Древние зодчие были не менее наблюдательны, чем нынешние археологи-реставраторы, использующие современные материалы и технику для восстановления старинных археологических объектов. Находка клиньев не доказывает, что с их помощью свергали идолов. Да и каким образом «не привыкший высекать статуи и строить из камня» варвар мог вбить клин под махину, навалившуюся на аху своим чудовищным весом.
Клин мог стать причиной падения статуй. Его присутствие ослабляет конструкцию пьедестала, уменьшает устойчивость исполина, особенно при землетрясениях. Клин, как утверждают механики, «работает» в условиях самых высоких нагрузок. Он изготовлен природой, потому что высекался в тех местах, где пласт пород пересекался сближенными трещинами. Именно поэтому материал клина менее прочен, он уже был ослаблен природой, легче выветривался. Дальнейшая «жизнь» клина протекала в неблагоприятных условиях: тень статуи укрывала его от солнца, поэтому около него была влага. Около него быстрее развивалась корневая система трав и мхов. Короче говоря, он раньше всех разрушался.
Таким образом, легенды об уничтожении и осквернении статуй «короткоухими» или другими варварами не подтверждаются. Нет вещественных доказательств. Не могут быть вещественными доказательствами ни обломки или целые изваяния, вделанные в аху, ни упавшие моаи, ни тем более клинья, которые, по всей видимости, поддерживали, а не сбрасывали истуканов. Науки о Земле, геология и петрология, опровергают «факты», которые казались археологам и этнографам бесспорными.
Археологические раскопки показали, что во «рву длинноухих» горел большой огонь в 1680 году (правда, датирование с помощью радиоактивного углерода допускает отклонение на 100 лет в ту или другую сторону). Это ли не доказательство правоты легенды об оборонительном рве, вырытом «длинноухими»?
Но, как показали те же раскопки, огонь горел здесь и прежде, за 1300 лет до гибели «длинноухих», а точнее в 386 году! Профессор А. Метро считал этот ров естественным образованием, а Те Ранги Хироа предполагал, что ров предназначался для выращивания ямса. Однако после раскопок Хейердала сложилось мнение, что «ров длинноухих» был оборонительным сооружением как в первый период культуры острова Пасхи, так и 1300 лет спустя.
Однако тщетно искали археологи следы поселений на Поике, как и следы костных останков «длинноухих» в самом оборонительном рву. За рвом на полуострове нет никаких изваяний. Нет там и пресной воды, и бухт, удобных для причаливания. Это неприступный полуостров, в то время как аху со статуями размещены вне его на незащищенной территории.
Предположим, что «длинноухие» оборонялись от своих врагов или хотели заманить их в ловушку. Но от кого оборонялись первые поселенцы острова Пасхи? Почему они высекали статуи вне своей крепости? На Поике есть только три небольшие платформы и высятся три креста, воздвигнутые в 1770 году Ф. Гонсалесом в знак того, что остров присоединен к испанской короне.
Если полуостров раньше был цветущим и зеленым, то почему об этом напоминают лишь угольки, кстати сказать, найденные не только во рву, но и на остальной территории Поике? Ни обломков головешек, ни крупных стволов не видно. Как ухитрились «наполнить ров дровами» люди, жившие на безлесном острове в конце XVII века? Наконец, какими орудиями труда удалось выкопать ров, длиною более 2 километров? Куда же исчезли те орудия, с помощью которых копали ров, и десятки тысяч кубометров щебня, которые при этом образовались?
Археологи не дали правдоподобных и убедительных ответов на эти вопросы. Именно геология объясняет «загадки» рва «длинноухих», причем так, как и предполагал профессор А. Метро, то есть ров имеет естественное происхождение!
Пу-Акатики – вулкан на Поике – резко отличается от двух других «главных» вулканов. Граница этого вулкана и очерчивается «рвом длинноухих». Это самый обычный стратовулкан гавайского типа, у которого лавы имеют основной состав – в них мало кремнезема, и поэтому они жидкие. У таких вулканов жидкая лава без взрывов медленно изливается через края кратера или щель в земной коре. Окончание лавового потока образует заметный шов в рельефе, на полуострове он назван «рвом длинноухих». Становится ясно, почему на Поике не видно камней, которые покрывают остальную территорию острова. Если бы камни убирали, как говорят о том предания о «длинноухих», то остались бы каверны, пещеры, западины. А их нет!
Отсутствие камней на всей территории полуострова Поике дало повод для рождения легенды о бунте «короткоухих», отказавшихся таскать камни и очищать поверхность полуострова. На самом деле камни перекрыты вулканическим пеплом. Откуда он взялся? Очевидно, после извержения какого-либо из полусотни вулканов острова Пасхи. Можно даже определить, какого именно. Мощность слоя пеплов уменьшается с запада на восток, значит, извержение происходило где-то к западу от Поике. Это могли извергаться Пуку пухи-пухи, Охие или Папа Текена, то есть вулканы, находящиеся на линии «посоха Увоке»! Быть может, разгневанный старик, топающий ногами, после чего падают статуи, является лишь мифическим олицетворением вулкана?
Стоит только взглянуть на диаграмму, составленную по данным Международного каталога 1969 года, где отмечены извержения как надводные, так и подводные, чтобы убедиться, что начиная с середины XVIII века и вплоть до наших дней в юго-восточной части Тихого океана было неспокойно. Остров Пасхи не мог не испытать на себе влияния этих процессов, потому что извержение вулкана – событие глобального, а не местного значения. Факт извержения регистрируется, как правило, всеми сейсмическими станциями земного шара. Не бывает вулканических извержений без землетрясений.
Начиная с 1809 года вокруг острова Пасхи и на Галапагосах, в Чили, в Перу, а с 1840 года и на соседнем архипелаге Хуан Фернандес клокотали вулканы, взлетали в небо конусы паразитных вулканов, происходили землетрясения, уничтожавшие города Южно-Американского побережья. Непрерывно содрогался и остров Пасхи. Как же в этих условиях могли устоять истуканы? Почему бы не разрушались аху, камни которых ничем не цементировались?
Подводные извержения вулканов или крупные сдвиги в земной коре вызывают катастрофические моретрясения, а иногда страшные волны цунами. Они всегда сопровождают крупные смещения земной коры на западном побережье Южно-Американского материка.
Уже в записках 1687 года флибустьера сэра Е. Дэвиса говорится о моретрясении в тот день, в который был уничтожен порт Кальяо. О. Коцебу писал, что в 1816 году при подходе к Вахрамовой скале корабль трясло, как в лихорадке, от сильнейшего моретрясения. В 1835 году Ч. Дарвин на корабле «Бигль» тоже испытал силу цунами. Для корабля, находящегося в открытом море, цунами не так опасны. Большая беда надвигается, если волна подходит к побережью. Сначала море отходит от берега, а потом многометровой стеной обрушивается на него, нанося непоправимый ущерб.
Уже в нашем столетии остров Пасхи дважды испытал вторжение океанских волн цунами. В 1922 году в связи с Чилийским землетрясением огромная волна нахлынула на пустынный берег острова Пасхи, нарушила аху в бухте Тангароа, разметала статуи. Вот почему фотографии аху Тонгарики, выполненные К. Раутледж и Т. Хейердалом, так не похожи. В 1960 году 22 мая произошло Чилийское землетрясение в районе Вальдивии. Береговая линия переместилась на протяжении 1500 км. Поднялась гигантская волна и со скоростью почти 1000 километров в час покатилась через весь Тихий океан. Уже через 3,5 часа она хлынула на остров Пасхи и устремилась в бухту Тонагарики, левое ее крыло обрушилось на знаменитое аху. Вся долина Хоту-Ити покрылась мусором, водорослями и грязью. Обломки статуй отметили ту черту до которой докатилась волна. Аху Тонгарики вновь было разрушено, особенно ее правое крыло.
Извержения, землетрясения, цунами не один раз обрушивались на многострадальный остров Пасхи. Многие из них происходили уже в ту эпоху, когда он был заселен. Стихийные бедствия, вполне понятно, объяснялись не с позиций современной науки, а на уровне сознания людей, живущих в веке камня. Так родились мифы о сотворении острова, о посохе Увоке, о чудесной мане, передвигающей статуи, о старце, эти статуи повергнувшем.
…остров лежит на стыке двух океанических плит (Наска и Чилийской), по которому проходит гигантский разлом земной коры. Он пересекает дно Тихого океана, разделяет Чилийскую плиту и плиту Наска. К востоку от Рапа-Нуи находится грандиозная плита Пацифика. Такие разломы называются трансформными. Приподнятым краем одной из океанских плит и является сам остров. Такая плита, полого наклоненная к юго-востоку, зажата между двумя гигантскими разломами, по которым со скоростью до 10 сантиметров в год и идет раздвижение океанического ложа…
Такое раздвижение, естественно, сопровождается активной деятельностью земной коры – землетрясениями, моретрясениями, подводными и надводными извержениями. Все это определило характер трещин, разбивающих поверхность острова на блоки.
При раздвижении дна в зоне Восточно-Тихоокеанского поднятия изливаются типичные океанические лавы. Ими образован вулкан Пу-Акатики и весь полуостров Поике. Когда движения идут по трансформному разлому, поверхности земли достигают другие лавы, кислые. Они вязкие, плотные, а вулканы, их извергающие, взрываются и разбрасывают тучи пеплов. Это самые катастрофические пароксизмы земных недр. Подвижки идут то в одном, то в другом направлении, но катастрофические последствия связаны только с трансформным разломом.
А теперь посмотрим, как же ориентированы упавшие с аху истуканы, куда откатились «шапочки», упавшие с их голов?
Анализ ориентировки упавших с аху статуй показывает, что их положение к странам света строго закономерно. Подавляющее большинство истуканов ориентировано параллельно северо-восточному берегу, а вернее сказать северному, потому что берег почти точно совпадает с географической параллелью. Эта ориентировка в точности совпадает и с направлением трансформного разлома. Следовательно, направление сейсмического удара, вернее сейсмических ударов, не случайное, а связано с движением плит вдоль трансформного разлома.
И еще одна любопытная деталь. Статуи на аху устанавливались спиной к морю, а лицом в глубь острова. Так вот, статуи юго-восточного берега упали, уткнувшись лицом вниз, на внутреннюю сторону аху, а статуи западного берега упали навзничь, через внешнюю стенку, и смотрят в небо. Это лишний раз доказывает, что сейсмический удар шел с запада, а сам остров отодвигается от оси Восточно-Тихоокеанского поднятия в сторону Южной Америки. Заметим также, что все упавшие с макушек исполинов «шапочки» оказались западнее постаментов, и все на одинаковом расстоянии.
Поставьте элементарный опыт. На плотной шершавой бумаге нарисуйте прямоугольный треугольник и положите лист на край стола. По периметру треугольника расставьте косточки домино, пятнышками внутрь треугольника. Пусть это будет лицевая сторона модельных истуканов. Положите на каждую косточку шашку вместо «шапочки». А теперь резко ударьте ладонью по краю стола. И вы увидите, что шашки упадут так же, как упали статуи на острове Пасхи. Все они окажутся на одинаковом расстоянии от основания косточек: это расстояние будет в точности соответствовать величине перемещения стола.
Надо упомянуть и о том, что вкопанные в кратере Рано-Рораку и стоящие на склоне моаи покачнулись и отклонились в том же самом направлении, к западу. Это еще раз доказывает правильность наших выводов. А эти выводы просты: истуканы падали под воздействием природных факторов.
Направление к западу прекрасно совпадает и с версией Потопной цунами!.. Только шапки ей противоречат.
…наши наблюдения над ориентировкой упавших с аху статуй тоже нуждаются в более строгой, инструментальной проверке. Измерения выполнены нами обыкновенным геологическим компасом, а его показания дают невысокую (в пределах 1–2°) точность и зависят от вариаций магнитного поля.
Добавить комментарий