сообщения о работах, где колодец вполне серьезно анализируется и с этих позиций.

В заключении, не могу не отметить весьма интересное наблюдение Михаила Бураченко, смонтировавшего мой фильм о колодце, что он мог также исполнять функции, сходные с функциями ниломеров:

Учитывая, что грунтовые воды из-за каменистой почвы проходят довольно неглубоко, а наводнение из-за влажного климата могли быть частыми, весьма вероятно, что контроль над уровнем вод, как минимум, мог быть дополнительной функцией этого сооружения.

Учитывая уникальность объекта неудивительно, что на многих, прежде всего итальянских, сайтах, колодец объявлен местом силы и медитации древних. Опровергать эту точку зрения я не хочу и не стану.

Могу лишь засвидетельствовать, что находиться у воды было очень хорошо и уходить совсем не хотелось, а вернуться когда-нибудь хочется очень.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Анатолий Синчук

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Sorry that something went wrong, repeat again!
1

High end stone work! This looks old!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: