Словарик Рапа-Нуи

аку-аку – дух; дух предка; что-то вроде русского домового.

ао – ритуальное, обрядовое деревянное весло, символ верховной власти на острове.

ана – пещера; дыра, скважина, каверна.

Ана о Кеке – пещера Белых дев (пещера для «отбеливания» дев).

Ана Каи Тангата – Пещера людоедов; буквально «пещера, чтобы есть людей».

Анакена (август)  песчаная бухта на северном берегу острова с пляжем, место и время высадки Хоту Матуа.

арики – вождь; глава рода.

атуа – бог.

аху – сыпать; куча; груда камней; платформа.

Ваи-Махо – исчезнувшее поселение в бухте Тонгарики.

Вайху – исчезнувшее поселение на юго-восточном берегу острова; название острова в понимании Ю. Ф. Лисянского.

еепе – дородный, тучный, коренастый; по другой версии длинноухий.

епе – ухо.

епе ророа – длинноухий.

ити – маленький; ребенок.

ити-ити – грудной ребенок.

кирикири-теа – мягкий серый туф, порошок которого смешивают с соком сахарного тростника для изготовления краски.

Ко-те-Уму-о-те-Ханау-Еепе – «ров длинноухих» (буквально «земляная печь, в которой зажарили ручных»).

кохау ронго-ронго – говорящие дощечки; пасхальская письменность.

кумара – сладкий картофель.

маеа – камень (общее определение).

маеа матаа – обсидиановый наконечник, навершие копья, стрелы.

маеа матарики – крупноблочный туф или туффит, идущий на изготовление статуй, моаи.

маеа невхиве – черный гранит (название У. Томсона), из которого делали крупные рубила; фактически это ксенолиты трахибазальта.

маеа пупура – туфовый плитняк, служит для изготовления аху, каменных изгородей, стен домов.

маеа ренго-ренго – гальки халцедона, кремня, из которого делают скребки и другие мелкие орудия с режущей кромкой.

маеа токи – камень, шедший на изготовление каменных рубил, молотков; это ксенолиты основных и ультраосновных пород, включенных в туфы и туфоконгломераты.

маеа хане-хане – красные или черные пемзы, из которых делали пукао.

Макемаке – верховный бог Полинезийского пантеона.

мана – волшебная сила, способная передвигать статуи.

ману-тара – черная морская ласточка, священная птица рапануйцев, крачка.

маори – жрец, мудрец, знаток.

марае-ренго – родина предков, далекие края прошлого.

маори ронго-ронго – жрец знаток письмен кохау ронго-ронго.

мауна, маунга, манга – холм, гора, вулканический конус, искаженное испанское таипа (гора, вершина).

меа-меа – лангуст (буквально красный-красный).

менехуне (манахуне) – карликовый народ Гавайских островов, гномы, волшебные строители, покровители добрых людей.

моаи – каменная статуя, истукан, идол.

моаи аринга – двухголовая деревянная статуэтка.

моаи кава-кава – деревянная статуэтка мужчины, изображающая истощенного предка.

моаи паа-паа – то же, но женщины.

момоко – тонкий, худой, тощий.

момоко-тангата – деревянная статуэтка человека-ящерицы.

неру – священная дева белая (буквально «отбеленная, лишенная загара»).

нуи – большой.

Оронго – священный культовый город в пещерах на юго-западном скалистом утесе острова.

Папа Текена – бухта, занимающая половину кратера на северном мысе острова.

пахоехое – пемзы андезитовых базальтов (таитянское слово).

Поике – полуостров на востоке острова.

Пу-Акатики – вулкан на полуострове Поике; кратер на его вершине.

пука – пучок, связка.

Пуку пухи-пухи – вулкан (пыхтящая горка).

пукао – каменный черный цилиндр из пемзы; шапка, водружаемая на моаи; в процессе выветривания становится красной.

Пуна-Пао – красная голова, вершина вулкана; рыжий, красноголовый.

рано – кратер вулкана с озером или заросший камышом.

Рапа-Нуи – название острова Пасхи; Большая Рапа.

Рано-Марики – небольшой шлаковый конус рядом с Рано-Рораку.

Рано-Рораку – туфовый конус в центре острова, главная колыбель моаи.

Рано-Арои (он же Тереавака)  самый высокий вулкан на острове.

Рано-Као – крупнейший кратер на юго-восточной оконечности острова.

рима – рука, пятерня, пять; лист пальмы.

ророа – громадная, очень большая.

тангата-ику – фигурка человека-тюленя, деревянная.

тангата-ману – птице-человек.

тангата ронго-ронго – верховный жрец, учитель и знаток текстов кохау ронго-ронго.

токерау – юго-восточный свирепый ветер.

Тонгарики – бухта и самое крупное и хорошо сохранившееся аху.

торо-миро – акация, дерево.

Туу – собственное название одного из племен островитян.

ханау – род, раса, клан, рождаться.

ханау-еепе – длинноухий; по другой версии дородный, толстый.

ханау-момоко короткоухий; по другой версии худородный, тощий.

Хангароа (Тангароа)  бухта и главное поселение острова.

Хива – родина, земля предков, отцов, родина Хоту Матуа.

Хоа Хака-Нана-Иа – моаи из культового урочища Оронго, вывезенная в Британский музей; буквально «Рассекающая волны».

хоту-ити – название одного из племен пасхальцев.

Хоту Матуа – легендарный вождь острова, первый арики пасхальцев.

хури моаи – война за свержение статуй (из легенд).

Хроника острова Пасхи:

1566 – первое упоминание в испанских хрониках об открытии острова Пасхи кавалером Альваро-Менданья де Нейра.

1578 – путешествия испанского мореплавателя Хуана Фернандеса, открывшего архипелаг, названный его именем.

1687 – открытие Земли Дэвиса английским флибустьером Дэвисом; штурман Лионель Вайфер дал первое его описание.

1722 – открытие острова флотилией голландских кораблей под командованием адмирала Якоба Роггевена.

1760 – зарождение культа тангата-ману, согласно списку, составленному К. Раутледж (86 имен).

1769 – французский корабль «Сен-Жан-Батист» под командованием де Сюрвиля подошел к острову, были определены его координаты.

1770 – дон Фелипе Гонсалес де Хаедо 15–21 декабря присоединил остров к испанской короне; на острове поставлены три креста. Составлена первая схема острова.

1771 – Фрегат «Агила» (Чили) заходил на остров, офицеры со ставили первый словарик языка рапануйцев.

1770–1774 – считается, что на острове была война, потому что Гонсалес не упоминал лежащих статуй, а в записях Джеймса Кука говорится о них.

1774 – визит двух кораблей под командованием Дж. Кука. В его дневниках есть описание острова, жителей, статуй, способов их установки, некоторых обычаев островитян.

1786 – визит двух французских кораблей под командованием Лаперуза; проведены съемки берегов; сделаны зарисовки статуй; жителям были оставлены семена и животные.

1804 – первый визит русского корабля «Нева» под командованием капитана Ю. Ф. Лисянского.

1805 – американская китобойная шхуна «Нэнси» захватила в плен и увезла с острова 12 мужчин и 10 женщин.

1806 – гавайский барк «Каакоу-Маноу» (капитан А. Адамс) подошел к острову, но пасхальцы не дали команде высадиться.

1809 – визит судна под командованием капитана Амаса Делано.

1809 – визит корабля «Альбатрос» (капитан Уиншип).

1811 – американское судно «Пиндос» подошло к острову за водой и провиантом. Команда забрала на борт женщин, а утром они были выброшены со шлюпок за борт. С судна была открыта стрельба по плывущим, имелись жертвы.

1816 – заход русского корабля «Рюрик» под командованием О. Е. Коцебу, команда на берег не высаживалась.

1825 – столкновение команды английского корабля «Блоссом» (капитан Ф. У. Бичи) с островитянами.

1829 – визит корабля «Нантес» (капитан Тибауд).

1830 – А. Дю Пти-Туар посетил остров в составе французской эскадры. В его записках в последний раз упоминается о стоящих статуях.

1843 – премьер-викарий Океании монсеньор Ругоуз в сопровождении 24 монахов и монахинь прибыли на остров; считается, что они здесь погибли.

1852 – визит английского фрегата «Портланд».

1862 – черный год острова: на перуанской эскадре было увезено в рабство 1000 пасхальцев, на остров вернулось только 15, они болели оспой. Жители острова в основном погибли от оспы.

1864 – француз Эжен Эйро стал первым миссионером, вместе с отцом Ипполитом Русселем он поселился на острове. «Искоренял» язычество; по его приказанию были сожжены дощечки кохау ронго-ронго.

1868 – Гаспар Зумбом и Теодуло Эсколано на паруснике «Тампико» прибыли на остров в качестве миссионеров. Зумбом первым обратил внимание на дощечки и подарил одну из них епископу Жоссану. В 1868 г. он завез на остров домашних животных и растения, чтобы спасти население от голода.

1868 – на острове поселился капитан Дютруа Борнье. Он женился на королеве острова Карето, построил пристань в бухте Ханго-Пико, разводил овец. Деспотичный и жестокий человек, был убит.

1869 – на судне «Топаз» была вывезена в Англию знаменитая статуя Хоа Хака-Нана-Иа. Врач Пальмер оставил записки об острове. Еще одна статуя вывезена в Чили, а также фрески и другие предметы.

1870 – чилийская экспедиция на корвете «О’Хиггинс» составляет подробную карту острова. Капитан Хосе Анакето приобрел три дощечки и передал в музей Сантьяго. В своих записках упоминает, что все статуи упали с платформ. Он же отмечает, что на острове началась война между европейцами, а островитяне эмигрировали на Мангареву. На острове осталось всего 111 человек.

1871 – русский корвет «Витязь» под командованием Н. Н. Миклухо-Маклая подходит к острову. Основные сведения об острове он получил на Таити и на Мангареве от эмигрантов. Епископ Жоссан подарил ему 2 дощечки.

1872 – посетил остров французский корвет «Ля Флор» (капитан Т. де Лапелин). Писатель Пьер Лоти, плававший на нем, оставил яркое описание быта туземцев и отличные зарисовки. На этом корабле была вывезена отпиленная голова одной из статуй, хранится в музее Трокадеро в Париже. Пьер Лоти встречался с датским миссионером Смитом, о котором других упоминаний нет.

1877 – американский корабль «Блэкки Игл» потерпел крушение у острова, команда полгода жила на острове. Француз Адольф Пинар на корабле «Сейньелай» вывез много предметов быта в различные музеи мира. Были вывезены и черепа людей. Дал первое петрографическое описание горных пород.

1879 – Александр Салмон сменил Борнье, жил на острове 20 лет, был главным информатором и переводчиком многих путешественников. По национальности таитянин, островитяне доверяли ему. Его записи — главный источник по фольклористике и этнографии острова.

1882 – визит немецкого сторожевого судна «Гиена» (капитан Гейзелер, казначей Вейссер). Оба они оставили записки и вывезли множество предметов; описали Оронго.

1886 – на американском корабле «Могикан» прибыл У. Томсон, составивший прекрасное описание обычаев, мифов, предметов, табличек кохау ронго-ронго, словарь, численник. Он инвентаризовал аху и статуи.

1888 – чилийский майор Поликарпо Торо на корабле «Анданья» захватывает остров. Затем остров был передан в аренду промышленнику X. Мерлету. Деревня Хангароу превращена в резервацию, остров стал базой откорма овец. Остальные поселения разрушены. В этом же году остров официально присоединен к Чили.

1891 – у берегов острова потерпело крушение судно дона П. Торо.

1892 – заход военного судна «Абтао».

1897 – приезд духовной миссии Р. П. Хорха, настоятеля всех монастырей Таити.

1901 – на французском транспортном корабле «Ля Дюранс» на остров прибыл врач Делабурд, который сделал первые раскопки, зарисовки людей, изучал черепа. По результатам своих работ он издал прекрасный фотоальбом.

1904 – Александр Агассиц (командир кораблей «Альбатрос» и «Могикан») собрал фотографии всех платформ, статуй, хижин, барельефов, выполнил первые геологические исследования.

1905 – на корабле «Генерал Бакудано» прибыла группа ученых во главе с Вальтером Кнохе (Е. М. Кальдерон, Ф. Фуентес и др.). Группа провела геологические, сейсмические и этнологические исследования. Из бухты Хангароа была вывезена в Чили еще одна статуя.

1911 – В. Кнохе собирает предания пасхальцев, проводит опрос стариков. Он высказывает идею, что нынешние пасхальцы говорят на другом языке по сравнению с языком дощечек.

1914 – шесть немецких крейсеров заходили на остров после беспричинного обстрела острова Таити. В этом же году французский корабль «Жан» потерпел крушение близ острова.

1914 – пророчица Ангата поднимает восстание островитян против чилийских притеснителей, мятеж был подавлен.

1915 – английская археологическая экспедиция под руководством К. С. Раутледж ведет исследования на острове.

1922 – газеты мира сообщили о гибели острова Пасхи после землетрясения в Чили и наката волн-цунами.

1923 – новозеландский этнолог Макмиллан Браун проводит тщательные исследования. По собранным материалам он выпустил монографию.

1924 – работает геолог Л. И. Чабб; его работы были опубликованы только в 1933 г.

1930 – шведский ботаник Скотсберг исследует флору острова. В своих работах он сравнивает ее с флорой архипелага Хуан Фернандес.

1931 – краткий визит американца Р. Дж. Кассея, опубликовавшего затем путевые заметки.

1932 – американский Музей природоведения командирует на остров Темплтона Крокерса за сбором экспонатов.

1933 – работает геолог Марк Бэнди, автор статьи о геологии острова (Гарвардский университет).

1934 – франко-бельгийская археологическая экспедиция под руководством Альфреда Метро ведет крупные археологические работы. Он выступал с идеей случайного заселения острова. Об острове Пасхи им написано несколько книг.

1934 – на острове поселился патер Себастьян Энглерт, некоронованный владыка острова, автор прекрасных работ, авторитетнейший знаток острова. Скончался в Новом Орлеане в 1964 г., могила его на острове.

1935 – острову придан статус Национального парка Чили.

1938 – остров объявлен историческим памятником.

1943 – ленинградский школьник Б. Кудрявцев начал расшифровку рукописей острова. Он заметил, что на всех табличках один и тот же текст, но разной полноты.

1949 – контр-адмирал профессор Н. Н. Зубов публикует работу о путях заселения острова.

1953 – остров перешел под управление военно-морских сил республики Чили, власть перешла к военному губернатору. Овцеводством руководит комендант.

1955 – работает Норвежская археологическая экспедиция под руководством Тура Хейердала. В обработке материалов принимали участие советские ученые-лингвисты И. В. Кнорозов, Р. В. Кинжалов, А. М. Кондратов, И. К. Федорова.

1958 – заход советского дизель-электрохода «Обь» на остров Пасхи (руководитель В. Г. Корт). Появились публикации А. В. Живаго и Б. А. Зенковича.

1960 – реконструкция аху а’Киви в бухте Хангароа (под руководством американца У. Меллоя и чилийца Г. Фигуэроа).

1961 – Говард Лерой и фотограф Томас Дж. Аберкомье издают красочный альбом (Географическое общество США).

1962 – участники экспедиции с судна Калифорнийского университета (США) ведут археологические исследования, изучают геологию острова.

1962 – прибыла экспедиция француза Франсиса Мазьера, выдвинувшего идею космических пришельцев.

1963 – визит советской немагнитной шхуны «Заря».

1964 – сделана аэровоздушная съемка острова (Чили).

1964 – на судне «Антофагаста» прибывает корреспондент газеты «Правда» В. Боровский. О своих впечатлениях он рассказал в книге.

1966 – американское судно «Карусел» ведет исследования магнитных свойств пород острова.

1966 – советский ученый И. К. Федорова защитила диссертацию на материале исследования фольклорных источников острова.

1967 – начало регулярных самолетных сообщений с островом. Геолог Макс Бэнди изучает геологию острова (есть статья).

1972 – заход советского научно-исследовательского судна «Дмитрий Менделеев». Составлена геологическая карта острова.

1974 – в Праге выходит книга Мирослава Стингла об острове и обычаях его жителей.

1975 – болгарская журналистка Шела Аврамова записывает и издает мелодии острова (пластинки). В этом же году испанские археологи начали раскопки на острове. В музее Барселоны обнаружена статуэтка копия истуканов, существующих на острове. Экспонат датируется I–V веком нашей эры. Сообщение сомнительно.

1978 – Жак Ив Кусто на судне «Каллипсо» ведет подводные исследования в районе острова.

Иллюстрации:

Рис. 1     Рис. 2     Рис. 3    Рис. 4     Рис. 5

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Андрей Скляров

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: