В своем труде «Создание древних цивилизаций (Обновленная теория происхождения государств)» Андрей Юрьевич Скляров исследовал процесс появления древних государств в долинах больших рек и выделил пять основных центров, обладавших признаками искусственного создания государственности и культуры. Это долины рек Инда, Нила, Тигра и Евфрата, Амударьи и Хуанхэ. В этих регионах в период с 2600 г. до н.э. по, приблизительно, 2200 г. до н.э. произошёл стремительный взлёт государств Хараппы, Египта, Шумера и Аккада, культуры Бактрийско-Маргианского Археологического Комплекса и первого китайского государства императора Хуан-ди. Судьба искусственно созданных государств была различна. Лишённые поддержки и контроля богов, одни культуры быстро канули в небытие, другие оказались устойчивей и, пройдя периоды хаоса, смогли сохранить свою цивилизацию. За подробностями отсылаю читателя к источнику.
Скляров подробно разобрал государства Междуречья и Египта, а вот БМАК и Китаю уделил лишь пару абзацев. Целью данной статьи является попытка заполнить пробелы теории, связанные с Китаем и Южной Америкой.
Начнём с Китая. Какая культура в долине Хуанхэ получила развитие в 2600 – 2200 г. до н.э.? Это была группа энеолитических культур под названием Луншань. Культура названа по близлежащему городу Луншань («Гора Дракона»). Численность населения резко увеличилось в течение 3-го тысячелетия до н.э., а затем резко сократилось в большей части региона, а многие крупные центры были заброшены приблизительно к 2000 г. до н.э, пока в центральной области не превратилась в культуру бронзового века Эрлитоу.
Считается, что этот культурный слой возник на базе культуры Яншао, но под влиянием извне. Якобы мигранты из Центральной Азии вызвали культурный обмен. А можно предположить, что те, кто дал знания и технологии центральноазиатам, научил тому же и древних китайцев. Это влияние проявилось в появлении гончарного круга, новых сортов зерна (выращивание пшеницы) и новых пород скота (приручены козы, овцы, коровы). Луньшанцы выращивали просо и рис, разводили свиней, производили своеобразную керамику черного цвета. Китайский учёный Ян Вэньмин даже предложил термин «эра Луншань», чтобы охарактеризовать культуры позднего неолита (3-е тысячелетие до н.э.) по всему региону.
В этот период практикуется скапулимантия, то есть гадание на костях коров, свиней, овец и оленей, что можно рассматривать как практику жертвоприношений. Есть сведения и о человеческих жертвоприношениях.
На северо-западе и севере Шаньдуна в энеолите возникает более 30 городов, в том числе не менее 8 имеют площадь свыше 100 тыс. м2. Городища разных размеров образуют группы, некоторые обнесены стенами из утрамбованной земли, практически в каждом есть грунтовые платформы для культовых или общественных сооружений. В других областях поселения меньших размеров, но распределены весьма плотно, многие селения находятся на расстоянии менее 1 км друг от друга. Некоторые поселения насчитывали до 100 домов.
Наличие городов, письменности, социальной дифференциации, статусных изделий из нефрита и прочих признаков, позволяет оценивать уровень развития энеолитических культур Шаньдуна как раннегосударственный.
Племена культурной общности Луншань представляли собой среду, в которой вызревали прогрессивные методы производства орудий, приведшие к появлению меди и бронзы, складывались элементы будущей городской цивилизации и формирующегося государства.
На обширной территории в луншаньское время получила распространение сходная в своей основе технология керамического производства, появился гончарный круг, повсюду господствующим стал хозяйственно-культурный тип оседлых земледельцев, выращивавших злаковые культуры. Отчетливо проявилась тенденция к расширению числа видов домашних животных. Луншаньцы и их ближайшие соседи, первыми овладели производством и обработкой металла. В дальнейшем знакомство с выплавкой меди, соединенное с богатым опытом строительства и эксплуатации гончарных печей, изготовления керамики, позволило энеолитическим племенам быстро перейти к производству бронзы и освоить оригинальную технологию отливки бронзовых изделий в глиняных формах.
Итак, что мы имеем? Боги дали людям в этом регионе технологии выплавки меди и бронзы, выращивания злаковых культур, скотоводства, постройки городов, письменность, основы государственности. Собрали людей в города и заставили выращивать злаковые, выплавлять металл, разводить скот и приносить жертвы. Таким образом, мы видим те же признаки вмешательства богов в жизнь первобытных людей, что и в других мировых центрах.
Но весь этот праздник существовал приблизительно до 2250 г. до н. э., когда все эти до того прекрасно себя чувствовавшие культуры практически одномоментно приходят в упадок, после которого либо видоизменяются, значительно сократив численность, либо вообще исчезают. Самые поздние даты существования Луншаня – около 2000 г. до н. э., после чего эта культура перестала существовать.
Поэтому можно утверждать, что если верить хронологии китайских летописей,то легендарный Желтый император Хуан-ди, а по сути, «бог», объединил в первое китайское государственное образование именно племена луншаноидных типов.
А как же Америка?
Андрей Юрьевич писал, что «из-за во многом произвольно назначенных историками датировок по Новому Свету мы не можем сейчас сколь-нибудь определенно говорить о событиях, которые в реальности происходили в этот период на американских континентах».
Однако, что касается Южной Америки, историки все же набрались смелости взглянуть в лицо фактам и отодвинуть возраст доколумбовой цивилизации в третье тысячелетие до н.э. Речь идет о культуре Караль-Супе или Норте-Чико.
Разные названия происходит от региона Норте-Чико на северо-центральном побережье Перу и названия местности Караль в долине реки Супе к северу от Лимы, где был обнаружен крупный археологический памятник данной культуры.
Предки представителей этой культуры были рыболовами и жили на Тихоокеанском побережье. Радиоуглеродные анализы на участках показали существование небольших поселений уже в 9210 годудо нашей эры.
Но с 2500 по 2000 год до нашей эры, в период наибольшего расширения, население переместилось в глубь материка, где образовывали крупные поселения-города, по-прежнему остававшиеся зависимыми от добычи рыбы и моллюсков. Исследования раскопок демонстрируют уникальное развитие Норте-Чико по сравнению с другими культурами в условиях засушливой окружающей среды. В регионе располагаются более 50 рек, обводняемых тающими в Андах снегами. Развитие широкомасштабного орошения из этих источников воды рассматривается как решающий фактор появления цивилизации Караль-Супе. Область её появления соответствует одному из первичных центров происхождения культурных растений по Вавилову, а именно Южноамериканскому или Андийскому центру. Mестные жители выращивали авокадо, гуайяву, зелёные бобы, тыкву, сладкий картофель, красный перец, кукурузу и, возможно, употребляли коку. Они разводили и обрабатывали хлопчатник, который меняли у жителей прибрежных деревень на рыбу и моллюсков. Рыбу они приносили в жертву богам, как это делали и шумеры на раннем этапе своей истории.
Существует версия, что они также были изобретателями кипу, то есть узелкового письма, а правильнее – мнемонической и счетной системы.
Скорее всего, общество Норте-Чико представляло собой теократию, но не жестокую. Особенность данной культуры уникальна тем, что она первая изобрела сложную модель государственности, а не переняла её у другой, более старой культуры. Археологические раскопки не нашли признаков милитаризации населения и обороны города, города не страдали от военных действий и нападений.
Культура Караль-Супе обладала мощной экономической властью в регионе, контролируя торговлю хлопком и сельскохозяйственной продукцией. При этом основная власть была сосредоточена в городах. В пользу сильной централизованной власти говорят монументальное строительство и крупные склады для товаров.
Религия людей Норте-Чико включала поклонение богам и сверхъестественному,
причем играла в обществе очень важную роль, люди возводили храмы и здания для совершения священных церемоний. Раскопки показывают возможные свидетельства пиршества с алкоголем и музыкой.
В каждом из протогородов Караль-Супе (их уже известно до 20) были воздвигнуты ступенчатые пирамиды – от одной до семи. Их высота доходила до 26 метров, а размеры прямоугольных оснований – до 100 на 80 метров. Объем крупнейших пирамид превышал 150 тысяч кубических метров. Другим ключевым элементом архитектуры городов Норте Чико были круглые площади диаметром от 20 до 40 метров, углубленные в землю на один-два метра. Возведение этих сооружений, которые явно выполняли церемониальные и, возможно, религиозные функции, требовало значительных коллективных усилий. При всем этом их строители пользовались самыми примитивными каменными инструментами, не выплавляли и не обрабатывали металлов, не знали письменности, не умели производить изделий из глины и практически не выращивали зерновых культур. К тому же после них не осталось и произведений изобразительного искусства.
Наиболее хорошо изученным поселением одноименной цивилизации является собственно Караль. Он был заселён в период приблизительно с 2600 по 2000 год до нашей эры и имел население, по оценкам, около 3 тысяч человек. Городской комплекс строений включает в себя 6 пирамид (или, скорее, холмообразных платформ), стоящих вокруг площади, остатки амфитеатра и жилые районы элиты. Ключевым строением комплекса является главная пирамида, или Пирамиде-Майор — строение на платформе площадью почти с четыре футбольных поля и высотой в 18 метров.
Любопытна хронология Караля в поздний период:
- Поздне-средний период (2300-2200 гг. до н.э.): здания увеличиваются по площади и объему; построены большие платформы и площади.
- Начальный поздний период (2200-2100 гг. До н.э.): перестройка общественных зданий.
- Окончательный поздний период (2100-1800 гг. До н.э.): перестройка общественных зданий с использованием более мелких камней; население уменьшается.
То есть накануне того, как боги оставят людей (2200 г. до н.э.) наблюдается расцвет культуры и строительства, а после этой даты начинается период упадка и переустройства с неизбежной деградацией. После 1800 г. до н.э. долины рек Форталесы, Пативилки и Супе, где развивалась цивилизация Норте Чико, внезапно опустели – причины этого пока не выяснены. Скорее всего, их жители переселились на север и на юг, а также во внутренние районы Перу. Есть мнение, что эта миграция как раз и привела к распространению на обширные районы Южной и Центральной Америки основ социальной организации и технологических навыков, впервые созданных культурой Норте Чико. Появившись на пороге 2600 годов до н.э., государство Караля смогло просуществовать без управляющего «стрежня» богов немного дольше других цивилизаций – упадок длился лет четыреста. Это можно объяснить крайней невоинственностью региона, так что никто не мешал строителям бросать свои древние города и постепенно разбредаться по округе, так же, как это происходило в долине Инда.
Итак, богам было угодно заставить рыбаков выращивать овощи, фрукты и хлопок на орошаемых сельхозугодиях, производить алкоголь, заниматься монументальным строительством и жить в городах. Боги дали им сложную социальную и политическую организацию и религию. Взамен, они хотели, по-видимому, как всегда – поклонения и жертв.
Но почему боги выбрали именно этот регион? Во всех других регионах цивилизация двигалась из очагов древнейшего земледелия в предгорьях в сторону долин великих рек. Почему же первая цивилизация Перу так и осталась в колыбели своего зарождения, в Перуанском очаге земледелия? Ведь в Южной Америке есть долины огромных рек, Амазонки и Ориноко. Возможно, дело в самих реках. Так, самая полноводная река мира, Амазонка, не очень-то подходит для земледелия. Точнее – не подходит совсем. В сезон дождей огромные территории её бассейна оказываются под водой. А в остальное время это экваториальный тропический ад с тысячами опасных для людей обитателей и болезнями. Если бы даже боги заставили вырубать дождевые леса, то в долгосрочной перспективе это привело бы к эрозии почвы и экологическим проблемам, что мы и наблюдаем сейчас. Так что тропические реки-гиганты отпадали. Если какой регион и подходил для земледелия, то это скорее «междуречье» Параны и Уругвая. Почему там не найдены древние цивилизации? Наверное, просто их там не искали.
Как бы там ни было, но факт существования цивилизации Южной Америки именно в период глобального государственного строительства неопровержим. А традиционные историки все смелее «удлиняют» историю Южной Америки. Не успел Караль стать «самым древним городом Америки», как археологи нашли других претендентов на этот титул – комплексы Бандурриа и Сечин Баха, датируемые 3500 годами до н.э. Ждём «удревления» истории для Америки Северной?
Источники
- История Китая: Учебник (по ред. А.В. Меликсетова). М., 2004. С.11-12.
- Луншань – Большая российская энциклопедия, Авторы: Д. В. Деопик, М. Ю. Ульянов
- Статья Первые архитекторы Америки, Алексей Левин, 24.12.2004
- д/ф «Затерянные пирамиды Америки» («Discovery Channel», серия «Взрывая историю» (сезон 3 серия 2))
Если не ошибаюсь, император Хуан-ди считается основателем такого раздела медицины как иглоукалывание, которое базируется на сложной системе энергетических каналов внутри человеческого организма. Жёлтый император давно исчез, а иглоукалывание в руках настоящих специалистов и по сей день эффективно лечит людей. Если учесть, что современные приборы до сих пор не могут зарегистрировать невидимые глазу энергетические каналы, возникает вопрос откуда про них мог знать Хуан-ди. Напрашивается вывод, что он был один из “богов”.
Это не обязательно. Вполне возможно был хорошим экстрасенсом. Видел то, что большинству недоступно. И насч. человеческих меридианов, ещё в конце 20 века – их наличие было подтверждено – электропроводность человеческого тела по меридиану гораздо ниже, чем вне его. Удачи.
То есть есть период присутствия “Богов”, их некоторой деятельности, в том числе по окультуриванию аборигенного населения по всему земному шару. При этом целю присутствия “Богов” было явно не окультуривание и не миссионерство. Притом период прибывания “Богов” был крайне короток, скорее всего не более 200-300 земных лет. Вопросов больше чем ответов.