В настоящее время наиболее распространена версия, согласно которой древнейшим языком, из которого началось «движение» термина, обозначавшего железо, в другие языки, был язык хатти – народа, относящегося к древним индоевропейцам и населявшего Анатолийский полуостров во 2-м тысячелетии до н. э. Хатти, а следом за ними и хетты называли железо «хапалки» (или более поздние формы – «hawalki» и «habalkinnu»). По современным представлениям это слово, трансформируясь и видоизменяясь, проникло затем в большинство языков Азии и Европы. Например, в древнегреческий язык оно попало в двух формах. Более ранняя из них «халькос», означавшая первоначально собственно металл (и железо, и медь), стала затем использоваться для обозначения меди и ее минералов, а также послужила основой для слова «кузнец» – «халкеус». Древние греки, относившиеся к металлургам с большим уважением, ежегодно устраивали специальный праздник в честь бога-кузнеца Гефеста. Этот праздник получил название «халкин».

Поздняя форма «халипс» стала обозначать сталь: так называет этот сплав железа в своих произведениях Эсхил; отсюда же происходит часто упоминаемое в греческих мифах название легендарного народа «железоделателей» – халиберов, которые согласно преданию обитали на черноморском побережье Малой Азии и передали древним грекам секреты металлургического мастерства.

Кроме того, в древнегреческом языке существовало слово «сидерос» (звездный металл), обозначавшее железо космического происхождения. Аналогичные термины для метеоритного железа характерны для многих древних языков. «Бинипет» (небесный) называли этот металл копты – жители Древнего Египта, а «еркат» (капнувший с неба) – древние армяне.

Интересно отметить, что в древнегреческом языке существовал еще один термин, непосредственно связанный с металлургическим производством. Древние греки обозначали искусство работы с расплавленным металлом словом «хима» («хюма») – литье, поток. Возможно, именно это слово, распространенное в эпоху эллинизма на всем Ближнем Востоке, послужило прообразом термина «химия» («алхимия» у арабов в эпоху раннего средневековья), который стал использоваться для обозначения всей совокупности естественнонаучных знаний в начале новой эры. Согласно другой версии, слово «химия» могло произойти от египетского «хеми», что означало «черная земля». В этом случае термин «химия» можно понимать как «египетская наука».

Вернемся к хаттийскому железу. В слове «хапалки» корнем является «пал», а перед ним располагается характерная для хаттского языка приставка. Ассирийцы, захватившие после распада хеттского государства не только значительную часть его территории, но и технологию производства железа и стали, перенесли в свой язык и металлургический термин. По-ассирийски железо стало звучать как «парциллу». Практически в такой же форме это слово перешло в семитский («parzillu») и финикийский («парциллум») языки.

В древнееврейских книгах железо называют «barzel», что является производным от упомянутого «parzillu» и шумерского «bar-jal». В Ветхом Завете используется название «tubalkain» (созвучное хаттскому «habalkinnu»). Самое раннее упоминание о железе в Библии можно найти в 1-й книге Моисея («Бытие»). При перечислении потомков Каина говорится: «…Цилла родила мальчика, названного Tubalkain, ставшего кузнецом…».

Финикийцы были прекрасными мореплавателями, вели обширную торговлю по всему Средиземноморью, они основали множество колоний, в которых, в частности, развивалось и металлургическое производство.

По существующей в настоящее время теории, от финикийцев термин «парциллум» перешел к этрускам в форме «ферсом», а затем вошел и в латинский язык в виде «феррум». Именно так теперь и называют железо, когда о нем говорят как о химическом элементе. Ставшее международным латинское название «ferrum» принято сегодня у всех романских народов.

Отметим, что тибетские и китайские слова, обозначающие железо, современные лингвисты также производят от хаттского «hawalki». Ситается, что от него произошло древнекитайское «khlek», которое затем трансформировалось в «thek» («cek») – сталь. Чугун, который китайцы научились использовать раньше других народов, они называли «чао». Для обозначения металла вообще, как философской категории, применяли термин «цзянь», которым также обозначали бронзовый меч – особо почитаемое благородное оружие.

В основе слов «ковка», «ковать», «коваль», характеризующих процесс термомеханической обработки металла, лежит корень «ков», происходящий от позднего хеттского названия меди «кувана» («кована»). От него же происходит слово «коварство», ранее означавшее «мудрость, умение, замысловатость» и не имевшее негативных оттенков. Поэтому встречающееся в летописях словосочетание «коварные златокузнецы» следует понимать как «умелые ювелиры». Глагол «ковать» ранее имел широкий смысл: «изготовлять что-либо из металла с помощью умения, навыков». Именно от него произошло множество слов, обозначавших и мастера, и его инструменты, и продукцию, например: ковач, наковальня, ковадло (кувалда, молот), подкова, ковчег (металлический ящик).

Исходный материал для металлургического производства в древности назывался, так же как и в настоящее время, рудой. В древнерусском языке это слово обозначало одновременно кровь и рудные минералы, т.е. «кровь земли». Прилагательное «рудый» было синонимом красного или рыжего цветов, из чего можно сделать вывод о том, что под «кровью земли» подразумевались прежде всего минералы железа. Именно они – болотные железные руды красно-коричневых оттенков – были наиболее распространены в лесной полосе среднерусской равнины, где обитали наши предки. Божеством, покровительствовавшим рудам и помогавшим древним рудознатцам, был Семаргл, представлявший собой крылатого пса. Кстати, славянское слово «руда» имеет прямые родственные связи со скандинавским (варяжским) «raudi». От этого термина, обозначавшего болотную или гематитовую руду, происходят финское слово «rauta», исландское «rauda» и даже современное английское «red» – красный, заимствованное у викингов.

…главным покровителем русских кузнецов считался бог Сварог, один из пяти верховных божеств Киевской Руси. Сварог (его помощником и подчиненным являлся Семаргл) был богом неба, огня и воздушной стихии, от него зависело движение «соков» и «крови» в земле, т.е. появление побегов растений и проявление жил и руд металлов. Поэтому считалось, что металлург-кузнец мог не только выковать меч или плуг, но и врачевать болезни, отгонять нечистую силу, ворожить и даже устраивать свадьбы.

У многих славянских племен существовала легенда о том, что бог Сварог послал людям на землю кузнечные клещи «и нача ковати оружие, преже бо того палицами и камением бивахуся» (А.А. Шахматов «Повесть временных лет»).

Задолго до начала железного века и даже эпохи бронзы люди находили металлические предметы: метеоритное железо, медные, золотые и серебряные самородки. Неумение обрабатывать их ничуть не мешало пониманию того, что эти предметы состоят из какого-то особенного материала, не похожего на хорошо знакомые камень, глину или дерево. Скорее всего, уже в те времена металл, наряду с другими важнейшими для человека природными материалами, начал осознаваться в некоторых культурах как один из элементов, одна из стихий, из которых состоит вся Вселенная.

Мифология начинается с космогонии – сказаний о том, как был создан и упорядочен мир. И уже здесь металлы играют существенную роль: в первую очередь железо, золото, бронза, реже – медь, серебро, свинец. Особые свойства металлов делали их в глазах людей Древнего мира отличным «рабочим материалом» в руках богов, по аналогии с архаичными мифами о сотворении мира и человека из глины.

Одним из универсальных мифических сюжетов, распространенных у многих народов, является возникновение мира, либо божества, сотворившего мир, из Мирового (космического) яйца. В ряде случаев материалом яйца является металл, чаще всего золото, как «идеальная субстанция» и как символ солнца.

В индуистской мифологии мир возник из Мирового яйца, которое раскололось на две половины. Серебряная половина превратилась в землю, а золотая – в небо. По более позднему варианту мифа из золотого зародыша Хиранъягарбха возник творец Праджапати; в еще более поздней трактовке из него возникает Брахма – бог-творец, создатель Вселенной, ее олицетворение и душа.

Согласно китайским мифам мир изначально представлял собой подобие куриного яйца, тогда родился Пань-гу. Каждый день Пань-гу, на плечах которого покоилось небо, а ноги упирались в землю, рос примерно на три метра. Через 18 тысяч лет мир полностью разделился на две части: светлую – небо и мутную – землю (Инь и Ян). Когда Пань-гу увидел, что земля и небо находятся так далеко друг от друга, что уже не смогут соединиться, он умер. Из частей тела Пань-гу образовался весь окружающий мир, в том числе из костей и зубов – металлы и камни.

В японской традиции духи руд металлов (и сами руды) произошли из рвоты первой женщины Идзанами, которая сильно обожглась во время родов Духа Огня и тяжело заболела. В тибето-бирманской мифологии металлы, растения и животные произошли из тела первопредка Линген Соба. По одному из вариантов мифа о сотворении мира царства Ахом (территория современного индийского штата Ассам), небо соткал из золотых нитей паук, а земля появилась из его экскрементов. С неба на землю паук опустил тысячи нитей, по которым спустились души всех живых существ.

Интересен мотив возникновения мира из металлического яйца (яиц) в карело-финской мифологии. В ижорской руне мир из яйца творит ласточка – «птица воздуха». Она находит кочку посреди вод, отливает гнездо из меди и кладет туда золотое яйцо. Налетает большая туча и гнездо скатывается в воду. Тогда ласточка летит к кузнецу и просит сковать ей грабли со стальными зубьями. Этими граблями птичка достает половину белка и половину желтка, а разбившаяся скорлупа становится звездами на небе.

В финских рунах, объединенных в эпос «Калевала», утка снесла шесть золотых и одно железное яйцо на колене Матери воды – воздушной девицы Ильматар, но они скатились вниз и разбились: из этого первичного материала и был создан мир.

Необходимо отметить, что медь и золото в поздней карело-финской мифологии считаются существующими изначально, и принимают участие в сотворении мира, а железо возникает в результате отдельного акта творения. Вот как поэтично описывается этот процесс:

Не рождалось лишь железо,
Не рождалось, не всходило.
Укко, этот бог верховный,
Протянул однажды руки
И потер их друг о дружку
На своем колене левом:
Появились три девицы,
Эти дочери творенья,
Эти матери железа
И голуборотой стали.
Вот пошли они, колышась,
В облаках они ступают,
Молоком полны их груди,
И сосцы отяжелели.
Молоко течет на землю,
Грудью полной орошают
Девы землю и болота,
Тихо дремлющие води.
Каплей черною стекает
Молоко у девы старшей,
У второй же девы, средней,
Каплей белою стекает,
А у той, что всех моложе,
Каплей красною сбегает.
И из черных этих капель
Вышло мягкое железо;
Где же белые упали –
Сталь упругая явилась;
А из красных капель вышло
Лишь некрепкое железо.

Металлы в мифологии – не только материал, из которого создан мир. Часто они играют существенную роль в его устройстве. В мифологии многих народов распространен мотив «мировой основы». Как правило, в роли основы выступает «Мировая Гора» или «Мировое Дерево», однако это может быть и металлическая ось. В центрально-азиатских традициях и у ряда алтайских народов упоминается железный столб (иногда железная гора), который находится посреди земного диска и соединяет небо и землю, касаясь вершиной Полярной звезды.

Схожие мотивы наблюдаются в монгольской мифологии. В монгольских мифах Полярная звезда носит название «Золотой кол» (Алтан гадас) и осмысливается в различных вариантах как небесная коновязь, изготовленная девятью мудрыми кузнецами, или как камень, закрывающий отверстие в небе (если его вынуть, вода зальет землю), или как вершина мирового столба или мировой горы, т.е. как «пуп неба».

В мифологии догонов – одного из народов Западной Африки (Республики Мали) Земля – круглая и плоская – окружена, как ободом, большим пространством соленой воды, все вместе обвивает громадная змея, прикусив свой хвост. В центре земли находится железный столб. Он поддерживает другую, находящуюся над небом, землю. Каждая земля имеет солнце и луну. Солнце неподвижно, а земной диск вращается в течение суток вокруг своей железной оси.

Согласно мифам другого африканского народа – дагомейцев – Земля была создана первосуществом Айдо-Хведо – змеей-радугой. Горы – это ее экскременты, поэтому в горах находят драгоценные металлы и камни. Айдо-Хведо поддерживает землю, свернувшись кольцом и закусив свой хвост, а когда шевелится, чтобы устроиться поудобнее, происходят землетрясения. Питается она железом, которое делают для нее живущие в море красные обезьяны. Когда у обезьян кончится железо, змее нечего будет есть, и ей придется кусать свой хвост. Тогда земля, которая и так перегружена тем, что на ней находится, соскользнет в море, и настанет конец мира.

Некоторые свойства металлов – высокая температура в расплавленном состоянии и способность наносить раны – используются в мифологии для наказания грешников. Так, зороастрийский вариант Страшного суда предполагает, что после того как тела умерших восстанут и соединятся с душами, спасенные, равно как и грешники, должны будут в течение трех дней подвергнуться испытанию расплавленным металлом. Божества Арьяман и Атар расплавят весь металл в горах, и он потечет на землю огненной рекой. Расплавленный металл покажется спасенным парным молоком, а грешники переживут вторую смерть и исчезнут навсегда с лица земли. Река металла потечет в ад, уничтожит духа зла Анхро-Манью и сожжет остатки зла в мире.

В индуизме, в одной из 21-й преисподней – Лохашанку – железные листья непрерывно пронзают тела грешников, в другой – Шалмали – в их тела вонзаются шипы «огнеподобных» медных деревьев шалмали.

Особенно часто металл фигурирует в мифах как материал, из которого сделано небо…

Поскольку в Египте вплоть до 2-го тысячелетия до н.э. колесный транспорт был неизвестен и основным средством сообщения служили корабли и лодки, образ небесной колесницы, присущий, например, более поздней древнегреческой мифологии, был чужд мифотворчеству египтян. Солнечное и лунное божества передвигаются у них на ладьях. Для объяснения, почему небесные воды не обрушиваются на землю, было создано учение о металлической преграде, являющейся дном небесного потока. Когда верховный бог Ра создавал землю в виде продолговатого плоского четырехугольного ящика с приподнятыми краями, он также соорудил полукруглый металлический небосвод.

Уже в «Текстах пирамид» (XXVII-XXV вв. до н.э.) египтяне называют небосвод медным. Характерно, что и в Библии, и в поэмах Гомера, небо тоже считается медным. По всей видимости, древние народы, цивилизация которых была основана на меди и бронзе (греки, египтяне, иудеи), полагали, что аналогичным образом обстоит дело и в мире богов. Шумеры и вавилоняне полагали, что небо – свинцовое.

Переход к использованию железа внес соответствующие коррективы и в мифологию, в последствии у большинства цивилизованных народов специфическим небесным металлом считалось железо. Традиционно в мифологии мир делится на серединный – мир людей, верхний – мир «добрых» богов и нижний (хтонический) –мир «злых» богов и мертвых. Важную роль в отождествлении небосвода с железной сферой сыграло «проецирование» реалий окружающего человека мира на «верхний» мир с обитавшими в нем богами.

Развитию представлений о небесах как о железной сфере способствовало знакомство и использование человеком метеоритов. Именно благодаря метеоритам люди познакомились с железом, его свойствами, научились производить из него предметы культа и украшения.

В мифологии дусунов Сабаха (Восточная Малайзия) мир создали муж и жена (Варунсансадон и Кинорохинган), вышедшие из изначальной скалы. Варунсансадон создала землю из комков грязи с собственного тела, а кузнец Кинорохинган выковал небо. Затем они вылепили из глины людей.

Южно-карельская версия финно-угорских мифов отводит роль творца богу-кузнецу Ильмаринену (соответствующему удмуртскому Инмару, марийскому Йыну). Ильмаринен выковывает солнце и луну, из двух медных половинок создает небо, скрепляя сферу невидимым тончайшим швом, так что «след молота не виден, не видны следы клещей в нем». Чтобы небо держалось и не падало на землю, кузнец забивает в него гвозди с серебряными шляпками, которые превращаются в звезды.

По современным представлениям производство железа из руд получило развитие в ходе использования железосодержащих минералов для производства глазурей в гончарном производстве. Существуют две основные версии происхождения технологии производства железа из руд: моноцентричная, согласно которой «родиной» технологии является Малая Азия (Анатолийский полуостров), откуда она распространилась по всему Ближнему Востоку, Европе и Азии, и полицентричная, согласно которой первичных центров производства железа было несколько. При этом у специалистов не вызывает сомнений, что именно народы Малой Азии первыми преуспели в философском осознании природы химических превращений, происходящих при «превращении» руды в железо. В 3-м тысячелетии до н.э. в Малой Азии складывается отношение к железу как к сакральному металлу – дару богов и символу царской власти.

Первоначально метеоритное и рудное железо использовались совместно; железное оружие украшалось золотом, что говорит о его церемониальном и сакрально-религиозном значении. Постепенно технология производства железа вышла на «государственный» уровень, став основой могущества государства хаттов.

У хеттов, перенявших культуру и технологии хаттов, железо также имело сакральное значение – из него был сделан трон царя Анитты, железное оружие использовали в ритуалах и посылали в качестве даров царям и фараонам Ближнего Востока. У хеттов же впервые появляется «специализированный» бог-кузнец – Хасамиль.

Можно предположить, что отношение различных народов к железу, отраженное в их мифологии, складывалось в процессе знакомства с ним; например, вряд ли народы, использовавшие медь и бронзу, и впервые узнавшие железо от воинственных соседей, могли считать его даром небес. В частности, у древних израильтян железо было символом несчастья, рабства, выносливости и решительности. В удэгейском фольклоре имена, образованные от основы сэлэ – «железо», имеют злые духи.

Весьма спорный тезис…

Табу на применение железа в районе Средиземноморья существует с древнейших времен. На Крите жертвы богу Менедему приносились без применения железа. Архонт (греч. archon — начальник, правитель – высшее должностное лицо в древнегреческих полисах) Платеи никогда не должен был прикасаться к железу. Впоследствии, развивая древнейшую тему «золотого века» (потерянного рая), древнегреческие и древнеримские поэты в своих произведениях приняли периодизацию золотой век – серебряный – медный – железный. Причем железный век – «век наклонностей худших» (Гесиод, Вергилий).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: