Несмотря на просьбы Ишума пожалеть людей, Эрра берется за дело. Для начала он уничтожает Вавилон с его предместьями и обитателями. Затем он берется уничтожить Урук, «город-блудницу и священных блудниц, евнухов и содомитов, увеселителей Эанны, чью мужественность Иштар, господин города, обратила на страх людям в женственность».

Эрра строит дальнейшие кровожадные планы, а Ишум, глубоко взволнованный случившимся, вновь умоляет его помиловать людей. В конце концов Эрра успокаивается и возвещает богам, что хотел полностью истребить род людской, но просьбы Ишума привели его к изменению планов. Отныне он собирается заботиться о людях, чтобы им сопутствовал успех в мирных и военных предприятиях, они побеждали своих врагов, принося домой богатую добычу.

Поэма завершается эпилогом, в котором сообщается, что автор не сочинял данное произведение, а лишь воспроизвел то, что бог явил ему во сне, не забыв и не прибавив ни строчки.

Похоже, что в этой (явно более поздней версии) «бог во сне автора» дает осознанно искаженную картину причин событий, притягивая за уши некие «грехи людей».

Эпос о Гильгамеше повествует о деяниях полумифического (он упоминается в шумерском списке в качестве царя первой династии) владыки Урука, правившего своим народом в течение 120 лет. Эпос, несомненно, составлен из различных мифов и сказаний, объединенных в целостное художественное произведение главным героем — Гильгамешем… Был он сверхчеловеческого роста и наполнен отвагой, говорили о нем, что он на две трети — бог и на одну треть — человек. Не зная, куда приложить свою силу, он буйствовал днем и ночью со своими приближенными, не оставляя сына родителю, дочери — матери.

Старейшины Урука пожаловались богам и стали умолять их создать существо, равное Гильгамешу, с которым он мог бы помериться силой, оставив жителей Урука в покое. Богиня Аруру, вняв просьбе, создала в сердце своем подобие Ану. Омыв в воде руки, она взяла ком глины, кинула в степь и там собственноручно слепила существо — Энкиду. Это был дикий человек, обладавший безмерной силой. Тело его было покрыто густой шерстью, а на голове волосы, как у богини Нисабы (эта богиня изображалась с короной, украшенной снопом колосьев). Энкиду кормился травой, дружил с дикими зверями, пил с ними на водопое.

Описание, очень похожее на неандертальца…

Именно у водопоя и увидел Энкиду некий охотник. Испугавшись увиденного, он рассказал об этом отцу, а тот посоветовал доложить о странном существе царю Гильгамешу. Царь, поразмыслив об услышанном, направился в храм Иштар, вызвал самую прекрасную из храмовых блудниц Шахмат и велел ей в сопровождении охотника отправиться на водопой, где был замечен Энкиду, а там соблазнить его, лишив избытка сил. Энкиду был очарован блудницей и пустился с ней в любовные утехи. После шести дней любовных наслаждений, на день седьмой Энкиду пришел в себя и обнаружил, что в нем что-то изменилось. Теперь дикие звери в страхе убегали от него, а блудница заявила: «Ты красив, Энкиду, ты подобен богу».

Герои схватились, и долгой была их битва, от которой стонала земля. Жилы их вздулись, ноги погрузились в землю по колени, пот покрыл их лица. Ни один из них не мог взять верх. Даже Шамаш, обходящий весь мир от начала времен, не видал такой схватки. Наконец Гильгамеш заявил Энкиду, что он вразумлен силой. Поскольку прежде одолевал любых противников, и предложил вступить в союз.

Жители Урука, увидевшие героев, идущих в обнимку, встретили их хлебами и хмельными напитками. Энкиду, не знавший до сих пор ни хлеба, ни браги, вкусил хлебов досыта, а браги выпил семь кувшинов. Потом, подобно людям, умастился елеем и облачился в одежды.

Могучему герою было скучно жить мирной жизнью. Он пожаловался Гильгамешу на то, что у него начинают иссякать силы. Гильгамеш предложил ему достойное занятие: «Изгнать из страны все зло». В первую очередь речь шла о свирепом Хуваве (в ассирийском варианте Хумбабе) — огнедышащем великане, хранителе кедровых лесов у моря, которые простирались на шесть тысяч «мер». Энкиду уже слышал об этом чудовище и был в тех местах. Он знал, что голос Хувавы сильнее бури, уста его — пламя, а лес его окружен рвом.

В пути Гильгамеш предложил посетить Эгальмах и посоветоваться с великой богиней Нинсун, являющейся, по одной версии, матерью, а по другой — супругой Гильгамеша. В Эгальмахе Гильгамеш сообщил Нинсун о своих намерениях и попросил ее благословения и заступничества богов. Нинсун, надев ритуальные одежды, поднялась на крышу дворца, совершила ритуальные возлияния и обратилась к небесам с просьбой взять под попечительство Гильгамеша. По возвращении богиня надела Энкиду на шею талисман, а Гильгамешу вручила испеченный ею волшебный хлеб, которого должно было хватить на весь поход.

Во сне царю приснилась та гора, у которой они остановились, и гора эта обваливалась на друзей, стоявших у обрыва. Энкиду, услышав о содержании сна, хотя и встревожился, дал ему благоприятное толкование: Хуваве будет повален, как гора, а останки его будут сброшены под обрыв на поругание хищникам.

Слишком вольное толкование сна… Больше похоже на землетрясение…

На следующем привале друзья вырыли колодец, добыли из него воды, а затем Гильгамеш вновь погрузился в сон, содержание которого оказалось следующим: земля была в морщинах глубоких, как лоб у старца. Испуганные звери спасались от какой-то беды. Гильгамеш во сне погнался за быком, ухватившись за его рог, и таким образом попал к водопою. Наклонившись к воде, Гильгамеш напился, а подняв голову, увидел, что бык исчез. И вновь Энкиду дает сну благоприятное толкование: в образе быка Гильгамешу явился сам Шамаш — бог солнца и утолил его жажду, чтобы дать возможность совершить великое деяние.

То ли навеяно долгой работой по добыванию воды, то ли намек на эру Тельца (и некий катаклизм)…

Гильгамеш ударил Хуваву своей секирой в затылок, а Энкиду ударил его топором в грудь. После трех ударов чудовище упало на землю бездыханным, а кедры закачались и застонали, как люди, поскольку погиб их хозяин. После этого герои убили и семь смертоносных лучей Хувавы, которые перестали обжигать людей. В конце битвы Гильгамеш уничтожил вредоносный кедровый лес, причем Энкиду, закрывая лицо руками, пав на землю, кричал, что друг его истребляет живое тело, что чувствуется запах крови, сходной с человеческой, хотя и иного цвета.

Громадный материал для фантазий и трактовок: кто такой Хуваве; что за семь смертоносных огней; почему кедровый лес был вредоносным и в чем эта вредоносность; сравнение кедрового леса с живым существом; что за иной состав крови леса ???…

Уничтоженный лес был обиталищем богини Ирнини (другое имя Иштар), и это обстоятельство имело серьезные последствия. Пока Энкиду, утомленный битвой, спал, Гильгамеш успел пробудиться, совершить омовение и, выбросив грязную одежду, облачился во все чистое. В это время с неба спустилась Иштар и предложила Гильгамешу стать ее супругом… Гильгамеш, неплохо знавший обычаи своей страны, отверг предложение в достаточно оскорбительной форме… Он напоминает богине о судьбе ее предыдущих супругов: Таммуза, из-за нее попавшего в преисподнюю; Альве, попавшего в семью семь ловушек; о коне, получившем взамен свободы узду и плеть; о пастушке, превращенном богиней в волка, которого подпаски травят собаками; об Ишуллану, хранителе сада, трогательно ухаживавшем за Иштар и превращенному в паука. Короче говоря, Гильгамеш дал понять, что не собирается утолять похоть богини и разделять судьбу ее прежних возлюбленных.

Разъяренная Иштар отправляется жаловаться на Гильгамеша своему небесному родителю Ану. Тот сначала отказывает в возмездии, говоря, что Гильгамеш ничего не выдумал, а лишь перечислил факты. Тогда Иштар выдвигает другой аргумент: если смертные будут нас оскорблять, то оскудеют дары, приносимые ими, и зашатается трон самого небесного отца. В дополнение к этому она выдвинула еще один… аргумент: угрозу отправиться в преисподнюю и выпустить оттуда мертвых, которые набросятся на живых.

Намек на какие-то негативные последствия контакта мертвых с живыми…

Испуганный Ану согласился сотворить быка, способного растоптать Гильгамеша. Злая богиня погнала быка на землю, в ненавистный ей город Урук, куда уже успел возвратиться Гильгамеш со своим другом… Вышедшие на защиту города друзья расправились с быком быстро и жестоко: Энкиду, бросившись сзади, схватил быка за хвост, и, когда бык повернулся, Глиьгамеш ударил его кинжалом между рогами. Одного удара хватило, и тем же кинжалом Гильгамеш, распоров бок быка, достал из него огромное сердце, которое было принесено в жертву Шамашу. Затем, услышав причитания Иштар, Энкиду вырвал у быка хвост и швырнул его прямо в лицо богине, заявив, что если она приблизится, то друзья замотают ее в кишки насланного ею быка. Вторично оскорбленная Иштар призвала городских блудниц оплакивать быка и вновь отправилась жаловаться на небеса.

все-таки эра Тельца…

Проснувшись среди ночи, Гильгамеш рассказал Энкиду содержание очередного вещего сна, заключавшегося в том, что боги после длительных споров и советов в наказание за уничтожение кедров и божественного быка решили умертвить Энкиду. На этот раз Энкиду не нашел благоприятного толкования сна и стал сокрушаться по поводу того, что умереть должен именно он, хотя действовали они вдвоем с Гильгамшем, а кедры Энкиду убеждал не трогать.

Действительно, почему именно Энкиду ??? Может, это связано с тем, что слишком велико оскорбление богине ?..

Гильгамеш, успокаивая друга, пообещал принести богам богатые дары, украсить крыши их храмов серебром и золотом. В ответ на это с неба раздался голос Шамаша, сообщившего Гильгамешу, что не стоит тратить попусту золото и серебро, поскольку решение суда богов обжалованию не подлежит.

И это после столь богатого жертвоприношения этому Шамашу в виде сердца быка !!!

Энкиду готов принять волю богов, но просит Шамаша отомстить тем, кто сделал его человеком: охотника лишить сил и удачи на охоте, чтобы он весь свой век пребывал голодным, а блудницу, которая привела его в город, обречь на позор и унижения. Шамаш не соглашается принять проклятие блуднице, поскольку та кормила Энкиду хлебом, достойным богов, и поила напитками, достойными царей, а к тому же даровала ему в братья Гильгамеша.

Странное требование Энкиду… Чем ему так досадило именно то, что он стал человеком ???

В соответствии с волей Шамаша Гильгамеш укладывает своего друга на смертное ложе, а утром поет свой погребальный плач, в котором вспоминает славные совместные приключения, описывает скорбь всей природы по Энкиду, плач жителей Урука, провожавших героя на битву и встречавших их с победой.

Охваченный горем, Гильгамеш отправляется в странствия, цель которых — поиски бессмертия… То, что для солнца занимает двенадцать часов, у Гильгамеша занимает двенадцать лет. Наконец Гильгамеш приходит к богу солнца Шамашу, и тот говорит ему, что все попытки героя напрасны. Гильгамеш все равно не отказывается от своего намерения и, продолжая поиски, приходит на берег моря к водам смерти, которые охраняет Сидури, «хозяйка богов». Богиня убеждает Гильгамеша не пытаться пересечь Море Смерти, поскольку это под силу только Шамашу.

Путь для смертных в страну мертвых знает только лодочник Уршанаби. При встрече с героем лодочник поначалу принимает его за мертвеца, которому нужно переправиться в страну мертвых. Однако, узнав суть дела, соглашается отвезти Гильгамеша к единственному из смертных, получившему жизнь вечную, — к Ут-Напишти. Ут-Напишта живет на острове, окруженном водами смерти, вместе со своей женой.

Ут-Напишти показывает Гильгамешу, что тот не в состоянии противостоять даже сну, и уж тем более — смерти. На прощание Ут-Напишти рассказывает Гильгамешу о некоем растении, растущем в мертвом море, которое дает если не божественную вечность, то, во всяком случае, омолаживает человека и охраняет его от всех болезней. Гильгамешу удается добыть это растение, но на пути в Урук он останавливается возле водоема, чтобы совершить омовение, умыться и переодеться. В это время змея, учуявшая запах цветка (в одной из версий — кто-то из богов), похищает цветок и уползает с ним, сбрасывая старую кожу.

Согласно тексту, некогда Гильгамеш помог богине Иштар защитить от враждебных сил посаженное ею дерево Хулуппу. Благодарная богиня подарила ему предметы пукку и микку, сделанные из ствола и ветвей дерева. Считают, что эти предметы — магический барабан и магическая деревянная палочка…

Иштар — то плохая, то хорошая…

Табличка… начинается с жалоб Гильгамеша по поводу того, что пукку и микку исчезли в преисподней. Эникду берется вернуть магические предметы, спустившись в преисподнюю. Выполняя свою миссию, он нарушает все правила поведения в преисподней, преподанные ему Гильгамешем, и не может вырваться назад. Гильгамеш обращается за помощью к различным богам, и, наконец, Эйа повелевает проделать в земле дыру, через которую сможет вылететь дух Энкиду, «подобно порыву ветра». На вопросы Гильгамеша об устройстве подземного царства и его обитателях Энкиду сообщает, что некогда прекрасное тело его пожрано червями и наполнено прахом. Гильгамеш бросается наземь и рыдает.

Последняя часть таблички сильно повреждена, но, судя по всему, в ней описывается участь тех, кто находится в преисподней, причем удостоившимся надлежащих погребальных ритуалов в преисподней гораздо лучше, чем тем, кто их не удостоился.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скляров Андрей Юрьевич

Скляров Андрей

Писатель, исследователь, путешественник.
Основатель и лидер проектов "Лаборатория альтернативной истории" и "Запретные темы истории". Подробная информация

Все работы

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: