…решение об уничтожении человечества [с помощью Потопа] было принято на совете богов далеко не единогласно — многие боги были очень огорчены решением своих коллег.

Две версии мифа рассказывают о сватовстве Думузи к богине [Инанне]. Согласно первой, его соперником был бог земледелия Энкимду, и Думузи добился успеха после долгого ожесточенного соперничества. По другой версии, его сватовство сразу охотно было принято Инанни, честолюбивой богиней любви и войны.

Инанна, по непонятным причинам, решила спуститься в подземное царство, где правит ее сестра богиня Эрешкигаль. Предположительно, мотивом ее путешествия были безудержные амбиции — желание подчинить себе подземный мир, стать его владычицей. На случай неудачного оборота событий она дает указания своему помощнику (помощнице?) Ниншубур: если она не возвратится через три дня, следует совершить погребальный обряд, а затем поочередно обращаться к трем высшим богам — Энлилю, Нанне и Энки с мольбой защитить ее и вызволить из преисподней.

Характерен срок — три дня…

Облачившись в царские одежды и драгоценности, Инанна спускается в подземное царство и добирается до лазуритового храма Эрешкигаль. У ворот храма ее встречает привратник Нети, который по указаниям своей хозяйки проводит Инанну через семь врат подземного царства. При проходе через каждые врата с нее по частям снимают одежды и украшения. Пройдя через седьмые врата, она предстает обнаженной перед богиней подземного царства и семью его судьями, которые смотрят на нее «смертоносным взглядом». От всего этого Инанна становится бездыханным телом, которое подвешивают на крюк, вбитый в стену.

На четвертые сутки отсутствия богини Ниншубур в соответствии с ее указаниями начинает обход богов. Как и предполагалось, Энлиль и Нанна отказывают ей в помощи, но Энки придумывает план возвращения ее к жизни. Он создает два бесполых существа из грязи, находящей под его ногтяим, вручает им «пищу жизни» и «воду жизни» и велит отправиться в подземное царство. Есть два варианта их последующих действий. В соответствии с первым они должны вручить эти дары Эрешкигаль, сочувственно вторить ее крикам, а когда в качестве ответного дара им предложат воду рек и зерно полей — не принимать их, а попросить тело, висящее на крюке, посыпать его «пищей жизни» и окропить «водой жизни» — по шестьдесят раз, — воскресив тем самым Инанну.

Странные существа проделывают все, что им велено, возвращают богиню к жизни, но на этом ее беды не кончаются: вошедший в «страну без возврата» может возвратиться в земной мир, только оставив себе замену. Инанна возвращается на землю в сопровождении толпы демонов, которые должны доставить назад либо другое божество, либо Инанну.

Вначале Инанна посещает два города — Умму и Бадтебиру. Боги-покровители этих городов Шара и Латарак при виде посланца царства смерти приходят в ужас, облачаются в рубище и ползают перед Инанной в пыли. Ее удовлетворяет их поведение. Она одерживает рвущихся демонов и, оставив этих двух богов в покое, отправляется дальше.

Прибыв в свой город Урук, Инанна встречает собственного мужа Думузи. Думузи ведет себя вызывающе: «Надел прекрасные одежды, воссел на высоком троне». Рассерженная тем, что муж не оплакивает ее, Инанна предает его в руки демонов. Думузи молит бога солнца Уту спасти его, превратив его руки в руки змеи и ноги — в ноги змеи.

На этом фрагмент основного мифа обрывается и дальнейшая судьба Думузи неизвестна. Позже были найдены глиняные таблички с несколько видоизмененным вариантом мифа, из которого можно понять дальнейший ход событий.

Уту дарит Думузи облик газели, и тот скрывается от демонов. Демоны хватают сестру Думузи Гештенанну и пытаются подкупить ее, чтобы она выдала им местонахождение брата, но Гештенанна не выдает его. Думузи, опасаясь за судьбу сестры, возвращается в город (есть вариант прочтения, в котором Думузи выдает некий его друг), где демоны хватают его, избивают, связывают и собираются утащить в подземное царство. Уту выручает Думузи, но демоны вновь хватают и избивают его. Думузи обращается за помощью к богине Белили, прося у нее воды и пищи. Как только он вкушает их, вновь появляются демоны, вновь Уту превращает его в газель, и Думузи бежит в пастушеский стан своей сестры Гештенанны. Демоны и там находят его, хватают, избивают, и в конце концов Думузи умирает.

Вообще, бардак там у них…

Предполагают, что в древнейшем варианте этого мифа дела обстояли наоборот: Инанна спускалась в преисподнюю, чтобы вернуть к жизни своего мужа и брата Думузи.

В иных текстах этот миф имеет сравнительно оптимистический конец: Гештеннна, богиня растительности, жертвует собой ради брата, добиваясь компромиссного решения, в соответствии с которым каждые полгода она занимает его место в подземном царстве. Таким образом, они поочередно проводят полгода на земле и полгода в царстве мертвых.

Наряду с краткими рассказами о сотворении мира, существует обширная поэма, именуемая «Энума Элиш» — «Когда вверху». Она является основным источником космогонических представлений жителей Вавилона.

Надо учитывать, что «Энума Элиш» может быть поздним вариантом пересказа более раннего источника с неизбежным искажениями…

В начале времен, когда вверху неназванным было небо, а внизу не имела названия земля, существовали лишь первичные океаны Тиамат и Апсу. Именно от них появились боги. И первыми были Лахму и Лахаму. От них родились бог Аншар и богиня Кишар. Пншар создал по своему подобию первенца Ану. От Ану родился Эйя (иные варианты прочтения Эа, Хайа) — соответствующие шумерскому Энки.

Эти боги были молоды, суетливы и шумны, раздражая Апсу и Тиамат своим поведением. Апсу решил покончить с ними, хотя его жена Тиамат уговаривала его смилостивиться. Эйя при помощи магических заклинаний, приготовив некое таинственное питье, усфпил Апсу и прикончил его, разрезав на куски и разбросав в океане. Могучий советник Апсу Мумму был закован в оковы.

Эйя построил себе жилище, где от великой богини Дамкины — шумерской Дамгальнуны — у него родился сын, которому дали имя Мардук. Уже при рождении у него был сияющий взор и могущественный вид. Охранять колыбель Мардука Эйя поставил Аншара, у которого были четыре глаза и четыре уха.

Тиамат, супруга убитого Апсу, решила отомстить за смерть мужа, собрав несколько богов и создав одиннадцать страшных чудовищ во главе с Кингу, который стал ее новым мужем.

Узнав о готовящемся нападении, Эйя созвал богов на совет. Боги вострепетали при вести о грядущем нападении. Не испугался только юный Мардук, взявшийся в одиночку схватиться с Тиамат.

Мардук получил от небесных богов скипетр, трон и уверения в покорности. Хорошенько вооружившись, он отправился на бой с Тиамат и ее приспешниками. Победить Тиамат удалось, набросив на нее сеть, сплетенную Ану, а затем прострелив стрелой. Когда Тиамат испустила дух, Мардук вырезал ее сердце, а туловище рассек надвое. Верхнюю половину он поднял и назвал «небеса», а из нижней половины создал землю, закрыв ее нижние воды. Добив войско Тиамат, он поднялся на небо, где создал обиталище богов, начертал небесные созвездия, соорудил ворота, через которые могло всходить и заходить Солнце и заставил сиять Луну, доверив ей ночь. День Мардук отдал Шамашу, повелев разгонять лучами злые силы. В благодарность боги воздвигли Мардуку город и храм.

Через некоторое время боги пожаловались на то, что терпят голод и холод. Стало ясно, что необходимо создать человечество, которое будет служить богам. Посоветовавшись с Эйа, Мардук решил, что для этого необходима божественная кровь. На собрании богов все громко вскричали, что в жертву нужно принести Кингу, который был предводителем мятежников. Кингу убили, и когда из него вытекла кровь, Мардук замешал глину на крови Кингу и вылепил человека, передав ему бремя богов, которые с тех пор стали жить без забот. По этому случаю в вавилонском храме Эсагилу благодарные боги устроили праздничный пир, провозгласив пятьдесят имен Мардука, передающих ему власть практически всех богов пантеона.

Значит, у богов тоже были мятежники, то есть была борьба за власть…

Человек создан на мятежной крови — вот вам и результат в виде непрерывного богоборчества людей..

Множественность передаваемых имен путем их перечисления, связь этого перечисления с передачей власти — очень интересная мысль, созвучная множественности имен Ахура Мазды и прочив «великих» богов…

Кроме обширного мифа «Энума Элиш» существуют более короткие рассказы о сотворении мира, отличающиеся от него. Один из них говорит, что вначале не было ничего и «все страны были сплошным морем». Затем были сотворены боги и построен Вавилон. После этого Мардук устроил на поверхности вод сооружение из тростника и с помощью своей матери богини Аруру (шуерская Нинмах-Нинту — Нинфурсаг) сотворил людей. После этого Мардук создал зверей, реки Тигр и Евфрат, камыши и тростники, зелень полей, болота и леса, корову и теленка, овцу и ягненка. Таким образом возникла земля, а из кирпичей, сделанных в форме, были сооружены города Ниппур и Урук с рамами и домами.

Слабые намеки на то, что Мардук относится к эре Тельца (куда и относятся многочисленные конфликты между богами)…

Согласно другому краткому рассказу небеса были сотворены богом Ану (шумерский Ан), в то время как Эйя сотворил твердую землю и все находящееся на ней. Отщипнув глину от Апсу, своего морского жилища, он сотворил Уллу — бога кирпичей. Он же сотворил болота и леса, горы и моря, а также богов, ведающих плотницким делом, обработкой металла, резьбой и каменотесными работами. Для обеспечения храмов жертвоприношениями он сотворил богов, надзирающих за зерном, скотом и вином, а также божественного повара, виночерпия и Верховного Жреца. Для поддержания порядка и выполнения работ были сотворены цари и люди.

Сотворению человека посвящена одна поэма, рассказывающая о том, что после отделения земли от неба, благоустройства земли, — в том числе создание Тигра и Евфрата вместе с дамбами и каналами, — боги стали думать, что бы им еще сотворить. Было решено, что следует сотворить людей, и для этого потребуется убить двух богов-ремесленников Ламга, воспользовавшись их кровью. Участью человека должно стать служение богам — сооружение для них храмов и святилищ, возделывание полей, взращивание скота с целью принесения богам жертв. В соответствии с планом были сотворены двое смертных по имени Уллегарра и Залегарра, и пара эта была благословлена плодородием и изобилием, чтобы они имели возможность должным образом служить богам.

В вавилонском варианте мифа вместо Инанн фигурирует Иштар, но как и в более древнем источнике, не сообщается причина, побудившая Иштар спуститься в преисподнюю. В конце поэмы, когда Иштар уже спасена, в роли ее брата-возлюбленного появляется Таммуз (шумерский Думузи), и причины его появления в подземном мире тоже не приводятся. Далее говорится о радостном возвращении Таммуза в страну живых. Лишь в ином тексте сообщается о пребывании Таммуза в преисподней и о том, какие последствия это имело для мира живых. Советник великих богов Пасуккаль сообщает о том, что в связи с событиями в подземном мире на земле «бык не покрывает корову, осел не оплодотворяет ослицу, мужчина не оплодотворяет деву».

вообще, во многих мифах, похоже, имеется прямое или косвенное указание на неприятность последствий общения мира живых с миром мертвых и путешествием туда и обратно, как-будто была цель запугать и пресечь даже попытки таких путешествий !!!

Описание нисхождения богини в подземное царство сходно с шумерским вариантом, однако Иштар, похоже, более склоняется к роли богини войны, а не любви. Стучась во врата преисподней, она грозит разнести их, разломать косяки, разбить замки, поднять усопших и напустить их на живых.

Эйа, соответствующий шумерскому Энки, посылает в преисподнюю не двух существ, как в шумерском варианте, а евнуха Асушунамира, чтобы тот выпустил Эрешкигаль дать ему бурдюк живой воды [ну и абракадабра — опять опечатка???]. Операция удается, и богиня подземного царства. Хотя и неохотно, приказывает своему советнику Намтару окропить Иштар живой водой. Описывается обратный путь Иштар на землю, причем у каждых врат она получает назад отобранную у нее одежду и украшения. Есть в поэме и указания на выкуп в виде инструкции Намтару: «Если она не уплатит выкуп — приведи ее назад».

…мудрец Адапа [смертный]… проклял Южный Ветер, сломав тем самым его крылья. Бог неба Ану поинтересовался у визиря Иллабрата, отчего Южный Ветер не дует уже семь дней, и, узнав о случившемся, разгневался и велел доставить ему Адапу.

Бог Эйа напутствует Адапу в дорогу и дает ему такой совет: по пути к дворцу Ану Адапа должен носить свои волосы распущенными и нечесанными, быть одетым в траур. Когда два небесных привратника, некогда жившие на земле, Таммуз и Гишзид, поинтересуются, отчего он в трауре, Адапа должен заявить, что он оплакивает двух богов, которые исчезли с земли. Когда привратники спросят его, кто же эти два бога, то он должен ответить: «Таммуз и Гишзид».

Зачем-то богу Эйа нужно было их выдвинуть + они жили на земле !!!

Роковым оказывается не этот совет, а следующий: «Когда ты предстанешь перед Ану, не ешь предложенную пищу смерти и не пей предложенную воду смерти».

Когда Адапа в трауре прибывает на небеса, все идет по плану. Таммуз и Гишзида вступаются за него перед Ану, и тот, смилостивившись, предлагает Адапе пищу и воду жизни. Следуя совету Эйа, Адапа отвергает угощение и тем самым теряет уникальную возможность обеспечить себе и человечеству бессмертие. Ану отсылает его обратно на землю, и люди по-прежнему остаются смертными.

Значит, бог Эйа подложил человеку свинью (добившись от него своего между прочим) — гнусный обман…

Существует миф, посвященный мудрецу по имени Атрахасис и его усилиям спасти человечество от богов, разгневанных дурным поведением людей. Боги поочередно насылают на человечество болезни, голод и стихийные бедствия, так что люди доходят до грани самоистребления. Всякий раз Атрахасис просит о заступничестве бога Эйа и спасает человечество, которое не чувствует благодарности и ведет себя все хуже и хуже. Одним из стихийных бедствий, насланных богами, является потоп, и Атрахасис играет в этом случае роль шумерского Зиусудра и библейского Ноя.

Почему-то идет обращение к тому богу, который уже подвел людей…

Существует… миф, посвященный бедствиям и несчастьям, постигшим человечество, а особенно аккадцев. Однако в этом случае спасителем является не смертный, а бог. Основными действующими лицами являются бог чумы Эрра и его спутник бог огня Ишум. Эрра отправляется в Вавилон — город Мардука, входит в его храм и уговаривает Мардука покинуть город, удалясь в некое место, в дом, «где пламя очистить твои одежды». Мардук не решается оставить Вавилон, боясь, что в его отсутствие демоны, боги подземного царства и вредоносные ветры убьют все живое, пожрут обитателей и обратят существующий порядок в хаос. Эрра обещает Мардуку в его отсутствие позаботиться о сохранении порядка, но как только Мардук покидает Вавилон, Эрра призывает Ишума и вместе они учиняют хаос и разрушения, которых так опасался Мардук.

Коварство между богами — привычное дело…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: